ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2001

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

VII пленум Синодальной Богословской комиссии

Бойтесь разделения в Церкви

       Дорогие мои чада Церкви Христовой!
       В нынешние дни, когда Небо и земля ликуют о неизреченной милости Божией - о Рождении в мире Спасителя его, когда Православная Церковь двухтысячелетним своим страдальческим стоянием в истине и спасительными своими трудами утверждает, что с нами Бог, когда сонм Российских прославленных новомучеников заложил в фундамент Церкви плод своего красного сеяния и Божией милостью народ России начал вспоминать свое славное христианское прошлое и находит теперь дорогу в храм Божий, к Богу, - радоваться бы нам и жить живой верой и несомненной надеждой на Бога и на Его Святую Церковь. Жить и ежедневно помнить, что печать дара Духа Святого, полученная нами в Святом Крещении, соделала нас чадами Божиими, и благодарить Бога.
       Но нет, в эти духоносные и святоносные дни мрачная тень духовного возмущения взволновала умы и сердца верующих и лишает их не только радости всемирного и вечного торжества, но и самой веры и благонадежия.
       Дорогие мои, и кто же сегодня дерзко отдает правление миром темным силам?
       Кто вновь, как во времена Спасителя, подходит к Нему с лукавым вопросом: Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 22, 17; Мк. 12, 14; Лк. 20, 22).
       А на современном языке это звучит так: "Принимать ли новую систему налогообложения или нет?" Ответ парадоксален. Сами православные верующие христиане - священники и миряне, забыв о Промысле Божием, о Боге, отдают власть темным силам.
       И как тогда совопросники Спасителя не удовлетворились Его ответом и отошли до времени, чтобы изобретать новый подвох на Него, так и ныне ответ соборного церковного ума и предпринятые Церковью меры по разъяснению обстановки не приняты и продолжает нагнетаться смущение и смятение в ограде Церкви и в среде народа Божия, а на самом деле творит все это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения.
       Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщиков стараниями врага Божия, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви...
       Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрих-код число 666, а никакое иное. Но с какой легкостью и как безболезненно это роковое число было удалено, когда оно сделало свое дело!
       Число убрали, заявление о присвоении номеров исключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы.
       И сектантские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже и с амвонов церковных. В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особенно в периоды политических потрясений, катастроф, войн и всякого рода "перестроек". Даже великие столпы Церкви ошибались.
       Вот как описывает подобные события насельник нашей святой Псково-Печерской обители великий подвижник благочестия митрополит Вениамин (Федченков): причина подобных явлений лежит "в душе человеческой... ее всегда соблазняет все таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное; а особенно - страшное. А при этом появляется ложная "ревность" о Боге... Это все давно известно в духовной жизни. Но периодически подобные движения, как извержения вулканов, начинают выходить наружу. Обычно это связано с какими-либо политическими потрясениями, катастрофами, войнами, притеснениями.
       Необходимо бороться с этой язвой духовной. Сам Апостол Павел начал эту борьбу, написав целое послание к солунянам (второе, а отчасти и первое), где он запрещает верить духу, или слову, или посланию (2 Фес. 2, 2). Несмотря на это, подобные движения в истории возникали снова и снова. И даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков "конца вселенной". Например, святитель Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около четырехсотого года. "Я не погрешу (!), - говорил он, - указывая приблизительную дату около 400 года..." И погрешил: прошло 1548 лет с того дня, конца мира нет. Писано это в 8-м томе его сочинений, в объяснении Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, гл. 4).
       Подобно этому, во время гонения на иконы и иконопочитателей (VI-IX века) думал о близком конце мира святой Феодор Студит. И вообще многие и много раз увлекались этой идеей. В России об этом говорил преподобный Амвросий Оптинский (Митрополит Вениамин (Федченков). За Православие помилует меня Господь... СПб., 1998).
       Но вот мы дожили до 2001 года, а конца мира все нет и жизнь продолжается. И Христос, пришедый в мир грешныя спасти, продолжает Свой подвиг любви к роду человеческому. Он даровал нам путь ко спасению и Он один и тот же на все времена для христиан и первых, и последних времен - и это вера в Промысл Божий и жизнь по вере.
       Сам же Господь наш Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве просит о всех, верующих в Него, Бога Отца: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17, 15).
       Дорогие мои, это о нас молит Христос! Так Божиим велением мы, чада Божии, призваны жить в мире, а мир бывает разный - христианский, языческий, богоборческий, и в нем, таком разном, мы призваны пронести свет Христова учения и истины, а это, по слову Писания, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22-23).
       В предпразднственном каноне на Крещение Господне Церковь предельно ясно описывает отношение к мирскому и Божескому для всех, идущих во след Христа. Он, Христос, написался, но не поработился еси, кесаревым повелением повинуяся, аще бо и от работы утешение нам подая, вольно повинуешися и даньствуеши дидрахму, но законом греха первее проданные ны свободил еси ныне и сыноположения удостоил еси.
       И по примеру Спасителя мы, верующие, повинуемся государственным законам, оставаясь при этом духовно свободными, как сыны Божии, сыны Света!
       И как не вспомнить нам в нынешней нашей ситуации того момента в жизни Церкви, когда она вошла в беспредел революционной смуты и надо было учиться жить и сохранять Церковь в период полного беззакония. А наш Святейший Патриарх Тихон встречал каждый день в спокойствии духа, ибо верил Богу и Ему предавал и Церковь, и себя, и народ Божий.
       Вера Богу - вот в чем наша сила, наше противостояние смуте и расколу в Церкви.
       Свидетельства истинной веры оставили нам Российские новомученики. Так, священномученик митрополит Петроградский Вениамин писал перед своей мученической кончиной: "Я радостен и покоен... Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией - вот истинно христианский духовный настрой".
       Верующий живет в мире со Христом, умирает во Христе и идет ко Христу. И кто нас разлучит от любви Божией - ни скорбь, ни теснота, ни клевета на Бога и Церковь, которую сеет враг рода человеческого.
       А страх, идеже не бе страх (Пс. 13, 5), теперь парализовал веру и отнял надежду, и тень вражья силится заслонить собой Солнце Правды - Христа.
       Да не будет!
       Дорогие мои, как мы поддались панике - боимся потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши Жизни кто-то забудет себя и своего Небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день.
       У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного - Христа Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения.
       А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было тайной канцелярии? Все было... и все есть... и будет... но ничто не мешает спасаться верующему человеку. И каждый идет по жизни своим крестным путем, верой проходя все встречающееся на жизненном пути.
       И верующий все принимает от руки Божией с уверенностью, что все споспешествует ему ко спасению.
       Подумать бы нам лучше о том, о чем действительно всегда надо помнить православному христианину, - о всевидящем оке Божием, которое видело, как ткалась наша плоть, об Ангеле света и ангеле тьмы, сторожащих каждый наш шаг, каждую думу - от младенческой колыбели и до гробовой доски. А думаем ли мы об этом?
       Сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто Божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце.
       Господь же, зная нашу немощь, дал нам покаяние - разрешение от греха. Но это очищение души, ума и сердца совершается только в Церкви, только в Таинствах. И именно на Церковь сейчас так ополчился враг.
       Да, все Божественное Писание свершится без сомнения. Да, будет пред концом мира три с половиной года такая туга, какой не было от сотворения мира, и этим знаменуется власть антихриста. Да, будет славное и страшное Пришествие Спасителя, Который убьет врага духом уст Своих (2 Фес. 2, 8). Все будет, но - когда?
       Времена и сроки положил в Своей власти Господь Бог Отец, а остановить Промысл Божий или изменить его не в силах никакая самая могущественная рука.
       И нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить.
       А жить надо теперь, сейчас, жить надо в Боге. А уже сейчас зовут людей в леса, в пустыню, в потаенные комнаты. Не брать номер, не входить в новую систему государственного учета, уйти от мира, уйти из Церкви. Но как же спасаться? Как жить, как растить детей в Боге? Об этом все умалчивают.
       И уже сейчас поток горьких, слезных и недоуменных писем захлестнул духовников.
       Церковь наша уже имеет свой налоговый номер и в нее уже ходить нельзя - старушка, всю жизнь свою и в самое тяжкое время сохранившая верность Богу и Церкви, теперь, будучи на исходе жизни, отпадает от спасительного церковного ковчега.
       И кто ответит пред Богом за соблазн малых сих, которые простодушно споткнулись о то, что к духовной жизни не имеет никакого отношения, - о налоговый номер...
       Вот и смотрите, какая проверка нашей веры, ее разумности, ее духовности идет сейчас.
       Печать Христова явилась в мире после свершения Его спасительного подвига. Крест, бывший орудием позорной казни, освященный кровью и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, стал Христовой печатью неограниченной силы на все вражье.
       Теперь же говорят только о числе 666 как печати антихриста. Но разве он уже получил власть в мире? Разве стерлись государственные границы и мир и безопасность убаюкивающе ласкают наш слух?.. И антихрист воцарился, признанный всеми как всемирный правитель, получив тем право на свою печать?
       Но Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что в его время появилось много антихристов. А что скажем о настоящем, нашем времени? Разве что становится мало христиан и много, очень много антихристов.
       Их много - неверов, смутьянов, соблазнителей, раскольников и растлителей, но это еще не тот единственный антихрист, который попущением Божиим получит власть над миром и живущими в нем на три с половиной года. И надо нам всем помнить, что мы теперь еще живем в спасительное время, во время благодатное, когда Спаситель мира Христос готов принять и спасти всякого грешника, воздохнувшего к Богу о своем спасении.
       Вот и будем спасаться в Церкви, ограждая себя страхом Божиим от всякого греха, от лукавства, лжи и фальши, от самости и своеволия.
       И хорошо бы теперь, когда в народе пробуждается христианское самосознание, понять нам всем, кому и зачем нужны теперь такие нехристианские методы борьбы за "свободу". Да и от чего должны мы быть свободны? От христианской церковной дисциплины? Будем оспаривать своим личным мнением соборный голос Церкви? Церкви Единой Соборной, раскольническая часть которой зовет людей в "катакомбы", чтобы она выродилась в секту? От выплаты налогов, чтобы, по слову Писания, кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (2 Кор. 8, 15)?
       И не насторожит ли чад Церкви то, что в желании достичь своей цели борцы не гнушаются пользоваться методом отца лжи диавола - КЛЕВЕТОЮ?
       С начала возникновения этой смуты я написал немало частных писем в отношении ИНН. И вот одно из них волей Божией было обнародовано через интернет Сретенским монастырем. Но письмо объявили подлогом. И сегодня я опять и опять подписываюсь под этим моим письмом. Именно в нем звучит мое восприятие всего происходящего, а не в той анонимке, которую опубликовали неведомые клеветники в газете "Русский вестник" (№ 46-48 за 2000 год), навязывая в ней свое мнение моему имени.
       Теперь же в связи с тем, что мое имя вплетают в свою клевету те, кто борется с Церковью, я обязан сказать всем, кто вовлечен в этот психоз: БОЙТЕСЬ РАЗДЕЛЕНИЯ И РАСКОЛА В ЦЕРКВИ!
       Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное Священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати! БОЙТЕСЬ ГРЕХА!
       Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас.
       Напечатлеем же на скрижалях сердца и ума духовную основу нашего единения с Богом: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26). Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу!
       Обмануть человека легко и другому человеку, обмануть нас врагу с его многовековым опытом лжи ничего не стоит. При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и "номерами", и "чипами", и "печатями". Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию.
       И животворящие слова Спасителя нашего да будут руководством и путеводителем нам по житейскому бурному морю: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27), ...веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1).

Архимандрит ИОАНН (Крестьянкин)

       10/23 января 2001 года