ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Евстафия (Евдокимова)
во епископа Читинского и Забайкальского

Преосвященный Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 28 декабря 1999 года архимандриту Евстафию (Евдокимову), наместнику Спасо-Иаковлева монастыря Ярославской епархии, определено быть епископом Читинским и Забайкальским.
       30 января 2000 года, в день памяти преподобного Антония Великого, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве было совершено наречение архимандрита Евстафия во епископа Читинского и Забайкальского. Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Ярославский и Ростовский Михей, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. При наречении во епископа архимандрит Евстафий произнес речь:

Речь архимандрита Евстафия при наречении во епископа

       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Преосвященные архипастыри, святители Церкви Божией!
       В Определении Вашего Святейшества и Священного Синода, постановившем мне быть епископом, я вижу волю Божию, без которой ничего не совершается в мире, поэтому смиренно приемлю великий жребий служения Богу и людям и ничесоже вопреки глаголю.
       Если бы мне позволено было поступить по движению моего сердца, я молил бы: да мимоидет от мене чаша сия (Мф. 26, 39), но теперь, когда умолкла в душе моей первая буря помышлений сумнительных, испытав совесть свою перед Богом, чувствую, что я был чужд желания высших почестей. В смущении и трепете предстою я сейчас перед вами. От этого высокого служения уклонялись и святитель Иоанн Златоуст, и святитель Григорий Богослов, и великий печальник земли Русской - Преподобный Сергий. Не могу скрыть от вас внутреннего волнения и страха, которые обуревают смиренную мою душу от сознания своего недостоинства для исполнения того, что ждет от епископа Святая Церковь. Смогу ли, как того требует Господь, быть солью земли и светом мира (Мф. 5, 13-14).
       Знаю по Священному Писанию и творениям святых отцов, что епископ должен иметь глубокую, горячую веру, самоотверженную любовь к Богу и людям, кротость, воздержание, умеренную строгость, житейскую мудрость, дар слова и еще много других достоинств. Не буду здесь говорить о чувствах своей греховности и личного недостоинства, которые сознаю и глубоко переживаю и которые ведомы Богу. Верю, что благодать Божия, немощная врачуюшая и оскудевающая восполняющая, дарует мне в хиротонии то, чего мне недостает.
       С детских лет познал я, что помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120, 2). Мысленно возвращаясь в далекие дни юности, вижу, что Господь пасет мя (Пс. 22, 1), что Он, Всемилостивый, привел меня в Московские Духовные школы и сподобил отложить житейского обычая шатание в обители Живоначальной Троицы и у раки Преподобного Сергия облечься в ангельский образ. С полной отдачей самого себя нес я послушания и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Свято-Даниловой обители, и в Толгском монастыре, и в Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре.
       С глубокой грустью оставляю я последнее послушание. Почти девять лет Господь судил мне быть наместником Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря. Всеми моими чувствами и мыслями я принадлежу этой святой обители и у мощей святителей Димитрия и Иакова, преподобного Авраамия, Ростовских чудотворцев, блаженнопочивающих в обители, мыслил остаться до конца своих дней, ибо знаю: от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Но час мой пробил, и при всем сознании своего недостоинства быть призванным я должен идти за Тем, Кто призывает меня.
       Утешаю себя надеждой на Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство преподобных Сергия Радонежского и Даниила Московского, всех Ростовских святых. Прибегаю к молитвам святых Сибири и Дальнего Востока, наипаче к святителю Московскому Иннокентию (Вениаминову), чтобы помогли мне управлять Богом данной Читинской паствой.
       Благодарю Вас, Святейший Владыка, за то высокое доверие, которое Вы оказали мне, избрав меня епископом Русской Православной Церкви. Прошу Вас, Святейший Владыка, всех вас, святители Христовы, вознесите ваши святые молитвы о моем недостоинстве, чтобы Господь освятил и укрепил меня Духом Своим Святым, чтобы в своем служении Церкви не стал бы я соблазном и виновником гибели верных, но смог бы в день судный сказать: "Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи" (Евр. 2, 13). Аминь".

Хиротония архимандрита Евстафия

       31 января 2000 года, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Евстафия во епископа Читинского и Забайкальского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Ярославский и Ростовский Михей, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Евстафию архиерейский жезл, произнес Слово:

Вручение епископу Евстафию архиерейского жезла

       Преосвященный епископ Евстафий, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш!
       Всеблагим Промыслом Божиим, избранием и утверждением нашим и Священного Синода определено тебе быть епископом Русской Православной Церкви в богоспасаемом граде Чите. Ныне по чину Святой Церкви через таинственное возложение святительских рук соприсутствующих здесь епископов ты удостоился архиерейской благодати. Теперь ты, собрат наш, ожидаешь от нас братского наставления в путь твоего предстоящего епископского служения.
       С юных лет ты возлюбил Господа и последовал за Ним. В Лавре Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия ты приобщился к лику иночествующих и в вертограде духовного просвещения, Московских Духовных школах, ты был усердным воспитанником, заботился о своем духовном и нравственном совершенствовании в духе преданности Святой Православной Церкви и Отечеству.
       Несколько лет в своей жизни ты руководствовался наставлениями архиепископа Евлогия, в то время наместника возрождаемого Данилова монастыря, вместе с ним имея попечение о возвращении древней святой обители былого благолепия.
       Когда пришла пора возрождать и другие святыни нашего Отечества, тебе выпал жребий трудиться сначала в Толгском монастыре, а затем в Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре, где ты возрастал от силы в силу. Мы знаем, какой печальный вид имел этот монастырь, когда на тебя была возложена забота о нем. Плодом твоего неусыпного попечения стало восстановление обители, строгий уставный чин ее богослужений, добрый дух среди иночествующей братии. Все это позволяет нам надеяться, что и в епископстве своем ты будешь "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12), "делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2, 15).
       Блюди духовное богатство апостольского и святоотеческого предания, поступай так, "как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). Сохраняя и утверждая неразрывную связь православной духовной традиции, будь строгим блюстителем законов и постановлений церковных, прилагая их во всей силе к собственной жизни, требуя настойчиво и от других неукоснительного их исполнения.
       В своем новом и ответственном служении стяжи прежде всего любовь к пастве. Господь наш Иисус Христос Своим Апостолам, а в их лице и всем преемникам их служения, дал заповедь: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих" (Мф. 18, 10). Добрый пастырь, по слову Спасителя, должен душу свою положить за каждого из них (Ин. 10, 11).
       Но не только любовью, иногда и строгостью должен руководствоваться архипастырь. На нас лежит ответственность следить за тем, чтобы пастыри творили дело Господне не с небрежением (Иер. 48, 10), а с ревностью и благоговением, чтобы они своим поведением не оскорбляли святости своего служения и не соблазняли благочестивый народ, желающий видеть в пастыре образец благочестия.
       Паси Божие стадо, "надзирая за ним", по Апостолу, "не принужденно, но охотно и богоугодно... из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 2-3). Ты исповедал вчера в своем слове при наречении, что тебя устрашает высота и ответственность архипастырского служения. Этот священный трепет объемлет каждого новопоставляемого епископа.
       Всем пастырям Церкви Христовой нужно возлагать все упование не на свои силы и труды, а на Бога, соделывающего великая и славная в наших немощах (2 Кор. 12, 9), тем необходимее подобное смиренное сознание для тебя, по важности предстоящего тебе архиерейского служения. "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя" (Пс. 54, 23). "Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Ис. 11, 2) да управят тебя и вразумят на пути твоего архипастырского делания. "Будь верен до смерти" своему служению и даст Господь тебе "венец жизни" (Откр. 2, 10).

Первое благословение новопоставленного епископа

       Молитвы и благословения дивного сонма Ярославско-Ростовских святых, молитвы святителей Иннокентия Иркутского, Иннокентия Московского, других подвижников веры и благочестия Сибири и Дальнего Востока да сопутствуют тебе в твоем служении и трудах. Епархия, вручаемая тебе, расположена на Дальнем Востоке, который подвергся страшному разрушению в годы господства атеизма и борьбы с религией. Милостью Божией и трудами твоего предшественника по кафедре в годы возрождения церковной жизни многое сделано, но тебе предстоит продолжить устроение епархиальной и приходской жизни, помогая жителям региона в их духовном возрастании.
       Твоя хиротония совершена в дни эпохального юбилея - 2000-летия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю тебя с принятием благодати архиерейства и молитвенно желаю щедрой помощи Божией в окормлении чад церковных и всех тех, кто ищет дорогу к храму и к Богу, обретает эту дорогу, возвращается к вечным, непреходящим духовным ценностям христианской веры и Святого Евангелия, которое Господь оставил нам.
       Прими сей жезл как знак твоего священноначалия и знамение дарованной тебе силы Божией. А теперь взойди на кафедру и с любовью преподай свое первое архипастырское благословение здесь присутствующим верным людям, благоговейно и усердно молившимся о тебе во время твоей хиротонии.

Участники хиротонии (крайний справа - епископ Евстафий)

       Архимандрит Евстафий (в миру Евгений Владимирович Евдокимов) родился 1 ноября 1951 года в селе Калтасы Башкирской АССР.
       С 1974 по 1981 год обучался в Московских Духовных академии и семинарии. В декабре 1980 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. В январе 1981 года был рукоположен во иеродиакона, в марте 1982 года - во иеромонаха. В 1984 году возведен в сан игумена и направлен в Свято-Данилов монастырь. В 1986 году награжден крестом с украшениями.
       В январе 1988 года направлен во вновь открывшийся в Ярославле Толгский женский монастырь в качестве эконома-строителя и духовника. В мае 1991 года назначен наместником во вновь открывшийся Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом, где и пребывал до настоящего времени.
       24 апреля 1994 года возведен в сан архимандрита.