ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2001

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Феофана (Ашуркова)
во епископа Магаданского и Синегорского
Преосвященный Феофан, епископ Магаданский и Синегорский

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 7 октября 2000 года архимандриту Феофану (Ашуркову), представителю Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока, определено быть епископом Магаданским и Синегорским.

Наречение архимандрита Феофана во епископа. Храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших

       25 ноября 2000 года, в день памяти святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, в храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Алексий совершил чин наречения архимандрита Феофана (Ашуркова) во епископа Магаданского и Синегорского. В чине наречения приняли участие митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Тверской и Кашинский Виктор, Бронницкий Тихон, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва. При наречении во епископа архимандрит Феофан произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец, Первосвятитель Церкви Русской!
       Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Во исполнение Определения Вашего Святейшества и Священного Синода смиренно предстою ныне я, недостойный, перед вами в ожидании свершения великого события в моей жизни - принятия благодати архиерейства. Когда стало известно мне волеизъявление Вашего Святейшества и Священного Синода о призвании меня к высшей степени служения во Святой Церкви, страх и трепет прииде на мя (Пс. 54, 6).
       В эти волнующие минуты, сознавая свое недостоинство, возношу молитву Господу Богу моему, Его Пречистой Матери и всем святым, в Отечестве нашем просиявшим, молитвенное предстательство которых, верю, будет сопутствовать моему недостоинству на новом, многотрудном апостольском пути. Господь судил мне преклонить главу под ваши десницы в день памяти святителя Иоанна Златоустого. Особо молюсь этому великому святому, доброму покровителю церковных иерархов, чья жизнь стала примером самоотверженного и ревностного архиерейского служения. От всего сердца благодарю Ваше Святейшество и членов Священного Синода за высокое доверие и прошу ваших святых молитв обо мне, грешном.
       В сей день моей Пятидесятницы с сердечной признательностью вспоминаю всех, кто принимал участие в моем духовном становлении, и прежде всего своих простых родителей. Твердость веры отца, милующее сердце и коленопреклоненный образ матери по сей день являются для меня образцом благочестия и преданности Господу. Полученная с детства вера помогала мне преодолевать многие трудности на протяжении всей жизни.
       В доме Пресвятой Троицы, в обители Преподобного Сергия Радонежского, прошли начальные годы моего церковного служения. У раки великого печальника Земли Русской Господь сподобил меня принять иноческий постриг. Там же, в Московских Духовных школах, я получил высшее богословское образование, которое, сочетаясь с иноческим послушанием, помогало всесторонне и опытно постигать истины Святого Православия - как теоретически, так и практически.
       После окончания Духовной школы неожиданным и благодатным даром стало для меня послушание в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. На протяжении пяти лет я имел возможность ежедневно прикасаться к величайшей христианской святыне - Гробу Господню и другим дорогим верующему сердцу святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, Его Пречистой Матери и святых Апостолов. Благодать Святой Земли восполняла мои весьма ограниченные духовные силы.
       Впоследствии Господь направил мой путь в далекую Аргентину, где ради послушания Церкви и во исполнение повеления Спасителя проповедовать Его благое слово до краев земли мне довелось духовно окормлять нуждающихся в ободряющем пастырском попечении наших соотечественников, волею судеб оказавшихся в отдалении от исторической родины, но не потерявших духовной связи с Матерью - Русской Православной Церковью.
       В 1989 году вы, святители Божии, сочли возможным направить меня, недостойного, представителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в древнюю Александрийскую Церковь. Глубоко памятен для меня братский визит Вашего Святейшества к Патриарху Александрийскому и всей Африки. Общение со своим Первосвятителем придало мне новые духовные силы для несения дальнейшего послушания на ниве межцерковных связей. В непростое для нашего Отечества время изволением Вашего Святейшества и Священного Синода, по представлению Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, мне было поручено ответственное и сложное послушание заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений. На протяжении почти семи лет я со смирением, верой и надеждой нес этот непростой крест церковного служения до того времени, когда по волеизъявлению Вашего Святейшества и Священного Синода мне было поручено представлять Русскую Православную Церковь при древнем Антиохийском Патриархате, откуда я был призвал к высокому епископскому служению.
       Таким образом, Бог судил мне многие годы в меру моих скудных сил и способностей трудиться под непосредственным руководством Вашего возлюбленного Святейшества и постоянных членов Священного Синода - митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (в их бытность Председателями Отдела внешних церковных сношений), а также нынешнего Председателя внешнего церковного ведомства - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
       И сегодня я имею почтительный долг и искреннюю потребность выразить Вашему Святейшеству и вам, дорогие наставники-архипастыри, сердечную признательность за ту помощь, которую вы неизменно мне оказывали. Благодаря неоценимому опыту ваших трудов в сфере внутренней и внешней церковной деятельности, вы помогали мне сердцем проникнуться необходимостью и важностью этой особой сферы церковного служения, научая мудрости, ответственности и терпению.
       Полагая низкий поклон всем вам, возлюбленные архипастыри, от смиренного и любящего сердца восклицаю словами Священного Писания: Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих (Сир. 25, 12).
       Хотелось бы еще раз отдельно сугубо поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, глубокочтимый Первоиерарх и отец наш. Вашими молитвами и трудами возрождается ныне Церковь Русская, содержатся души ее служителей. Верю и знаю, что покровительство и забота Вашего Святейшества никогда не покидали меня - ни в минуты радости, ни во времена скорби. Ваше руководство моими скромными трудами всегда возгревало во мне ревность о Господе, наставляло на путь благочестия, предохраняло от ошибок. Ныне, когда Вы благоволите ввести меня в сонм архипастырей стада Христова, особо испрашиваю Ваших святых молитв о моей смятенной душе и умоляю не оставлять меня без Вашего Первосвятительского окормления.
       Теперь приближается та страшная минута, когда через возложение ваших святительских рук мне, немощному, предстоит принять Божественную благодать епископского служения. Хотя, по слову Апостола Павла, никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4), смущение и трепет объемлют душу мою в сознании невыразимой высоты архиерейского сана и величайшей ответственности пред Богом и Церковью, которая возлагается на меня, недостойного.
       В нынешнее сложное, можно сказать, судьбоносное для Отечества время епископское служение в Церкви Божией приобретает особую значимость. Труды и молитвы архипастыря, его любящее и твердое слово должны утешать находящихся во всякой скорби (2 Кор. 1, 4), а таковых в нашем обществе немало. После семидесятилетия вавилонского пленения для нашей Церкви по милости Божией наступило благодатное время, когда открылись широкие возможности для всеобъемлющего возрождения Святого Православия. В самых отдаленных частях нашей Отчизны воссоздается то, что было уничтожено и утрачено за годы тяжких гонений. В первую очередь это относится к возрождению и созданию епархий, в числе которых учрежденная в 1991 году Магаданская епархия.
       Промыслом Божиим мне надлежит приступить к апостольскому служению на этой удаленной от центра России земле, обильно политой кровью и потом многих невинных страдальцев, мучеников за веру Христову. Истинно утверждение древнего философа и учителя Тертуллиана, что кровь мучеников - это семя христианства. Край вечной мерзлоты должен стать краем вечного свидетельства их веры, их жертвенной преданности Христу и Его Святой Церкви, а православные храмы на Магаданской земле - теми духовными очагами, у которых согреются души людей и вновь во всей полноте возродится церковная жизнь. Воцерковление русского, испокон веков православного народа является необходимым условием духовного очищения и обновления нашего Отечества, а также главным основанием успешного противодействия распространению в этом суровом крае, как и во всей России, нетрадиционных религиозных течений и тоталитарных сект.
       Спасение заблудших овец и возвращение в лоно Святой Церкви тех, кто часто не по своей воле оказался вне ее ограды или потерял связь с нею, попав в сети сектантских проповедников и иных новоявленных "учителей", требует самоотверженных пастырских и миссионерских трудов.
       В сознании высокой ответственности предстоящего служения и в понимании ожидающих меня трудностей взываю к Вам, Первосвятитель Земли Российской, и к вам, богомудрые архипастыри: вознесите свои молитвы, дабы под Покровом Царицы Небесной благодатию Божией восполнилась моя немощь, скудость и неподготовленность к этому высокому сану.
       Со смирением принимая Вашу Первосвятительскую и Священного Синода волю и нимало вопреки глаголя, всецело предаю себя Промыслу Божию, судившему мне принять по преемству апостольскому через возложение ваших святительских рук Божественную благодать, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Молю Пастыреначальника Господа Иисуса Христа о даровании мне, грешному, сил и терпения в несении ответственного епископского послушания, дабы никого не обидеть, никому не повредить, ни от кого не искать корысти (2 Кор. 7, 2), а пасти стадо Божие охотно и богоугодно, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример (1 Пет. 5, 2-3) любви, милосердия и стойкости во славу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь".

Хиротония архимандрита Феофана

       26 ноября 2000 года, в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Ашуркова) во епископа Магаданского и Синегорского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и те же Преосвященные архипастыри. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Феофану архиерейский жезл, произнес Слово:
       Преосвященный епископ Феофан!
       Священный Синод определил тебе быть епископом Русской Православной Церкви. Благодатью Духа Святого, через возложение рук наших ты ныне удостоился архиерейства и соделался преемником апостольского служения в Церкви Христовой.
       Перед тем как ты примешь из наших рук архиерейский жезл мне, по церковному обычаю, надлежит исполнить долг совершителя твоей хиротонии и высказать тебе слова назидания и напутствия, в которых ты несомненно нуждаешься перед вступлением на путь трудного и ответственного, прежде всего перед Богом, архипастырского служения.

Вручение новопоставленному епископу Феофану архиерейского жезла

       Единственный Источник Наших наставлений тебе - это Сам Пастыреначальник Христос, Который Своим Искупительным Подвигом свидетельствует о Себе: "Аз семь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает" (Ин. 10, 11-12). Изображая великие и многотрудные подвиги апостольского служения, Апостол Павел говорит о себе: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9, 22).
       Одни из призываемых к такому служению, по мысли святителя Григория Богослова, "с готовностью следуют избранию", другие впадают в страх и трепет. Ни те, ни другие "не подвергаются осуждению", ибо "одни страшатся величия служения, а другие повинуются по вере в Призвавшего".
       Ты принял на себя бремя епископского служения в Магаданской епархии - одной из самых отдаленных, а потому наиболее нуждающейся в архипастырском окормлении. Надеюсь, не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу ты имеешь в виду, облекаясь в светлые одежды высокого сана, а бескорыстное, самоотверженное служение Церкви, пользе России, благу пасомых - до готовности по примеру Христа Спасителя положить за них душу.
       Не бойся трудностей, которые встретятся тебе в этом суровом крае, трудностей не только физических, но еще более духовных. Если на первом месте будет искание Царства Божия и правды Его, то остальное, по обетованию Спасителя, приложится (Мф. 6, 33) и всякая трудность будет содействием делу Божию.
       Прежде всего и паче всех всегда помни и никогда не забывай, что отныне главной целью всей твоей жизни и деятельности должно быть служение спасению вверяемых твоему руководству и попечению православных чад Магаданской епархии. Особенно это важно в наше историческое время, когда мы фактически входим в новую эру истории России.
       Мы находимся на пороге века, который обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая нас на качественное обновление ее свидетельства и служения. На наших глазах происходит чудо возрождения России. Десять лет назад практически никто не ожидал тех плодов церковного возрождения, к которым мы уже привыкли. С момента празднования тысячелетия Крещения Руси были отреставрированы и заново возведены тысячи соборов, храмов, часовен, открыто множество монастырей, Духовных школ, издано огромное количество душеполезных книг. Символом возрождения нашего Отечества стал Храм Христа Спасителя в Москве.
       Вместе с тем мы должны признать, что развитие общества в целом происходит при нарастающем равнодушии к духовной истине, росте потребительских настроений, рождающих грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающих образ Божий в человеке.
       Воспитывай у своих чад чувство ответственности, чувство любви и милосердия, призывай их неленостно следовать христианским идеалам в своей жизни, в жизни семьи, общества, возгревай в них любовь к Отечеству и миролюбие.
       Сегодня в исповедании веры ты обещался "врученную паству, по обычаю святых апостол, посещати и назирати, како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих". Но прежде чем спрашивать с других, остерегайся сам отступить от правил и преданий церковных, которые нам заповедано хранить, "отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6, 20).

Первое епископское благословение

       Храни не только учение веры, ограждая его от всякого рода искажений, но и установленный порядок церковной жизни. Будь верен и послушлив Священноначалию Церкви не за страх, а за совесть, подавая тем пример клиру, дабы сохранить единение во Христе и избежать подстерегающих каждого из нас искушений и соблазнов разного рода.
       Все твои распоряжения должны быть обдуманны, должны строго соответствовать Уставу и правилам Церкви, отвечать нуждам паствы и служить ко благу и спасению ее. В Церкви Христовой нет и не должно быть ничего случайного и произвольного. Епископ не может быть "тростью, ветром колеблемой" (Мф. 11, 7).
       Помни, что епископ действует не своей властью, но властью, данной ему Единственным Первосвященником Господом нашим Иисусом Христом. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, память которого мы ныне празднуем, "пред Господом - все овцы, ибо и пастыри, и овцы составляют стадо, которое пасет Единый Великий Пастырь". "Разумей, что я говорю, - говорит Апостол. - Да даст тебе Господь разумение во всем" (2 Тим. 2, 7).
       Утешением для тебя пусть будет то, что архиерейская хиротония твоя совершена под знаком великого юбилея - 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в год проведения Юбилейного Архиерейского Собора, определившего пути и направления деятельности Русской Православной Церкви в XXI веке и в новом тысячелетии. Важным деянием Собора была также канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских, других подвижников веры, а также царственных страстотерпцев, в лице которых мы имеем молитвенников и предстателей пред Господом Богом.
       Теперь же возьми этот жезл как видимый символ духовной власти епископа, которая сильна не принуждением, а любовью, и преподай благословение Господне сему народу Божию, молившемуся за Божественной литургией.

Участники хиротонии. Крайний справа - епископ Феофан

***

       Архимандрит Феофан (в миру - Иван Андреевич Ашурков) родился 25 мая 1947 года в городе Дмитрове Курской области в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской Армии. В 1969 - 1970 годах нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона.
       В 1970 году поступил во второй класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1972 году и был зачислен в Московскую Духовную академию. В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.
       19 декабря 1973 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана исповедника. 14 января 1974 года архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона. В 1976 году в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе города Тулы рукоположен в сан иеромонаха.
       В 1976 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу "Догматическое учение Василия Великого", и был зачислен в аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1977 году Определением Священного Синода направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С 1982 по 1984 год пребывал в братстве Троице-Сергиевой Лавры. С 1984 по 1987 год нес послушание секретаря Экзархата Центральной и Южной Америки. С 1987 по 1989 год нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. С 1989 по 1993 год - Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. С 1993 по 1999 год - заместитель Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1999 году назначен представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
       В 1979 году, в праздник Успения Божией Матери, возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. В 1985 году, в Неделю всех святых, в Земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита.
       В 1985 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1995 году - орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Отмечен наградами Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской Поместных Православных Церквей.