ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2000

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года

Юбилейные торжества в Москве

       Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Храме Христа Спасителя, стал поистине историческим событием в жизни Русской Православной Церкви и всей России. Четыре дня - с 13 по 16 августа 2000 года - православный народ следил за собранием архипастырей Русской Церкви в Москве. Красота и великолепие Храма Христа Спасителя, Зала Церковных Соборов, вся обстановка, в которой соборным разумом принимались важнейшие решения, определяющие жизнь Церкви в будущем столетии, говорили о том, что на рубеже тысячелетий совершилось долгожданное, чаемое всей Православной Полнотой: Русская Православная Церковь, восходя от силы в силу на протяжении последнего десятилетия, наконец заняла подобающее ей место в жизни нашего Отечества. Создан крепкий фундамент, на котором стало возможным утверждение Русской Православной Церкви в нынешнем государстве. Исторические судьбы России в третьем тысячелетии христианской эры будут решаться на путях Православия - это стало очевидным для всех.
       Духовным центром этих судьбоносных дней несомненно стало Деяние о канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских, в который входит около тысячи известных имен, в том числе и царственные страстотерпцы, а также множество не явленных миру мучеников за веру Христову. Решение это единодушно приняли все иерархи - участники Собора. В Послании Юбилейного Архиерейского Собора всем верным чадам Русской Православной Церкви, в частности, было сказано: "Собор выражает надежду на то, что это прославление станет переломным моментом в нашей истории, содействуя покаянию народа в грехе богоотступничества".
       По завершении Архиерейского Собора, 18 августа, состоялся Торжественный акт, посвященный празднованию 2000-летия Рождества Христова. Вершиной юбилейных торжеств в Русской Православной Церкви, посвященных 2000-летию Рождества Христова, стало освящение возрожденного Храма Христа Спасителя. Восставший из небытия прекрасный храм уже стал привычным для москвичей. Залечена рана, нанесенная столице вандалами-безбожниками. Отныне в Москве, как и прежде, двуединый центр - Кремль и Храм Христа Спасителя.
       Символично, что ставшее знамением возрождения Православной России восстановление величественного Храма, посвященного Рождеству Христову, завершилось в год великого христианского юбилея. Это несомненно послужит долгожданному преображению народной души и возвращению России на ее исконный исторический путь.
       Две Божественные службы, состоявшиеся в Храме Христа Спасителя 19 и 20 августа - великое освящение верхнего Храма и совершение чина канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских - заняли особое место в череде Патриарших богослужений юбилейного 2000 года. Католикос-Патриарх всей Грузии Илия, Патриарх Сербский Павел, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ всего Кипра Хризостом, Архиепископ всей Албании Анастасий и Митрополит Чешских земель и Словакии Николай, а также делегации всех Поместных Православных Церквей, с братской любовью откликнувшиеся на приглашение Патриарха всея Руси, прибыли в Москву для участия в юбилейных празднествах.
       Таких богослужений Первопрестольная еще не знала. Семь Предстоятелей Церквей, их многочисленные делегации и весь епископат Русской Православной Церкви во главе со своим Первосвятителем участвовали в чине освящения Храма Христа Спасителя и двух Божественных литургиях, совершенных в нем в эти дни. Великим духовным смыслом было исполнено происходившее - это почувствовали все люди, которым посчастливилось участвовать в этих богослужениях. Было живое ощущение присутствия при совершавшемся историческом событии - воистину соединялась разорванная нить времен. Неделей позже, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, обратившись к народу со ступеней Успенского собора после крестного хода в Московском Кремле, напомнил о картине художника Корина "Русь уходящая", которую тот замыслил как символическое изображение ухода из истории верной Христу России. "Но не ушла Православная Русь, - сказал Первосвятитель Русской Церкви, - и сегодня мы молимся здесь, в Успенском соборе, под осенением Владимирской иконы Божией Матери".

М. Ж.