ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Вечная память

Он ушел вместе с веком...
Памяти митрополита Тульского и Белевского Серапиона

       28 декабря 1999 года исполнилось 40 дней со дня кончины Высокопреосвященного Серапиона, митрополита Тульского и Белевского. Он умер на шестьдесят седьмом году жизни. Последние полтора года он стойко и мужественно переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией.
       Сердце Владыки Серапиона перестало биться в 5 часов утра 19 ноября прошлого года. Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа прибывает на первый поклон ко Господу, пришелся на великий праздник - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.
       Глубоко знаменательна кончина нашего Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии.
       Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы священства, помнивший службы Патриарха Сергия, последний постриженник Патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон Патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями.
       Он был истинный монах по складу души и жизни. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов - "целую Лавру", потому что знал, что монашество - фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо-Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их.
       За его плечами были 20 лет монашества в Троице-Сергиевой Лавре. Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишиневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда "двери открываются и невозможное становится возможным". Господь знает, когда и кого поставить на нужное место.
       В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг - юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей - от Екатерины Великой до Царя-мученика Николая.
       Ждет всецерковного прославления местночтимая святая Евфросиния Колюпановская, сменившая княжеское достоинство и фрейлинство при царском дворе на власяницу и вериги - на подвиг юродства. Чудеса и исцеления, происходящие у ее мощей и на ее источнике, известны повсеместно. Славится и возрождается обитель святого преподобного Макария Жабынского, прославлен блаженный Иоанн Тульский. И ныне прославленная в лике местночтимых святых блаженная Матронушка родилась на Тульской земле. Только в нашем веке можно насчитать до десятка имен блаженных и юродивых, почитаемых здесь.
       На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия - здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли. С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин, из немоты вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма - теперь их 18. В епархии было 18 храмов - сегодня их больше сотни.
       Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь, питающих это возрождение. Именно при Владыке Серапионе по Промыслу Божию совершилась канонизация двух святых - блаженных Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского (теперь к ним прибавились и святые, имеющие прямое отношение к Туле - блаженная Матрона Московская и священномученик Иларион) - и это стало духовным уроком для множества людей, познающих церковные азы.
       Владыка благословлял многие духовные начинания - одной из первых его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Пять обителей сегодня украшают Тульскую землю, одна из них особенная - она создана там, где по гордому замыслу коммунистической диктатуры люди не должны были даже знать, как выглядит священник. Это был один из многих городов - комсомольских строек, Сталиногорск, теперь Новомосковск, промышленный город, где никогда не было ни одного храма. Теперь их там пять: четыре в - Свято-Успенском мужском монастыре со скитом и подворьями.
       Четвертый год действуют пастырские курсы, где ведется обучение по программе Московской Духовной семинарии. Митрополит Серапион благословил создание Тульской православной классической гимназии. А Тульское православное молодежное движение объединяет не только местную молодежь - на ежегодные съезды приезжает все больше православной молодежи со всей страны.
       Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба - главнейшая часть его жизни. Он любил в будний день встать на левый клирос и как простой певец петь стихиры, читать Псалтирь (а читал он исключительно!). Он знал Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть. Для него чтение было не простым "отбыванием" правила, а пищей духа. Служа Божественную литургию, Владыка предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не совершая Евхаристический канон и не причащаясь без благодатных слез...
       Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви - деятельный вертоградарь. Он укрепил нашу епархию, дождался ее двухсотлетия, встретил на Тульской земле Святейшего Патриарха Алексия, который так отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей. В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Посещая Тульскую епархию летом этого года, я мог лично убедиться в том, что под его руководством епархиальная жизнь на этой древней земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано архипастырскими трудами и заботами покойного Владыки митрополита..."
       Он ушел, оставив нам огромное духовное наследство. И память. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, искренний во всем - в гневе и милости, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью.
       И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал всем нам урок смирения. Еще за пять лет до смерти он сделал все распоряжения о похоронах и незадолго до кончины повторил их. Он предрек день своей смерти, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все свое имущество. За день до кончины он просил прощения у Святейшего Патриарха Алексия и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия за неудобства, которые причинят его похороны во Владимирской епархии. Смерть его была истинно христианской - накануне Владыка пособоровался и причастился Святых Христовых Таин.
       Те, кто близко знал Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. Еще будучи архиепископом Владимирским, он любил приезжать туда молиться, и к нему - только к нему - выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря. В этом храме, где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.
       Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце - одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом скромном и тихом храме. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Многих подходивших к его руке для последнего целования поражало то, что эта тонкая, будто бы прозрачная рука не закоченела, оставалась мягкой, как у живого.
       Многие помнят о глубоком почитании Владыкой Серапионом Божией Матери и особенно Ее образа "Нечаянная Радость". Владыка всегда уповал на Ее предстательство за род человеческий.
       Мы же уповаем, что по предстательству Заступницы рода христианского Господь дарует нашему Владыке Царство Небесное, а нам - нового молитвенника у Престола Божия.

Протоиерей Сергий РЕЗУХИН