|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
О тайне происхождения образа на Туринской Плащанице
В "Журнале Московской Патриархии" за 1992 год (№ 5. С. 54-61) была опубликована статья священника Глеба Каледы "Туринская Плащаница и ее возраст". Мы снова обращаемся к теме величайшей христианской святыни и предлагаем нашим читателям статью директора Московского центра Туринской Плащаницы при Сретенском монастыре физика А. В. Белякова.
Напомним, что на Международных рождественских образовательных чтениях 2000 года в течение двух дней работала отдельная секция, посвященная проблеме Туринской Плащаницы.
Православные ученые не так давно стали принимать участие в изучении этого феномена. Надеемся, что их усилия принесут благие плоды, и пятое Евангелие, как еще называют Туринскую Плащаницу, раскроет для нас свои страницы.
О Плащанице Господа нашего Иисуса Христа повествуют три синоптических Евангелия. В Евангелии от Марка мы читаем: Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова... Он, купив плащаницу (sindwvn) и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк. 15, 43, 46).
Как это ни удивительно, но мы имеем все основания полагать, что та Плащаница, в которой Иосиф и Никодим погребли тело умершего Спасителя, сохранилась до наших дней.
В городе Турине, на севере Италии, в кафедральном соборе, высоко над алтарем, защищенная пуленепробиваемыми стеклами и системой сигнализации, запечатанная в драгоценный ковчег, хранится Плащаница Господня, которая таинственным образом несет на себе изображение Его распятого тела.
Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна размерами чуть больше четырех метров в длину и метр в ширину. На ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично, голова к голове. На одной половине Плащаницы - образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами, на другой половине - то же тело со спины.
Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный, желтовато-коричневого цвета разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из ран от гвоздей. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.
Вся совокупность полученных исследователями фактов свидетельствует о том, что образ на Плащанице воспроизводит тело Иисуса Христа при положении в погребальную пещеру, причем тело лежало на одной половине Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.
В 1999 году отмечалось столетие со дня начала научного исследования Туринской Плащаницы. Сто лет прошло с того момента, когда итальянскому фотографу Секондо Пиа было разрешено сделать первые фотографии Плащаницы. В своих воспоминаниях об этом событии он писал о том, как во время обработки полученных негативов во мраке фотолаборатории вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие - тот факт, что на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Господа Иисуса Христа и что позитивное изображение Его лика можно получить, сделав негатив с изображения на Плащанице. |
Контрастный негатив, сделанный с Туринской Плащаницы |
Замечательно, что тот лик Господа Иисуса Христа, который мы сейчас знаем по фотографиям, сделанным с Туринской Плащаницы, и который так похож на Нерукотворенный Образ Спасителя, открылся человечеству лишь сто лет назад, благодаря появившемуся тогда техническому новшеству - фотографии. В 1898 году благодаря изобретению фотографии стало возможным преобразить до той поры смутный образ на Плащанице в выразительный лик Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Плащаница как бы явила свое лицо и с того времени заговорила с учеными на языке, понятном только для специалистов, - на языке физических измерений и математических вычислений. Начался полный драматизма и неожиданных открытий процесс постижения Божия послания, которое несет в себе Плащаница. Поэтому исследование Плащаницы ни в коем случае нельзя сводить лишь к решению вопроса о ее подлинности. Вопрос стоит гораздо шире. Если Плащаница подлинна - а для такого утверждения имеются веские основания, - то гораздо важнее узнать то, что она может нам рассказать.
Для физиков, биохимиков, криминалистов, медицинских экспертов Плащаница стала неким пятым Евангелием, повествующем о смерти и Воскресении Спасителя, запечатанным свитком, который они начинают приоткрывать. В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница подтверждает, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, на концах их бичей были специальные металлические наконечники. Ударов было не менее сорока, следы от них покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелии говорится и о том, что палачи возложили на голову Иисуса Христа терновый венец, но то, что это был не только способ уничижения, а продолжение пыток, мы также "узнаем" от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь тверды и остры, что они прокололи кожу на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелии, - заушение Иисуса Христа, несение Им Креста, Его падение под ношей от изнеможения. По направлениям струек крови из ран от гвоздей, вонзенных в запястья и ступни ног, специалисты могут даже воссоздать положение тела Божественного Страдальца на Кресте. Плащаница безмолвно свидетельствует о голгофских страданиях Спасителя, и они становятся почти осязаемыми.
Сложилась целая научная дисциплина - синдонология (от греческого слова sindwvn - плащаница). Не единичными были случаи, когда ученый-специалист, в силу своих профессиональных обязанностей приступивший к исследованию Плащаницы, приходил к выводу о ее подлинности и через это обращался к Евангелию и ко Христу. Конечно, не без Промысла Божия Плащаница сохранилась до нашего времени, чтобы кротко благовествовать о крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Благодаря исследованиям множества ученых мы сейчас можем стать как бы свидетелями голгофских событий - и не только тех, о которых мы знаем из Евангелия, но и События, которого не видел никто из людей. Ведь Плащаница была свидетелем не только распятия Господа Иисуса Христа, но и Его Воскресения. По прошествии субботы... ученики увидели Воскресшего Иисуса Христа, но в запечатанной пещере с Ним была только Плащаница, которая одна лишь "видела", как Воскресение произошло.
Сделанное Секондо Пиа открытие, что образ на Плащанице обладает свойством фотографического негатива, вызвало среди ученых неподдельный интерес. Неужели в древности кто-то обладал технологией изготовления негативов или здесь мы сталкиваемся с проявлением какого-то чудесного явления? Вначале исследования Плащаницы были непрямыми и ограничивались изучением все более качественных ее фотографий. На фотографиях были выявлены детали, которые невозможно было различить невооруженным глазом. Уже в 1902 года французский биолог Поль Виньон смог детально исследовать анатомию человека, изображенного на Плащанице. Это позволило его другу Иву Деляжу, профессору сравнительной анатомии в Сорбонне, по убеждениям агностику, доложить Парижской академии, что Плащаница была погребальным покрывалом Иисуса Христа. Этот вывод совершенно не вписывался в рамки той науки, которой позволительно было быть в Парижской академии. Последующие споры стоили Деляжу научной карьеры.
Более совершенные фотографии были получены в 1931 году. Эти фотографии были использованы затем во множестве исследований. Так, историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек, изображенный на Плащанице, был распят по древнеримским обычаям. Исследования позволили оценить его рост - около 180 см и возраст - между 30 и 45 годами.
В 1969 году ученые впервые были непосредственно допущены к Плащанице. Тогда группе специалистов из одиннадцати человек было впервые позволено приступить к Плащанице. Цели этого исследования в основном касались выяснения качества сохранности Плащаницы и выработки предложений по ее дальнейшему хранению.
Второе прямое научное исследование имело место в 1973 году. Первые образцы в виде мельчайших ниточек и пылинок, которые оставались на липкой ленте после прикосновения к Плащанице, были взяты для изучения. Самое главное открытие 1973 года было сделано шведским криминалистом Максом Фреем. Он исследовал споры и пыльцу растений, которые удалось обнаружить на мельчайших частичках, взятых из Плащаницы. Оказалось, что из пятидесяти семи видов двенадцать принадлежат растениям, характерным для Центральной Европы, шестнадцать других были обычными для Палестины, но встречаются также и в Европе, шесть других специфичны для Турции и северной Сирии, а еще семь принадлежат исключительно растениям, растущим в гористой местности Израиля. Таким образом, Плащаница несет на себе следы своего странствия по миру в виде пыльцы растений.
Следующим знаменательным этапом в исследовании Плащаницы были работы американского физика Джона Джексона, преподавателя физики Военно-Воздушной академии США. Работая с моделью Плащаницы, он с помощью специальных приборов экспериментально измерил на курсантах-добровольцах среднее расстояние, возникающее между поверхностью тела и тканью, его покрывающей. Полученные данные он сравнил с изменением цвета на фотографиях Плащаницы и обнаружил, что потемнение Плащаницы в каждой точке находится в простой зависимости от расстояния до тела, которое она, видимо, когда-то покрывала. Д-р Джексон, будучи специалистом в области обработки аэрофотоснимков, применил к фотографиям Плащаницы разработанные компьютерные программы, и ему удалось с их помощью восстановить реалистическую объемную форму лица и всего тела человека, образ которого запечатлен на Плащанице. Таким образом было показано, что на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между тканью и телом, которое она покрывала. Поэтому утверждение, что на Плащанице имеется негативное изображение, - это лишь первое приближение к истине.
Дальнейшие модельные эксперименты показали, что обычные фотографии и картины, выполненные рукой художника, не обладают подобным свойством: по ним не удается восстановить реалистическую объемную форму изображенного на них оригинала. Открытие Джексона было сильным свидетельством в пользу нерукотворенной природы образа на Плащанице.
Доктор Джексон способствовал созданию исследовательского проекта, который был осуществлен под его руководством в 1978 году. Международная группа из более чем тридцати ученых различных специальностей на протяжении 120 часов, сменяя друг друга и используя самую совершенную технику, исследовала Плащаницу. Полученные в 1978 году данные до сих пор служат материалом для научного исследования феномена Туринской Плащаницы.
Исследователи ставили перед собой три задачи: первое - выяснить природу изображения, второе - выяснить природу пятен крови и третье - объяснить механизм возникновения изображения на Туринской Плащанице. Хотя исследования были прямыми, они не разрушали ткань Плащаницы. Изучалась спектроскопия Плащаницы в широком диапазоне - от инфракрасного спектра до ультрафиолета. Также исследовалась флюоресценция Плащаницы в рентгеновском спектре. Проводилось микронаблюдение и микрофотографирование Плащаницы, делались различные фотографии в проходящих и отраженных лучах. Единственными объектами, взятыми из Плащаницы для химических анализов, были, как и в 1973 году, мельчайшие частицы, которые оставались на липкой ленте после прикосновения ею к Плащанице.
Результаты прямых научных исследований Туринской Плащаницы можно попытаться суммировать следующим образом. Во-первых, было обнаружено, что образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красящих веществ. Это полностью исключает возможность того, что образ на Плащанице был делом рук художника. Характерный желтовато-коричневый цвет образа вызван химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы. Спектроскопия ткани в области расположения образа практически совпадает со спектроскопией ткани в местах ее разрушения от пожара 1532 года, когда Плащаница сильно пострадала. Весь комплекс полученных данных говорит о том, что изменения в структуре ткани произошли вследствие химических реакций дегидратации, окисления и разложения молекул целлюлозы. Такое изменение химической структуры ткани может происходить при ее нагревании или при воздействии на нее излучения различной природы в широком диапазоне энергий - от ультрафиолета до среднего рентгена.
Физические и химические исследования пятен на ткани подтвердили, что это именно кровь. Спектроскопия этих пятен кардинальным образом отличается от спектроскопии мест расположения образа. На микрофотографиях хорошо видно, что следы крови на Плащанице имеют вид отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в местах, где находится образ. Кровь проникла вглубь ткани, тогда как изменение ткани за счет возникновения на ней образа происходило лишь в тонком поверхностном слое Плащаницы. Еще одно достижение исследований 1978 года: было доказано, что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. В местах, где была кровь, она как бы экранировала ткань от изменения химической структуры. Более изощренные, но менее надежные химические исследования доказывают, что кровь была человеческой, IV группы. На фотографиях Плащаницы следы крови по цвету сливаются с самим изображением, но при исследовании научными методами открывается совершенно разная их природа.
Прямые научные исследования Плащаницы помогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки понять механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. Ситуация в исследованиях Туринской Плащаницы сейчас сложилась таким образом, что полученные о ней сведения достаточны, чтобы отвергнуть все гипотезы, предлагаемые для объяснения механизма возникновения образа.
Эти гипотезы можно разбить на четыре класса: 1. Плащаница - произведение кисти художника; 2. Образ на Плащанице - результат прямого контакта с объектом; 3. Образ на Плащанице - результат диффузионных процессов; 4. Образ на Плащанице - результат радиационных процессов. Как уже было сказано, имеются убедительные доказательства того, что образ на Плащанице не является произведением художника. Остаются три гипотезы. Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям, в частности д-ром Джексоном. Было показано, что контактные механизмы позволяют передать тонкие детали поверхности объекта, но они не способны создать образ, который интенсивностью цвета передавал бы плавно изменяющееся расстояние между тканью и объектом. С другой стороны, диффузионные и радиационные процессы, с учетом поглощения в среде, могут создать образы, которые несут в себе информацию о расстоянии между объектом и тканью, но они не способны создать образы, обладающие нужным разрешением, то есть обеспечить достаточно высокую точность в передаче деталей, которая присутствует на Плащанице.
Неразрешимой проблемой для ученых, изучающих Плащаницу, стали результаты датирования Плащаницы радиоуглеродным методом, полученные в 1988 году. Тогда от Плащаницы был отрезан кусочек ткани размером около семи квадратных сантиметров. Датирование было осуществлено тремя независимыми лабораториями, которые пришли к одинаковому результату: Плащаница была изготовлена в XIV веке, то есть не является подлинной. Но такой результат приходит в противоречие с другими фактами. Для объяснения результатов датирования радиоуглеродным методом была предложена гипотеза о превращении изотопов углерода в ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, что ткань Плащаницы стала бы совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон.
В исследовании Плащаницы наступил кризис. Ситуация усугублялась еще и тем, что именно с XIV века удается документированно проследить исторический путь Туринской Плащаницы - после того как она в 1357 году таинственным образом оказалась во владении французского рыцаря Жофре де Шарни в городе Лирей во Франции. Мы надеемся посвятить отдельную статью вопросам, связанным с историей Плащаницы начиная от погребальной пещеры до ее появления на юге Франции. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что в течение первого тысячелетия своего существования, точнее до 1204 года, когда Константинополь был разграблен крестоносцами, Плащаница пребывала в Восточной Церкви. Этот общепризнанный факт навел д-ра Джексона на мысль, что не без Промысла Божия наступил кризис в исследовании Плащаницы: дело в том, что православные ученые до последнего времени не принимали участия в ее исследовании.
С целью привлечь русских ученых к исследованию Плащаницы д-р Джексон способствовал организации Московского центра Туринской Плащаницы. Центр призван стимулировать и координировать работы, которые могут пролить дополнительный свет на историю Плащаницы исходя из православной традиции. По негативам, полученным в исследовательской кампании 1978 года, д-ром Джексоном в дар русскому народу была изготовлена точная копия Туринской Плащаницы. Она была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и в настоящее время выставлена для всеобщего поклонения в храме Сретенского монастыря в Москве. |
Международная группа ученых (около 40 человек) в 1978 году приступила к прямому исследованию Туринской Плащаницы |
В 1993-1994 годах двое русских ученых из лаборатории биополимеров им. Е. А. Седова, Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов, приступили к исследованию возможного влияния пожара 1532 года на датирование Плащаницы радиоуглеродным методом. Дело в том, что в том году в соборе французского города Шамбери Плащаница сильно пострадала от пожара. Серебряный ковчег, в котором она хранилась, плавился, помещение храма было сильно задымлено, и в таких условиях Плащаница находилась несколько часов. Даже при беглом взгляде на Плащаницу в первую очередь бросаются в глаза ожоги - следы того страшного пожара. |
Реконструкция деревянного ковчега, покрытого серебром, из Шамбези (Франция), где в 1532 году Святая Плащаница сильно пострадала от пожара |
Дмитрием Кузнецовым и Андреем Ивановым были проведены экспериментальные исследования по изучению процессов химического присоединения углерода из атмосферы к молекулам целлюлозы в условиях, подобных пожару 1532 года. Было доказано, что целлюлоза в условиях, подобных пожару 1532 года, присоединяет углерод из атмосферы. Это могло привести к изменению изотопного состава углерода в Плащанице за счет присоединения более "молодого" углерода из атмосферы, что не могло не сказаться на ее датировании. Эти исследования вывели мировую общественность из состояния шока от недавних результатов датирования Плащаницы XIV веком. Однако оценки, сделанные в этих экспериментах, показали, что количество присоединяемого таким образом углерода составляет всего 10-20 % от необходимого для того, чтобы можно изменить датировку с XIV века на I век.
Объяснить возникшие в научном исследовании Плащаницы трудности может подход, основанный на предположении о том, что изображение на ней возникло чудесным образом и поэтому к нему не применимы естественнонаучные методы исследования. Естественно предположить, что образ на Плащанице возник в результате Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события, свидетелем которых и была Плащаница, записавшая их на своем языке. Естественнонаучные методы исследования, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут помочь прочитать свидетельство Плащаницы об этом чуде. |
Компьютерная обработка образа с Туринской Плащаницы |
По-видимому, первая гипотеза о возможном механизме возникновения образа датируется десятым веком и принадлежит архидиакону (референдарию) Григорию из храма Святой Софии в Константинополе. Архидиакон Григорий сделал тогда предположение, что Нерукотворенный Образ возник буквально "из-за испарины смерти на лице Спасителя".
Опуская подробное описание физических моделей, с помощью которых можно описать возникновение образа на Плащанице, приведем полученный автором вывод: образ на Плащанице обладает характеристиками, которые в совокупности не могут быть одновременно объяснены ни одной из предлагавшихся до сих пор гипотез, и для объяснения возникновения образа на Плащанице необходимо выйти за рамки традиционной физики. Однако надо отметить, что граница между понятиями традиционной и нетрадиционной физики в данном случае размыта.
В предлагаемых ранее гипотезах предполагалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был естественной природы. При этом одни ученые считали, что и его источник также естественной природы. Другие же, напротив, считали, что этот естественный фактор был следствием сверхъестественного события - Воскресения Господа Иисуса Христа. Проведенные исследования недвусмысленно подводят нас к мысли о том, что и сам этот неизвестный фактор не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики - законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некоей энергией прямого действия Божия. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружила Его тело, повторяя его форму.
Эта световидная энергия, возможно, была подобна тому огню, в котором являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Моисей увидел горящий, но не сгорающий куст терновника. Огонь горел, но не распространялся на весь куст. Когда Илия возносился на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Воскресение Иисуса Христа не было похожим на другие случаи воскресения людей из мертвых, описания которых встречаются в Ветхом и Новом Завете. Скорее, оно было подобно тому, о котором пишет Апостол Павел. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор 15, 44).
Видимо, этот огонь был прямым действием Божиим, творящим нечто новое. Перед ним творение тает, как воск от лица огня, но сам этот огонь не растекается непроизвольно и не распространяется в соответствии с законами физики. Плащаница "говорит" нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии и это огненное тело оставило ожог в виде Нерукотворенного Образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа распятого и умершего на Кресте, но и Его Тело по Воскресении.
Прикосновение этого огня к Плащанице вызвало химические изменения в ткани и ее потемнение, подобное тому, которое происходит от действия сильного излучения. С внешней, физической точки зрения, единственным отличием было то, что излучение это не было излучением, распространяющимся по законам движения физического света, но имело форму тела, причем интенсивность, или энергетическая плотность, этого огненного тела уменьшалась в зависимости от расстояния от поверхности тела плотского. Именно поэтому Плащаница потемнела сильнее в тех местах, которые были ближе к телу. Максимальное потемнение возникло в точках, которые прикасались к телу. "Плотность энергии" этого огненного тела спадала по мере удаления от поверхности тела плотского. О зависимости этой энергетической плотности от расстояния между телом и поверхностью ткани мы сейчас можем судить по образу на Плащанице.
Можно предположить, что огненное тело подействовало и на ядерный состав ткани. Косвенное подтверждение этому есть. В 1988 году для датирования Плащаницы радиоуглеродным методом была измерена концентрация радиоактивного изотопа C14 в ткани Плащаницы. Было обнаружено, что содержание C14 аномально высоко для ткани I века. Однако самым интересным было то, что концентрация C14 в маленьком образце ткани, взятом из Плащаницы, оказалась неоднородной: в трех разных лабораториях были получены три разные оценки возраста Плащаницы. Правда, обнаруженная неоднородность находится на грани точности измерения, но и образец ткани был взят с самого края, вдали от изображения. Исходя из гипотезы огненного тела, естественно будет сделать предположение, что на Плащанице имеется другой образ, выполненный не химическим изменением молекул целлюлозы, а ядерным изменением атомов углерода. Для обнаружения неоднородности в изотопном составе в ткани Плащаницы нет необходимости вырезать из нее новые образцы. Для этой цели можно воспользоваться детектированием радиоактивного изотопа C14 с помощью фотопленки или другим детектором. Следует разработать новый исследовательский проект по проверке предлагаемой гипотезы.
Можем ли мы как-то проверить справедливость предлагаемой гипотезы? В научных исследованиях при возникновении подобной ситуации обычно предлагается провести эксперимент с целью проверки предсказаний, вытекающих из исследуемой гипотезы. Однако в нашем случае мы имеем уникальный след Божия воздействия на Плащаницу. Но ученым приходится исследовать и такие явления, которые они не могут повторить в своих лабораториях. Так, гипотеза Большого взрыва, по которой наша вселенная чудесным образом возникла из ничего, конечно, не может экспериментально исследоваться учеными. Тем не менее теория Большого взрыва, используя только наблюдаемые данные, может предсказать с помощью общей теории относительности другие характеристики вселенной. Если предсказания теории совпадут с наблюдением, то гипотеза получит свое подтверждение даже в случае невозможности проверить ее экспериментально.
Именно такой подход и был применен к исследованию Плащаницы. Исходя из наблюдаемых характеристик образа на Плащанице, предсказывались другие свойства этого образа, которые можно сравнить с величинами, полученными при измерении этих характеристик на самой Плащанице. Можно утверждать, что только гипотеза огненного тела удовлетворяет данным, полученным при исследовании Плащаницы. |
Икона VI века из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае. Ученые находят более 100 общих признаков с образом на Туринской Плащанице |
Однако имеются ли дополнительные сведения, которые могут подтвердить справедливость предлагаемой гипотезы? Такими дополнительными сведениями могли бы быть свидетельства евангелистов в сопоставлении их со свидетельством Плащаницы. Если гипотеза огненного тела позволит привести в гармонию ряд казалось бы не связанных между собой обстоятельств, то в этом случае предлагаемая гипотеза получит дополнительное подтверждение. Обратимся поэтому к Евангелию.
Для Апостола Иоанна важное богословское значение имеют события, знаменующие собой начало новых отношений человека с Богом. Так, только он один пишет о Нафанаиле, первым исповедавшим Иисуса Мессией и Сыном Божиим. Поэтому он пишет и о себе как о человеке, первым уверовавшем в Воскресение Иисуса Христа. По той же причине он так подробно пишет о Марии Магдалине, первой увидевшей Христа Воскресшим. Сначала она не узнала Его, точнее, приняла Его за садовника. Это одно из самых загадочных мест в Евангелии. Если бы она просто не узнала Его, то так и было бы сказано. Но она признала в Нем садовника. Почему? Возможно, тот процесс, который выше был назван "огненным телом", еще не закончился, и Плащаница, если бы Он был покрыт ею, продолжала бы тлеть от нагревания. Поэтому Он оставил Плащаницу и предстал в таком виде, в каком, как сказано в Евангелии от Иоанна, ловили рыбу Апостолы: Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море (Ин. 21, 7). Такое предположения не является чем-то невероятным. Так, Ефрем Сирин в "Толковании на Четвероевангелие" пишет: "Одежду, коей обвит был во гробе, оставил там, дабы человек вступил в рай без одежды, как и был он там, пока не согрешил. Так как человек оделся после того, как вышел из рая, то будет обнажен при вступлении в него". Возможно, Воскресший Христос держал в руках зеленые свежие ветви, которые не могли воспламениться, как сухая ткань Плащаницы. По этой причине, по-видимому, Мария Магдалина и приняла Его за садовника.
Возможно, по той же причине Господь остановил попытку Марии Магдалины прикоснуться к Нему. Ведь она могла бы обжечься, ибо тот процесс, который происходил в человеческом теле Господа, по-видимому, еще не закончился. Не об этом ли говорил Он: ...не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (Ин. 20, 17)? Здесь не может идти речь о Его Вознесении, так как до Вознесения ученики прикасались к Нему, а Апостол Фома даже вложил свои персты в Его раны. Это "горение" божественными энергиями преображало Его тело и было явным проявлением восшествия Сына Человеческого в силе и духе в то единство с Отцом, которое было нарушено крестной смертью, о чем сказано в Евангелии от Матфея: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46).
Господь говорит: ...восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). И Мария Магдалина спешит сообщить ученикам благую весть. Вскоре "огненный процесс" в теле Господа полностью завершается, и Господь, опередив бегущих жен-мироносиц, встречает их на пути и приветствует: "Радуйтесь!" И тогда они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему (Мф. 28, 9).
Одним из самых важных доводов в пользу подлинности Плащаницы является то, что она сообщает нам такие подробности, которые либо существенно уточняют, либо корректируют сложившиеся в веках представления о голгофских событиях. По свидетельству Плащаницы, Иисус Христос был прибит ко Кресту гвоздями, прошедшими не через ладони рук, а через запястья. Греческое слово ceivr (рука), использованное в Евангелии (Ин. 20, 25) - Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, как и русское, означает не только ладонь, но руку от кисти до локтя. Экспериментально было доказано, что если бы тело было подвешено на гвоздях, прошедших через ладони, то мягкие ткани кистей рук не выдержали бы веса тела и разорвались. Археологические находки подтвердили исследования хирургов. При раскопках древних захоронений на территории Израиля, относящихся по времени к I веку, был обнаружен скелет распятого человека с перебитыми ногами и с характерными следами от больших гвоздей в запястьях рук.
След от большой раны в боку на образе Плащаницы располагается с левой его стороны. Но этот след остался на ткани Плащаницы от раны в правом боку Иисуса Христа, когда Плащаница покрывала Его тело сверху. На иконах, изображающих умершего на Кресте Спасителя, рана в боку находится - в согласии с Плащаницей - также в правом боку.
Однако способ, которым было обернуто тело Христа, не соответствует часто изображаемому на иконах "Положение во гроб" и "Воскресение Лазаря". Судя по историческим сведениям и археологическим находкам, способ погребения в древней Иудее отличался от способа погребения в Египте. Именно для Египта было характерно обматывать умершего узкой, но достаточно длинной лентой из ткани. При этом ленту предварительно пропитывали специальным составом, который вскоре затвердевал, превращая тело покойного в мумию. В Иудее для погребения использовали ткань, которой один раз обертывали тело, а затем связывали ее в нескольких местах жгутами: вокруг щиколоток, под коленями и вокруг шеи. С внешней стороны это могло выглядеть похоже, но если бы воскресший Лазарь был обвит тканью по египетскому обычаю, он вообще не смог бы встать.
Что касается евангелистов, то для выражения способа совершения погребения они употребляют глаголы: ejneilevw (Мк. 15, 46) и ejntulivssw (Мф. 27, 59; Лк. 23, 53). Глагол ejneilevw (употребляется только один раз в Новом Завете и один раз в Септуагинте) означает завертывать в: Вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода (1 Цар. 21, 9). Глагол ejntulivssw (употребляется в Новом Завете только три раза, а в Септуагинте не употребляется вообще) означает заворачивать, сворачивать: "завернуться в плащ" (Словарь древнегреческого языка И. Х. Дворецкого), платок, который был на голове Его, не с пеленами лежит, но отдельно свернут на своем месте" (Ин. 20, 7)1. Эти два глагола более всего подходят для описания процесса заворачивания в Плащаницу, когда тело было положено на одну половину Плащаницы, а другой, перекинутой через голову, тело было накрыто сверху. В Евангелии же от Иоанна речь идет не о Плащанице (sindwvn), а о пеленах (во множественном числе, ojqovnia), - точнее, о лентах или погребальных перевязях. Нельзя считать, что слова плащаница (sindwvn) и пелены (ojqovnia) синонимичны: в Евангелии от Луки они употребляются в одном контексте, но различаются; их различие подчеркивается употреблением их в различной грамматической форме: одно - в единственном числе, а другое - во множественном. Поэтому Иоанн с существительным пелены (ojqovnia) употребляет глагол devw, который имеет значение связывать: Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи (Ин. 19, 40)2; вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями (греч. keiriva - жгутами, ремнями) (Ин. 21, 44)3; воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его (Ин. 18, 12). Именно эти пелены (ojqovnia), а не плащаница (sindwvn) были найдены апостолами в пустой пещере: Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены (ojqovnia) лежащие (Лк. 24, 12); И наклонившись, увидел лежащие пелены (ojqovnia); но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены (ojqovnia) лежащие (Ин. 20, 5-6). Апостол Иоанн пишет о пеленах, или перевязях, чтобы указать на то, что Христос освободился от них чудесным образом, не развязывая их.
Для выражения действия обвивать в греческом языке употребляется другой глагол, образованный с помощью другого предлога: perielivssw (обертывать, обматывать, обвивать, по словарю древнегреческого языка И. Х. Дворецкого). Сходное с обвиванием действие - пеленание - в Евангелии от Луки выражено другим глаголом - sparganovw: И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его (Лк. 2, 7).
Тщательные исследования образа на Плащанице обнаружили указания на то, что вокруг головы Христа была повязка, поддерживающая нижнюю челюсть. Другой погребальной перевязью были связаны впереди руки. Эти перевязи были под Плащаницей на самом теле Господа.
Однако тело Спасителя, покрытое Плащаницей, не было связано Иосифом и Никодимом с внешней стороны жгутами (keiriva), ибо в противном случае образ на Плащанице сильно бы исказился из-за деформации ткани. Под Плащаницей (sindwvn) руки и ноги Христа были фиксированы пеленами (ojqovnia), а нижняя челюсть - платом (soudavrion). Но почему на Плащанице не запечатлелась боковая поверхность тела? Даже если Плащаница лежала на теле свободно, она должна была спадать по бокам, и боковая поверхность тела должна была быть так же хорошо видна, как и остальные участки тела? Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к другому месту из Евангелия от Иоанна: Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин. 19, 39). Надо иметь в виду, что греческое слово livtra, производное от латинского libra, обозначает не меру объема, а меру веса, равную римскому фунту или 327, 45 граммам. Сто литров благовоний будут составлять более тридцати килограммов. Смирна - это загустевший сок кустов бальзамической мирры, а ajlovh - это порошкообразное ароматическое вещество из сандалового дерева. Однако у современного читателя может возникнуть неоправданная уверенность в том, что в Евангелии от Иоанна (19, 39) речь идет о составе, приготовленном в жидком виде, а не в виде порошка или гранул.
Более внимательное чтение Библии убеждает нас, что в древности обычным делом было приготовление благовоний в твердом состоянии, особенно для длительного хранения. Так, в 3-й Книге Царств (10, 2) мы читаем о царице Савской, пришедшей к царю Соломону с великими дарами, в том числе с верблюдами, навьюченными благовониями. Во 2-й Книге Паралипоменон (32, 27) мы читаем: И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов. Здесь в одном ряду перечисляются предметы, для хранения которых требуются одинаковые условия. В повествовании о погребения царя Аса (2 Пар.16, 14) сказано: И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество4. Различные твердые благовония использовались для приготовления жидкого благовонного мnра (Исх. 30, 23), но сами по себе также могли быть использованы.
Из сопоставления Евангелия от Иоанна с Евангелиями от Марка и Луки становится ясно, что Иосиф Аримафейский и Никодим не совершили омовения тела Господа Иисуса Христа. С этой целью ко Гробу Господню пришли рано утром после субботы жены-мироносицы, чтобы совершить то, что, как они знали, не было сделано при погребении. Плащаница свидетельствует, что омовение тела не было совершено, иначе следы крови были бы смыты и не запечатлелись бы на ткани Плащаницы.
Поэтому можно предположить, что либо Иосиф и Никодим передали состав из смирны и алоя для приготовления мnра женщинам, которые стояли поодаль при погребении Спасителя, либо состав смирны и алоя в виде гранул или порошка они оставили в пещере. Но первому предположению противоречит свидетельство Евангелия от Марка, в котором говорится, что жены мироносицы сами купили благовония (Мк. 16, 1). И даже если часть порошкообразного состава из смирны и алоя Иосиф и Никодим передали женщинам, чтобы они приготовили помазание (Лк. 24, 56), бо'льшую часть его Иосиф и Никодим, по-видимому, насыпали пригоршнями по периметру вокруг тела, лежащего на одной половине Плащаницы. Тридцати килограммов для этого было достаточно. Вторая половина Плащаницы накрыла тело Христа сверху и, опираясь на насыпанные благовония, не касалась Его тела с боков.
Иосиф и Никодим оставили тело покрытым Плащаницей, но не связанным внешними жгутами, чтобы позволить женщинам прийти после окончания субботы и завершить обряд погребения. Предположение о том, что смесь смирны и алоя была в твердом состоянии, подтверждает также древний вариант чтения рассматриваемого стиха из Евангелия от Иоанна. Вместо слова mivgma (состав, смесь) в двух авторитетных древних текстах стоит слово eligma, которое здесь означает куль, пакет.
Не противоречит ли предположение о вышеизложенная последовательности событий, предполагающее, что тело Господа не было омыто и помазано Иосифом и Никодимом, утверждению из Евангелия от Иоанна: Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи5 (Ин. 19, 40)? Вовсе нет. Словами как обыкновенно погребают иудеи Апостол Иоанн объясняет предполагаемому греческому читателю, незнакомому с иудейскими обычаями, что связывать тело покойного было необходимо по правилам погребения. Для Иоанна это обстоятельство чрезвычайно важно, так как в последующем повествовании именно связанные пелены, обнаруженные им в пустой гробнице, помогли ему понять, что тело Спасителя не украли, но Он воскрес. Апостол Иоанн не утверждает, что все, требуемое законом, было исполнено при погребении. Напротив, он подчеркивает спешность погребения ввиду приближения субботнего покоя: Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19, 42). Что же касается необходимого помазания, то оно, как об этом сказано Самим Господом, было совершено заранее, накануне Пасхи: Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф. 26, 12).
Первым, кто уверовал в Воскресение Христово, был Его любимый ученик Апостол Иоанн. Он вошел в погребальную пещеру и увидел лежащие пелены и плат, который был на главе Христа - увидел, и уверовал (Ин. 20, 8). Пусть никто не думает, что мы как-то пытаемся "объяснить" чудо Воскресения Христова. Исследования Плащаницы Господней позволяют нам вместе с ней стать свидетелями и очевидцами Воскресения. Сбываются слова из канона пасхальной службы: Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь.
Христос воскресе!
А. БЕЛЯКОВ
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Здесь приводится перевод епископа Кассиана (Безобразова) как более адекватный греческому тексту.
2 Здесь дается мой уточненный перевод. - А. Б.
3 Здесь также дается перевод епископа Кассиана (Безобразова).
4 Древнееврейский текст этого стиха содержит небольшое, но важное отличие от синодального перевода: "И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который он [заранее] наполнил благовониями..." (Перевод мой. - А. Б.). Пышность этих похорон объясняется не тем, что народ или придворные очень любили царя Асу, а тем, что не раскаявшийся в своих грехах Аса перед смертью долго болел, а его нижняя часть тела была парализована. Поэтому он заранее приготовил себе богатую гробницу, наполнив ее огромным количеством благовоний, чтобы поразить воображение народа величием своих похорон.
5 Здесь дается мой уточненный перевод. - А. Б.