ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
на открытии богословской конференции
Русской Православной Церкви
"Православное богословие на пороге третьего тысячелетия"

       Ваше Высокопреосвященство, Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!
       Сердечно приветствую вас, участников богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия".
       Мы рады тому, что продолжается традиция общецерковных богословских конференций, начатая в преддверии великой для Русской Православной Церкви даты - 1000-летия Крещения Руси. Знаменательно, что и нынешняя богословская конференция приурочена к историческому событию - великому юбилею благости Божией, 2000-тысячелетию Рождества по плоти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Между этими юбилеями и соответственно конференциями - немногим более десяти лет, но сколь многое успело произойти в жизни нашей Церкви, общества, да и всего мира за этот период!
       Проведение богословской конференции в связи с великим юбилеем имеет особое значение: ведь именно богословие, основывающееся на вере Церкви, является тем ключом, с помощью которого мы можем открыть шифр истории, осознать истинный смысл свершающихся исторических событий. И в наибольшей степени это справедливо тогда, когда речь идет о великом юбилее Пришествия в мир Спасителя. Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14) - именно это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, стало переломным моментом в истории: Бог, пребывая абсолютным и неизменным, стал Человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую гущу человеческой истории и возглавил ее. Это историческое событие лежит в основе основ христианской веры.
       Церковь есть вечное днесь. Но это не значит, что Церковь есть только вневременная реальность. Христос пришел в полноту времен, чтобы завершить Ветхое и начать Новое. Во Христе и через Христа само время было освящено. В Церкви история преображается, приобретает свой богочеловеческий смысл. Ибо в истории Церкви исполняется искупительное дело Христа.
       Христос сказал Своим ученикам: ...Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему... (Лк. 24, 46-48).
       Вера Церкви основана на подлинном свидетельстве учеников и последователей Христовых, на том провозвестии, которое было вверено им Христом и живет и вечно пребывает в Церкви силою Духа Святого. Поэтому подлинное богословие всегда должно быть именно свидетельством - свидетельством истины, свидетельством веры Церкви. Оно должно стремиться к выражению данного Церкви Божественного Откровения.
       Бог обращается к человеку и человек отвечает Ему. Священное Писание является летописью великих дел и речений Божиих к человеку. Уже Ветхий Завет дает пример того, как слово Божие становится словом человеческим. Но истинное богословие становится возможным лишь с Воплощением Бога Слова и Искупительным Подвигом Христа, восстановившим падшее человеческое естество.
       Во Христе восстанавливается вся человеческая природа, в полноте ее проявлений, в том числе восстанавливается и преображается человеческая мысль, очищается человеческий разум, становится возможным подлинное богообщение.
       Человеческое слово преображается, приобретает новую глубину и силу, оказывается способным стать богословием, то есть словом о Боге. Дух Божий дышит в строе человеческой речи, свидетельствующей об опыте богообщения, о вере Церкви, о Божественном Откровении. Живое богословствование в основе своей должно определяться опытом веры. Но достижимо это только через молитвенный подвиг, через живое причастие благодатному опыту Церкви.
       Богословская конференция начинается в день, когда Святая Церковь совершает память великого святителя Григория Богослова, свидетельство которого навсегда осталось образцом церковного богословия, выражающего веру и Предание Церкви, а его жизнь - примером сочетания подвижнического и богословского подвига. Слово свидетель, по-гречески мартис, означает также и мученик, то есть человек, своей кровью засвидетельствовавший веру и верность Христу.
       Знаменательно, что сегодня мы также совершаем память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, одним из первых принявшем мученическую кончину в самом начале гонений против Церкви и ее верных чад. Два эти образа свидетельства - богословского и мученического, объединенные сегодняшним молитвенным воспоминанием за богослужением, зримо утверждают нераздельность и целостность единого христианского опыта свидетельства об истине.
       Укорененность православного богословия в двуедином опыте веры и благодатной жизни в Церкви должна всячески развиваться и возгреваться в трудах современных православных богословов. Богословское служение сегодня весьма ответственно и значимо. В своем свидетельстве Церковь сегодня сталкивается со множеством актуальных проблем, большинство из которых требует вдумчивого богословского осмысления и анализа.
       Актуальность православного богословия не означает приспособления к духу века сего. Православное богословие будет наиболее актуальным в том случае, если оно будет верно выражать благодатный опыт Церкви, опыт совершающегося в ней спасения и преображения человека, опыт богообщения. Это означает живую духовную связь с богословием свидетелей веры и опыта Церкви - богословием святых отцов. Православное богословие всегда должно хранить верность духу богословия отеческого, что является залогом хранения и утверждения правой веры. Ибо, как утверждает Церковь, сия есть вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди (служба в Неделю Православия).
       Возлюбленные архипастыри, пастыри, братья и сестры! Проведение настоящей богословской конференции имеет особый смысл и значение. Уверен, что во время ее работы состоится серьезное обсуждение всех самых актуальных проблем, стоящих сегодня перед православным богословием, во всех основных разделах церковной богословской науки. Убежден, что при этом главной темой конференции пребудет Богочеловеческий Лик и великий спасительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа, две тысячи лет назад родившегося во граде Вифлееме.
       От всего сердца молитвенно желаю благословенных успехов всем вам, участникам богословской конференции Русской Православной Церкви "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" в предстоящих трудах и надеюсь, что результаты этих трудов станут достойным вкладом в празднование 2000-летия Рождества Христова.
      
       7 февраля 2000 года
       Москва