ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Визиты Святейшего Патриарха Алексия

Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Японскую Автономную Православную Церковь

       14 мая юбилейного 2000 года от Рождества Христова начался новый этап в жизни Японской Православной Церкви. После целого года вдовства она вновь получила Предстоятеля - им стал Архиепископ Токийский, Митрополит всей Японии Даниил. С кончиной Митрополита Феодосия (Нагасимы) 3 мая 1999 года православные японцы осиротели - Высокопреосвященный Феодосий возглавлял Православную Церковь Японии почти 30 лет (с 1972 года). Управление Японской Автономной Православной Церковью принял на себя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, поскольку Японская Автономная Церковь является частью, хотя и самостоятельной, Русской Православной Церкви. Летом прошлого года состоялись выборы кандидатов на вдовствующие епископские кафедры, и 20 августа 1999 года трое японских священнослужителей приехали в Россию и были пострижены в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. Затем поочередно состоялись епископские хиротонии Владыки Петра (викария Токийской епархии), Владыки Даниила (Киотоская епархия) и Владыки Серафима (Сендайская епархия). В январе нынешнего года состоялся Поместный Собор Японской Автономной Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был единогласно избран епископ Иокогамский Петр. Но, к большому огорчению православных японцев, Владыку Петра постигла внезапная тяжелая болезнь. Достойно неся крест, посланный от Господа, и чувствуя, что ему недолго осталось жить, епископ Петр направил Патриарху всея Руси отказ от избрания на престол Предстоятеля Японской Церкви.
       6 мая 2000 года внеочередной Собор избрал главой Японской Православной Церкви Преосвященного Даниила, епископа Киотоского, для совершения интронизации которого и прибыл в Японию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
      
       Обратимся к истории Православной Церкви Страны восходящего солнца. Всем православным известно имя святителя Николая (Касаткина), архиепископа Японского. Прибыв в Японию в 1861 году в качестве священника русского консульства в Хакодате (город на острове Хоккайдо), он стал основателем Православной Церкви Японии, ее апостолом и просветителем. Не найти нужных слов, чтобы описать подвиг этого прекрасного русского человека, ставшего любящим отцом и добрым пастырем для многих тысяч японцев, которых он обратил в Православие. В страну древней высокой культуры архиепископ Николай принес свет Православия и был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых как равноапостольный. Он был истинным миссионером, его сердце горело любовью к стране, где Господь судил ему трудиться, к ее людям, к ее своеобразной красоте.
       Первые крещенные им японцы - Павел Савабе, Иоанн Сакай, Иаков Урано, Иоанн Оно стали тем "камнем", на котором будущий святитель Николай основал Японскую Церковь. Его трудами и стараниями она росла и крепла, все больше японцев входили в православное братство. В 1870 году была организована Российская Духовная Миссия в Японии, у архимандрита Николая появились помощники - трое иеромонахов из России, он был назначен начальником Миссии. Впоследствии в Страну восходящего солнца прибыл архимандрит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх всея Руси. Он оставил книгу воспоминаний о своем пребывании в Японии, в которой живо отражены впечатления от общения с православными японцами в самых глухих уголках страны.
       Появились первые священники японцы. Ко всем участвующим в проповеди Христова учения святитель Николай предъявлял очень высокие моральные и духовные требования. Сам он всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению, и под его водительством Церковь Японская росла и крепла. (Далее отсылаем наших читателей к статье архиепископа Антония (Мельникова, † 1986), опубликованной в 14-м номере сборника "Богословские труды" за 1975 год, где подробно рассказывается о жизненном подвиге святителя Николая, архиепископа Японского).
       Официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Японскую Православную Церковь начался 12 мая 2000 года с посещения города Хакодате. Это место было выбрано потому, что именно здесь в 1861 году начал свои апостольские труды святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский.
       В начале июля 1861 года иеромонах Николай (Касаткин) прибыл в Хакодате, чтобы служить священником в церкви русского консульства. Храм в честь Воскресения Христова в Хакодате существовал с 1859 года, когда же в 1872 году в Токио было открыто посольство Российской Империи, консульство закрыли, а храм передали православным верующим Хакодате. Первоначально здание церкви было деревянным, мелодичный звон его почти пятидесятипудового колокола и нескольких маленьких колоколов был слышен далеко вокруг. Жители Хакодате за красивый звон любовно прозвали храм "Ган-ган дера" (храм "Бом-бом"). К несчастью, он полностью сгорел в великом пожаре 1907 года, почти ничего не оставившем от города, и был заново построен - уже из камня - в 1916 году. С тех пор храм практически не изменился. В Хакодате много памятных мест, связанных со святителем Николаем Японским. Недалеко от русского консульства буддийский храм Дзицугёдзи, где молодой иеромонах Николай снимал жилье, запоминал первые японские слова. Отметим, что впоследствии все богослужебные книги были переведены святителем Николаем на японский язык.
      
       В аэропорту Хакодате Первосвятителя Русской Православной Церкви встретили японские архипастыри - епископы Киотоский Даниил и Сендайский Серафим, духовенство, а также генеральный консул Российской Федерации в Саппоро В. И. Саплин и мэр Хакодате Хироси Иноуэ.

Святейший Патриарх Алексий с прихожанами храма Воскресения Христова в Хакодате

       После осмотра города Его Святейшество направился в церковь Воскресения Христова, где его ожидали православные жители Хакодате - прихожане этого храма. Святейший Патриарх Алексий совершил молебен, после которого приветствовал епископа Серафима и его паству. В своем Слове он отметил, что визит, начавшийся с места первого миссионерского служения равноапостольного святителя Николая, является свидетельством неразрывной связи православного народа Страны восходящего солнца с Русской Православной Церковью, которая на протяжении долгих лет, подобно чадолюбивой матери, окормляла японскую паству, знакомила ее с традициями православной культуры, получившими в Японии свое уникальное национальное преломление. Прихожане Воскресенского храма искренне радовались встрече с Патриархом всея Руси, всем хотелось сфотографироваться с ним на память.

Хор Воскресенского храма в Хакодате

       Затем Святейший Патриарх посетил филиал Дальневосточного государственного университета в Хакодате, где японские студенты обучаются русскому языку. Святейшего Патриарха приветствовал ректор филиала ДВГУ С. Н. Ильин, который рассказал, что это учебное заведение существует уже шесть лет и на сегодняшний день в нем обучаются 60 студентов японцев. Знакомясь с русской культурой, они становятся патриотами России и в будущем могут стать связующим звеном между двумя странами. При филиале организован русский клуб для школьников, а также вечерние курсы русского языка для взрослых. Святейшего Патриарха по-русски приветствовал студент японец, затем завязалась дружеская беседа с преподавателями и студентами, которые передали Его Святейшеству благодарственное письмо, с особым тщанием написанное на русском языке.

Лития на Русском кладбище в Хакодате

       После беседы со студентами Святейший Владыка посетил Русское кладбище в Хакодате, которое бережно сохраняется с прошлого века (большей частью на нем похоронены русские военные моряки) и совершил там заупокойную литию. В своем Слове Его Святейшество поблагодарил городские власти, сотрудников российского генерального консульства за сохранение этого святого места, где нашли свое упокоение русские моряки, которые служили на Хоккайдо. "Мы рады, что сегодня могли отдать дань благодарности русским людям, которые закладывали отношения добрососедства между нашими народами", - сказал Предстоятель Русской Церкви.

Посещение Русского кладбища в Хакодате

       Вечером 12 мая делегация Русской Православной Церкви вылетела в Токио.
       Следующий день начался с посещения главной святыни Японской Православной Церкви - собора Воскресения Христова, или "Николай-до", как называют его японцы в знак глубокого уважения и признательности к просветителю Японии равноапостольному архиепископу Николаю. Этот собор - живая память о святителе и одна из достопримечательностей Токио. Архиепископ Николай строил его на века, проверяя каждый камень, желая, чтобы этот храм символизировал крепость и торжество Православия. Место для строительства храма было выбрано не случайно. На холме Суругадай раньше помещалась пожарная вышка, что и навело святителя Николая на мысль купить именно этот участок земли для Миссии и главного православного собора. Собор возводился на сосновых сваях - такого способа строительства в Японии тогда не знали. Строительство этого храма продолжалось семь лет (с 1884-го по 1891 год) и было огромным событием для японцев - таких больших зданий в Токио тогда не было, все дома вокруг были деревянными, и огромный каменный храм в русском стиле поражал воображение местных жителей. Первоначально была выстроена очень высокая колокольня, но во время страшного землетрясения Кинто в 1923 году, когда почти весь город был разрушен, она рухнула, упавшие колокола пробили крышу, однако стены собора не пострадали. Впоследствии колокольня и крыша собора были перестроены.
      
Хлеб-соль дорогому гостю (перед Воскресенским собором в Токио)


      
Интерьер Воскресенского собора в Токио


       Величественный собор Воскресения Христова вмещает более двух тысяч верующих. Два года назад он был отреставрирован.
       После осмотра храма состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви и сопровождавших его архипастырей - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Владивостокского и Приморского Вениамина, который присоединился к делегации во Владивостоке, с новоизбранным Предстоятелем Японской Православной Церкви епископом Киотоским Даниилом и епископом Сендайским Серафимом.
       Затем Его Святейшество отбыл на Подворье Русской Православной Церкви в Токио, где его ожидали русские православные верующие - прихожане домового храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. Настоятель Подворья протоиерей Николай Кацюбан уже девять лет служит в Японии и очень много сделал для объединения русских людей, живущих в Токио.

Встреча Святейшего Патриарха на Подворье Русской Православной Церкви в Токио

       К сожалению, Подворье не имеет церковного здания, нынешний храм расположен в приспособленном для этой цели помещении, принадлежащем посольству Российской Федерации в Японии. Среди прихожан Подворья есть и японцы, второй священник храма, протоиерей Иоанн Нагая, тоже японец. Надо отметить, что он усердно потрудился как переводчик при поставлении новых японских епископов на вдовствующие кафедры, помогая преодолевать языковой барьер.
       Святейший Патриарх совершил в храме Подворья молебен Святителю и Чудотворцу Николаю и святителю Николаю, архиепископу Японскому, после чего во внимание к усердным трудам наградил отца настоятеля орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, отца Иоанна Нагая - крестом с украшениями, а многих усердных прихожан подворья - медалями Преподобного Сергия и патриаршими грамотами. Святейший Патриарх Алексий выразил надежду на то, что новый Предстоятель Японской Православной Церкви примет Подворье Московского Патриархата в Токио в свою любовь и будет оказывать ему духовную поддержку.

Святейший Патриарх Алексий награждает настоятеля Подворья протоиерея Николая Кацюбана орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени

       Вечером 13 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в соборе Воскресения Христова всенощное бдение в сослужении Митрополита всей Америки и Канады Феодосия, прибывшего с делегацией Православной Церкви в Америке на интронизацию Предстоятеля Японской Православной Церкви, а также в сослужении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, епископа Киотоского Даниила, архиепископа Филадельфийского и Восточнопенсильванского Германа (Православная Церковь в Америке), епископа Владивостокского и Приморского Вениамина и епископа Сендайского Серафима.

Во время всенощного бдения в Воскресенском кафедральном соборе

      
Исповедь накануне дня интронизации Предстоятеля Японской Православной Церкви. Токийский Воскресенский собор


       14 мая - памятный день в истории молодой Японской Автономной Православной Церкви - в этот день она получила нового Предстоятеля. За Божественной литургией, которую в этот день совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий в сослужении тех же Преосвященных архипастырей, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан Митрополита всей Японии. По чтении Евангелия Святейший Патриарх Алексий вручил Преосвященному Даниилу знак первосвятительского достоинства - вторую панагию, после чего состоялся собственно чин настолования - епископ Даниил был трижды возведен на Горнее место. После Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к новому Предстоятелю Японской Православной Церкви с приветственным Словом. В частности, он сказал: "Великая и спасительная весть о Воскресении Христовом распространилась по всей вселенной, пока не достигла, наконец, Страны восходящего солнца, вызвав здесь к жизни небольшую, но весьма сплоченную и твердую в вере Японскую Автономную Православную Церковь. За свою историю ваша Церковь пережила немало трудностей и невзгод. Однако ни сложные политические ситуации, ни стихийные бедствия, ни различные искушения, привносимые в церковную среду внешними силами, - ничто земное не смогло поколебать искреннюю веру православных японцев, которые мужественно являли и с Божией помощью продолжают являть свидетельство Святого Православия в многократно превосходящем по численности нехристианском окружении.

Японские священнослужители


Прихожане "Николай-до" за Божественной литургией. 14 мая 2000 года

       Вся историческая судьба Японской Православной Церкви неразрывно связана с Матерью - Русской Православной Церковью. Именно из России прибыли в Японию первые проповедники православной веры - святитель Николай и другие русские миссионеры, которым принадлежит выдающаяся роль в истории становления и развития православной миссии в Японии. В нынешнем году исполняется 30 лет со дня дарования Японской Православной Церкви автономии. С тех пор наши отношения неуклонно развивались, и сегодня нам доставляет истинную радость находиться с визитом на прекрасной Японской земле, когда совершается столь значительное событие в жизни Японской Автономной Православной Церкви, как интронизация ее нового Предстоятеля.
       Ваше Высокопреосвященство, примите мои сердечные поздравления с избранием и интронизацией Вас на первосвятительское служение Японской Автономной Православной Церкви. От души желаю Вашему Высокопреосвященству быть пастырем добрым для врученного Вам Богом словесного стада, управляя его ко спасению во Христе Иисусе. Молю Господа о том, чтобы, Богу содействующу, Ваше первосвятительское служение ознаменовалось процветанием Православной Церкви в Японии".

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл зачитывает Указ Святейшего Патриарха

       Торжественное богослужение завершилось благословением нового Предстоятеля Японской Церкви своей паствы. Затем был дан прием, посвященный интронизации Митрополита всей Японии Даниила, на котором присутствовали все молившиеся за Божественной литургией и многочисленные гости.

Святейший Патриарх Алексий вручает епископу Даниилу вторую панагию


Прихожане Воскресенского собора


Настолование нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви


Вручение белого клобука Митрополиту всей Японии Даниилу


Дар Русской Церкви - ковчег для святых мощей


Нового Предстоятеля поздравляет Митрополит всей Америки и Канады Феодосий


Митрополит всей Японии Даниил благословляет свою паству

       На приеме состоялся обмен речами между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Митрополитом всей Японии Даниилом. Владыка Даниил в своем слове отметил символическое совпадение дня интронизации Предстоятеля Японской Церкви с днем Ангела почившего митрополита Никодима (Ротова, † 1978), явившегося инициатором предоставления Японской Православной Церкви автономии, 30-летие которой отмечается в нынешнем году.

Общий снимок на память (на приеме по случаю интронизации нового Предстоятеля)

       В понедельник, 15 мая, Святейший Патриарх Алексий посетил токийское кладбище Янака - место упокоения святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, где совершил молебен просветителю Страны восходящего солнца и заупокойную литию по митрополите Сергии (Тихомирове), митрополите Феодосии (Нагасиме), епископе Николае (Оно), после святителя Николая (Касаткина) возглавлявших Японскую Церковь и похороненных на этом же кладбище, и новопреставленном епископе Иокогамском Петре.
      
Надгробие святителя Николая, архиепископа Японского, на Токийском кладбище Янака


       По законам Японии не разрешается куда-либо переносить с кладбища останки похороненных там людей, поэтому мощи святителя Николая Японского по-прежнему пребывают на месте своего первоначального упокоения. Первосвятитель Русской Церкви, обращаясь к Митрополиту всей Японии Даниилу, сказал: "Невольно мы вспоминаем слова Апостола Павла, который говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Для меня, впервые посетившего Японию, ясно стали здесь видны труды, подвиги, служение - жертвенное служение святителя Японского Николая. Другие святители, похороненные здесь, продолжали его дело, взращивая семена, которые он посеял на этой благословенной земле. Мы желаем новому Предстоятелю Японской Церкви продолжать труды своих предшественников, а наша молитвенная поддержка всегда будет с вами - с клиром и паствой Японской Православной Церкви, с которой мы сроднились в эти дни нашего молитвенного общения".
      
       16 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил поездку в город Киото. Делегацию Русской Православной Церкви сопровождали Митрополит всей Японии Даниил, епископ Сендайский Серафим и посол РФ в Японии А. Н. Панов. Как позже сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к принимавшим его представителям Киотоской епархии, "мы не узнали бы Японии, если бы не побывали в ее древней столице".

Благовещенский храм в Киото

       С вокзала Святейший Патриарх Алексий направился в Благовещенский храм города Киото, хранящий живую память о святителе Николае (Касаткине), по благословению которого он был построен (на пожертвования православных японцев и благотворителей из России). Святитель Николай сам освятил этот храм, для которого было выбрано одно из красивейших мест в Киото.
       "Прекрасным солнечным днем, в воскресенье, 10 мая 1903 года совершали богослужение храмоосвящения и Литургию. Как раз когда звон семи колоколов поплыл над утренним Киото, из своего дворца, который очень близко от храма, выходил японский император в окружении свиты, направляясь на станцию железной дороги. Он обратил внимание, прислушался - и молчаливым вниманием узаконил православный звон в своей древней столице", - записал в тот день в дневнике святитель Николай, архиепископ Японский.
       Храм в Киото очень красив. По замыслу архиепископа Николая, он должен был соответствовать великолепию древней столицы Японии - "Японской Москвы", как называл Киото святитель Николай Японский. Первый православный христианин появился здесь в 1878 году, а в 1903 году был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Достопримечательностью храма в Киото является напрестольное Евангелие и напрестольные серебряные кресты, присланные святым праведным Иоанном Кронштадтским, о чем есть собственноручная запись святителя Николая Японского: "В благословение Миссии и Церкви в Японии прислано вместе с напрестольными крестами... и другими церковными вещами отцом протоиереем Кронштадтского собора Иоанном Ильичем Сергиевым, при любезном письме его. Получено 8/21 июня 1900 года. Токио. Епископ Николай". В 1904 году вследствие начавшейся русско-японской войны все православные храмы были закрыты, в том числе и этот. Однако сразу после ее окончания русские пленные находили в японских церквах напоминание о родине и душевное успокоение. В Благовещенском соборе хранятся два образа Святителя и Чудотворца Николая, подаренные русскими военнопленными его настоятелю в знак благодарности. Теплую уютную атмосферу в храме, оттеняя белизну его стен, создает малиновый ковер, выписанный самим архиепископом Николаем из Англии. Ковер в хорошем состоянии сохранился до сих пор.

Евхаристические сосуды - дар Патриарха всея Руси Благовещенскому храму в Киото

       Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в Благовещенском храме, после чего вручил Владыке Даниилу свой дар - евхаристические сосуды, заметив в своем Слове: "Может быть, через сто лет кто-нибудь тоже вспомнит об этом нашем даре Благовещенскому храму, переданном нами как символ единения наших Церквей. Мы видим здесь преемство - служение святителя Николая Японского продолжают сегодня архипастыри, пастыри и православные верующие Японии".

Во время осмотра достопримечательностей Киото. Золотой павильон

      


       Затем Предстоятель Русской Церкви ознакомился с памятниками истории Киото - знаменитым замком Нидзё (начало XVII века), золотым павильоном и садом камней, который является своеобразной визитной карточкой буддистского мировосприятия. Замок Нидзё - одна из самых главных достопримечательностей Киото и единственный сохранившийся в Японии замок-резиденция. Он служил официальной резиденцией первого сёгуна, в тот период верховного правителя Японии, Токугава Иэясу. Замок считается самым значительным достижением архитектуры того времени. Когда пятнадцатый сёгун Токугава Есинобу в 1867 году вернул суверенную власть императору, замок был передан Императорской Фамилии. Основной достопримечательностью дворца Ниномару (главной постройки замка) являются его так называемые поющие (в японском варианте - соловьиные) половицы, которые специально созданы для того, чтобы предупреждать сёгуна и его охрану о приближении злоумышленников. "Соловьиное пение" сопровождает посетителя от входа до Больших палат, служивших для наиболее важных аудиенций сёгуна. На территории замка располагаются несколько садов, один из которых разбит вокруг большого пруда. Прекрасная природа, древнейшие памятники японской культуры вызвали живейший интерес Первосвятителя Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Алексий, Митрополит всей Японии Даниил и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Киото

       Вечером 16 мая Святейший Патриарх Алексий возвратился в Токио.
       17 мая состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с императором Японии Акихито.
       Это чрезвычайно важное событие в политической жизни Японии. Император крайне редко встречается с приезжающими в Страну восходящего солнца высокими гостями.

Встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с императором Японии Акихито

       Состоялась теплая сердечная беседа, о чем сообщил журналистам сам Святейший Патриарх, выходя из императорского дворца. Из уважения к Патриарху всея Руси было сделано исключение - журналистам из России было позволено записать слова Его Святейшества по поводу встречи прямо на территории императорской резиденции, строгие порядки которой обычно такого не допускают. Несомненно, встреча императора, являющегося символом японского народа, с Патриархом всея Руси, символизирующим русский народ, станет важнейшей вехой в истории русско-японских отношений.
       В тот же день по инициативе Министерства иностранных дел Японии состоялась встреча Святейшего Патриарха с министром иностранных дел господином Ёхей Коно. Его Святейшество отметил, что прибыл в Японию с миссией мира. Главной задачей его визита было утвердить нового главу Японской Автономной Православной Церкви. "Мы будем всячески развивать наши духовные и культурные связи, будем развивать паломничество из Японии в Россию и из России в Японию, чтобы наши соотечественники могли знакомиться с культурой Вашей страны", - сказал Святейший Патриарх Алексий.

Встреча Святейшего Патриарха Алексия с министром иностранных дел Японии господином Ёхей Коно (крайний справа)

       Министр иностранных дел подчеркнул, что Япония и Россия могут играть лидирующую роль в международном сообществе, но для этого нужно полное взаимопонимание. Он также выразил сожаление по поводу того, что из-за территориальных проблем пока невозможно заключить мирный договор. "Мы должны отказаться от применения вооруженных сил, что, к сожалению, случалось в нашей истории; новые отношения должны основываться на развитии культурных и экономических связей", - сказал господин Коно.
       Святейший Патриарх поддержал министра иностранных дел Японии, заметив, что верный путь - это обмен духовными и культурными ценностями. "Мы соседи и нам надо жить в мире", - сказал Его Святейшество.
       Также было выражено обоюдное согласие по поводу необходимости сохранения двух основополагающих ценностей - достойного морального климата в обществе и окружающей среды. Войны разрушают окружающую среду и наносят непоправимый урон человеческой нравственности.
       В заключение беседы министр иностранных дел Японии выразил благодарность Предстоятелю Русской Православной Церкви за состоявшуюся встречу. Святейший Патриарх пригласил господина Коно посетить его в Москве.
       Вечером 17 мая состоялась пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в посольстве Российской Федерации в Японии.

В посольстве Российской Федерации в Японии

       Визит Первосвятителя Русской Церкви вызвал неподдельный интерес японских журналистов. Глубокое уважение, оказываемое ему в Стране восходящего солнца, - знак того, что отношения между Россией и Японией переживают подъем.
       Вопросы, заданные Его Святейшеству японскими журналистами, касались важнейших проблем русско-японских отношений, и в первую очередь необходимости заключения мирного договора между двумя странами.
       Святейший Патриарх так ответил на этот вопрос: "Чем больше мы будем общаться друг с другом и познавать духовные и культурные ценности наших народов, тем больше мы будем сближаться и таким образом идти к подписанию мирного договора".
       Были также заданы вопросы, касающиеся ситуации в Чечне, проблемы молодежи - общей для обеих стран, и главное - о том, как теперь, после визита духовного лидера России в Японию, будут развиваться межгосударственные отношения.
       Святейший Патриарх, отвечая на вопросы, в частности, сказал: "Я надеюсь, что наши связи станут более интенсивными и мой визит откроет новую страницу в отношениях между нашими Церквами". После пресс-конференции в посольстве России состоялся прием в честь высокого гостя.
       Посол Российской Федерации А. Н. Панов обратился к Святейшему Патриарху с приветственной речью и преподнес ему четыре картины на религиозные сюжеты. Его Святейшество поблагодарил посла и подчеркнул, что пребывание в Стране восходящего солнца произвело на него неизгладимое впечатление. "Мы рады, что Господь судил нам поставить нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви, который будет продолжать здесь дело святителя Николая Японского" - отметил Патриарх всея Руси. "Будущее России - в ее возвращении к нравственным и духовным ценностям. Развивать отношения сотрудничества, обмен культурными и духовными ценностями между нашими народами - это наш долг и наше призвание", - сказал в заключение своего выступления на приеме в российском посольстве Предстоятель Русской Православной Церкви.
       18 мая Первосвятитель Русской Православной Церкви посетил национальный музей в Токио, осмотрев обширную экспозицию археологических находок, предметов старины, произведений современного искусства.
       Затем состоялась официальная встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с премьер-министром Японии господином Иосиро Мори. Премьер-министр заявил, что визит Патриарха всея Руси - это историческое событие в японо-российских отношениях. Недавняя встреча премьер-министра И. Мори в Петербурге с президентом Российской Федерации В. В. Путиным, договоренность о его визите в Японию в нынешнем году показывают, что правительства России и Японии хотят поднять эти отношения на качественно новый уровень.

Встреча Святейшего Патриарха Алексия с премьер-министром Японии Иосиро Мори

       Премьер-министр рассказал Святейшему Патриарху, что его отец, мэр маленького японского города, 40 лет поддерживал и активизировал связи с Россией. Перед кончиной он просил часть его праха перевезти в город Шелехов в Иркутской области - побратим его родного города. Господин Мори исполнил этот завет отца и будет стараться исполнять и другой его завет - развивать и укреплять связи с Россией.
       Святейший Патриарх отметил, что начавшаяся 139 лет назад миссия Русской Православной Церкви в Японии не была связана с культурной экспансией, напротив, молодая Православная Церковь Японии изначально отличалась национально-культурной самобытностью, обогащая тем самым Русскую Церковь. Была создана совершенно новая формация - японское Православие.
       Была выражена обоюдная надежда на то, что добрососедские отношения наших двух стран будут всемерно развиваться.
       Вечером 18 мая новым Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви был дан прощальный прием, во время которого Святейший Патриарх Алексий сердечно поблагодарил Митрополита всей Японии Даниила, епископа Сендайского Серафима, старейших клириков Японской Церкви, настоятелей ее главных храмов за теплый сыновний прием, оказанный ему в Стране восходящего солнца, и выразил надежду на то, что отношения между Русской и Японской Церквами, получившие новый импульс в результате его визита в Японию, станут еще более близкими и новый Предстоятель Японской Православной Церкви будет этому всемерно способствовать.
       Утром 19 мая делегация Русской Православной Церкви вылетела из Токио в Хабаровск.
       Можно с уверенностью утверждать, что визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси стал важнейшим событием в жизни двух Церквей и двух стран - России и Японии, таких непохожих друг на друга и в то же время таких близких. Центром связи между ними должно быть Православие. "Жизнь человеческая - по преимуществу жизнь духа, и только в области духовной могут быть связаны и отдельные люди, и целые народы истинно прочной связью", - писал в своей статье "Россия и Япония", опубликованной в 1875 году в журнале "Древняя и Новая Россия", святитель Николай Японский. Лучше сказать невозможно.
      

М. ЖИЛКИНА