|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
VIII Международные Рождественские образовательные чтения
2000-летию Рождества Христова были посвящены VIII Международные Рождественские образовательные чтения, проходившие в Москве с 23 по 28 января 2000 года. По традиции они начались с Божественной литургии в Храме Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении собора архипастырей. Богослужение проходило в главном храме - в честь Рождества Христова, в котором недавно закончилась огромная работа по росписи интерьера. Участники Чтений, прибывшие со всех концов России, впервые смогли увидеть возрожденную народную святыню во всем ее великолепии. |
Слово Патриарха к участникам Рождественских чтений после молебна в Храме Христа Спасителя |
Позже Святейший Патриарх Алексий возглавил торжественную церемонию открытия Чтений, которая в нынешнем году впервые проходила в Московском Кремле - в Государственном Кремлевском дворце. Начало первому пленарному заседанию было положено напутственным Словом Первосвятителя Русской Православной Церкви. Приветствия в адрес Чтений направили и. о. президента Российской Федерации В. В. Путин и мэр Москвы Ю. М. Лужков.
|
Молитва перед открытием первого пленарного заседания |
На открытии форума православной педагогики выступили министр образования Республики Белоруссии В. И. Стражев, а также министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппов. Он сообщил присутствующим о том, что за несколько дней до открытия Рождественских чтений в этом же зале Кремлевского дворца проходило Всероссийское совещание работников образования, где была принята доктрина развития отечественного просвещения на ближайшие десятилетия. Главное внимание, по словам министра, в документе уделено гражданскому и нравственному воспитанию молодого поколения, то есть задаче духовного формирования личности. Министр образования напомнил, что в августе 1999 года между его ведомством и Московской Патриархией был подписан договор о сотрудничестве, предполагающий реализацию совместных программ, в том числе поэтапное введение в процесс образования специальности "теология".
Министр образования выразил надежду на то, что Русская Православная Церковь усилит взаимодействие с Министерством образования, непосредственно принимая участия в деятельности попечительских советов, учебных заведений и родительской общественности. "Это самый влиятельный инструмент воздействия на духовный климат учебных заведений и их жизнеустройства, самый прямой путь к разуму и совести людей. Но надо идти по этому пути вместе", - подчеркнул В. М. Филиппов.
К участникам Рождественских чтений также обратились президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров, доклад которого был озаглавлен "Православие - судьба России", и Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев), посвятивший свое выступление глобальной теме "Православие и наука на пороге третьего тысячелетия" (текст этого доклада публикуется ниже).
24-25 января в здании Московской мэрии на Новом Арбате продолжались пленарные заседания Рождественских чтений, собравшие значительную аудиторию. Она состояла не только из педагогов и специалистов сферы образования. Круг вопросов, ежегодно в ходе Чтений выносимых на обсуждение православной общественности, охватывает многие стороны современной жизни. Именно поэтому в зале мэрии присутствовали священники и богословы, ученые и деятели культуры, военные и сотрудники правоохранительных органов, экологи и врачи, историки и искусствоведы, писатели и журналисты.
С 26 января началась работа по направлениям, которых в этот раз было заявлено около тридцати. В подготовке и проведении секционных заседаний приняли участие все Синодальные отделы Московского Патриархата, а также Российская Академия наук, Министерство общего и профессионального образования, Российская Академия образования, Московский Комитет образования, Московские Духовные школы, Российский Православный университет, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, Национальный фонд "Русская школа" и ряд других организаций.
28 января в конференц-зале гостиницы "Даниловская" состоялось заключительное заседание Чтений, где были подведены итоги работы и заслушаны отчетные доклады руководителей тематических секций, научно-практических конференций и круглых столов. Резолюции, принятые на секционных заседаниях, в основном касались двух тем: становления и развития православных учебных заведений, а также перспектив сотрудничества Церкви и государственной школы в деле религиозного просвещения. Отличительной особенностью нынешних Рождественских чтений, проходивших на рубеже смены эпох, явилось стремление их участников определить приоритеты развития православного образования в двадцать первом веке и наметить пути реализации поставленных задач. Вместе с тем ими был рассмотрен самый широкий круг научных, культурных и нравственных проблем.
Главным вопросом, обсуждавшимся на секции "Образовательная деятельность приходов, благочиний и епархий", стало формирование концепции православного образования на уровне епархий и благочиний. В качестве примера был рассмотрен положительный опыт Ставропольской епархии, где проводится большая работа в этом направлении. Участники заседания были единодушны в том, что при каждом благочинии за религиозное образование должно быть ответственно конкретное лицо, только при этом условии возможно его полноценное и всестороннее развитие.
В рамках Чтений состоялся I учредительный Всероссийский съезд директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования. Его созыву предшествовала трехлетняя подготовительная работа, осуществлявшаяся Союзом директоров православных учебных заведений. В настоящий момент в эту организацию входят тридцать четыре руководителя школ Москвы и Подмосковья. Четырнадцать из них уже имеют статус члена Союза. Им вручены особые представительские письма от Отдела религиозного образования и катехизации. Текст такого письма гласит, что школа в лице своего директора входит в Совет директоров православных образовательных учреждений системы образования Русской Православной Церкви и наряду с реализацией государственной программы успешно решает задачи воспитания в православных традициях.
По мнению председателя Союза директоров священника Алексия Сысоева для школ, которые организуются в глубинке, подобное свидетельство может служить хорошей моральной поддержкой, поможет им заслужить доверие коллег в местных образовательных учреждениях. Как отметил отец Алексий, российское общество проявляет живой интерес к развитию православного образования, которое привлекает людей заложенными в нем критериями христианской морали. В ходе съезда от директоров многих школ были получены заявления с просьбой о принятии в Союз. Участники встречи призвали создать при Отделе религиозного образования и катехизации специальную информационную службу на базе современных средств коммуникации, которая будет содействовать общению и обмену опытом между православными педагогами.
Идею такой координации усилий с целью взаимной поддержки одобрили и члены секции "Воскресная школа". Следует отметить, что в ее работу внесли заметный вклад сотрудники воскресной школы московского храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыне, где сложился сильный творчески одаренный преподавательский коллектив. Церковные воскресные школы сегодня получают в приходской жизни особое значение, объединяя вокруг себя взрослых и юных прихожан, родителей и детей - к такому выводу пришли участники секционного заседания. Особенно важно, по их убеждению, создавать такие школы во вновь открывающихся храмах, где они становятся основой прихода.
Проблема дифференцированного подхода к православному и церковному воспитанию детей стала предметом дискуссии на секции "Православное дошкольное воспитание", в работе которой приняло участие около девяноста человек из России, Украины, Белоруссии, Литвы. В настоящее время необходимость такого подхода не всегда осознается педагогами, что приводит к нежелательным ошибкам в духовном воспитании детей. В ходе обсуждения было также отмечено, что широкое участие в дошкольном православном образовании специалистов-профессионалов позволяет вести в этом направлении научную работу с анализом различных методик и программ.
Много нового довелось узнать участникам секции "Преподавание православного вероучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Как отметил ее сопредседатель, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации диакон Димитрий Лин, преподавание православного вероучения можно рассматривать в двух вариантах. Первый - проведение в школах уроков религии. Такие уроки начинаются и заканчиваются молитвой, на них рассказывается об основах веры, изучается катехизис. Подобный подход предполагает православный образ жизни учащегося. Второй - преподавание основ православной культуры. Во главу угла здесь ставится культурологический аспект, а задачей такого курса является подведение ребенка к принятию веры. Совершенно неприемлема замена этих учебных курсов предметом "религиеведение", поскольку в этом случае происходит размывание понятий: Православие воспринимается детьми наряду с другими религиями - исламом, буддизмом и т. п. Диакон Димитрий Лин напомнил слушателям о том, что среди рекомендаций Святейшего Патриарха по налаживанию образовательной работы в епархиях Русской Православной Церкви содержится пожелание вводить в штат каждого прихода должность преподавателя православного вероучения, задача которого - работать с государственными и муниципальными школами.
Примечательный опыт сотрудничества в этом направлении существует в Ногинском районе Подмосковья. Его глава, будучи православным христианином, настоял на включении в сетку учебных часов школ своего района уроков православного вероучения. Положительный пример являет и Ростовский университет инженеров железнодорожного транспорта, где со студентами, которых здесь около двенадцати тысяч, ведут занятия православные священнослужители. Основной проблемой, с которой сталкиваются те, кто занимается преподаванием основ Православия в государственной школе, является отсутствие необходимых учебных пособий. По общему мнению участников секции, необходимо создать методический центр, который будет заниматься разработкой и изданием таких материалов. Второй сопредседатель секции, редактор газеты "Воскресная школа" монах Киприан (Ященко) представил слушателям учебное пособие, которое было переведено с греческого языка и издано кафедрой православной педагогики Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Эта уникальная книга, являющаяся пособием по религиеведению, содержит оценку традиционных мировых религий с православной позиции.
Необходимым условием совершенствования уровня преподавания основ Православия в системе государственного образования является создание системы повышения квалификации светских педагогов, работающих в этом направлении: к такому выводу пришли участники конференции "Русская школа как система образования и воспитания". Русская школа - понятие всеобъемлющее, не ограниченное географическими рамками, поэтому неудивительно, что работа конференции вызвала колоссальный интерес. В ней приняли участие 520 человек из 51 субьекта Российской Федерации, Казахстана, Литвы, Югославии, а также представители Министерства общего и профессионального образования, Министерства культуры, Министерства по делам Содружества, Министерства по национальной политике, Министерства обороны, Главного Управления исправления и наказания Министерства юстиции, Федеральной службы безопасности, аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российской Академии наук, Российской Академии образования, Института повышения квалификации работников образования, Союза писателей России. Деятельность конференции была посвящена формированию основных принципов сотрудничества Церкви и государства в сфере развития православного образования в светских учебных заведениях. В рамках конференции работало шесть секций, причем одна из них впервые целиком была посвящена обсуждению темы "Православные духовные ценности в современной русской школе". Участники заседания выразили особую благодарность Святейшему Патриарху Алексию, который откликнулся на обращение предыдущей конференции и согласился стать председателем создающегося Совета по развитию русской школы.
Ряд весьма интересных сообщений прозвучал на секции "Церковные древности". Для ее работы дирекция музеев Московского Кремля любезно предоставила конференц-зал Оружейной палаты, где собралось более ста человек. Было заслушано пятнадцать сообщений, преимущественно по архитектурно-художественной тематике, а также посвященных вопросам изучения и сохранения церковного исторического и музыкального наследия. Открыло секцию выступление ее председателя, известного археолога С. А. Беляева, озаглавленное "Роль русских ученых в изучении христианского искусства". Сила русских ученых, по его глубокому убеждению, состояла в том, что они никогда не утрачивали живую связь с литургической стороной того, что сейчас называется памятниками церковного искусства. Этот вывод докладчика явился своеобразным рефреном всех последующих докладов. Участвовавший во встрече ректор Уральской государственной архитектурно-художественной академии А. А. Стариков сообщил о том, что с нынешнего года по благословению Святейшего Патриарха Алексия в екатеринбургском вузе открывается новый факультет по подготовке специалистов в области храмового строительства: архитекторов и реставраторов, а также по направлениям "фресковая живопись" и "предметы литургического обихода". Помимо дисциплин государственной программы студенты факультета будут изучать богословские науки по курсу, утвержденному Учебным комитетом Московского Патриархата. Новый факультет готов принять на обучение молодежь из любой епархии России.
"Христианство и наука" - так была обозначена тема встречи, проходившей в рамках Чтений на физическом факультете МГУ. О работе этой секции рассказал ее председатель епископ Новосибирский и Бердский Сергий. По словам Владыки Сергия, представленные доклады были весьма разноплановыми, однако все они прямо или косвенно подтверждали общий постулат: на рубеже XXI века наука и религия уже не являются противоборствующими силами, они вместе стремятся к познанию мира. Погода на улице стояла морозная и в центральной физической аудитории, где собрались участники заседания, числом около ста человек, было очень холодно, отчего все они вынуждены были сидеть в верхней одежде. Несмотря на это обстоятельство, работа секции прошла успешно: мужество и терпение ученых возобладали над внешними неблагоприятными условиями.
Весьма плодотворной была деятельность участников секции "Слово как основа образования". Отметив существенное улучшение положения с обеспечением учебной и методической литературой преподавателей церковнославянского языка в различных светских и церковных учебных заведениях, православные филологи пришли к выводу о необходимости создания целевой программы по возрождению церковнославянского языка в рамках государственной программы "Русский язык". На секции было принято решение учредить Общество ревнителей церковнославянского языка, а также создать творческую лабораторию педагогов-словесников, специализирующихся в этой области. Участники секции также выступили с рядом инициатив: они призвали создать при Издательском Совете Московского Патриархата рабочую группу специалистов-филологов - "справщиков" вновь создаваемых церковнославянских текстов, акафистов, житий и учредить Комиссию по утверждению канонических шрифтов церковнославянского языка.
К числу глобальных проблем современного общества, преодолению которых может содействовать Православная Церковь, относится молодежная наркомания. В разной степени этой проблеме была посвящена деятельность двух секций: "Православные центры реабилитации наркоманов", а также "Мир религиозного сектантства. Опыт преодоления проблемы". Последнее неудивительно, так как многие секты, действующие на территории нашей страны, используют наркотические средства для манипуляции сознанием своих адептов. Большой интерес вызвала информация о деятельности московского Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, действующего при храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Участники секции сочли перспективным представленный Центром опыт лечения наркоманов в сотрудничестве с православными монастырями, куда направляются наркозависимые больные.
Молодежь и наркомания, актуальные проблемы российской медицины и здравоохранения, вопросы биомедицинской этики, здоровье нации в свете современных социально-экономических проблем, пагубное влияние современной системы планирования семьи - вот далеко не полный перечень тем, обсуждавшихся на секции "Православие и медицина". О значительном интересе к этим вопросам свидетельствовало то, что в аудитории Московской медицинской академии имени Сеченова, где работала секция, собралось около двухсот человек: врачи и священнослужители, психологи и педагоги. Как сообщил председатель секции иеромонах Анатолий (Берестов), они с тревогой констатировали, что в России продолжается неконтролируемое ухудшение здоровья населения на фоне развала системы здравоохранения. Положение усугубляется распространением алкоголизма и наркомании, особенно среди молодежи. "В этих условиях, - говорится в резолюции, принятой участниками секционного заседания, - мы не видим ни должной оценки государством тяжести ситуации, ни реальных попыток радикально ее изменить".
Неудовлетворительным признан ими законопроект "О здравоохранении в Российской Федерации", рассматривавшийся Государственной Думой в 1999 году. Декларируемые в нем положения о коммерциализации медицинской помощи делают ее недоступной для большинства населения страны. С целью защиты народов России от нравственного растления и физического вымирания Правительству и Государственной Думе предлагается разработать и принять комплекс неотложных мер, в числе которых признание демографических проблем приоритетным направлением сохранения национальной безопасности, исключение из статей бюджета и ассигнований на медицинское страхование всех мероприятий по контролю за рождаемостью, с закреплением этого положения на законодательном уровне, отмена программы планирования семьи и запрет деятельности МФПС и РАПС на территории России.
Решено также обратиться к министру общего и профессионального образования В. М. Филиппову с просьбой запретить внедрение в школьный курс предмета "валеология", являющегося неприкрытой пропагандой оккультизма, а также различных программ "полового просвещения". Резолюция, принятая секцией "Медицина и Православие", была единодушно поддержана участниками заключительного заседания VIII Рождественских образовательных чтений. Они выразили решимость объединить усилия для сохранения духовного, нравственного и физического здоровья молодого поколения, от которого зависит будущее России.
28 января в помещении Издательского Совета Московского Патриархата состоялось заседание "круглого стола" на тему: "Издательская деятельность Русской Православной Церкви накануне ХХI века". Подвести итоги и обсудить проблемы деятельности православных издательств собрались священнослужители и представители церковной прессы со всей России, в работе "круглого стола" участвовало более ста человек.
Одним из наиболее важных из обсуждавшихся вопросов был вопрос о церковной цензуре. По мнению большинства участников заседания, следует возродить цензуру православной литературы, чтобы помочь православным журналистам и писателям оставаться в своем творчестве в рамках Церковного Предания.
В настоящее время Издательский Совет Московского Патриархата осуществляет рецензирование основной части выпускаемой православными издательствами литературы. Однако нехватка средств не позволяет рецензировать все книги по православной тематике, выпускаемые в России.
По традиции свою работу участники Чтений завершили совместным посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Здесь они вместе молились у мощей Преподобного Сергия Радонежского, а затем встретились с учащимися и преподавателями Московских Духовных школ.
О. КИРЬЯНОВА