ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Иеросхимонах Антипа Валаамский (Афонский)

       Жизнеописание иеросхимонаха Антипы было составлено иеромонахом Пименом1 и издано в 1893 году Валаамским монастырем. Отец Пимен пишет в предисловии к своей книге: "В высшей степени всегда меня занимала подвижническая жизнь иеросхимонаха отца Антипы. За год до его кончины, к концу заутрени на второй день Рождества Христова, в алтаре, я просил его благословить меня написать его жизнь. Тяжела показалась смиренному старцу моя просьба. "Это не для вас, батюшка, - сказал я, - а для прославления имени Божия". Он согласился. В последние дни его земного странствования при моих посещениях он рассказал мне свою жизнь во всех подробностях"*.
       После кончины отца Антипы из Москвы доставлены были на Валаам заметки о его жизни, собранные его учеником схимонахом Антонием. Сведения мои, как пишет отец Пимен, и сведения схимонаха Антония дополнились впоследствии рассказами Валаамских старцев, много лет находившихся в близких отношениях с отцом Антипой. "Так, собственно, со слов самого отца Антипы составлено предлагаемое здесь благочестивому читателю описание его поистине замечательной жизни. Глубокое смирение, высокая духовная опытность и чистейшая любовь к Богу и ближнему, украшавшие блаженного старца, сами собою сообщают уже всему содержанию чудной его жизни характер несомненной истины; благодатный же дар прозорливости, случайно обнаружившийся в нем дня за два до его кончины, ко всему этому содержанию как бы приложил несокрушимую, чудесную заверяющую печать".
       Жизнеописание дополнено данными из личного дела иеросхимонаха Антипы, сведениями об обретении его святых мощей и свидетельствами почитания старца Антипы на Валааме, на Святой Горе Афон, в Румынии и Молдавии.
       Жизнеописание отца Антипы было также опубликовано в книге "Жизнеописание современных афонских подвижников благочестия" (М., 1994) и в Румынском Патерике, составленном протосингелом Иоанникием Баланом в 1990 году2.

I.

       Иеросхимонах Антипа родился в 1816 году в Молдавии, в селе Калаподешти Текунчского уезда. Родители его были люди православные и весьма благочестивые. Жили они в большой бедности. Отец его, Георгий Константинович Лукиан, служил диаконом в убогой церкви села Калаподешти, мать, Екатерина Афанасьевна, впоследствии поступила в женский монастырь и с именем Елисавета скончалась в схиме. Долго у Лукианов не было детей; наконец по молитвам жены у них родился сын Александр, впоследствии в схиме получивший имя Антипа.
       Рождение будущего подвижника ознаменовалось особенным благоволением Божиим: мать родила его без болезни и до конца жизни осеняла его чудная благодать Божия. Еще в детстве, когда он пас овец своего отца в глухом лесу, где водилось множество ядовитых змей, брал он их живых без малейшего вреда в руки и тем приводил в ужас сторонних зрителей. Раз он пошел в огород к своему соседу, семейному человеку, у них зашел разговор о змеях: мальчик уверял, что он не боится змей и даже берет их в руки живых; сосед не верил ему и даже смеялся над ним, как вдруг по смотрению Божию очутилась в том самом огороде одна змея, которую мальчик без боязни взял в руки; сосед же, испугавшись, закричал во всю мочь и пустился бежать. Так Бог хранил от юности сего отрока3.
       Одаренный от Бога высокими духовными дарованиями, в отрочестве будущий отец Антипа был как бы лишен обыкновенных, естественных способностей: от природы он был очень простоват и крайне непонятлив. Эта его двойственность производила соответствующее впечатление на его сверстников. Иногда они, пораженные проявлением в нем чего-то дивного, необычайного, падали пред ним со страхом на колени и называли его своим владыкой, иногда же ругали и били его за простоватые выходки.
       Долго, несмотря на самое усердное прилежание, не мог Александр научиться грамоте. Видя его неспособность, учителя даже советовали ему лучше оставить школу и обучаться какому-либо ремеслу. Мальчик горько плакал. "Нет, - говорил он, - мое единственное желание научиться читать; я до смерти буду заниматься только чтением Божественных книг". Усердие, труд и молитва наконец победили, и священные книги стали для Александра единственным всегдашним источником духовного назидания и самых сладостных утешений.
       Еще будущий инок ходил учиться в школу, как скончался его отец и все их семейство осталось без опоры. Его, как старшего, как будущего кормильца, мать отдала в обучение к переплетному мастеру. Мужественно претерпев все тяжкие невзгоды в чужом доме у жестокого хозяина, беззащитный сирота с помощью Божией быстро достиг звания переплетного мастера и, возвратясь на родину и обзаведясь собственным хозяйством, еще юношей сделался опорой и единственной отрадой вдовствующей своей матери и всей семьи.
       Полное довольство царило в семействе Лукианов, но сердце молодого хозяина не находило утешений в земном. Часто вдали от всех, обливаясь слезами, недоумевая, где обрести покой души, мысленно взывал он к Богу: Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою! (Пс. 142, 8). В одну из таких уединенных мысленных бесед с самим собой на двадцатом году своей жизни внезапно Александр был озарен дивным неизъяснимым светом. Свет этот наполнил сердце его невыразимой радостью, из очей его потоками полились неудержимые сладостные слезы - тогда, как бы ощутив в этом свете высшее Божественное звание, Александр в ответ на зов Божий в радости воскликнул: "Господи, я буду монахом!"
       Но Господь промыслительно попускал ему и разнообразные бесовские искушения. Бесы являлись ему и в виде черных эфиопов и черных собак, но при знамении креста они мгновенно, сверкнув молнией, исчезали. Иногда принимали они на себя и другие многоразличные отвратительные образы, производили ужасный треск и шум, наводили невыразимый страх на душу подвижника. Перед наступлением бесовских искушений в воздухе нередко слышался глас, предварявший отца Антипу и взывавший к нему: "Готовься! Будет искушение!" Кроме искушений от бесов много скорбей и поношений в разное время претерпел отец Антипа и от враждовавших на него людей за его прямоту и неудержимую ревность к благочестию. Так "десными и шуйими" возводился он по ступеням лествицы совершенства.

II.

       Однажды ночью тихо вышел Александр из дома своих родителей и направился в знаменитый в Молдавии Нямецкий монастырь. В соборном монастырском храме со слезами повергся он перед чудотворной Нямецкой иконой Божией Матери. Церковь была совершенно пуста. Вдруг сделался шум, и завеса, закрывавшая святую икону, отдернулась сама собой. В умилении и неизъяснимой радости души приложился юноша к чудотворному образу Царицы Небесной.
       Благодатно утешенный в Божием храме, с великой печалью вышел Александр из келлий настоятельских, когда, несмотря на все его просьбы и мольбы, ему решительно отказали в приеме в Нямецкую обитель. Он отправился в Валахию. Там небольшой штатный монастырь принял странника в свои мирные стены. Более двух лет с полным самоотвержением трудился здесь ревностный подвижник в монастырских послушаниях. Жизнь его была исполнена скорбей и лишений. Ему не давали монастырской одежды, не было у него келлии. Утомленный, засыпал он где случится: на хуторе, на кухонном полу. Раз, заснув в поле на сене, он занесен был снегом - полузамерзшего, его едва привели в чувство.
       С подвигами телесными, бдением, постом соединял юный воин Христов умную молитву, которой научил его схимонах Гедеон, около 30 лет подвизавшийся в затворе близ их монастыря.
       Строгая, самоотверженная жизнь отца Антипы резко выделялась среди общего монастырского строя. Духовник советовал ему идти на Афон. Туда же стремилось сердце и самого благочестивого юноши, но уже на первых шагах подвижничества в нем обнаружилась духовная рассудительность - этот главнейший признак истинного подвижника. В решении своего недоумения он желал слышать голос опытного в духовной жизни старца.
       В то время славился в Молдавии своими высокими подвигами и духовной опытностью настоятель монастыря, называемого Браз, архимандрит Димитрий. До настоятельства проводил он строгую отшельническую жизнь в глухом лесу. Случайно тогда нашел он в земле сосуд, наполненный золотыми монетами. При сосуде была записка, объяснявшая, что деньги эти принадлежат митрополиту Молдавскому Досифею, который спрятал их, узнав о неизбежной ему мученической кончине от рук турок. "Кто найдет эти деньги, - говорилось далее в записке, - тот должен выстроить на них монастырь и три скита; по окончании постройки третьего, последнего скита, обретут и мои мощи".
       Объявив о чудесной своей находке митрополиту Молдавскому, с его благословения отец Димитрий ревностно приступил к исполнению последней воли блаженного митрополита Досифея. Воздвигнут был великолепный монастырь. "Как Нямецкий", - говорил отец Антипа. Окончена была постройка и третьего, последнего скита, в ограде которого поручил отец Димитрий выкопать для себя могилу. Когда в день освящения скитского храма прибыл отец Димитрий в скит, ему объявили, что могила, которую он приказал вырыть, осыпается. В его присутствии докопались и обрели ковчег с мощами блаженного митрополита Досифея. "Я сподобился видеть эти мощи, - говорил отец Антипа, - я прикладывался к ним: от них благоухание".
       К этому-то отцу архимандриту Димитрию и обратился отец Антипа за духовным советом. Вообще отец Димитрий всегда удерживал стремившихся на Афонскую Гору, но на этот раз, к удивлению всех, он согласился отпустить туда отца Антипу, прибавив, что сам предварительно пострижет его в монахи. Так, монахом с именем Леонтий, напутствованный благословениями великого старца, отправился отец Антипа на Святую Гору.
       В одной из пустынных келлий Афона подвизались в то время два соотечественника отца Антипы, молдаване, - иеросхимонахи Нифонт и Нектарий. К ним желал он поступить в ученики. "Ты недавно принял монашескую мантию, - отвечали ему на его просьбу опытные отцы, - и тебе следует сперва потрудиться в послушаниях в монастыре". Повинуясь их совету, отец Антипа поступил в греческий Есфигменов монастырь. Около четырех лет трудился он в той обители в поварне. Здесь в течение целого года находился он в тягчайшем и опаснейшем для подвижника искушении: от него отступила умная молитва и с нею прекратились все благодатные утешения. И ум, и сердце его исполнены были подавляющей тьмы и скорби. Только твердое упование на заступление Божией Матери сохранило его тогда от отчаяния. Кончилось время послушнического искуса, и старцы молдавские приняли своего собрата на высшие подвиги в пустыню.
       "Тебе надо теперь облечься в схиму - я постригу тебя", - сказал однажды отец Нифонт отцу Антипе. "Я с великою радостью готов принять схиму, только боюсь, что тогда ты не отпустишь меня одного в пустыню", - отвечал ему отец Антипа. "Конечно, не отпущу, - сказал отец Нифонт, - ты нужен нам". В голове отца Нифонта уже зарождалась тогда мысль устроить на Афоне самостоятельный общежительный Молдавский скит. Он осознавал, что в деле устроения скита ему будет весьма полезен отец Антипа, почему и желал сам постричь его в схиму и тем по закону духовному привязать его к себе навсегда. Отец Антипа понимал цель старца, и она безмерно тяготила его. В недоумении с вопросом о схиме и старец, и ученик решились обратиться в иеросхимонаху Евфимию, их общему духовнику, пустыннику и весьма благочестивому старцу. Отец Евфимий принял сторону отца Антипы, и по его совету отца Антипу постригли в схиму и предоставили ему полную свободу одному проводить отшельническую жизнь.
       Весьма неохотно отпустил отец Нифонт своего схимонаха в пустыню. Неохота эта выразилась даже и внешним образом в том, что он не дал ему решительно ничего, что представлялось необходимым для первоначального обзаведения. С голыми руками вошел отец Антипа в полуразвалившуюся отшельническую хижину: она была совершенно пуста, только в переднем углу на карнизике нашел он небольшую икону Божией Матери, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Невыразимо обрадовался отец Антипа своей находке. Он чувствовал, что обрел драгоценное духовное сокровище. Немедленно, взяв с собою святую икону, отправился он к знакомому иконописцу-пустыннику иеродиакону Паисию, переселившемуся со святых гор Киевских на священные высоты Афона, и стал просить его промыть икону - только промыть как можно осторожнее, чтобы не повредить ее, и отнюдь не поправлять ее красками. Никак не соглашался на таких условиях взять к себе икону отец Паисий, и только по убедительным просьбам отца Антипы решился, наконец, попробовать промыть ее, хотя вполне сам осознавал всю бесполезность такой пробы. Несколько времени спустя возвратил он отцу Антипе икону совершенно новую, клятвенно уверив его, что она стала такою от одной простой промывки и что это явление чрезвычайно поразило его самого. Так чудно из многолетней тьмы проявившая себя во свете икона Владычицы прославила себя впоследствии многими благодатными знамениями. "Она чудотворная!" - в радости всегда свидетельствовал о ней никогда с нею не разлучавшийся отец Антипа. Позже эта икона находилась в Валаамском монастыре, в храме преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на левой стороне у переднего столба, в небольшом иконостасе.
       Невозможно было жить в полуразвалившейся сырой пустыни - средств же на ее поправку у отца Антипы не было никаких. Раз в задумчивости шел он по пустынным тропинкам Афонской Горы: вдруг его останавливает незнакомый отшельник. "Батюшка, - говорит он ему, - добрые люди дали мне пять червонцев и просили передать их беднейшему пустыннику. Помолясь, я решился отдать эти деньги первому кого встречу. Так возьми их - они, должно быть, тебе нужны". С благодарностью, как от руки Божией приняв деньги от руки незнакомца, отец Антипа пригласил к себе одного белого священника-келлиота, занимавшегося плотничным мастерством, и тот приступил к исправлению его келлии. Четыре дня шла успешно работа, но на пятый день келлиот опасно заболел сильнейшим припадком холеры - в изнеможении упал он недалеко от келлии и с ним сделались судороги. Очень встревожился отец Антипа. Не имея сил втащить больного в свою келлию, в каком-то необъяснимом порыве, как единственную надежду и заступление вынес он икону Божией Матери и поставил ее на возвышении против лежавшего на земле келлиота; сам же, углубившись в чащу леса, стал молить Господа о его исцелении. Долго молился отец Антипа, когда же по молитве возвратился он к своей пустыни, то с изумлением и великою радостью увидал отчаянно больного уже совершенно здоровым и за работой. "Икона твоя меня исцелила, - объяснил отцу Антипе бывший больной, - она чудотворная. Я лежал как мертвый. Вдруг почувствовал я, что от иконы Царицы Небесной обдает меня необъяснимо живительным теплым дыханием: я совершенно согрелся и в одно мгновение здоровым встал на ноги".
       В короткое время обстроилась келлия отца Антипы и мирно потекли дни его. С подвигом молитвенным отшельник по необходимости соединял безмятежное рукоделие - делание деревянных ложек, которые и продавал на Корее, для своего пропитания. За советом в духовной жизни обращался он к пустыннику схимонаху Леонтию - старцу святому и великому подвижнику; с ним и в последующее время он находился в ближайшем духовном общении; с его только благословения решался он на новые шаги.
       Между тем мысль отца Нифонта об устроении Молдавского скита стала мало-помалу осуществляться. В Молдавии, в городе Яссы, устроено было уже им подворье; на Афоне приобретена была земля, на которой быстро поднимались скитские здания; число братий росло. Тогда молдавские старцы стали просить отца Антипу в сотрудники. Повинуясь совету духовных отцов, он согласился. Его посвятили в иеродиакона, потом скоро в иеромонаха и сделали келарем.
       Занимая в возникающем общежительном скиту по видимости незначительную должность, отец Антипа по мере своих сил ревновал о сохранении в нем общежительных правил во всей силе. Однажды отец Нифонт, будучи уже игуменом, в общей братской трапезе благословил келарю приготовить для себя и для какого-то прибывшего к нему гостя отдельное кушанье. Келарь не приготовил; игумен разгневался и велел ему стать на поклоны. "Поклоны я буду класть с радостью, - отвечал келарь игумену, - но прошу, батюшка, извинить меня: сделано это мною с благой целью, дабы не было претыкания и соблазна братии, так как самим тобою же начаты добрые уставы по правилам святых отец, то чтобы тобою же не были оные нарушаемы, потому что настоятелю во всем надо быть самому примером для всех: тогда только будет твердо и надежно наше общежитие". Впоследствии, когда совершенно успокоилось волнение, отец Нифонт благодарил отца Антипу за его благоразумную ревность.
       Дела по устройству скита побудили отца Нифонта года на три ехать в Молдавию - на все это время управление всеми отраслями скитского общежития возложено было на отца Антипу. Ему же потом предоставлено было и право исполнять обязанности духовника, для чего по Афонскому обычаю в храме архипастырем прочитана была над ним молитва и выдана была ему особая грамота.

III.

       С возвращением отца Нифонта на Афонскую Гору настало время для отца Антипы расстаться навсегда со священным местом многолетних его духовных подвигов, к которому он привязался всеми силами души и о котором до конца своей жизни сохранил глубокую благоговейную память: отец Нифонт назначил его экономом на их Ясское подворье.
       Из тихих пределов Афонской Горы очутясь неожиданно среди разнообразных хлопот и попечений в шумном городе, отец Антипа прежде всего старался и здесь, как в минувшие дни в пустыне, во всей точности исполнять все схимническое правило по уставу Афона: так заповедал ему отец Нифонт, отправляя его в Яссы. На все могущее вредно повлиять на душу подвижника, при обилии всевозможных искушений, окружавших его со всех сторон, опытный воин духовный вооружился мощным оружием - постом. Постоянно по два и по три дня, иногда даже по неделе, он совершенно не употреблял ни пищи, ни питья. Сам проводя строгую подвижническую жизнь, всей душой любя святую веру и благочестие, отец Антипа при всяком удобном случае, несмотря на лица, с ревностью обличал замечаемые им отступления от церковных постановлений. Такая его ревность, соединенная с простотой и искренней любовью, при назидательном, проникнутом глубокой духовной опытностью содержании его слов, при собственном примере его высоко подвижнической жизни, вскоре расположила к отцу Антипе сердца людей - сановных и простых. Все они с верою и благоговением принимали его советы и слушали его наставления. Особенное благоволение оказывал ревностному подвижнику Высокопреосвященный митрополит Молдавский. Он поставил его духовником в двух женских обителях и сам часто беседовал с ним о предметах духовных. Со своей стороны и отец Антипа питал к святителю чувство полного сыновнего доверия, которое выразилось, между прочим, и в следующем обстоятельстве.
       В дни подвижничества своего в пределах Горы Афонской от продолжительного поста отец Антипа ощущал обыкновенно особенную горечь во рту, в Молдавии же, спустя два года, горечь эта обратилась в необыкновенную сладость. В недоумении за объяснением этого нового для него явления обратился отец Антипа к Молдавскому Владыке. Архипастырь объяснил ему, что такое ощущение есть плод поста и умной молитвы, что оно есть благодатное утешение, которым Господь ободряет подвизающихся на Его спасительном пути. "Об этом так говорит преподобный Исаак Сирин, - заключил свое объяснение святитель: Сам Господь горечь постнического озлобления манием Своим прелагает в сладость Свою неисповедимую".
       При общем расположении к отцу Антипе всех знавших его дела его по управлению подворьем шли прекрасно, средства к содержанию подворья росли. Со всей ревностью служа на пользу Молдавского скита, с полной любовью отзываясь на духовные нужды обращавшихся к нему за советом в деле спасения, отец Антипа постоянно сам стремился сердцем на пустынную многолюбезную ему Афонскую Гору; часто он даже просил отца Нифонта о возвращении его на Афон - но не то было на уме у отца Нифонта. Видя большую пользу от деятельности отца Антипы для их скитского общежития, сознавая множество разнообразных неотложных нужд по устроению скита и скудость настоящих средств к их удовлетворению, отец Нифонт решился ехать за сбором подаяний в Россию и взять с собой туда и отца Антипу. "Не пускаешь ты меня на Афон, - сказал отец Антипа игумену, когда тот объявил ему свое решение, - берешь в Россию, а я чувствую, что как только мы переедем нашу границу, я уже не буду больше ваш, я буду русский".
       Только первые шаги в России были сделаны отцом Антипой под руководством отца Нифонта: вскоре отец Нифонт уехал в Молдавию и отец Антипа, вовсе не зная русского языка, остался один среди русских. Как у родных, помещен был он в одном благочестивом купеческом семействе. В отдельном домике, в саду, проводил он почти затворническую жизнь, посвящая все время молитве. Редко и только по особому приглашению выходил он из своего затвора. Между тем дела по сбору приношений шли очень успешно - приношения по большей части доставлялись к нему на дом. Вскоре обширные залы купеческого дома наполнились дорогими сосудами, облачениями, ризами, воздухами, пожертвованными от московских благотворителей в пользу Молдавского скита, всего с колоколами на сумму свыше 30 000 рублей. Когда все эти пожертвования были отправлены на Афон, утешался отец Антипа мыслью о той радости, какую они доставят пустынным отцам афонским. К сожалению, они не достигли Святой Горы: пароход, на котором они были отправлены, со всеми пассажирами и грузом погиб во время бури на Черном море. В ночь этой печальной катастрофы отец Антипа по обыкновению стоял на молитве. Вдруг громко треснуло стекло, находившееся в киоте, в котором помещен был образ Божией Матери, взятый отцом Антипой из его Афонской пустыни. Внешней причины никакой не было - киот и стекло были старые. Отец Антипа понял, что неожиданно лопнувшее стекло было предвестником какого-то горя и стал спокойно ожидать разъяснений. Когда все разъяснилось, от неудачной отправки приношений приуныли афонские отцы и потеряли усердие московские благотворители - не упал духом только отец Антипа.
       Во время затишья в Москве собрана была отцом Антипой в Санкт-Петербурге по сборной книге довольно значительная сумма. Для отправления ее на Афон нужно было обменять ее на золотую монету. Между тем по Высочайшему повелению выдача золота из Главного Казначейства была в то время воспрещена. С одной стороны, зная крайние нужды молдавских старцев, с другой - видя неодолимые препятствия, отец Антипа обращался с просьбами о помощи к влиятельным лицам. Когда отказались все, когда не было более никакой человеческой надежды, тогда повергся отец Антипа пред афонским образом Божией Матери и стал просить заступления Царицы Небесной. Во время молитвы он услышал как бы глас от иконы: "Это дело митрополита". "Это не то, чтобы глас, но это тонко на ум", - объяснял отец Антипа. И действительно, сверх всяких ожиданий, собственно только вследствие одного содействия святого Владыки, по предписанию Министра финансов было сделано исключение для отца Антипы, и собранная им сумма золотом отправлена была в Молдавский скит.
       Между тем мало-помалу забылось в Москве впечатление, произведенное катастрофой, и от ее обитателей стали снова поступать к отцу Антипе разные приношения, обилием своим вскоре совершенно заставившие и его, и отцов молдавских забыть о минувшей потере.
       Так успешно шли дела отца Антипы по сбору приношений. Этим успехом главным образом он обязан был тем глубоким чувствам доверия и искренней, сердечной расположенности, которые питали к нему все знавшие его в России, как и прежде в Молдавии. И в Москве, и в Петербурге люди благочестивые из всех слоев общества обращались к нему за духовными наставлениями и с благоговейною верою внимали его обличительному и назидательному слову. У него было много искренних учеников. Оба Высокопреосвященных митрополита - Санкт-Петербургский Исидор и Московский Филарет - оказывали ему милостивое внимание и беседовали с ним о духовной жизни. В одной из таких бесед на вопрос: "Что особенно необходимо упражняющемуся в умной молитве?" - ревностный делатель молитвы отвечал: "Терпение". Святителю Московскому отец Антипа представлен был отцом Нифонтом, святителю же Санкт-Петербургскому он сделался известен случайно. Однажды, прибыв из Москвы в Петербург для получения сборной книги из Святейшего Синода, отец Антипа помещен был, как странник, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в одной келлии с приехавшим по делам своим в столицу белым священником.
       Вскоре наступил Великий пост. По своему обыкновению отец Антипа ходил ко всем церковным службам в святой лавре, в келлии совершал днем и ночью всю постную службу на молдавском языке и исполнял схимническое правило, пищи и питья не употреблял вовсе - так что и ночь, и день подвижника проходили почти в одной молитве. Миновал первый день поста, миновал второй, третий... Все то же! С удивлением смотрел на такую жизнь сообитатель отца Антипы. В конце недели, представляясь по своему делу, передал он, между прочим, все его поразившее Высокопреосвященнейшему митрополиту Исидору. Святитель обратил внимание на подвижника. Велико было это внимание архипастыря к отцу Антипе в разных обстоятельствах его жизни и в деле перемещения его на Валаам. Во время же открытия святых мощей святителя и чудотворца Тихона Задонского оно приняло дивный оттенок благоволения высшего, небесного, таинственного...
       Когда митрополит Исидор на пути следования в Воронеж остановился в Москве, к нему явился отец Антипа. Тогда Владыка, узнав, что и он желает быть при открытии мощей святителя Тихона, пригласил его к сослужению с собою при открытии. Невыразимо обрадовался отец Антипа. Сознавая всю великость счастья служить в такой многознаменательный день светлого торжества Святого Православия в лике немногих избранников из всего бесчисленного сонма православных, имеющих присутствовать в тот день в храме, с самого момента возвещения ему архипастырем такой радости отец Антипа стал готовиться к служению. В течение четырех дней он не принимал ни пищи, ни питья, хотя в эти дни находился в дороге. По прибытии в Задонск при свидании с отцом Антипой митрополит Исидор милостиво повторил ему свое трогательное приглашение - так Господь возвещал сердцу архипастыря, сердцу главного распорядителя предстоящего торжества. Иначе поступили распорядители дальнейшие: вследствие ли убедительной просьбы или по вниманию к достоинству вместо отца Антипы они к служению назначили другое лицо.
       В соборном монастырском храме шла всенощная. Кончилась вторая кафизма. Митрополит, три архиерея и многочисленный сонм священнослужителей вышли из алтаря на средину храма и встали окрест амвона, на котором в гробнице почивали святые мощи святителя и чудотворца Тихона. Певчие запели: "Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа!", все священнослужители поклонились до земли преславному чудотворцу, и первенствующий иерарх, сотворив на себе крестное знамение, приступил к открытию святых мощей его: отпер он на ключ запертую гробницу и поднял крышку ее. Архиереи, архимандриты и иеромонахи вынули из гробницы деревянный, без верхней доски, некрашеный гроб с чудотворными мощами угодника Божия и, по отстранении от гробницы, гроб поставили на возвышение среди храма. Из гроба разлилось благоухание. "Величаем тя, святителю отче Тихоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!" - торжественно возгласил с иерархами весь сонм духовенства. "Величаем тя, святителю отче Тихоне", - вторилось и с клиросов. При радостных гармонических переливах восхваления святителя и чудотворца благолепно совершалось каждение окрест святых мощей его, потом в алтарь и по всему храму. По прочтении Святого Евангелия митрополит, архиереи, духовенство и народ благоговейно, с земным поклонением лобызали святые мощи новоявленного всероссийского чудотворца.
       Когда прикладывались все, приложился к святым мощам в свою очередь и отец Антипа и был помазан освященным елеем одним из архипастырей.

VI.

       В первый год пребывания своего в России, как только открылась навигация, посетил отец Антипа Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он тогда пустынные безмятежные кущи Валаама. И как только кончились его дела по сбору подаяний в пользу Молдавского скита, с благословения своих молдавских старцев 6 ноября 1865 года прибыл он на Валаамские горы.

Свидетельство.

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
       Сим удостоверяется, что нашего скита на Святой Горе Афонской во имя святого Иоанна Предтечи иеромонах Леонтий, он же во святой схиме иеросхимонах Антипа, с 1860 по 1864 год находился в России со сборной книгой для сбора подаяний в пользу нашего скита и что все там им собранное в исправности доставлено во святой скит; по окончании же сбора, он по великому его усердию и просьбе жить в одной из святых обителей Православной России нами со всею любовью благословлен остаться там и жить где пожелает. В удостоверение чего мы воистину подписали и печать святого скита утвердили. Аминь. (На подлинном подписали: священноигумен Дамиан, иеросхимонах Игнатий - духовник соборный, эпитропы: монах Нектарий, схимонах Исаия и схимонах Конон)4.
      
       Маленькая уединенная келлия в скиту Всех святых приютила на Валааме ревностного любителя безмолвия и молитвы. Прожив шесть лет на Валааме, отец Антипа пожелал остаться здесь навсегда.
       21 декабря 1871 года игумен Дамаскин обратился с представлением к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору об определении отца Антипы в число братии Валаамского монастыря: "Проживающий во вверенном мне Валаамском монастыре по билетам, выдаваемым из С.-Петербургской Духовной Консистории, Иоанно-Предтеченского Молдавского скита, что на Афоне, иеромонах Леонтий письменным прошением от 12 минувшего ноября просил меня ходатайствовать пред епархиальным начальством об определении его в число братий Валаамского братства.
       Принимая во внимание, что проситель, проживая на Валааме более шести лет, постоянно проводит уединенную скитскую жизнь, ведет себя назидательно, я, представляя при этом его прошение, имею честь нижайше просить Ваше Преосвященство благоволить сделать зависящее распоряжение об определении афонского иеромонаха Леонтия в число Валаамского братства"5.
       К сожалению, переписка о принятии отцом Антипой российского гражданства и принятии его в число братии монастыря продолжалась до самой его смерти, так ничем и не закончившись.
       Велики были молитвенные подвиги отца Антипы в пределах Святой Афонской Горы и среди шума мирского в городах Молдавии и России, но там они развлекаемы были, по необходимости, то рукоделием с целью пропитания, то обращением с мирскими людьми по делам монастырским и по сбору. В уединении же Валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь подвижника. Кроме неопустительного исполнения денно-нощной службы по Церковному Уставу, отец Антипа каждый день прочитывал два Акафиста Божией Матери: один - общий и другой - Ее Успению, и ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник отца Антипы был очень велик. Поминал он всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часа. В определенное время, между службами и поклонами, занимался он умною молитвою и ей же посвящал свободные от установленного молитвословия часы дня и ночи. Когда случалось ему быть или служить в монастыре, точно так же, как и каждую субботу, когда он причащался Божественных Христовых Таин в скиту, в алтаре, облачаясь сверх мантии в священническую ризу, предварительно в келлии совершал он полную службу на молдавском языке и потом выстаивал без упущения и всю церковную службу в скитском или монастырском храме. Службу келейную совершал отец Антипа со вниманием полным. Не раз случайно замечали братья, какими горькими слезами обливался он на молитве. Мир молитвы был так сладостен для подвижника, что он всегда жалел, что у него для нее недостает времени.
       В первую неделю Великого поста6 отец Антипа вовсе не употреблял ни пищи, ни питья; в такой же строгости соблюдал он пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления. В эти два последних дня (сочельника) даже в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, не решался он облегчить своих тяжких страданий глотком воды. На четыре же непостных дня - воскресенье, вторник, четверг и субботу - для постника была достаточна та пища, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу.
       Так подвизался отец Антипа круглый год в скиту. Когда же приходил в монастырь, здесь уже он сообразовался с чином монастырским. Приходил же он в монастырь три раза в год: на Рождество Христово, на Страстную неделю и неделю Святой Пасхи и на всю неделю Пятидесятницы. Кроме этих определенных дней приводила его в монастырь еще необходимость духовного собеседования с близкими ему лицами, приезжавшими собственно для него на Валаам. Хотя приезды этих лиц крайне тяготили любителя безмолвия, но на них всегда отзывался он со всей полнотой безграничного радушия. Здесь выражались его глубокая самоотверженная любовь к ближним, его тонкое благочестивое чувство, боявшееся чем-нибудь опечалить их. По целым дням тогда затворник находился в обществе женщин, пил чай, ел.
       "Как можешь ты соединять продолжительный скитский пост с таким неожиданным разрешением?" - в недоумении спрашивал его один из любивших его отцов валаамских. Дивно отвечал он ему словами святого Апостола Павла: Во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися (Флп. 4, 12).
       "Батюшка, ты обращался много с женщинами, неужели не приходило тебе дурных мыслей?" - спрашивал его в последние дни его земной жизни один из преданных учеников. "Никогда! - отвечал ему сохранивший себя в девственной чистоте отец Антипа. - Не могут прийти такие мысли чадолюбивому отцу, тем более не могут прийти они отцу духовному. Единственным моим желанием по отношению к моим ученикам и ученицам было их преуспение духовное и вечное спасение их души".
       Между почитателями отца Антипы были люди со средствами. По его предложению охотно делали они приношения на нужды монастырей в России и на Афонской Горе. Сочувствуя существенным потребностям обителей, отец Антипа вообще не одобрял их увлечения к излишним, пышным сооружениям. "Много я видел монастырей и в России, и за границею, - говорил он, - везде хлопочут, строят... Но и хлопоты, и постройки - дела суеты, дела мирские. Монаха жизнь - в церкви, дело его - монашеское правило".
       Ничего не искавший на земле, весь ум свой углубивший в Бога, отец Антипа с радостью переносил все огорчения, поношения, упреки. Глубокое смирение и всегдашняя готовность к самоукорению давали ему полную возможность всегда сохранять невозмутимым глубокий мир души. Жил он в нищете крайней. Келлия его была совершенно пуста, не было в ней ни кровати, ни стула - стояли в ней небольшой столик вместо аналогия и деревянный жезл с перекладиной, на который в борьбе со сном в изнеможении упирался он во время всенощного бдения, на полу лежал войлок, на котором он сидел и на котором в утомлении предавался краткому ночному отдохновению. Живя сам в такой нищете, отец Антипа со всей любовью отзывался на нужды братий, если только открывалась ему к тому возможность. Полюбив всей душой Валаамский монастырь с первого дня своего прибытия на Валаамские горы, отец Антипа сохранил свою любовь к нему до конца. "Одно сокровище есть у меня, - говорил он, - это моя чудотворная икона Божией Матери; никому я ее не дам, кто бы у меня ее ни просил: я оставлю ее только Валаамскому монастырю".
       Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Вообще он обладал здоровым, крепким организмом. К лекарствам и лекарям в случае болезни он никогда не обращался. Принимая болезнь от руки Божией, от Божией же руки ожидал он и исцеления. Судя по его бодрому виду, трудно было предполагать, что он так скоро переселится с гор подвижничества в селения горние. В течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил его и тихо привел его к мирному преставлению.
       В год своей болезни Страстную неделю и неделю Святой Пасхи отец Антипа еще по обыкновению провел в монастыре. В Великую Субботу он был у Божественной литургии. По окончании Литургии он сказал своему ближайшему сподвижнику и ученику: "Во время Причащения я был в алтаре и взглянул из южных дверей в церковь. Монахи уже причастились, и лица некоторых причастившихся монахов сияли как солнце. Я не знаю имен этих монахов. Прежде этого я не видал".
       В глухую осень того же года стоял отец Антипа в своем уединении на молитве. Вдруг сделался шум: Афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места, другие иконы, бывшие на нем и около него, упали. Образ Божией Матери шествовал тихо по воздуху на протяжении целой сажени и остановился на груди у отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Со слезами умиления открыл отец Антипа об этом радостном и чудном явлении одному из ближайших своих учеников только за три дня до своей кончины.
       Болезнь быстро развивалась. По желанию отца Антипы его соборовали. Он видимо угасал7. С любовью посещали его во время болезни братия, ближайшие же его ученики8 в последние дни были при нем неотлучно.
       Дня за два до кончины отца Антипы в монастырском храме шла вечерня. Вдруг что-то сильно стукнуло об пол. Это упал послушник, старик из крестьян, пораженный апоплексическим ударом. Объяснили отцу игумену, и тот благословил взять из пономарской воды и освежить больного - думали, что он угорел. Оказалось, что он уже скончался.
       В эту ночь, как и в предшествующие ночи, особенно страдал отец Антипа. Под утро ему стало полегче и он обратился к окружавшим его ученикам с вопросом: "Кто у вас умер в монастыре?" Так как в скит из монастыря еще никто не приходил и известия никакого не было, ученики отвечали: "Никто". "Нет, умер, - возразил отец Антипа, - умер простой старик в церкви... ему было трудно. Игумен велел дать воды... не помогло... умер". В недоумении слушали старца его ученики. Около 11-ти часов утра в скит приехал отец духовник, и тогда только разъяснилось, что отец Антипа, лежа на болезненном одре в скиту, в трех верстах от обители, говорил о происшествии монастырском с такой точностью и подробностью, как будто оно совершилось перед его глазами.
       В последнюю ночь часто подымал отец Антипа руки к небу и звал к себе своего любимого афонского старца схимонаха Леонтия - мужа святого и подвижника великого. "Леонтий! Леонтий! Где ты? Леонтий!" - часто повторял отец Антипа и как бы беседовал с пришедшим. "Батюшка, да с кем ты говоришь? Ведь никого нет", - наклонясь к отцу Антипе, сказал ему келейник. Пристально посмотрел старец на келейника и тихо пальцем постучал его в голову.
       Под утро, чувствуя уже близость своего отшествия и желая быть причастником Божественных Таин на Литургии, совершенной в последний день его жизни, отец Антипа просил поспешить совершить Литургию и причастить его. В полном разуме, сподобившись принятия Божественных Даров, отец Антипа погрузился в тихую дремоту. Прошло два часа. Ближайший ученик его прочитал девятый час и стал читать Акафист Божией Матери9. Во время чтения акафиста тихо замолк навеки, в течение всей жизни ежедневно, со всем усердием и живейшей верой возносивший Царице Небесной акафистные хваления отец Антипа. Скончался он в воскресенье, 10 января 1882 года, на 66-м году от рождения.
       После его смерти в монастырь пришли два пакета. В первом в сопровождавшем его письме писалось: "Живший у нас в Москве с 1859 года для сбора с Афона иеросхимонах Антипа, в 1865 году отправляясь к Вам в Валаамский монастырь, в скит Всех святых, оставил у меня пакет за его печатью, с тем чтобы я по получении верного известия о его смерти представил оный пакет к Вам на Валаам. Сего января 23 дня уведомил меня Вашей обители иеромонах Амвросий, что отец Антипа сего января 10 волею Божией, поболев, скончался; исполняя волю старца иеросхимонаха Антипы, посылаю к Вам означенный пакет. С уважением, Китайского сорока Московской Троице-Грузинской церкви священник Николай Воздвиженский"10. В пакете были казначейские билеты на поминовение отца Антипы.
       (Весь вышеприведенный текст начиная со с. 43 является перепечаткой брошюры "Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы". (СПб., 1883). - Прим. ред.)

Обретение мощей и почитание старца Антипы

       Когда во Всехсвятском скиту после многих лет поругания и запустения начали проводить восстановительные работы, оказалось, что надгробные плиты почивших монахов разбросаны по всей территории скита. Согласно завещанию отца Антипы он был захоронен вне стен скита, чтобы паломники и духовные чада, в том числе и женщины, почитающие его, могли беспрепятственно приходить на его могилу. Известно было, что могила его находилась у часовни Крестных Страданий 11.
       В 1960 году могила старца Антипы была вырыта местными жителями. Но не найдя драгоценностей, они засыпали могилу землей, а надгробная плита осталась сдвинутой в сторону. Земля на вскрытой могиле со временем просела, и это помогло определить место захоронения. Мощи старца Антипы были обретены в мае 1991 года после того, как наместник обители игумен Андроник с братией совершил панихиду по старце. Для удостоверения того, что раскопки велись действительно на месте могилы и что обретенные останки принадлежали именно старцу Антипе, место под сдвинутой плитой было раскопано, но там оказалась только скала. На всенощном бдении в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, 15/28 июля 1991 года, мощи старца Антипы были перенесены в храм святых Апостолов Петра и Павла, а в день памяти преподобных Сергия и Германа, 11/24 сентября 1991 года, в нижний храм Преображенского собора, им посвященный. После обретения мощей старца Антипы от них исходило сильное благоухание12. По благословению Святейшего Патриарха Алексия честные мощи старца Антипы были помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают его13. Неоднократно отмечалось сильное благоухание от его мощей, особенно в то время (например, в начале Великого поста), когда братия обители усердно подвизались в посте и молитве.
       В Молдавии, где родился отец Антипа, его имя также окружено глубоким почитанием. В 1992 году Священный Синод Румынской Православной Церкви своим актом от 20 июня причислил к лику святых Румынской Православной Церкви в числе прочих подвижников благочестия преподобного Антипу Калаподештского, установив днем празднования памяти святого 10 января. По свидетельству митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира глубочайшее благоговение перед памятью иеросхимонаха Антипы подвигло верующих выражать свое почитание не только молитвенным поминовением, но и написанием икон, также и строительством храма, посвященного этому дивному подвижнику. Ныне в селе Калоподешти, в котором родился старец, строится скит в честь преподобного Антипы. Имя иеросхимонаха Антипы внесено в календарь Румынской Православной Церкви, также и в сборник житий святых "Vietile Sfintilor pe Luna Ianuarie", изданный в 1993 году14, и в "Румынский Патерик", написанный архимандритом Иоанникием Баланом15.
       Приезжающие на Валаам иерархи и священнослужители из разных мест России неоднократно обращались с просьбой отделить им малую частичку святых мощей старца Антипы, что свидетельствует о его почитании. Особенно велико почитание старца в Молдавии и Румынии, откуда также поступали просьбы передать частичку его мощей. Как великое благословение и святыню приняли в 1998 году насельники Румынского скита Продромос на Святой Горе Афон частичку мощей старца Антипы, привезенную игуменом Валаамской обители архимандритом Панкратием.
       Таким образом, можно констатировать, что святость старца Антипы засвидетельствована самой его святой подвижнической жизнью, незапятнанной ни одним отклонением от исполнения евангельских заповедей и монашеских обетов, благоуханностью святых его мощей, исполнением к нему обращенных молитв и почитанием народа Божия в России, Румынии и Молдавии.
       11-12 июня 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил паломничество в Валаамскую обитель. В день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основателей обители, Его Святейшество совершил Литургию, по окончании которой преподнес в дар обители ковчег с мощами многих угодников Божиих. В приветственном Слове Святейший Патриарх сказал, что среди многих частиц мощей святых есть частица мощей преподобного Антипы Валаамского, прославленного в лике святых Румынской Православной Церковью. Святейший Владыка объявил, что имя святого Антипы вносится и в святцы Русской Православной Церкви. Отныне Валаамская обитель получила еще одного молитвенника о себе у Престола Божия.
       Преподобный отче Антипо, моли Бога о нас!

Примечания:

       1 Иеромонах Пимен, впоследствии архимандрит, настоятель Пафнутьев-Боровского монастыря.
       * Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1883.
       2 Protosingel Ioanichie Balan. Pateric Romanesc. Galati, 1990.
       3 Здесь мы видим точное исполнение Слова Божия в Евангелии: Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут... (Мк. 16, 17).
       4 Архив Ново-Валаамского монастыря (Финляндия). Дело № 45 за 1871 год. Архив Валаамского монастыря (Россия). Ф. 3. Оп. 4. Ксерокопия.
       5 Там же.
       6 "О том же старце иеросхимонахе отце Антипе говорили, что, будучи постником, он всю первую неделю Великого поста совершенно не вкушал пищи, вплоть до субботы, и тогда уже, после Причащения Святых Христовых Таин, разрешал свой пост. Такого правила держался старец много лет, но однажды, как он сам после говорил одному близкому к нему по духу иноку: "Я, - говорил старец, - как бы мысленно потщеславился своим подвигом и при наступлении поста не попросил у Господа помощи на этот подвиг, но как бы самонадеянно, полагаясь на свои силы и многолетний опыт, начал Святую Четыредесятницу. И что же? С первого же дня я настолько ослабел и изнемог, что при все моем желании никак уже не мог поститься, но на второй же день поста принужден был вкусить немного пищи и тем укрепить свое изнемогшее тело. Так-то Господь смирил меня, и я узнал и убедился, что без помощи Божией мы ничего доброго делать не можем"".
       Архив Ново-Валаамского монастыря (Финляндия). № 8120 "Валаамский патерик, или Сокровенная жизнь иноков на Валааме".
       7 "Когда приблизился к смерти живший в скиту Всех святых семнадцать лет старец иеросхимонах отец Антипа, провождавший аскетическую и молитвенную жизнь, подвизавшийся ранее на Афоне, говорили, что правило его келейное начиналось с 12 часов ночи и оканчивалось к 12 часам дня. Когда он, заболевши, ослабел, то братия скитская и монастырская приходили к нему посетить его и попрощаться с ним. Пришел и хозяин скита монах отец Феофил и, желая повеселить больного старца, как обычно делают с сильно больными людьми, утешая его, сказал: "Ничего, старец, не унывай, ты еще поживешь с нами, нескоро еще умрешь; желаю тебе поправиться, и тогда снова, как и раньше, будешь жить в добром здравии". "Что ты, что ты это говоришь, отец Феофил! - серьезно возразил старец. - Напрасно ты мне желаешь, чтобы я поправился, разве мало я жил на этом свете и все ради Бога претерпел: и скорби, и напасти, и болезни. Нет уж, довольно мне жить, я желаю умереть, пора, пора мне окончить земную жизнь, чтобы по милости Божией успокоиться от всего и со Христом быть неразлучно во веки. Не желай и не моли Бога, чтобы я поправился, - заключил благодушно старец отец Антипа. - Мне пора уже и отойти к отцам моим!" Вскоре же, 10 января 1882 года, старец мирно почил о Господе. Так-то относятся к смерти добрые иноки-подвижники, они желают скорей разрешиться от телесных уз, чтобы соединиться со Христом навсегда, и душа их из этого суетного и многоскорбного мира рвется, как из чужой страны на родину, отлетая в иной, лучший мир, куда уже давно стремились они всем своим существом - и душой и сердцем, как бы олень жаждущий стремится к воде, так и они жаждут видеть своего Господа" (Валаамский патерик, или Сокровенная жизнь иноков на Валааме. Архив Валаамского монастыря).
       8 Нам известны только двое учеников отца Антипы: схимонах Агапий († 1905), именно его отец Антипа постриг в схиму, и иеросхимонах Антипа II († 1912).
       9 "Еще говорили о почившем блаженном старце иеросхимонахе отце Антипе Афонском, что он старался ежедневно и неопустительно прочитывать Акафист Божией Матери. Кроме того, читая сам, он и других убеждал ежедневно прочитывать сей Акафист Царице Небесной, уверяя, что кто ежедневно будет читать Акафист Матери Божией, тот не умрет внезапной смертию. Ученики его старались посильно исполнять сию старческую заповедь. Когда же сам старец заболел и стал приближаться к смерти, напутствуемый всеми христианскими Таинствами, тогда пришел к нему посетить его ученик последнего слепой монах отец Агапий. Видя, что старцу уже не до разговоров, так как он уже очень сильно ослабел, и вспомнив старческое наставление ежедневно читать акафист и сознавая, что самому старцу теперь уже невозможно прочитать его по причине полного изнеможения, решил сам за него прочитать таковой. Зная акафист наизусть, он начал громко читать его. Умирающий, по-видимому, внимательно слушал любимый свой акафист. Лицо его приняло вид полного спокойствия, дыхание становилось все тише и тише, и на седьмом кондаке, когда отец Агапий произнес слова акафиста: "Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго", старец мирно предал дух свой Богу, отойдя от "прелестнаго сего века" в мир духовный и блаженный на вечную радость и покой" (Архив Ново-Валаамского монастыря (Финляндия). № 8120 "Валаамский патерик, или Сокровенная жизнь иноков на Валааме").
       10 Там же.
       11 В 1968 году жительница Москвы Юлия Дмитриевна Мельникова, совершая с мужем туристическую поездку на Валаам, около часовни Крестных Страданий наяву видела схимонаха, который вышел из-за часовни и тихо пошел по тропинке в скит.
       12 Архив Валаамского монастыря (Россия). Письмо игумена Андроника (Трубачева). Свидетельства паломников и сотрудников монастыря.
       13 В 1999 году по молитве к старцу Антипе сразу получила исцеление от острой зубной боли и опухоли десны сотрудница монастыря.
       14 С. 167-169.
       15 Pateric Romanesc. Galati, 1990.