|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Серафима (Мелконяна)
во епископа Балтийского, викария Смоленской епархии
|
Преосвященный Серафим, епископ Балтийский, викарий Смоленской епархии |
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 3 апреля 2001 года игумену Серафиму (Мелконяну), клирику Москвы, определено быть епископом Балтийским, викарием Смоленской епархии.
18 мая 2001 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Серафима (Мелконяна) во епископа Балтийского, викария Смоленской епархии. |
Речь архимандрита Серафима при наречении |
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископы Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Красногорский Савва и Магаданский и Синегорский Феофан. При наречении во епископа архимандрит Серафим произнес речь:
"Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец, Ваши Высокопреосвященства, богомудрые пастыри и отцы!
По неизреченному Промыслу Божию избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода я призываюсь к епископскому деланию, чрезвычайно высокому, трудному и ответственному подвигу служения Святой Церкви Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (Деян. 20, 28).
В эти особо волнующие для меня минуты я прошу Господа и Его Пречистую Матерь, чей Покров я особо ощущаю на протяжении всей моей жизни, сопутствовать мне на предстоящем многотрудном архиерейском поприще.
Епископ занимает в Церкви Божией место Апостолов. Он соработник Апостолов и верный строитель Церкви (1 Кор. 4, 2; Тит. 1, 7), он кормчий церковного корабля, мудро ведущий его к тихой пристани, он и пастырь вверенной его попечению паствы, он и руководитель пастырей.
Сознание всей высоты предстоящего мне епископского служения и моего недостоинства и немощи человеческой природы заставляет меня еще и еще раз задуматься о том, готов ли я принять архиерейский подвиг. Мне приходят на память предостерегающие слова великого отца Церкви святого Григория Богослова: "Надо прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других". Так мне ли, грешному и слабому духом, не имеющему подобающего жизненного опыта, идти на это служение? Поэтому я не могу преодолеть объемлющее мою душу чувство смущения и страха перед величием и трудностью епископского служения, которое обязывает меня быть пастырем добрым и сильным, а я нахожу себя грешным и немощным. Но меня ободряют слова Христа Спасителя, которыми Он утешал Апостола Павла, когда последний был подвергнут искушениям: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
После долгих молитвенных раздумий внутренний голос подсказывает мне, что в избрании меня епископом усматривается действие Промысла Божия, и потому я приемлю это избрание, уповая на поддержку Господа, выраженную в словах, сказанных пророку Исаии: Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 9-10).
Как никогда указующе и значительно звучат также в моей душе слова Иисуса Христа к ученикам: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). Со смирением подчиняясь этой указующей деснице Промысла Божия, я смело иду на высокое служение со всеми немощами моими, но и с глубокой верой, заложенной во мне моей матерью, в надежде на милость Господа, на то, что Он будет всегда со мной, что по молитве и возложении ваших рук снидет на меня Божественная сила, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая.
Со страхом и трепетом предстою ныне пред Вами, богомудрые святители Божии, прося Господа, ведающего мои немощи и грехи, совершенные ведением и неведением, сподобить меня принять призыв Церкви и, преклоняя пред Святейшим Патриархом и Священным Синодом главу, смиренно ответить: Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю.
В этот великий для меня день и час не только перед вами, богомудрые архипастыри, но и перед лицом Всевидящего Бога исповедую переданную мне родителями и утвержденную богословскими школами твердую православную веру в Господа. Великую силу и помощь Божию в укреплении во мне православной веры Единой Святой Соборной Апостольской Церкви я получил во время послушания в Свято-Даниловой обители, где у раки преподобного Даниила, князя Московского, Господь сподобил меня принять иноческий постриг, а также во время моего пастырского служения в течение восьми лет в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, на Святой Земле, где родился, учил, творил чудеса, пострадал и тридневно воскрес из Живоносного Гроба наш Господь Иисус Христос, озаривший всю вселенную надеждой Вечной жизни.
Смиренно прошу вас, святители Божии, когда наступит час моей хиротонии, возложить на меня ваши святительские руки и вознести молитву к Пастыреначальнику Христу, да вселится в меня сила Христова и изольется на меня обильно благодать Святого Духа. Помолитесь и о том, чтобы силою и действием Святого Духа соделаться и быть мне образцом для верных в слове, в житии, в любви... в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
Благодарю Господа за Его великие и богатые милости к моему недостоинству. Приношу сердечную признательность Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Священному Синоду за великое доверие ко мне.
Выражаю искреннюю благодарность Высокопреосвященнейшему митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу за доверие и великую честь быть его викарием.
Благодарю всех, принимающих участие в священном чине моего наречения, и испрашиваю ваших святых молитв и благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. Аминь". |
За Божественной литургией в день хиротонии архимандрита Серафима |
19 мая 2001 года, в день памяти праведного Иова Многострадального, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Серафима во епископа Балтийского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, епископы Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва и Магаданский и Синегорский Феофан. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Серафиму архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
Христос воскресе!
Преосвященный епископ Серафим, возлюбленный во Христе собрат и сослужитель наш!
Неисповедимыми путями Промысла Божия Священный Синод избрал тебя на епископское служение в Церкви Божией и определил тебе быть епископом Балтийским, викарием Смоленской епархии, где ты должен оказывать помощь правящему архипастырю в управлении приходами, находящимися в Калининградской области. Ныне действием Святого Духа через возложение рук участвующих в твоей хиротонии архиереев ты приобщен к собору епископов Русской Православной Церкви и должен "пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" Господь (Деян. 20, 28). Ты один из первых епископов нашей Церкви, рукоположенных в XXI веке от Рождества Христова. Это налагает высокую ответственность и на поставляемого, и на поставляющих.
Ты хотя и облечен в полноту архиерейского достоинства, но по издревле установленному обычаю Святой Церкви стоишь перед нами, старшими твоими собратьями, ожидая нашего наставления в путь предстоящего тебе служения.
Как добрый инок, ты со смирением исповедал перед нами во время своего наречения свою немощь и священный трепет перед высотой и величием апостольских трудов.
От юности Господь призвал тебя к служению Церкви Христовой. Ты принял постриг в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. По окончании Московской Духовной академии Господь сподобил тебя нести труд послушания церковного в Святом Граде Иерусалиме и этим как бы освятил дальнейший путь твоего монашеского делания. В последние годы ты исполнял различные административные обязанности в Отделе внешних церковных связей.
Но это все - внешние признаки жизни человека. По внешним судит человек, а Господу необходимо отдать сердце и душу. "Сын мой! Отдай сердце твое Мне" (Притч. 23, 26), - сказал Господь Бог через пророка.
Тебе предстоит быть пастырем для пастырей стада Христова в той области отечества нашего, которая отделена от нас иными государствами. Для них ты должен быть примером во всем: "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12) - так учит нас святой Апостол Павел. |
Хиротония архимандрита Серафима. Богоявленский кафедральный собор |
Тебе надлежит следить за тем, чтобы клирики епархии поступали "достойно звания", в которое призваны (Еф. 4, 1), творили дело Божие с благоговением и ревностью, чтобы они своим поведением не оскорбляли святости и высоты пастырского служения и благоговейных чувств верующего народа, видящего сегодня в Церкви единственное пристанище и успокоение от множества обуревающих его бед и скорбей.
По благословению правящего архипастыря Смоленской епархии тебе надлежит с любовью принять вручаемую паству и сохранять ее в преданности Святой Церкви Русской и родному отечеству нашему.
Великий дар ты получил ныне от Господа - дар "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4, 12). И этот дар благодати Божией по заповеди Апостола мы должны хранить и возгревать (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 1, 6). Если каждый христианин должен "со страхом и трепетом" (Флп. 2, 12) совершать свое служение, то с каким благоговением это должны делать мы, призванные послужить спасению множества вверенных нам душ христианских.
Наши человеческие силы слишком слабы и недостаточны для ответственного служения, к которому призвал нас Господь. Дар Божий, принимаемый нами в рукоположении, "немощная врачующий и оскудевающая восполняющий" дает нам благодатные силы посвятить всего себя Богу "в жертву живую, святую, благоугодную" Ему (Рим. 12, 1) и явиться перед Господом делателем непостыдным, право правящим слово Истины (2 Тим. 2, 15).
Тебе и всем нам, епископам Церкви Христовой, надо чаще задумываться над тем, для чего мы согласились принять столь высокое служение, как мы его проходим, в чем его сущность и какой ответ мы будем давать за все Пастыреначальнику Христу.
После святых апостолов передача по преемству благодатных даров Святого Духа в Церкви принадлежит епископам. Епископы преемственно от апостолов получили власть созидать церковную жизнь. Эта власть имеет духовную природу и простирается на душу человека и на его удел в вечности. "Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16, 19), - сказал Господь Апостолу Петру. Власть епископа - это власть любви, власть, осуществляемая в служении. Об этом ясно говорит нам Святое Евангелие: "...цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лк. 22, 25-26).
В минуты уединенной молитвы чаще обращайся к своей совести и не заглушай ее голоса. Пребывай в терпении и всегда помни слова Христа Спасителя, обращенные к Апостолу Павлу: "...сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9).
Возложи все упование на Господа, на заступничество Божией Матери, на молитвы святых, особо - святых, в Земле Российской просиявших. |
Вручение архиерейского жезла епископу Балтийскому Серафиму |
Сохраняй послушание Предстоятелю Церкви, не пренебрегай советами старших собратий твоих по епископскому служению, без воли митрополита Кирилла, викарием которого ты назначаешься, не твори ничего.
Не считай формальным и не имеющим отношения к современной жизни исповедание веры, которое ты произнес сегодня перед собором епископов. "Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная" - так исповедуем мы и должны оберегать неповрежденность святой веры Христовой, особенно сознавая, что многие лжеучители явились в мир и пытаются отторгнуть нетвердых в вере от Святого Православия. Немало их и в пределах области, где будет проходить твое служение.
Промыслом Божиим при пострижении в монашество тебе нарекли имя "избранника возлюбленного Божией Матери" преподобного Серафима Саровского. Святой молитвенник о Земле Русской учил: "Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя". Сегодня, как никогда, нужно стяжать этот дар Духа Святого, стяжать дух мира, братолюбия, чтобы нести любовь и радость о Господе ближним и дальним. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, - призывает нас святой Апостол. - Ибо Царствие Божие... праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию" (Рим. 12, 21; 14, 17-19).
Помни и то, что Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории была всегда с народом и разделяла с ним его скорби и радости.
Положи все эти глаголы мои в сердце твоем и без смущения и боязни вступай на указанный тебе Промыслом Божиим путь, помня, что не от человеческой воли выпал тебе этот жребий, но от Господа, от Которого "стопы человеку исправляются" (Пс. 36, 23).
Мы верим, что твое епископское служение будет благоуспешным для Церкви Божией и спасительным для тебя и паствы.
Твоя архиерейская хиротония совершена нами в Богоявленском кафедральном соборе у раки со святыми мощами святителя Алексия - великого архипастыря Церкви Московской, благословением и молитвами которого будет укрепляться и одухотворяться твое служение. |
Новопоставленный епископ Серафим |
Приветствую и поздравляю тебя от себя и от лица архипастырей, принявших участие в твоей архиерейской хиротонии, с принятием сугубой благодати Божией. Господь да укрепит тебя и да поможет в предстоящем твоем делании на ниве Христовой.
А теперь прими этот архипастырский жезл как знамение силы Божией, сопутствующей тебе в новом, высоком служении, как символ власти и видимую опору в трудных обстоятельствах архипастырской жизни и от данной тебе благодати преподай свое первое архиерейское благословение верующему народу Божию, усердно и благоговейно молившемуся о тебе и о предстоящем твоем епископском служении. |
Первое святительское благословение народа Божия |
***
Архимандрит Серафим (в миру Владимир Сетракович Мелконян) родился 29 декабря 1961 года в городе Адлере Краснодарского края в семье рабочих. В 1979 году окончил среднюю школу, до 1980 года работал в строительном управлении разнорабочим. С 1980 по 1982 год служил в армии. В 1982 году, после демобилизации, переехал в город Уфу, где поступил работать в Уфимское Епархиальное управление на должность сторожа-истопника, также нес послушание чтеца при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Уфе.
В 1984 году по благословению епископа Уфимского и Стерлитамакского Анатолия подал документы в Одесскую Духовную семинарию и в том же году был зачислен в первый класс. В 1988 году окончил семинарию и был принят на 1-й курс Московской Духовной академии, которую окончил в 1992 году.
В 1990 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был зачислен в число братии Свято-Данилова монастыря в Москве. В том же году, 6 декабря, наместником монастыря архимандритом Ипполитом был пострижен в монашество с именем Серафим - в честь преподобного Серафима Саровского. |
Первосвятитель Русской Православной Церкви с новопоставленным епископом Серафимом |
10 января 1991 года Святейшим Патриархом Алексием в храме Святой Троицы Свято-Данилова монастыря рукоположен во диакона. В том же году, 9 апреля, архиепископом Валентином (Мищуком), ныне Оренбургским и Бузулукским, в храме Воскресения Христова в Сокольниках был рукоположен во иеромонаха.
В 1992 году постановлением Святейшего Патриарха и Святейшего Синода был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и 31 декабря того же года прибыл в Миссию, где нес послушание до осени 1999 года.
В 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия был награжден наперсным крестом. В 1997 году в храме Святой Троицы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан игумена. |
Участники хиротонии (крайний справа - епископ Балтийский Серафим) |
В 1999 году был отозван из Русской Духовной Миссии и направлен в распоряжение Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, где нес послушание заведующего сектором православного паломничества.
18 апреля 2001 года в Троицком храме в Хорошеве в Москве митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита.
Информация Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата