ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2001

ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Царевококшайская (Мироносицкая) чудотворная икона
Божией Матери и Мироносицкая обитель

Вид Мироносицкой обители. Литография начала XX века

       Предметом настоящей статьи послужила история чудотворного образа святых жен-мироносиц и основанного в честь него единственного в России Мироносицкого монастыря под городом Царевококшайском (Йошкар-Ола).
       Из известных в настоящее время более трехсот чудотворных икон Божией Матери только три иконы вырезаны на камне: это Жировицкая, явившаяся пастухам в ветвях дикой груши в 1470 году1; Леснинская, явленная также пастухам на грушевом дереве в 1683 году2 и Мироносицкая, появившаяся на пашне, а затем на дереве в 1647 году. С Жировицкой и Леснинской икон Божией Матери были исполнены многочисленные живописные списки, и лишь образ святых жен-мироносиц копировался именно в камне, имитируя подлинность чудотворной святыни.
       Ни в одном из дореволюционных и современных изданий не встречается воспроизведение Мироносицкой иконы Божией Матери, именуемой Царевококшайской, и лишь приводится ее краткое описание3.
       О явлении образа известно следующее. В 1647 году, 1 мая, житель деревни Дальние Кузнецы Андрей Жолнин с черемисом Мананской волости Айтуганком Педешевым пахал землю. Во время работы их внезапно осиял свет и на пашне явилась икона святых жен-мироносиц, "резанная на аспиде, обложенная сканым серебром". Спустя некоторое время икона опять представилась глазам работавших уже стоящей на дереве. Андрей взял икону и отнес ее к своему отцу - Ивану Жолнину. Вскоре все селение узнало о принесенном Андреем сокровище, и в дом Жолнина стали приходить окрестные жители, ведя за собой больных и увечных, над которыми явлены были святой иконой исцеления.
       Весть о явлении чудотворного образа немедленно была сообщена в город Царевококшайск местному воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову, который повелел воздвигнуть на месте обретения иконы часовню. Сам же чудотворный образ был принесен в город Царевококшайск и поставлен здесь в соборном храме Воскресения Христова. Список чудес и описание истории явления образа жен-мироносиц были посланы в Москву царю Алексею Михайловичу. Царь выразил пожелание видеть икону и обретших ее. Тогда с явленного образа была снята копия и оставлена в Царевококшайске, а сам образ в сопровождении нашедших его и причта собора был отправлен в Москву.
       За несколько верст от Москвы царь Алексей Михайлович встретил чудотворный образ на камне святых жен-мироносиц в сопровождении духовенства и народа. Икона была поставлена в Царских палатах и явила множество чудотворений над разного рода недужными. По повелению царя новоявленный образ был облечен бархатной срачицей, осыпанной жемчугом, и затем в 1649 году отправлен из Москвы обратно в Царевококшайск. В Москве же осталась копия чудотворной иконы, выполненная по царскому указу4.
       В царской грамоте Алексей Михайлович повелевал воеводе М. Н. Спиридонову встречать образ "за градом, в коем месте пригожь... честно священником и диаконом со образы, и со свещами, и с кадилы, и со звоном, да и сам бы еси со всеми городскими людьми Тот Чудотворный Образ потомужь встретил, а встретя поставил бы еси тот образ св. жен Мироносиц в новой церкви, которую церковь по нашему указу велено поставить на том месте, где явился образ св. жен Мироносиц. А буде та церковь по се время не сооружена и не освящена и тыб тот Чудотворный Образ поставил в Царевококшайском городе в Соборной церкви Воскресения Христова, а Протопопа отпустил бы еси к Москве, а как новую церковь св. жен Мироносиц сооружат и освятят и ты б тот Чудотворный Образ поставил в той новой церкви, да о том к Нам отписал..."5.
      
Икона на камне "Жены-мироносицы у Гроба Господня". Начало XX века

       В сентябре 1649 года было начато строительство Мироносицкого мужского монастыря. В справочном издании начала XX века "Православные русские обители" местоположение монастыря описывается следующим образом: "Эта пустынь, называемая еще Святым местом, расположена в 15 верстах от города Царевококшайска Казанской губернии. Обитель стоит на сухом и возвышенном месте. Окрестное население состоит преимущественно из черемисов. Климат в этой местности суровый и растительность встречается очень редко. Монастырь находится на левом берегу реки Малой Кокшаги".6
       В 1652 году в обители была построена деревянная церковь во имя святых жен-мироносиц. В начале XVIII века при игумене Иоасафе (1712-1723) на месте деревянной была осуществлена постройка каменной двухэтажной церкви. Верхний храм (холодный) был посвящен святым женам-мироносицам, нижний (теплый) - с главным престолом в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и приделом в честь Архангела Михаила. В первой половине XIX столетия во втором этаже соборной церкви был возведен Иоанно-Предтеченский придел.
       Чудотворный образ находился в верхней, холодной церкви и описывался так: "Храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху - Образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда. Вокруг явленного образа обнизано крупным жемчугом в один ряд, и семь камешков простых зеленых вложены в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками в окладе серебряном чеканном и позлащенном, в ризе сребряной позлащенной резной, в середине и вкруг обнизано жемчугом крупным, средним и мелким.... И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках, - акафист Божией Матери. Сверх же оной доски - риза, кованая серебром и позлащенная; на ней - убрус по голи травчатой, шит белью. Вкруг с трех сторон низан крупным и мелким жемчугом и звездами, и узор с разными камешками и зернами китайскими..."7.
       Образ был необыкновенно украшен. Помимо позолоченного оклада с драгоценными камнями и жемчугом к нему было подвешено множество "привесов": кресты серебряные большие и малые, цепочки, сканые пуговицы, серьги, перстни, просверленные монеты и множество других предметов. Помимо этого "для подвесу" была сделана проволока серебряная и "на прутке серебряном подвешена небольшая против воздуха пелена краснаго бархату, на коем вышит серебром и золотом образ святых жен Мироносиц с седящим при гробе ангелом, вкруг (пелена) обложена широким золотым газом, снизу нашита сетка золото-сребряная; подбита дволишковою тафтою. А оная доска подбита красным сукном кармазниным; у того образа подвешена вторая пелена-ж подобно первой, по красному бархату шита золотом и серебром, образ-же святых жен Мироносиц, на ней сверху вышит образ Нерукотворенного Спаса с двумя херувимами; вкруг обложена позументом золотым с городками серебряными, подбита китайкою кирпичнаго цвету. Третья пелена большая, алой тафты, по ней шит таковой-же образ св. жен Мироносиц золотом и серебром; вкруг обложена сеткой серебряной, поля обложены желтым травчатым пукетом, подложена выбойкой бахтовою, и при нем завес флоровой белой".8
       Из описи второй половины XVIII века следует, что к чудотворной иконе было подвешено три пелены с образом святых жен-мироносиц, ни одна из которых, к сожалению, не сохранилась, и в настоящее время пелен с таким иконографическим изводом неизвестно. По всей видимости, пелены были местной работы и еще раз свидетельствовали об особом почитании явленной иконы на камне.
       Чудотворная икона время от времени поновлялась в монастыре, но иногда вывозилась для этого и за пределы обители. Так, в 1809 году она была отправлена в Казань "серебряных и золотых дел мастеру для обложения литым серебряным окладом"9.
       В монастыре хранился также список с образа Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц. В 1836 году строитель пустыни иеромонах Никанор сообщал в своем докладе архиепископу Казанскому и Свияжскому, что "список с чудотворной иконы... с средником 6-ти вершковым и другим 5-ти четвертным, обложенныя местами серебром, фольгою, и китайским жемчугом... от долговремянности столько обветшал, что безобразит благолепие храма Господня". Далее Никанор писал, что монахи считают нужным "сию ветхость исправить, есть ли на сие последует архипастырское благоволение", а также просил архиепископа "повелеть изображения на списке передника переписать живописью в греческом вкусе и оную живопись по приличию украсить серебром". Вскоре монахи получили из консистории указ от 7 апреля 1836 года с разрешением на обновление списка10.

Явление Ангела женам-мироносицам. XVII век

       Теперь обратимся к описанию самого чудотворного образа и к истории о том, как удалось отождествить группу икон на камне с сюжетом "жены-мироносицы у Гроба Господня" с царевококшайской святыней.
       Недавно в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева принесли на экспертизу небольшую икону на камне с изображением жен-мироносиц у Гроба Господня. Икона вырезана из светло-желтого известняка и окрашена в черный цвет. Плоским и низким рельефом на камне воспроизведена древняя композиция "Гроб Господень". Внизу по центру иконы расположен саркофаг. Слева от гроба - три фигуры жен-мироносиц, справа - припавший ко гробу Апостол Петр, за ним - Ангел Господень, указующий правой рукой на гроб, с прижатой к груди левой рукой. За ними - Апостол Иоанн Богослов с поднятой и прижатой к груди правой рукой. Над гробом трехкупольный храм с обозначающей кувуклию полуциркульной аркой, под которой висят две лампады. На заднем плане изображена каменная стена и два парящих над храмом Херувима. Совмещение в композиции "Гроб Господень" учеников Христа, жен-мироносиц и Сил бесплотных - Ангелов и Херувимов символизирует соединение Церкви земной и Небесной.
       К сожалению, фигуры и лики на иконе сильно потерты и верхняя часть иконы вместе с каменным оглавием отбита. Вероятно, икону долго носили на груди "ради исцеления", так как образкам на камне с сюжетом "Гроб Господень" в народе издревле приписывали целительные свойства.

Икона на камне "Жены-мироносицы у Гроба Господня". I половина XVIII века

       На обороте описываемой иконы размещена следующая резная надпись в семь строк: "ОБРАЗЪ СВ. ЖЕНЪ МИРОНОСИЦЪ дозвол. по благ. Мироно. Обите. Игуменомъ Макариемъ Маст. Але. Фед. Горбунов"11. Именно эта надпись позволила нам установить место и время изготовления серии икон на камне "Жены-мироносицы у Гроба Господня", определяемых в современных научных трудах "работой волжских старообрядцев, приверженцев старых иконографических канонов"12. В книге "Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV веков" опубликованы три почти одинаковых по размерам и стилю резьбы образка на камне с надписью на лицевой стороне рамки: "ОБРАЗЪ СВ. ЖЕНЪ МИРОНОСИЦЪ", исполненной полууставом13. Все образки воспроизводят один и тот же иконографический прототип.
       У двух икон, происходящих из Казани и вырезанных из светлого известняка, окрашенного в черный цвет, отбиты оглавия, третья же, находящаяся в настоящее время в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии, изготовлена из темнокоричневого камня - мелкозернистого сланца14. Из этого же куска камня вырезано килевидное оглавие с иконой Спаса Нерукотворенного Образа на убрусе с завязанными в верхних углах узлами. Икона обложена серебряным окладом с камнями. В описании же чудотворной иконы жен-мироносиц из Царевококшайска, помещенном в ведомости 1739 года о монастырях Казанской епархии, сказано, что "храмовой явленный образ Пресвятыя Богородицы и св. жен Мироносиц на камени аспиде обложен серебром сканым, снизу гладью и позлащен, в верху - образ Нерукотворенный Спас, вокруг обнизан жемчугом крупным в три ряда".
       По всей видимости, именно шиферная (сланцевая) икона из ЦАК МДА, исполненная по стилю резьбы на рубеже XIX-XX веков, является наиболее точной копией, "мерой и подобием" чудотворного образа жен-мироносиц. Похожий образок, хранящийся в одном из частных московских собраний, изготовлен также из черного мелкозернистого сланца15. Вероятно, образки из сланца не только копировали иконографию прославленной иконы, но и сам материал, из которого был выполнен первообраз. Основное же количество копий, вырезанных из местного камня - известняка и окрашенных местным органическим красителем в черный цвет, имитировало сам камень "аспид". Нам известны еще две иконы с сохранившимися килевидными оглавиями: одна - из московской частной коллекции, очень поздняя и легкая по весу (возможно, из гипса, окрашенного в черный цвет)16; другая - из фондов Музея им. Андрея Рублева17. По размерам она меньше всех рассмотренных ранее образков и отличается по стилю резьбы, напоминая больше деревянную, чем икону на камне, что свидетельствует о том, что образки резались разными мастерами в разное время.
       При сравнении известных в настоящий момент девяти икон становится очевидным тот факт, что все они восходят к одному протографу, разнясь между собой в мелких деталях. Например, на некоторых из икон святой Апостол Иоанн Богослов изображен молодым и безбородым, на других - с бородой; на одних иконах Ангелы представлены в полный рост, на других - вместо Ангелов изображены Херувимы. Но на всех образках одинаково изображен трехглавый храм с сетчатым орнаментом на куполах, каменная стена с разделкой кирпичиками, две висящие лампады под аркой, символизирующей кувуклию Гроба Господня. На нескольких более поздних иконах все три жены-мироносицы изображены с сосудами для мира в руках, на других - только две жены с сосудами, а у первой стоящей у гроба фигуры руки закутаны мафорием, левая же рука поднята и приложена к щеке, олицетворяя жест скорби и печали.
       По всей видимости, на этих образках изображена именно Божия Матерь, пришедшая ко гробу вместе с мироносицами, хотя надписей или монограмм, свидетельствующих о том, что это именно Богородица, ни на одной из икон этой группы нет, но на более древних образцах русской мелкой пластики ХIII-ХV веков с изображением Гроба Господня такие надписи существуют.
       В композиции Царевококшайской иконы использован иконографический извод, сложившийся еще в раннехристианском искусстве VI века под влиянием свидетельств святителя Иоанна Златоуста, Никифора Каллиста и церковных песнопений, получивший позже известность в связи с распространением апокрифического жития Пресвятой Богородицы иеромонаха Епифания Кипрского, в котором говорится о присутствии среди пришедших ко гробу женщин Божией Матери: "Богородица же одна из первых с Мариею пришли ко гробу, и Ангел указал ей на воскресшего Его (Христа)"18.
       В русском искусстве на иконах московской и псковской школ иконописи изображение Божией Матери у Гроба Господня вместе с мироносицами Марией Клеоповой, Марией Иаковлевой, Марией Магдалиной, иногда с Соломией и Иоанной встречается с первой половины ХVI столетия.19 В более позднее время иконы с таким сюжетом были особенно распространены в Среднем Поволжье20.
       До XVIII столетия в различных документах Царевококшайская икона именовалась как Мироносицкая, или "святых жен-мироносиц", и только в более поздних источниках появляется название "Богоматерь Царевококшайская". Каким же образом произошло изменение названия Мироносицкой иконы?
       В описи первой половины XVIII века указано, что образ на камне жен-мироносиц был вставлен "в доску кипарисную, из коей писаны дванадесятые праздники красками... И та доска вложена во доску-же простую аршинную, росписанную на красках - акафист Божией Матери".
       Позднее в источниках встречается запись о том, что образ на камне вставлен во Владимирскую икону Божией Матери. В архиве Мироносицкой пустыни хранились древние свитки, на основании которых было составлено "Сказание о различных чудесех Пресвятыя Богородицы и святых жен-мироносиц", то есть уже в самом названии сказания упомянуты два наименования чудотворной иконы.
       Ежегодно в пустыни проводилось богомолье. Оно устраивалось три раза в год при большом скоплении народа. В первые два праздника - 1 мая (день явления образа) и в Неделю жен-мироносиц - людей бывало немного. Но 23 июня, в день Владимирской иконы Божией Матери, на память святой мученицы Агриппины количество богомольцев доходило до трех тысяч человек. Это были верующие люди из Царевококшайска, окрестных деревень, а также из Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии. Богомолье проходило два дня на Святом ключе, то есть на источнике, который, по преданию, связывался с явлением чудотворной иконы.21
       С давних пор монастырь устраивал крестные ходы с образом Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц, начало которым было положено по указу 1677 года, то есть через тридцать лет после явления иконы. Ходы устраивались во множество поволжских городов: в Чебоксарах, Цивильске, Козьмодемьянске, Ядрине, Алатыре, Ардатове, Курмыше Симбирской губернии, Царевосанчурске, Яранске Вятской губернии, Чистополе, Мамадыше, Лаишеве, Тетюшах, Спасске и других. Крестный ход в Царевококшайск считался самым древним.22
       Сам же город Царевококшайск был основан в 1574 году на левом берегу Волги между устьями рек Малой и Большой Кокшаги по повелению царя Иоанна Грозного после покорения Казани и двух "черемиских войн". Основателями города явились царские воеводы А. Д. Палецкий и Я. Г. Наумов. Этот город был призван контролировать действия марийцев и не допускать их выхода на волжские просторы, так как в 1573 году черемисы уже подходили к Нижнему Новгороду, который в те времена являлся центром борьбы с мятежниками.23
       Со второй половины ХVI века началась христианизация местного населения, что было отражено даже в сказании о явлении Мироносицкой иконы.
       В ХVI столетии новые города закладывали с совершением чина "како подобает окладывати град", согласно которому сначала освящали место городского собора и площади, а затем обходили вокруг места "идеже быти стене градской"24. Строительство начиналось с собора и церквей. В Царевококшайске был освящен главный Воскресенский собор, заложены церкви Вознесения Господня и Входа Господня в Иерусалим. По всей видимости, город Царевококшайск представлял собой подобие града Иерусалима, причем образ Иерусалима на волжской земле был изначальным замыслом основателей города. Если это предположение имеет основание, то в таком случае почитание образа святых жен-мироносиц у Гроба Господня среди местного населения и особенно среди русских поселенцев предстает особенно ярко.
       Икону святых жен-мироносиц особо почитали и поволжские старообрядцы. Об этом свидетельствует источник происхождения нескольких копий образка на камне, находившихся в старообрядческих молельнях Казани, а также некоторые случаи из жизни обители. Так, несмотря на все строгости, размеренная монашеская жизнь в Мироносицком монастыре нарушалась иногда крупными происшествиями. Одно из них произошло в 1765 году во время хода с чудотворным образом Божией Матери и святых жен-мироносиц в Чебоксары. Во время крестного хода икону сопровождали "иеромонахи Антоний и Феоктист, иеродиакон Мисаил и церковники". 7 апреля они ходили с иконой в раскольничий дом, что было категорически запрещено, и там, "напившись до весма пьяны до безчуствия", проспали всю ночь. А "всенощнаго де бдения и той иконе призрения от них не было". Этим воспользовался хозяин дома, который, собрав у себя людей, провел ночью службу с иконой "по-раскольнически". Вернувшись в пустынь, монахи и церковники были вызваны в Царевококшайское Духовное управление и там на допросах во всем признались и повинились. Особенно сокрушался иеродиакон Мисаил, который, видя проводимую раскольниками службу, не только не остановил ее, но и никому ничего не сказал, за что и получил при консистории телесное наказание. 25
       После этого случая игумену Мироносицкой пустыни Димитрию был послан указ от 10 июня 1765 года, в котором содержалось царское распоряжение: "...впредь ношение той иконы в городе Чебоксар запретить..." В этом же указе имелось предписание Его Преосвященства архиепископа Казанского и Свияжского Вениамина: "...оную икону из церкви той Мироносицкой пустыни никуда в домы, не толко в отдаленной город Чебоксары, ниже в Царевококшайске не износить, а иметь оную в церкви на аналое неподвижно...".26
       Но очень скоро, уже в 1770 году, монастырь вновь получил разрешение устраивать ходы с чудотворным образом жен-мироносиц, хотя указ отныне предусматривал обязательное личное присутствие игумена при ношении иконы.

Мироносицкая обитель. Современный вид

       Крестные ходы с чудотворным образом совершались не только по русским селениям. Монастырь не отказывал в этом и "новокрещеным". В определении архиепископа Казанского и Свияжского Филарета, данном консистории 20 марта 1836 года, говорится: "...как Царевококшайская Мироносицкая пустынь есть самая ближайшая к жительству новокрещенских приходов Царевококшайского уезда и новокрещена имеют понятие о чудотворной иконе... то по сему дозволяется продолжать производить ход с иконою жен-мироносиц по новокрещенским домам Царевококшайскаго уезда по примеру, как делается сие по старорусским селениям...".27
       Возвращаясь к истокам иконографии и стиля чудотворного образа святых жен-мироносиц и анализируя все известные копии с него, можно высказать следующее предположение: найденная в XVII веке под Царевококшайском на пашне икона имеет более древнее, вероятнее всего новгородское происхождение.
       Из сорока известных в настоящее время образков на камне "Гроб Господень" XIII-XV веков тридцать восемь были сделаны в Новгороде. Большинство из них исполнено из темнокоричневого мелкозернистого сланца, месторождение которого находилось именно под Новгородом.
       Эти памятники появились в период существования Латинской империи на Востоке (1204-1261 годы), в эпоху крестовых походов, а исчезли вскоре после похода Иоанна III на Новгород в 1471 году, после которого новгородские переселенцы завезли некоторые принадлежавшие им образки в Поволжье.28

Двусторонняя икона на камне "Гроб Господень. Святой мученик Александр Солунский" Новгород, XIV век

       Таким образом, традиция изготовления образков на камне с сюжетом "Гроб Господен" не была прервана. Копии же с чтимой явленной иконы на камне "Жены-мироносицы у Гроба Господня" распространялись как паломнические реликвии по всей России начиная со второй половины XVII столетия.
       В настоящее время в Мироносицкой обители, возрожденной в 1994 году как женский монастырь, возобновляются древние традиции. Главным чтимым образом обители является Владимирская икона Божией Матери с вставленным в нее образком на камне с изображением святых жен-мироносиц, который почитается в народе как чудотворный.
       Местонахождение же самого чудотворного образа пока точно не установлено. Поиски его ведутся, поскольку в действующих церквах Йошкар-Олы и Казани, а также в домах у местного населения есть подобные почитаемые иконы на камне.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Находится в Жировицком Свято-Успенском мужском монастыре Гродненской области. Икона вырезана на овальном камне черного цвета.
       2 В настоящее время находится в Леснинском женском монастыре (РПЦЗ) в Провемоне во Франции. Икона вырезана на овальном камне темнокрасного цвета.
       3 Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон. СПб., 1898. (Переиздание - Ярославль, 1993). С. 145; Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Репринт. 1993. Т. 1. С. 259-260; Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. СПб., 1905. (Репринт. 1997). С. 675-676.
       4 Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849. С. 44-48.
       5 Цит. по: О начале Мироносицкой пустыни. Казань, 1841 (грамота царя Алексея Михайловича к Царевококшайскому воеводе Матфею Никифоровичу Спиридонову от 11 сентября 1649 года).
       6 Православные русские обители. СПб., 1910. (Репринт. 1994). С. 235-236.
       7 Малов Е. А. Мироносицкая пустынь Казанской епархии: История пустыни и современное ее состояние. Казань, 1896. С. 20-22.
       8 Там же. С. 22.
       9 Там же. С. 26-27.
       10 ЦГА МССР. Ф. 88. Оп. 1. Д. 3. Л. 108-109. Цит. по: Головина С. И. История Ежово-Мироносицкого монастыря (1647-1790). Йошкар-Ола, 1992. С. 39.
       11 Макарий являлся игуменом монастыря в первой половине XVIII века. По архивным документам известно о нем следующее: "В апреле 1735 года крестьянин Прохор Панкратов подал в судный приказ челобитную на игумена Мироносицкой пустыни Макария. По этому делу из монастырской казны было дано секретарю, архимандритам, подьячим и др. рыбой и деньгами 2 руб. 94 коп.". / ЦГА МССР. Ф. 88. Оп. 1. Д. 2. Л. 108, 127а/ - Головина С. И. Указ. соч. С. 32.
       12 Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI - XV вв. М., 1983. С. 150.
       13 Там же. С. 150-151. № 377, 378, 379. Табл. 67. № 1-3.
       14 Там же. № 377. Размер: 12 х 7 см (с оглавием).
       15 Размер: 9,5 х 5,8 х 1,1 см (с оглавием).
       16 Размер: 9,8 х 6,2 см (с оглавием).
       17 Размер: 8,0 х 5,0 х 1,7 см (с оглавием). ЦМиАР КП 3802. Поступила в музей в 1984 г. из ВПХК. На обороте иконы резная надпись в три строки" "ОБРАЗЪ СВ. ЖЕНЪ МИРОНОСИЦЪ". Надпись стилизована под древнюю.
       18 Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890. С. 309.
       19 Например, псковская икона из праздничного ряда иконостаса церкви Архангелов Гавриила и Михаила в Городце во Пскове. (Псковская икона XIII-XVI веков. Л., 1990. Кат. № 90. С. 307-308).
       20 ЦМиАР КП 1341. Икона ХVII века (из иконостаса). Р.: 62 х 42 см. Вверху надпись: "Неделя святых Жен Мироносиц". Привезена из экспедиции В. Н. Сергеевым из села Пречистое Ярославской области.
       21 Богословский Г. К. Справочная книга для Казанской епархии. Казань. 1900. С. 603-604.
       22 Малов Е. А. Указ. соч. С. 45-47.
       23 Андреянов А. А. Город Царевококшайск: страницы истории (конец ХVI - начало XVIII века). Йошкар-Ола, 1991. С. 15.
       24 Требник. М., 1624. Л. 678. Благодарю кандидата исторических наук Г. А. Романова за предоставленные сведения.
       25 ЦГА МССР. Ф. 88. Оп. 1. Д. 4. Л. 122, 122 об.; Головина С. И. Указ. соч. С. 41.
       26 Головина С. И. Указ. соч. С. 41-42.
       27 Там же. С. 46.
       28 Пуцко В. Г. "Гроб Господень" в каменной пластике средневекового Новгорода // Православный палестинский сборник. СПб., 1998. Вып. 98 (35). С. 159-183.
      

С. ГНУТОВА, кандидат искусствоведения,
зав. сектором декоративно-прикладного искусства
Музея имени Андрея Рублева