|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вечная память
Игумен Варсонофий (Думкин)
12 июля 2000 года, в день празднования памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, скоропостижно скончался заштатный клирик Москвы игумен Варсонофий (Думкин). Отошел в "путь всея земли" человек глубокого смирения, удивительной теплоты общения и искренности.
Родился игумен Варсонофий (в миру Виктор Иванович Думкин) 9 июня 1937 года в городе Канске Красноярского края, в семье благочестивых родителей Анастасии и Иоанна, благодарную память о которых сохранил на всю свою жизнь.
По окончании семи классов в 1952 году поступил в Канский горно-геологический техникум, по завершении учебы в котором был назначен старшим буровым мастером в Тургайскую геолого-разведочную партию. Здесь однажды после напряженного рабочего дня, оставшись наедине с величием степного безмолвия, он случайно снял с полынного кустика выцветший от солнца и времени обрывок газеты и с трудом прочитал поразившие его на всю жизнь слова Канта о том, что две вещи потрясают воображение мыслящего человека: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Быстрым калейдоскопом перед мысленным взором юноши прошла вся его недолгая жизнь - наиболее светлые и радостные воспоминания были связаны с посещением в детстве храма Божия. С этого момента, не предопределяя своей будущности и не строя конкретных планов, он решил изменить образ жизни и как можно ближе подойти к осуществлению неложных заповедей Христовых.
С 1956 по 1959 год Виктор проходил действительную воинскую службу. После демобилизации трудился в Канском леспромхозе. С 1961 по 1966 год учился во Фрунзенском политехническом институте, сочетая учебу с работой на стройках города..
В 1968 году Виктор Иванович поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1970 году и был зачислен на первый курс Московской Духовной академии. В 1974 году окончил МДА по первому разряду со степенью кандидата богословия и сразу же был направлен в аспирантуру при МДА, которую успешно завершил в 1977 году.
С 1972 по 1991 год по благословению Священноначалия нес различные церковные послушания в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.
12 декабря 1974 года в трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры принял иноческий постриг с именем Варсонофий - в честь одноименного Тверского святителя. В светлый праздник Рождества Христова, 7 января 1975 года, митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием был рукоположен во иеродиакона, а затем тем же архипастырем на Пасху Господню, 4 мая 1975 года, посвящен во пресвитера.
26 марта 1980 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря был возведен в сан игумена.
20 февраля 1991 года Указом Святейшего Патриарха Алексия отец Варсонофий был назначен настоятелем вновь открытого московского храма во имя святого Апостола Иоанна Богослова на Тверском бульваре, а 30 декабря 1992 года в связи с резким ухудшением состояния здоровья почислен за штат.
Отец Варсонофий был высокообразованным, от Бога и природы одаренным и вдумчивым человеком. Круг его интересов был необычайно широк и разнообразен. Прекрасно зная литературную классику и отечественную историю, он не чурался современных книжных новинок, свободно ориентировался в вопросах науки и техники, был знатоком церковного искусства и архитектуры.
Будучи человеком скромным и непритязательным, он не стремился подавлять своих собеседников эрудицией, умело вел беседу на любом уровне. Нисколько не упрощая высоких истин, не допуская профанации возвышенного и святого, он просто и ясно говорил о самом главном в жизни каждого христианина: о Боге, спасении души, о временном и вечном... Особое место в сердце и рассуждениях почившего батюшки занимали творения святых отцов. Как вдохновенно, веско и значимо, к месту и вовремя он подкреплял свои импровизированные беседы с молодежью нашего прихода изречением или цитатой из того или иного святоотеческого труда!
Он часто повторял, что Православие в самом широком смысле этого слова есть религия жизнеутверждающего оптимизма, что мы сотворены Единым Дароподателем для радостей духовных и творческого созидания, однако предостерегал от опасности нежелательной трансформации духовных устремлений, когда на первый план выходят соображения материального порядка, ибо наличие неких временных и совсем не лишних в нашей жизни земных благ и начал не является конечной целью, а служит лишь предпосылкой для трансцендентного исхода из печальной и скорбной юдоли житейской.
Тяжелую болезнь свою игумен Варсонофий нес по-христиански стойко и мужественно, незаметно для чужих глаз. Усматривая в своем недуге милость Божию, часто повторял, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда (Рим. 5, 3-4). Он вообще считал каждый наступивший день и год последним и жил одной мыслью и единой молитвой - о доброй христианской кончине.
Практически все великие и сугубо значимые церковные праздники батюшка проводил в храме Божием. Если позволяло здоровье, принимал посильное участие в богослужении и всегда приобщался Животворящих Таин Христовых. На великом входе неизменно испрашивал для себя заключительную часть возглашения: "Вас и всех православных христиан да помянет Господь во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков", объясняя это тем, что не дежурно и символически, а конкретно, чувственно ощущает себя в сей благословенный момент в духовном единении с Вселенской Православной Полнотой. И всегда при этом голос его дрожал и прерывался от высокого волнения и с трудом сдерживаемых слез. Все присутствовавшие в храме прихожане и собратья воспринимали это состояние не как ложный мелодраматизм, а как глубоко прочувствованное ощущение близости Божией к грешному человечеству.
Отец Варсонофий никого не осуждал, был неприкрыто строг к себе и по-пастырски снисходителен к немощам ближних. Простого нрава, постоянно доброжелательный и приветливый, выдержанный и тактичный, он привлекал к себе самых разных людей. Человеческие слабости отец Варсонофий не то чтобы оправдывал и извинял, а объяснял и с помощью святоотеческой традиции предлагал пути исправления греховной жизни.
Усердное служение его Церкви Христовой было отмечено Священноначалием многими наградами. Ордена Русской Православной и других Поместных Православных Церквей, врученные отцу Варсонофию, служат ярким тому подтверждением. Батюшка высоко ценил видимые знаки патриаршей милости, но по всегдашней скромности своей не любил их прилюдно обнаруживать.
В день своей кончины, в праздник святых Апостолов Петра и Павла, отец Варсонофий сослужил за Божественной литургией в храме Живоначальной Троицы в Серебряниках, исповедовался, со слезами благодарности Всевышнему благоговейно причастился Святых Христовых Таин. Против обыкновения, несмотря на усталость, остался в храме и в течение продолжительного времени беседовал на душеполезные темы с окружавшими его прихожанами. Внешне был бодр и жизнерадостен, по-всегдашнему участлив и внимателен к вопросам своих духовных чад. Ничто, казалось бы, не предвещало его близкой кончины, но у Начальника времен свои сроки...
Проводить отца Варсонофия в последний путь собралось множество прихожан, для коих он был настоящим пастырем духовным, мудрым наставником, искренним и усердным молитвенником. Овеянное светлой печалью, строгое и торжественное, по монашескому чину прощание с усопшим священноиноком Варсонофием зримо и наглядно показало, как благодарен народ Божий верным служителям алтаря Господня.
Погребен игумен Варсонофий на Преображенском кладбище в Москве, рядом с могилой приснопамятного архиепископа Киприана (Зернова). Вечная ему память!Протоиерей Геннадий АНДРИЯНОВ,
настоятель храма Троицы в Серебряниках в Москве