ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2001

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

IX Международные Рождественские чтения

       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве с 21 по 26 января 2001 года прошли IX Международные Рождественские чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и посвященные проблемам развития православного образования и духовно-нравственному возрождению отечества на пороге нового тысячелетия.
      
Святейший Патриарх Алексий выступает на Рождественских чтениях в Академии МВД России. 26 января 2001 года

       Нынешние Чтения получили воистину всероссийский размах, в них приняло участие небывалое прежде число участников - свыше 6500 человек. Чтения показали, что влияние Русской Православной Церкви в обществе неуклонно возрастает. На торжественном открытии, проходившем в Кремлевском дворце, Святейший Патриарх Алексий особо обратил внимание на то, что "порог нового тысячелетия - благоприятное время для того, чтобы постараться избавиться и освободиться от инерции тяготящего нас прошлого, от духа злобы, вражды и ненависти, разделившего людей и разрушившего духовный лад человеческого общества".
       С приветственным словом к участникам Чтений обратились министры культуры, юстиции, труда и социальной защиты РФ. Вновь с докладом выступил министр образования РФ В. М. Филиппов. Он выразил убежденность в том, что "приверженность гуманистической христианской традиции органически объединяет нашу российскую систему образования и Православие, школу и Церковь". В работе Чтений приняли участие священники и педагоги со всех концов России. Немало было и людей самых разных специальностей: филологов, философов, писателей, историков, физиков, экологов, врачей. Небывалое доселе расширение диапазона Чтений свидетельствует о том, что среди гуманитарной, творческой и научной интеллигенции возрастает и углубляется интерес к Православию. Все больше становится регионов, где в государственных школах вводится предмет "Основы православной культуры". Несмотря на значительные финансовые и материальные трудности, система православного образования укрепляется. Возрастает ее научно-методический потенциал. В рамках секций Чтений происходил творческий взаимообмен накопленным опытом преподавания духовно-нравственных дисциплин и основ православной культуры в школах.
       Особое внимание на IX Рождественских чтениях было уделено проблемам воспитания детей в семье и образовательных учебных заведениях. Состоялось рождественское родительское собрание, на котором было принято решение о создании Всероссийской ассоциации родителей.
       В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между МВД России и Русской Православной Церковью Министерство внутренних дел России и Московская Патриархия провели в рамках IX Международных Рождественских чтений конференцию на тему "Духовность. Правопорядок. На рубеже веков". В конференции приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, духовенства, видные деятели науки и культуры.

Рождественские чтения в Академии МВД

       Все Синодальные отделы Русской Православной Церкви активно участвовали в работе Чтений и организовывали работу соответствующих их роду деятельности секций. Большое внимание участниками Чтений было уделено обсуждению Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.
       Взаимоотношения Церкви, государства и общества все дальше отступают от былой вражды и отчуждения. Преобладающим на Чтениях был мирный, конструктивный дух, стремление разобраться в обсуждаемых вопросах и понять точку зрения других людей.

Святейший Патриарх Алексий выступает на закрытии IX Международных Рождественских чтений. Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. 26 января 2001 года

       В заключительный день Чтений, 26 января, в Храме Христа Спасителя состоялось празднование десятилетнего юбилея Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Отдел был учрежден 1 февраля 1991 года Указом Святейшего Патриарха и Постановлением Священного Синода, и игумену Иоанну (Экономцеву) было поручено его возглавить. Создавать Отдел пришлось буквально на пустом месте. Не было ни кадров, ни специалистов, ни помещений, ни концепции.
       Перед Отделом были поставлены задачи, отличные от целей и задач Учебного комитета, который занимается специальной подготовкой священнослужителей. В задачи Отдела входили создание, развитие и координация системы религиозного образования мирян на всех ее ступенях и уровнях.
       В годы советской власти религиозное образование было запрещено. Если до революции существовало 35 тысяч церковноприходских школ и школ грамоты, а Закон Божий преподавался во всех высших и средних учебных заведениях России, то в советское время не было ни одной воскресной школы при храмах. Не было никаких учебных пособий, Церковь не имела в достаточной мере даже богослужебной литературы. Начинать приходилось буквально на пустом месте.

Святейший Патриарх Алексий награждает Председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации игумена Иоанна (Экономцева) орденом святителя Московского Иннокентия III степени

       Отдел по религиозному образованию и катехизации сумел разработать основные направления православного образования и приступил к оказанию методической и координационной поддержки и помощи епархиям в образовательной деятельности. Предстояло развивать одновременно множество направлений:
       - религиозное образование в воскресных школах всех типов, возникающих при приходах Русской Православной Церкви,
       - дошкольное православное воспитание в детских садах и группах,
       - образование в православных гимназиях и лицеях,
       - образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов, а также православных специалистов в области фундаментальных наук и культуры,
       - взаимодействие с государственной системой образования, религиозное просвещение в государственных и частных учебных заведениях всех типов,
       - просвещение через средства массовой информации, радио и телевидение,
       - работу с учреждениями культуры,
       - издание учебной литературы,
       - кадровое, методическое и информационное обеспечение православных образовательных учреждений и координацию их деятельности,
       - правовое обеспечение системы религиозного образования.
       Огромное значение в деле становления и развития православного образования сыграли ежегодные Рождественские образовательные чтения. Нужно было, чтобы энтузиасты со всех концов России, взявшиеся за это трудное, но благодарное и благодатное дело, получили возможность встретиться, обсудить насущные проблемы, рассказать о своих успехах и неудачах, наметить перспективы. Дореволюционным опытом, при всей его значимости, богатстве и разработанности, воспользоваться напрямую было нельзя. К сожалению, немалая часть священников, озабоченных восстановлением храмов, преодолением материальных трудностей, налаживанием жизни прихода, и до сих пор не уделяет должного внимания созданию и развитию православных школ.
       Очень важным для развития системы православного образования является неослабное внимание к его проблемам со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Его Святейшество не забывает напоминать, что храмы наши никогда не оскудеют людьми, если дети будут воспитаны в духе православной веры, приобщатся с малых лет к великому достоянию своих предков, которое далеко не все из них могут получить в семье. Святейший Патриарх присутствовал почти на всех Рождественских чтениях, и в том, что они достигли нынешнего масштаба и уровня, есть огромная личная заслуга нашего Первосвятителя.
       Благодаря обмену опытом, происходящему на Чтениях, во многих епархиях удалось наладить тесное сотрудничество между Епархиальными управлениями и областными администрациями в сфере образования. К настоящему времени уже в тридцати пяти епархиях отделы образования заключили соглашения о сотрудничестве с местными органами образования или с администрациями по образцам типовых договоров, предложенных Синодальным отделом. В пяти епархиях созданы совместные координационные советы и комиссии.
       За последние годы система религиозного образования в России значительно окрепла и расширилась. Во всех епархиях Русской Православной Церкви ведется значительная духовно-просветительная работа. Созданы городские центры православного просвещения, православные гимназии и лицеи, все больше детей и взрослых занимаются в воскресных школах при храмах и монастырях. Получили государственную лицензию на образование ведущие православные учебные заведения для мирян, такие, как Российский Православный университет во имя святого Апостола Иоанна Богослова и Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Почти все епархии проводят конференции и чтения, посвященные проблемам православного образования. В них наряду с православными священниками, учителями, деятелями культуры принимают участие и светские педагоги, ученые, все люди, живо заинтересованные в духовно-нравственном возрождении нашего общества.
       В наше время духовно-нравственное воспитание молодого поколения немыслимо без сотрудничества Церкви и государственной системы образования. Руководство Министерства образования Российской Федерации, понимая необходимость нравственного воспитания для всех детей, постепенно изменяет свое отношение к введению в программу школьного обучения предмета "Основы православной культуры".
       Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации и подготовлен и заключен договор о сотрудничестве Министерства образования и Русской Православной Церкви. В нем признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, а также высказываются намерения по осуществлению сотрудничества в воспитании детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, заявляется о содействии реализации программ, направленных на развитие духовности и образования в России, подтверждается готовность к противодействию деятельности тоталитарных и деструктивных сект, осуществляемой в образовательных учреждениях.
       Министерство образования обязалось содействовать организации преподавания предмета "Основы православной культуры" в составе вариативной компоненты содержания образования, то есть в рамках учебной программы. В целях осуществления сотрудничества создан постоянно действующий Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви.
       Создана достаточная правовая база для конструктивной работы православных педагогов в государственных школах, и многое теперь будет зависеть от нашей собственной активности и небезразличия к делу православного образования. Хорошие примеры такой работы дают нам Кемеровская, Московская, Курская, Смоленская и Калининградская епархии.
       Созданная за короткий срок в крайне трудных внешних условиях система религиозного образования сложилась и доказала свою жизнеспособность. Современная православная школа стала значимым явлением в общественной жизни России, и ее вклад в российское образование достаточно весом. Православное образование - это ключ не только к прошлому, но и к будущему.

В. ШЛЕНОВ, ответственный секретарь
Отдела по религиозному образованию и катехизации