ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Юбилей архипастыря

       Исполнилось 70 лет архиепископу Ивановскому и Кинешемскому Амвросию. Многочисленная паства Ивановской епархии с любовью поздравляет своего архипастыря с юбилеем и желает ему обильных милостей Божиих в его архипастырских трудах на благо Русской Православной Церкви. К поздравлениям присоединяется и редакция "Журнала Московской Патриархии".
       По случаю знаменательного юбилея мы сочли своим долгом поместить в нашем Журнале написанный с искренней любовью рассказ о жизни Владыки Амвросия, присланный из Ивановской епархии.
       Будущий архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Анатолий Павлович Щуров) родился 28 марта 1930 года в деревне Киселево Кашинского района Калининской (ныне Тверской) области в многодетной крестьянской семье. Детство его нельзя назвать легким - жизнь в деревне в те годы являлась своего рода огненным горнилом, достойно пройти сквозь которое находил в себе силы далеко не каждый. Владыка был седьмым ребенком - самым младшим в семье.
       Его отца раскулачили, и вскоре жестокая жизнь разбросала по свету большую семью. Анатолий с матерью и братом Дмитрием перебрались в Москву. Началась война, во время которой погибли все братья юного Анатолия. Они с матерью вернулись на родину в Тверскую область...
       О своем пути в Церковь архиепископ Амвросий говорит как о тайне судеб Божиих. Мать его иногда посещала храм, но религиозного воспитания в семье мальчик не получил. Однако, будучи от рождения глубоко религиозным ребенком, он уже в самом раннем детстве постоянно призывал Бога в своей душе. Когда после войны открылись Духовные школы, юноша решил поступить туда. Экзамены он сдавал еще в Новодевичьем монастыре, а заниматься начал уже в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Много теплых воспоминаний оставили в его душе преподаватели. Сам Владыка говорит о них так: "Они были особые люди - миссионеры, почти наизусть знали Священное Писание. Наряду с этим поражала их простота - никакого превозношения. Многие из них прошли тюрьмы, лагеря, всевозможные лишения и все же сумели сохранить веру".
       Во время обучения в семинарии Анатолий особенно полюбил молитву. Бывало, войдет он в храм, станет где-то в стороне и, погруженный в беседу с Творцом, не заметит даже, что закончилась длинная служба. Эту любовь к молитве Владыка сохранил на всю жизнь. Именно в молитве нашел он защиту от всех житейских треволнений, именно в ней предлагает искать успокоения и своим духовным чадам.
       Приближалось время окончания семинарии. Недалек уже был тот час, когда Анатолию предстояло принять священный сан. Стать священнослужителем было глубоким и искренним желанием его сердца. Вторым, столь же сильным и искренним желанием молодого человека было сохранить себя в девстве ради Царства Небесного. Он стремился к монашеству, желание тихой созерцательной монашеской жизни наполняло его душу и сердце.
       А между тем шел 1952 год, время тяжелое для Церкви. Святейшему Патриарху Алексию I приходилось считаться с требованиями безбожных властей. Для того чтобы безбрачный человек мог в то время стать священником, нужны были особые обстоятельства. Трудно было найти епископа, который согласился бы рукоположить молодого человека целибатом (то есть взяв с него обет безбрачия). Анатолию порекомендовали поехать в Ярославль.
       Ярославскую кафедру в то время занимал ныне покойный архиепископ Димитрий (Трубачев, впоследствии схиархиепископ Лазарь). К нему и поехал в рождественские каникулы Анатолий со своим другом - одноклассником Василием Подлесных (впоследствии архимандрит Димитрий), также воспитанником семинарии.
       Когда семинаристы приехали в Ярославское Епархиальное управление, то узнали, что Владыка Димитрий болен, однако он принял молодых людей, несмотря на то, что лежал в постели. Владыка обещал их рукоположить, для чего пригласил приехать в Ярославль в пасхальные каникулы.
       Второй приезд был еще более волнующим. Анатолий с Василием приехали на Страстной седмице. Владыка Димитрий планировал рукоположить их на Светлой, но в Праздник Воскресения Христова ему неожиданно стало плохо во время ночного богослужения, он заболел и пролежал почти всю Пасхальную седмицу.
       Для Анатолия эти дни были днями страшного напряжения. Он боялся, что желание его сердца принять священный сан не будет исполнено. Рукоположение было назначено на пятницу, и юноша ежедневно спрашивал врача, поднимется ли Владыка к концу недели. Радости его не было предела, когда он узнал, что в пятницу, в праздник в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", архиепископ Димитрий будет совершать богослужение, за которым и состоится его рукоположение во диакона. Это радостное событие навсегда осталось в памяти юноши.
       В Ярославле молодой диакон познакомился с двумя людьми, ставшими впоследствии иерархами Русской Православной Церкви. Это были секретарь Ярославского Епархиального управления иеромонах Никодим (Ротов), впоследствии выдающийся архипастырь нашей Церкви, и подвизавшийся в то время в алтаре Ярославского собора еще совсем молодой человек, ныне митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков).
       Во время хиротесии во чтеца на посвящаемого надевают маленькую фелонь, но ее почему-то не оказалось и на Анатолия надели большую, священническую. Также во время хиротесиипосвящаемому дается Апостол, чтобы он прочел из него несколько стихов. Анатолию тогда открылось: Христос - Архиерей грядущих благ (Евр. 9, 11) Тогда отец Никодим сказал ему: "Архиереем будешь". Слова из Апостола и слова будущего митрополита стали для Анатолия пророческими.
       Молодой диакон мечтал остаться служить в Ярославле, но нужно было ехать в Лавру, чтобы сдать выпускные экзамены. Волею Божией ему не пришлось больше служить в Ярославле - Господь привел его на Ивановскую землю.
       29 июня 1952 года архиепископом Ивановским и Кинешемским Венедиктом (Поляковым, † 1963) Анатолий был рукоположен во священника и назначен настоятелем Воскресенского храма в селе Толпыгино Приволжского района Ивановской области. А 17 декабря 1964 года тем же архиепископом Венедиктом он был пострижен в монашество с именем Амвросий и в течение двух недель служил в крестовом храме Ивановского архиерейского дома. О Владыке Венедикте архиепископ Амвросий сохранил самые теплые воспоминания; большой живописный портрет этого святителя до сих пор висит в его кабинете на почетном месте.
       С ноября 1961-го по май 1962 года отец Амвросий служил настоятелем Благовещенского храма в селе Воронцово Пучежского района Ивановской области, затем снова был переведен в Воскресенский храм в село Толпыгино. С марта 1956 года он последовательно был благочинным храмов Приволжского, Юрьевецкого, Кинешемского и Первого округов.
       Первый храм, в котором отец Амвросий начал свое служение, был что называется "трудным". До его назначения в этом храме некоторое время не совершались богослужения, требовался большой ремонт. Он продлился семь лет. Отец Амвросий был еще молод и полон сил, ему только что исполнилось двадцать два года. Такой молодой священник был в то время редкостью. Не все окружающие, особенно в то атеистическое время, доброжелательно смотрели на то, что столь молодой человек избрал себе в жизни стезю служения Святой Церкви, положив на алтарь Божий свою юность как искренний и священный дар Господу Иисусу Христу. Было немало искушений, которые с помощью Божией отец Амвросий благополучно преодолел.
       На первом своем приходе будущий архипастырь прослужил двенадцать лет. Люди привыкли к нему, и он привязался к людям. Сложился хороший церковный совет. Уже тогда отца Амвросия отличали корректность и дипломатичность, какая-то особая мягкость в обращении с людьми, которая позволила ему благополучно пережить хрущевские гонения 1959 года. Толпыгино эти гонения обошли стороной.
       Во время своего приходского служения отцу Амвросию довелось познакомиться со служащим неподалеку от села Толпыгино в селе Михайловском архимандритом Леонтием (Стасевичем). Это был настоящий подвижник благочестия, прозорливец. Как благочинный округа, отец Амвросий бывал у отца Леонтия. В то время молодого благочинного мучила боль в печени, от которой он уже не чаял избавиться. Архимандрит Леонтий в одной из бесед как бы невзначай сказал ему: "Многие сейчас жалуются на печень, а проживут долго". И вскоре все болезненные симптомы прошли.
       Отец Леонтий подтвердил и пророчество, услышанное отцом Амвросием в день его посвящения в чтеца. Приезжавших к нему священников старец посылал благословиться у отца Амвросия. Это вызывало недоумение, ведь священников благословляет епископ. Так архимандрит Леонтий свидетельствовал о предстоящем священнику нелегком архиерейском служении.
       Когда в 1964 году на Ивановскую кафедру был назначен митрополит Антоний (Кротевич, † 1973), он вызвал отца Амвросия и приказал в течение трех дней перебраться в Иваново, чтобы служить в кафедральном соборе. Прихожане села Толпыгино настолько любили своего пастыря, что могли этому воспрепятствовать. Во избежание волнений митрополит запретил священнику прощаться с народом. Как и подобает монаху, отец Амвросий смиренно подчинился архиерейскому указу, хотя ему и тяжело было покидать ставшее родным Толпыгино. Он нашел квартиру в городе и перебрался туда. Поначалу было очень трудно: батюшка настолько привык к сельской тишине, что готов был уехать в самый дальний приход, только бы не оставаться в городе.
       26 июля 1965 года иеромонах Амвросий (Щуров) был зачислен в клир Преображенского кафедрального собора города Иваново, а 4 ноября 1966 года назначен настоятелем этого собора. В 1965 году митрополит Антоний наградил отца Амвросия наперсным крестом с украшениями, а в 1966 году возвел его в сан архимандрита. С 1965 года отец Амвросий был членом Епархиального совета, с 1967 года - его председателем.
       Митрополита Антония на Ивановской кафедре сменил епископ Поликарп (Приймак, † 1989), а вскоре туда был назначен архиепископ Феодосий (Погорский, † 1975). С самого начала его управления епархией было много нестроений. Епископ тогда не мог вмешиваться в финансово-хозяйственные дела храмов. Однако совесть его требовала как-то улучшить состояние этих дел (в частности в кафедральном соборе Иванова), и оттого Владыка Феодосий придирчиво и требовательно вел себя по отношению к администрации собора, которая практически не зависела от епископа и подчинялась напрямую органам советской власти и уполномоченному Совета по делам религий. А когда архиепископ Феодосий пытался добиться чего-то, он не употреблял дипломатических приемов, но, напротив, был необычайно взыскателен к окружающим. Это приводило к конфликтам, в которых оказывался замешанным и архимандрит Амвросий (Щуров), настоятель кафедрального собора в Иванове.
       Будучи человеком добрым и мягким, отец Амвросий предпочитал все конфликты решать миром, с молитвой, как и подобает истинному монаху. Поэтому его необычайно тяготило послушание в соборе, где не прекращались нестроения, и он неоднократно обращался с просьбами, в том числе и письменными, к правящему архиерею, чтобы его освободили от настоятельства в соборе, отправив хоть на самый дальний приход.
       Мечтой архимандрита Амвросия было вернуться в родное Толпыгино, где он начинал свое служение и где прожил свыше двенадцати лет. Однако архиепископ Феодосий не счел возможным удовлетворить эту просьбу. И в этом можно усмотреть проявление Промысла Божия. Сменивший архиепископа Феодосия архиепископ Иов (Кресович, † 1977) относился к архимандриту Амвросию с отеческой любовью. После ухода Владыки Иова с кафедры в 1977 году архимандрит Амвросий стал его преемником. Епископская хиротония архимандрита Амвросия состоялась 18 октября 1977 года.
       Вот уже свыше двадцати лет Владыка Амвросий является бессменным управляющим Ивановской епархией. За эти годы многое сделано. Когда епископ Амвросий начинал свое святительское служение на Ивановской земле, здесь было 44 прихода и ни одного монастыря. Сейчас в епархии свыше 60 приходов и 10 монастырей. Действуют пастырские курсы, четыре общеобразовательные православные школы, три из которых уже прошли государственное лицензирование, создана широкая сеть воскресных школ и библиотек православной литературы, готово к открытию Духовное училище. Налажены добрые взаимоотношения с администрацией всех уровней и ветвей власти на территории области. Священнослужители посещают тюрьмы, военкоматы, воинские части, больницы, дома престарелых, образовательные учреждения, предприятия. Издается православная литература, выходят православные газеты.
       За свои труды на благо Церкви и Родины Владыка Амвросий награжден церковными орденами Преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, преподобного Даниила Московского II степени, государственным орденом "Знак Почета", возведен в сан архиепископа. К 70-летнему юбилею, во внимание к усердным трудам по возрождению епархии, архиепископ Амвросий был награжден орденом святителя Московского Иннокентия II степени.
       За годы служения архиепископа Амвросия менялась власть, менялось отношение государства и общества к Церкви. Но неизменным оставались молитвенная настроенность Владыки и его твердое желание всю свою жизнь положить на служение Богу и ближним. Многая и благая ему лета!

А. ФЕДОТОВ,
главный редактор газеты
"Ивановский епархиальный вестник"