|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
27 ноября 2000 года в Москве состоялась юбилейная конференция, посвященная 200-летию канонического бытия старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Московского Патриархата.
Конференция открылась торжественным молебном в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля, совершенном по старому чину духовенством всех единоверческих приходов Московского Патриархата.
Участников и гостей конференции поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, обратившийся к делегатам форума с приветственным Словом.
Участники конференции с благодарностью восприняли инициативу проведения форума со стороны Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви и старообрядчества, возглавляемую Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, равно как и гостеприимство Русской Православной Церкви.
Юбилейная конференция вела свою работу под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и собрала делегатов от единоверческих общин Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области, Нижегородской, Ивановской, Екатеринбургской и Самарской епархий. В работе конференции приняли также участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, а также представители общественности, научных кругов и гости от старообрядцев из России, Белоруссии, Латвии и Литвы.
Приветственное слово
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
чадам Русской Православной Церкви,
сохраняющим в богослужении древние русские обряды,
в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов
в лоне Московского Патриархата
Боголюбивые архипастыри, пастыри и всечестные иноки, возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодать вам и мир от Господа нашего Иисуса Христа!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне на юбилейную конференцию.
Отмечая 200-летний юбилей канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, Русская Православная Церковь свидетельствует ныне о непреходящей действенности церковных устоев, согласно которым Церковь Христова со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 2-3) издревле допускала разнообразие местных литургических особенностей и обрядов при условии единства в истинах веры.
Более трех веков минуло с тех пор, когда в России были предприняты усилия по установлению единообразия богослужебных чинов и обрядов с таковыми же, утвердившимися к тому времени в Греко-Восточных Православных Церквах. Эта реформа встретила серьезную оппозицию со стороны значительной части духовенства и церковного народа православной Руси.
Создавшееся в Русской Православной Церкви положение было предметом озабоченности Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложивших клятвы на всех, не приемлющих изменения, произведенные Патриархом Никоном и его преемниками.
Постановления Московских Соборов 1656 и 1667 годов не привели к умиротворению, но косвенно явились одной из причин последовавшего трагического раскола в Русской Церкви и отпадения от нее многих приверженцев старых обрядов. Бесплодная полемика по обрядовым вопросам, с применением обеими сторонами недопустимых "поносительных выражений", гонения светских властей на инакомыслящих, от которых пострадали многие ревнители старых обрядов, привели к росту недоверия и углублению противостояния.
Раскол, возникший в XVII веке и получивший название "старообрядческого", на протяжении трех столетий остается причиной глубокой скорби и озабоченности православного народа в нашем Отечестве. Помня завет Господа нашего Иисуса Христа да будут все едино (Ин. 17, 21), христианин не может, не имеет права мириться с состоянием разделения, воспринимая его как историческую данность, но всеми силами должен стремиться к уврачеванию этой болезненной кровоточащей раны на теле Христовом, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12, 25).
Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: "Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виновны, как те, кто мучил тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви. Вот почему мы говорим вам это теперь, чтобы в последний день вы не могли сказать: никто не сказал мне об этом, никто не объяснил. Мы не знали об этом и не считали это грехом. Теперь я говорю и свидетельствую, что причинять разделение в Церкви есть не меньшее зло, чем впадать в ересь. Поскольку все вы совершеннолетние и отвечаете за свои дела, я прошу вас быть ответственными за свои поступки, не считая себя невинными и кладущими все у нашего порога, ибо так вы можете избежать столь вредного вам самообмана".
Ныне мы отмечаем 200 лет с того дня, как Святейший Синод Российской Православной Церкви, движимый стремлением к уврачеванию пагубного разделения, рассмотрел просьбу части приверженцев старых русских обрядов о принятии их в церковное общение с восстановлением законного священства и принял решение о воссоединении с Церковью обратившихся из раскола, благословив им отправлять богослужение по старопечатным книгам, соблюдая старые русские обряды. Решение Святейшего Синода вступило в силу 27 октября 1800 года, и с этого дня многие вернулись в дом Отчий, стали возлюбленными чадами Матери-Церкви, наследниками ее благодатных даров. |
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий выступает с приветственным Словом |
Постановления и клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов, где в старых обрядах дониконовских времен усматривался чуть ли не еретический смысл, вызывали определенное смущение у православных русских людей. Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, стремившиеся к уврачеванию раскола, понимали, что клятвенные определения Соборов 1656 и 1667 годов существенно препятствуют взаимопониманию и доверию, столь важным и необходимым в двустороннем диалоге. В результате длительной и кропотливой работы Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов наметил ряд важных начинаний, направленных на обретение чаемого единства Российской Церкви, но известные исторические события и наступившее затем скорбное время гонений на христианство в России не позволили воплотить в жизнь эти благие намерения.
Только в 1971 году Собор Русской Православной Церкви своим Деянием от 2 июня подтвердил Православие богослужебных книг, бывших в употреблении до Патриарха Никона, засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов, отверг порицательные о них выражения и отменил клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов, "яко не бывшие", как на сами обряды, так и на придерживающихся их православноверующих христиан. |
Участники конференции в конференц-зале гостиницы "Даниловская" |
Перед лицом исторических фактов нельзя не признать, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлые столетия, приведшей к труднопреодолимой разделенности в Русской Церкви, существующей до сего дня. Таким образом, не столько само по себе исправление богослужебных книг и изменение обрядов, происшедшие при Патриархе Никоне, сколько жесткие и неоправданные методы приведения несогласных к повиновению сыграли определяющую роль в углублении раскола.
Оценивая события трехсотлетней давности, мы не считем себя вправе судить об ответственности отдельных лиц, вовлеченных в репрессивные действия по отношению к части своей паствы, ибо все они давно предстали пред судом Божиим. Ныне же, следуя заповеди Спасителя: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров и в особенности не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны.
Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви.
Преподавая Наше Патриаршее благословение всем священнослужителям, инокам и верующим в связи с 200-летием канонического бытия старообрядных приходов в лоне Московского Патриархата, мы сердечно желаем всесильной помощи Божией всем ревнителям древнего благочестия и надеемся, что их труды станут весомым вкладом в общецерковное делание православной проповеди Богооткровенных и спасительных истин христианства.
Воздав хвалу и благодарение Господу Богу, положившему во время оно в сердца избранных своих благое и спасительное помышление прийти в соединение веры и в разум истины, мы возносим также свои молитвы ко Творцу и о сынах наших, ушедших на страну далече (Лк. 15, 13), - да приведет Он расстоящаяся паки воедино, да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, да в любви друг ко другу исповедуем и славим единеми усты и единем сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.АЛЕКСИЙ,
Патриарх Московский и всея Руси
27 ноября 2000 года