|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2000 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Главная задача - научить ребенка думать...
27-29 февраля 2000 года в городе Печоры Псковской области были проведены образовательные чтения, посвященные преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому. Их организаторами выступили Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь, районный отдел образования, а также Печорское православное педагогическое общество, которое приурочило к этому времени выход в свет первого номера своего журнала "Глагол". Чтения вызвали большой интерес у специалистов - участие в них приняли не только учителя Печорского района, но и гости из Москвы и Эстонии.
Перед началом работы участники педагогического форума молились за архиерейским богослужением: в эти дни древнюю обитель посетил ее бывший насельник - епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, который совершил здесь всенощное бдение и воскресную Литургию. Владыка Иоанн присутствовал и на первом пленарном заседании Чтений, проходившем в городской средней школе № 3. Заседание было открыто докладом наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященным истории обители в XX веке. Событию Рождества Христова и его влиянию на русскую культуру посвятил свое сообщение насельник монастыря иеродиакон Никон (Горохов).
Среди москвичей, принявших участие в Корнилиевских чтениях, было целое созвездие признанных в научном мире авторитетов. В их числе доктор физико-математических наук, профессор МГУ Г. А. Любимов, доктор филологических наук, доцент МГУ А. А. Волков, а также доктор философских наук, доцент Российского Государственного медицинского университета И. В. Силуянова, которая критически проанализировала содержание нового предмета - валеологии, повсеместно вводимой в школах страны. Печорские учителя поддержали позицию Силуяновой, охарактеризовавшей валеологию как псевдонауку, открыто пропагандирующую оккультизм. Два различных направления преподавания естествознания в школе стали темой выступления учителя московской православной гимназии "Пересвет" Ф. Н. Савельевой. Об особенностях современного образования в Эстонии рассказала преподаватель воскресной школы Александро-Невского собора города Таллина Л. В. Свеклина. Первый день работы Чтений завершился докладом учителя истории Печорской гимназии А. А. Сасоева "История России - история Церкви".
28-29 февраля проходили секционные заседания по трем тематическим направлениям: историко-филологическому, естествознания и дошкольного воспитания. Состоялась встреча участников Чтений со старшеклассниками городских школ. Наравне со взрослыми школьники приняли участие в "круглом столе", посвященном теме происхождения жизни на Земле. Как уже отмечалось, одним из устроителей Чтений выступило Печорское православное педагогическое общество. Оно было создано по благословению епископа Псковского и Великолукского Евсевия всего два года назад с целью сохранения и развития лучших традиций отечественной православной педагогики. За краткий срок в Печорах накоплен несомненно уникальный опыт взаимодействия монашеской обители и светских педагогов в деле образования и воспитания молодого поколения. О том, как складывалось это сотрудничество, нам рассказал председатель общества катехизатор Псково-Печерского монастыря иеромонах Августин (Заярный).
Отец Августин, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания Православного педагогического общества?
Общество было основано в октябре 1998 года. Когда мне поручили послушание катехизатора, я начал проводить беседы в школах и детских садах. Но школ в Печорском районе четырнадцать, в городе - пять, и один человек не в состоянии охватить всех детей, он может только раз побывать в каждом классе и в каждой группе.
Поняв, что такой метод неперспективен, я стал работать с учителями. Хотелось как-то их увлечь. Сначала задумали издавать журнал, но это оказалось сложным делом, тогда решили создать педагогическое общество. Я предложил это учителям - они загорелись. Владыка Евсевий благословил наше начинание, наместник монастыря - тоже. Надо отметить, что отец наместник поддерживает все наши идеи. Мы оформили документы и начали работать, даже офис организовали: сняли двухкомнатную квартиру, своими руками и на свои деньги сделали в ней ремонт. Прежние хозяева теперь сюда водят своих знакомых - смотреть, как все устроено. В офисе поставили компьютер, собрали очень хорошую библиотеку. Наши учителя очень дорожат всем этим. Уже три года при монастыре для них еженедельно проводится семинар, где рассказывается об основах веры, о церковной жизни. Народ потянулся на этот семинар, сейчас ходит человек тридцать. Примечательно, что интерес к нему не слабеет - люди сегодня готовы принять гораздо больше, чем мы им можем дать. Среди печорских педагогов много и таких, кто, не посещая семинар, с нами очень тесно сотрудничает. Сейчас в Печорах около шестидесяти учителей, которые осознанно преподают свои предметы с православных позиций. Практически все они принимают участие в каких-либо наших мероприятиях. Мы постоянно проводим разные творческие конкурсы, например конкурс чтецов духовной поэззии, конкурс рисунка, конкурс сочинений - и не только среди детей, которые очень живо откликаются, но и среди учителей. Традиционно организуем рождественские елки. У нас также есть православный детский лагерь, который финансирует монастырь, а педагоги - члены общества работают в нем бесплатно.
Как родилась идея проведения Корнилиевских чтений?
Несколько лет назад монастырь решил направить директоров наших школ в Москву, на Кирилло-Мефодиевские чтения, в рамках которых проводится педагогическая конференция. Всем, конечно, очень понравилось. А ведь многое делается не на государственном уровне, а на уровне личных контактов. Нашел с человеком общий язык - значит, уже есть шанс что-то сделать. После поездки директора школ нам говорят: "А почему все только в Москве? Давайте и у нас проведем Кирилло-Мефодиевские чтения". Мы организовали Чтения, пригласили на них гостей из Москвы. На следующий год решили устроить то же. Но возникла проблема: Кирилло-Мефодиевские чтения проходят в мае, когда в школах самая горячая экзаменационная пора. Решили проводить их пораньше - зимой, тем более, что в феврале празднуется память священномученика Корнилия Псково-Печерского, и посвятили наши образовательные чтения его памяти.
Как вы работаете с детьми?
Во многих школах Закон Божий ведут сами учителя - по книге протоиерея Митрофана Слободского. Моя позиция такова: Закон Божий в школе нужен, но он не решит проблему. Во-первых, даже если такой предмет в обязательном порядке ввести во всех учебных заведениях, может случиться, что его будут преподавать некомпетентные люди. Вот, скажем, ты учитель труда, у тебя мало часов - будешь вести Закон Божий. Это ведь реально. Во-вторых, даже если его будет преподавать замечательный человек, этого все равно будет недостаточно, поскольку остальной учебный процесс идет вразрез с Законом Божиим. После него дети приходят на литературу, на биологию, на историю и там слышат совсем другое. На мой взгляд, нужно чтобы в школе преподавание велось полностью только с православных позиций. Необходимо разработать православный подход к преподаванию и литературы, и истории, и физики, и химии, и биологии - всех предметов, без исключения. Такой подход не является сугубо конфессиональным: именно в этом, а не только в кокошниках и косоворотках заключается подлинно русская традиция. Как, например, русскую литературу преподавать, как говорить о Достоевском, не говоря о Православии? Это же будет неправдой. Кстати, сейчас уже во многих школах учителя ведут литературу по книге М. М. Дунаева "Русская литература и Православие". Православие должно быть стержнем, на котором держится все остальное. Сейчас мы планируем в одной из школ города создать курс с первого по одиннадцатый класс, где образование будет осуществляться именно таким образом. Факультативно у школьников этой параллели будет введен предмет "Основы духовной культуры". Эти занятия я буду вести сам. Думаю, что уроков двадцать мы будем просто говорить о вере, о Боге. Это еще не будет систематическим изложением, оно начнется позже, потому что человеку нельзя сразу преподавать Закон Божий, нужно, чтобы у него появилась заинтересованность. В целом это будут обычные классы, где смогут учиться все желающие. Учителя, которые должны осуществлять этот проект, конечно, еще не совсем к этому готовы, поэтому мы проводим для них заочное обучение: привозим сюда преподавателей из Московского университета, из Московской Духовной академии. Они читают лекции, проводят выездные сессии. Все это делается неформально, наши учителя не получают никаких выпускных свидетельств. Одновременно требуется решать задачу составления методик православного подхода к преподаванию школьных дисциплин. Надо создавать и новые учебники. Те, что есть сейчас в школах, особенно те, которые изданы Фондом Сороса, - это просто антирусские учебники.
Может быть, такой подход к преподаванию более осуществим в православных гимназиях?
Православные гимназии - это особая категория учебных заведений, которые, на мой взгляд, не имеют будущего. Прежде всего из-за финансовых проблем. Каждая православная гимназия сейчас финансируется каким-то человеком или организацией. Эта организация сегодня имеет возможность выделять средства, а завтра, возможно, сама будет искать спонсора. Во-вторых, большинство преподавателей, которые работают в таких учебных заведениях, православные, но не профессионалы. А самая большая проблема заключается в другом: сколько у нас православных гимназий? Сто? Тысяча? А как же остальные дети из обычных школ? Идея православной гимназии хороша, но она не решает проблему в целом. Сейчас необходимо заниматься православным образованием, а у нас порой относятся к этому очень инертно. По моему убеждению, главная задача образования - научить ребенка думать. У детей должна быть выработана четкая жизненная позиция: человек, который ее не имеет, ничего не сможет осмыслить - он, как медуза. Сейчас я веду литературу в одной из городских школ. По программе дети изучают художественные произведения, а раз в неделю я к ним прихожу и мы рассматриваем с православной позиции все, что они "прошли". И "Грозу" Островского, и "Отцы и дети" Тургенева. Например, в той же "Грозе" Катерина, естественно, вовсе не положительный герой, и сейчас дети об этом говорят совершенно спокойно. Но с ними очень сложно говорить, потому что у них отсутствует целостное мировоззрение. Обсуждаем, например, роман "Отцы и дети", так они не могут оценить того же Базарова. Он им может не нравится, потому что резкий человек, жесткий, высказывается категорично. А по существу им не понятно - они сами "базаровы". Где-то что-то слышали, что-то по телевизору видели, а целостное мировоззрение отсутствует. Их учат, закладывая знания в виде своего рода блоков. Ребенок их усваивает, а потом из них складывает свое миропонимание. Видит какой-то факт и начинает эти блоки внутри передвигать и решать - это правильно, а это не правильно, этого не бывает. Например, чудо - икона мироточит, а он посмотрел, подумал: этого не может быть. В него такая информация не заложена, и поэтому он не верит.
Многие считают, что подростки, которым сейчас 13-17 лет, - это потерянное поколение, выросшее в условиях духовного кризиса общества, со смещенными нравственными ориентирами, и вся наша надежда на малышей.
Я так не думаю. Если работать и с четырнадцати-, и с пятнадцати-, и с шестнадцатилетними - все будет хорошо. С детьми нужно быть естественным, не назидать. Можно начать говорить с ними языком прошлого века - ну и что получится? Нужно чтобы у человека глаза горели, а если не горят - твои слова впустую.Беседовала О. КИРЬЯНОВА