ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Юбилейная конференция Свято-Тихоновского Богословского института

       С 20 по 22 января 2000 года в Москве проходила десятая, юбилейная, ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В этом году в конференции приняли участие около 220 докладчиков из разных городов России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, из США, Франции, Германии и Италии. На конференции работали девять секций.
       Открытие конференции состоялось 20 января в конференц-зале I Гуманитарного корпуса МГУ. Открыл конференцию епископ Бронницкий Тихон, Председатель Издательского Совета Московского Патриархата, Главный редактор Издательства Московской Патриархии. Владыка Тихон зачитал приветственное Слово Святейшего Патриарха Алексия, затем обратился к собравшимся с назидательным словом.
       На пленарном заседании с докладом, посвященным священноисповеднику протоиерею Роману Медведю, выступил игумен Дамаскин (Орловский). Затем епископ Тихон поделился своими воспоминаниями о духовной дочери отца Романа Медведя:
       "В детстве я был знаком с духовной дочерью отца Романа Марией Александровной. Она родилась в Петербурге и жила там с родственниками до 1917 года. Многие не знают, какая обстановка была тогда в российском обществе. Мария Александровна рассказывала, что до революции было трудно открыто покупать религиозную литературу. Надо было подойти, дать деньги, если покупаешь с лотка, и спрятать книгу под пальто, чтобы никто не увидел - иначе засмеют. Вот какая была обстановка в столице православной империи, дореволюционной России! Когда произошла революция, вся семья Марии Александровны выехала в Москву. Они считали, что антихрист не придет в Москву, православную столицу, и здесь будет все хорошо. Но, конечно, и сюда пришла советская власть. В Москве девочки (Мария Александровна, ее сестра, знакомые) поступили под духовное окормление отца Романа. Из ее рассказов об отце Романе запомнилось, что жили они одной большой семьей. Утром приходили на молитву, вместе с батюшкой завтракали, бежали на работу, а вечером приходили с работы опять в храм, молились, ужинали вместе, и батюшка за столом всегда обязательно проводил беседу. В каждой беседе красной нитью проходила такая мысль: "берегите в своем сердце жемчужину - Христа". Когда в 30-х годах в Москве начались массовые аресты, то арестовывали целыми приходами. Люди приходили на молитву, а к церкви подъезжали "воронки" и всех арестовывали, как говорится, кто в чем был. Когда заполняли в НКВД анкеты, то спрашивали: ходишь ли на вечернее богослужение? Если человек отвечал, что посещает храм вечером, то в анкете писали: "активный". То есть в первую очередь арестовывали тех, кто посещал именно вечерние службы. Мария Александровна тоже была в ссылке в трудовом лагере. Отцу Роману дали 10 лет, а ей поменьше. Она отсидела свой срок, надо было ее выпускать (считалось, что труд сделал из обезьяны человека - значит, из верующего сделает неверующего). Ее спросили: ты верующая? Она ответила: верующая. Отпускать нельзя - надо дальше перевоспитывать. Но закон не позволял держать ее в заключении, и тогда решили не давать ей спать. И вот трое суток ей не давали спать. Она рассказывала: "Чувствую, что воспалился мозг, спать хочется невозможно", подумала: "Ну что же, отрекусь, а приеду на материк - покаюсь". И твердо решила так сделать, потому что сил не было терпеть такие мучения. И вдруг видит, будто экран перед ней засветился и на этом экране появился отец Роман, который тоже в это время был в ссылке. Одет он в священническое облачение, в фелони, держит в руках крест, смотрит куда-то вдаль и говорит свою знаменитую фразу: "Берегите в своем сердце жемчужину - Христа". Экран замигал и погас, и она почувствовала прилив сил - и спать не хочется, и бодрость появилась в теле. "Слава Богу, - подумала она, - отец Роман явился и укрепил меня, отрекаться ни за что не буду". Но несмотря на то, что она твердо исповедовала свои убеждения, ее отпустили, и она жила у нас в Воронеже очень долго. Лет пять назад она умерла, до самой кончины благоговейно чтила память отца Романа. Занималась тем, что перепечатывала на машинке книги и всем нашим воронежским батюшкам их дарила (тогда духовных книг не было).
       Думаю, что деятельность каждого священника оценивается по ее плодам, по его духовным чадам. Вечная память отцу Роману и всем его чадам".
       На открытии конференции с докладом "Православие в Северной Америке: святые и соборы" выступил главный архивариус Автокефальной Православной Церкви в Америке А. П. Либеровский (США). Его доклад был особенно тепло встречен присутствующими, потому что святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, чье имя носит Богословский институт, стоял у истоков Православной Церкви в Америке.
       Впервые в этом году на конференции работала секция литургики, среди выступавших на этой секции были протоиерей Сергий Правдолюбов (МДАиС, ПСТБИ), протоиерей Валентин Асмус (МДАиС, ПСТБИ), А. М. Пентковский (МДАиС), Ю. И. Рубан (СПбГУ), молодые ученые М. В. Асмус, М. С. Желтов (ПСТБИ), В. В. Василик (Петербург).
       Многочисленных слушателей собрала богословская секция, которая работала в течение двух дней. Общее внимание привлекли доклады священика Олега Давыденкова, священника Константина Польскова, иеромонаха Симеона (Гаврильчика), В. Н. Катасонова и многих других.
       На секции церковных художеств собрались ведущие искусствоведы - специалисты музеев Московского Кремля, ЦМиАР, НИИистории искусств РАХ, ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, музея "Коломенское". Среди выступавших были иконописцы - игумен Лука (Головков), возглавляющий иконописную школу при МДАиС, Е. Н. Максимов, руководивший большой бригадой художников, расписывавших Храм Христа Спасителя.
       В первый день работы исторической секции прозвучали доклады, посвященные истории Ближнего Востока, Балкан, Франции. Второй день был посвящен российской истории, взаимоотношениям государства и Церкви. Среди выступавших были протоиерей Владислав Цыпин (МДАиС, ПСТБИ), профессор В. А. Федоров (МГУ), профессор Д. В. Деопик (ИСАА, ПСТБИ) и многие другие.
       Среди выступавших на секции истории православной миссии были сотрудники ИВИ РАН. В заседании активное участие принял А. П. Либеровский (США), состоялось оживленное обсуждение многих вопросов современной миссионерской практики.
       На филологической секции выступили: А. Н. Ужанков (МГЛУ, ГАСК) с докладом "Эсхатология русской истории (русское летописание и Страшный суд)"; И. Ю. Юрьева - "Итоги 200-летия А. С. Пушкина в контексте темы "Пушкин и христианство""; В. А. Кожевников (ИМЛИ) - "Побарая за христьяны на поганыя полкъи!" (к проблеме главной идеи "Слова о полку Игореве"); молодые исследователи из МГУ, ИМЛИ, ПСТБИ.
       Секция педагогики разделилась на несколько подсекций: "Преподавание педагогики в Духовных школах Русской Православной Церкви"; "Социальная педагогика"; "Законоучительство"; "Христианская антропология и психология"; "Проблемы православного начального образования"; "Основы православной культуры в светских образовательных учреждениях"; "Духовно-нравственное воспитание". На третий день работы прошло заседание "круглого стола", посвященное третьему изданию книги Р. Янушкявичуса и О. Янушкявичене "Основы нравственности". В работе секции приняли участие докладчики и слушатели из разных городов нашего Отечества и многих Духовных школ.
       Секция церковного пения тематически была разделена на две части: "Святые отцы Церкви о церковном пении" и "Современное церковное пение". Среди выступавших были музыковеды, исследователи из академических институтов и консерваторий, регенты, церковные исследователи из МДАиС, ПСТБИ, РАМ им. Гнесиных, ЦГММКиГ, Новосибирской консерватории, ЦМиАР, Валаамского подворья, храма святого Симеона Столпника в Москве.
       В рамках конференции состоялся вечер, посвященный памяти известного московского протоиерея Всеволода Шпиллера. Протоиерей Валентин Асмус прочитал рассказ из воспоминаний об отце Арсении, в котором говорится об отце Всеволоде. На экране удалось показать фотографии отца Всеволода, его духовника Владыки Серафима (Соболева).
       Подвигу новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в XX веке, было посвящено одно из основных направлений работы конференции. По традиции конференция закончилась пленарным заседанием секции "История Русской Православной Церкви в XX веке". Около 40 человек - ученые из академических институтов, исследователи, архивисты - выступили на этой секции. Среди них были известные зарубежные ученые профессор X. Депманн и профессор Г. Шульц из Германии, преподаватель Римского университета А. Роккуччи, исследователи из различных епархий Русской Православной Церкви.
       Для многих ежегодная Богословская конференция Свято-Тихоновского института стала местом регулярных встреч специалистов, работающих в области церковных исследований. Благословение и поддержка со стороны Святейшего Патриарха Алексия, который открывал первую Богословскую конференцию, являются благодатным залогом дальнейшей работы.