ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2001

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Визиты Святейшего Патриарха Алексия

Визит Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия в Республику Беларусь

       В течение пяти дней - с 23 по 27 июня 2001 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий находился с пастырским визитом в Республике Беларуси. Этот визит был приурочен к двум трагическим датам в истории страны: 60-летию начала Великой Отечественной войны и 15-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС.
       Утром 23 июня Его Святейшество в сопровождении епископа Тульского и Белевского Кирилла, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (Гузикова) и других официальных лиц прибыл в аэропорт города Бреста. У трапа самолета Патриарха встречали премьер-министр Республики Владимир Ермошин, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиереи - члены Белорусского Синода, местное духовенство, представители государственных структур Республики.
       На флагштоках подняты три стяга: России, Белоруссии и Святейшего Патриарха. Девушки в национальных костюмах встречают Его Святейшество хлебом-солью. Поздоровавшись с встречающими, Святейший Патриарх по традиции подходит к многочисленным журналистам, и прямо у трапа самолета происходит краткая пресс-конференция. Первосвятитель Русской Церкви сказал: "Вчера вместе с духовенством Москвы мы возлагали венок к могиле Неизвестного солдата, а сегодня уже находимся на опаленной огнем и обильно политой кровью наших соотечественников земле Бреста. Брест первым принял на себя удар врага, и мы будем отдавать дань памяти героям Брестской крепости. Память об этих трагических событиях должна сохраняться, молодые поколения должны помнить о беспримерном подвиге своих отцов и дедов".
       Брестская епархия располагается на территории Брестской области, кафедральные города - Брест и Кобрин. Возглавляет епархию епископ Брестский и Кобринский Софроний (Ющук).
       По состоянию на 1 января 2001 года Брестская епархия насчитывает 168 зарегистрированных приходов, из них 21 городской и 147 сельских. В епархии действует 147 храмов и 16 часовен. В городской и железнодорожной больницах Бреста и в районной больнице города Жабинка Брестской области существуют больничные комнаты-часовни.
       В Брестской епархии находится мужской монастырь во имя преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Обустраивается Спасо-Преображенская мужская пустынь в селе Хмелеве Жабинковского района.
       Тесные контакты связывают Брестскую епархию с Польской Православной Церковью: постоянные паломничества совершают польские верующие к святыням Брестской земли; также и белорусские паломники посещают в Польше Онуфриевский Яблочинский монастырь, святую гору Грабарку, притекают к мощам мученика Гавриила в Белостоке.
       В епархии издаются "Брестские епархиальные ведомости", газета "Духовный вестник".
       Первым храмом, который посетил в этот день Святейший Патриарх, был Брестский кафедральный собор во имя святого Симеона Столпника, в котором почивают святые мощи преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.
       По выложенной цветами дорожке Святейший Патриарх подошел ко входу в собор, где его торжественно встретил епископ Брестский и Кобринский Софроний. "Брестская епархия, - сказал в своем приветственном слове Владыка Софроний, - одна из самых западных епархий Русской Православной Церкви. На этой земле происходили многие исторические события: здесь был подписан Брестский мир, здесь же была подписана и Брестская уния, которая принесла много горя белорусскому народу. Народ не принял унии, борьба за Православие продолжалась около двух столетий. В это время в Церкви появилось много мучеников и исповедников, один из них - преподобномученик Афанасий Брестский, самый почитаемый святой на нашей Брестской земле. И сегодня в народе сохранилась любовь к Святому Православию - об этом свидетельствует множество людей, пришедших приветствовать своего Первосвятителя и получить его благословение".
       Святейший Патриарх Алексий совершил чин освящения ставротеки (ковчега) для хранения великой святыни Белорусской Церкви - воздвизального Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Освящение ставротеки для Креста преподобной Евфросинии Полоцкой
в кафедральном соборе во имя преподобного Симеона Столпника в Бресте

       Преподобная Евфросиния Полоцкая - родоначальница и покровительница женского монашества на Руси. В миру княжна Предслава, дочь Полоцкого князя Георгия Всеславича, она с детских лет отличалась любовью к молитве и книжной мудрости. Отвергнув предложения о браке, Предслава уже в 12 лет приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор и занималась переписыванием духовных книг в "голубце" - особой келлии при Софийском соборе города Полоцка. Около 1128 года в местечке Сельцо основала женский монастырь, где обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен сохранившийся до нашего времени каменный Спасо-Преображенский собор, являющийся жемчужиной древнерусского зодчества. Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года в Иерусалиме, во время паломничества во Святую Землю. Не позднее 1187 года ее святые мощи были перенесены в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году - в Полоцк, в основанный ею монастырь.
       В воздвигнутый усердием преподобной собор она пожертвовала драгоценный напрестольный крест, созданный по ее указу мастером Лазарем Богшей в 1161 году.
       Княжеский дом Полоцких князей состоял в родственных отношениях с константинопольскими императорами, и княжна-инокиня получила в дар от императора Мануила Комнина и Патриарха Луки драгоценные частицы Крови Христовой, Животворящего Креста Господня, Гроба Пресвятой Богородицы, мощей первомученика архидиакона Стефана и великомучеников Пантелеимона и Димитрия Солунского. Эти святыни Евфросиния поместила в крест, выполненный в древневизантийской ювелирной технике перегородчатой эмали и украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями.
       В 1941 году могилевский краеведческий музей, в котором находился Крест, был эвакуирован в Москву, после чего следы святыни были утеряны. Сейчас спецслужбы России и Белоруссии объединили усилия по розыску Креста, к этой работе подключился также и Интерпол, и есть все основания полагать, что Крест преподобной Евфросинии Полоцкой будет найден.
       Идея восстановления Креста Евфросинии Полоцкой первоначально возникла у брестского художника-эмальера Николая Кузьмича, сумевшего восстановить утраченную более 600 лет тому назад технологию. Идею поддержали различные общественные объединения Белоруссии и Церковь, необходимые средства пожертвовали белорусы, живущие в разных концах мира. Беспрецедентный в мировой практике проект с самого начала ставил задачей воссоздание не музейной реликвии, но святыни белорусского народа - символа возрождения в стране православной веры.
       Но как воссоздавать крест? Живописная копия художника Минцова, сделанная в 1842 году, сохранилась плохо, зато в одном из архивов Петербурга обнаружили уникальные стеклянные диапозитивы XIX века, и те фрагменты креста, которые были видны на диапозитивах, были восстановлены с абсолютной точностью. Остальное восстанавливалось по аналогии с византийскими образцами.
       Работа над воссозданием Креста длилась семь лет. Три года назад, к третьему визиту Святейшего Патриарха Алексия в Белоруссию, она была завершена, и сразу же началась работа по созданию ставротеки для его хранения. Она представляет собой прямоугольный футляр, устланный темнозеленым бархатом, вверху по углам - два эмалевых изображения шестокрылых Херувимов, посередине наверху - Гроб Господень и орудия пыток Иисуса Христа; на двух эмалевых пластинах посреди креста изображены император Константин и его мать царица Елена. Посередине внизу - миниатюрные изображения преподобной Евфросинии и Архангелов Михаила и Гавриила. Все эти изображения - золотые. На обратной стороне ставротеки изображен процветший крест - как символ жизни. Ставротека обшита серебряными листами, на них наложен литой вызолоченный серебряный орнамент, вставлены изумруды, аметисты и рубины.
       "В этом соборном храме, - сказал после освящения ставротеки Святейший Патриарх, обращаясь к прихожанам, - в течение 136 лет не прекращалась молитва. Всегда, даже в трудные времена, здесь совершалась служба Божия. Молитвы преподобного Симеона Столпника, преподобномученика Афанасия помогали жителям Бреста в перенесении испытаний, трудностей, скорбей. Молитва давала силы и в годы богоборчества.
       Сегодня мы совершили освящение ставротеки, в которой будет теперь храниться великая святыня Земли Белорусской - Крест преподобной Евфросинии Полоцкой.
       Вложив в освященную ставротеку воссозданный Крест преподобной Евфросинии, Святейший Патриарх вышел из собора и с паперти благословил этой великой святыней свою белорусскую паству.
       Вечером того же дня Его Святейшество совершил всенощное бдение в Никольской братской церкви. Ему сослужили (как и во всех последующих богослужениях) митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиереи - члены Белорусского Синода, епископ Тульский и Белевский Кирилл.
       По совершении всенощного бдения Святейший Патриарх обратился к верующим со словом назидания. "Этой земле многое пришлось испытать, - сказал Первосвятитель, - но Бог дает людям силы переносить трудности, нести свой жизненный крест с терпением. И за это великое терпение Господь, я верю, благословит Брестскую землю миром и согласием в наступившем XXI веке.

Возле здания воскресной школы при кафедральном соборе Бреста

       На молитвенную память Святейший Патриарх передал приходу икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые своими трудами просвещали славянские народы. Затем Его Святейшество направился в расположенную неподалеку воскресную школу Никольского храма. У входа Святейшего Патриарха встречали воспитанники школы, приветствовали Предстоятеля Русской Церкви хлебом-солью, чтением стихов, исполнением церковных песнопений.
       В воскресенье, 24 июня, Святейший Патриарх Алексий совершил великое освящение Воскресенского храма, построенного в Бресте в память о Великой победе в Отечественной войне 1941-1945 годов.

Новопостроенный храм-памятник
Воскресения Христова в Бресте

Освящение Воскресенского храма

       Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в храме-памятнике. Поздравив прихожан с торжеством освящения храма, Святейший Патриарх обратился к ним с напутственным Словом: "Сегодня в евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали слова Христа Спасителя: ищите прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Это искание должно сопутствовать всему нашему жизненному пути. И в этом нам помогает Церковь Христова, которая ведет нас к Царству Небесному, наставляет нас, как жить, как совершать наш жизненный подвиг, как удаляться от греха, как исполнять заповеди Христовы, как быть не только по имени православными христианами, но и по делам быть последователями Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша земная краткая жизнь является подготовкой к Жизни Вечной, и это время, которое дано нам для земного жизненного пути, мы должны использовать для того, чтобы готовить себя к Царству Небесному. Слава Богу, что мы живем в годы, когда возрождается церковная жизнь, когда сооружаются храмы Божии, когда не преследуют людей за веру Христову. Все это пришлось пережить нашему народу в минувшие тяжелые десятилетия богоборчества. Но, слава Богу, это прошло, и сегодня мы можем исповедовать свою веру, можем вместе молиться в обновленных, воссозданных храмах, и я от души желаю всем вам, чтобы каждый из вас возрастал в христианских добродетелях. Будьте Богом хранимы!"

За Божественной литургией в храме Воскресения Христова в Бресте

Во время богослужения

       На торжества прибыл Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Святейший Патриарх Алексий и Президент А. Г. Лукашенко обратились к десяткам тысяч собравшихся верующих со словами приветствия.

Приветственное слово настоятеля Воскресенского храма

       "Шесть лет тому назад начинались труды по воссозданию этого величественного храма, - сказал Святейший Патриарх, - и шесть лет тому назад я посещал нижний храм, где уже были возобновлены богослужения. А сегодня этот величественный храм украшает город Брест и напоминает всем о том великом подвиге, который совершил наш народ в тяжелые годы военных испытаний. Брест был первым городом, который принял на себя удар врага. Эта священная земля опалена огнем и обильно полита кровью наших соотечественников, которые мужественно защищали священные рубежи нашего отечества. Этот храм будет стоять, мы верим, в веках и напоминать о бессмертном подвиге наших отцов и дедов. Спасибо Вам, глубокоуважаемый Александр Григорьевич, что сегодня Вы прибыли сюда, чтобы разделить общую радость жителей Бреста по поводу освящения этого храма-памятника".
       В ответном слове Президент Белоруссии назвал Святейшего Патриарха желанным гостем белорусского народа. "В годы Великой Отечественной войны, - сказал глава Республики, - Русская Православная Церковь, верная своим многовековым традициям, явила миру патриотический подвиг, духовно укрепляя тех, кто сражался на фронтах, кто боролся с врагом, находясь в оккупации, кто совершал свой трудовой подвиг на заводах и полях страны". Президент призвал блюсти межконфессиональный мир, помня при этом, что именно Православие всегда было той объединяющей силой, которая традиционно давала славянским народам духовную опору в борьбе за независимость. "Как и во времена Сергия Радонежского, - сказал в заключение Президент, - именно идея единения сейчас, как никогда, востребована нашими народами, в ней - залог их процветания".
       Более трех тысяч верующих присутствовали на службе, но еще больше было тех, кто не смог попасть в храм, - они приветствовали Первосвятителя Русской Православной Церкви и Президента Белоруссии по дороге от храма до президентской машины. Среди людей, которые удостоились личного благословения Святейшего Патриарха, был и почетный гражданин города Николай Павлович Дегтярев - ветеран Великой Отечественной войны, освобождавший Брест в 1944 году.

После Литургии

       Затем вместе с главой Республики Святейший Патриарх принял участие в открытии реконструированного памятника стражам границы. Его Святейшество освятил памятник и встретился с воинами-пограничниками.
       После этого кортеж машин со Святейшим Патриархом и Президентом прибыл к мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой".
      
       В начале Великой Отечественной войны Брестская крепость приняла на себя удар многократно превосходящих сил врага. Не имея воды, продовольствия и медикаментов, почти месяц - с 22 июня по 20 июля 1941 года - наши воины вели героическую оборону, сковывая целую немецкую дивизию (вместо 12 часов, отведенных на взятие крепости фашистами). Большинство их пали в бою, части удалось пробиться к партизанам, некоторые из защитников цитадели раненными и обессиленными попали в плен. В память о подвиге героев Брестской крепости, явивших выдающийся пример стойкости и мужества, 8 мая 1965 года ей было присвоено почетное звание "Крепость-герой".
       Для встречи высоких гостей на плацу были построены войска. Под звуки военного марша "Прощание славянки" Его Святейшество и А. Г. Лукашенко направляются к мемориалу погибшим защитникам крепости. Военный марш сменяется траурной мелодией, под звуки которой Предстоятель Русской Православной Церкви и Президент возлагают венки к подножию монумента. Девушки в белорусских национальных костюмах выпускают в небесный простор голубей, полет которых символизирует бессмертие душ воинов, положивших жизни за други своя. Святейший Патриарх возглашает Вечную память вождем и воинам, жизнь свою за отечество положившим.
       К участникам торжеств по случаю 60-летия начала Великой Отечественной войны обратился Президент Республики. "Есть на Белорусской земле место, священное для всех нас, да и для всего человечества, - это легендарная Брестская крепость. Здесь каждый камень полит кровью героев, каждая отметка от пуль и снарядов - незаживающая рана. Именно здесь развеялись в прах планы агрессоров на легкую и скорую победу. Таким же светлым, как сегодня, воскресным днем 22 июня 1941 года тысячи снарядов и бомб обрушились на тот пятачок земли, где мы сегодня собрались. Но здесь враг впервые познал, что значит сражаться, а не ходить торжественным маршем. "Умираю, но не сдаюсь" - такие надписи оставляли в свой последний час защитники цитадели, наши с вами отцы и деды, представители всех народов Советского Союза. "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами" - этот призыв сплотил народ и армию. Дело защитников крепости продолжила Белоруссия-партизанка. Народ не стал на колени".
       Отдавая долг памяти героям, Президент пожелал белорусскому народу благополучия, процветания и мира.
       "Сегодня, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, - мы с благодарностью вспоминаем тех, кто жизнь свою положил за други своя, сохранив нашу страну свободной, защитив свои дома, своих близких и свой народ. Здесь, в Брестской крепости, сама земля стала священной, она обильно полита кровью ее защитников. Долгие недели сражались на этой земле наши воины. Что двигало ими? Почему даже оказавшись в глубоком неприятельском тылу они не сложили оружия, не попытались спастись бегством, что побуждало их бороться и тогда, когда исчезла последняя надежда?" Истоки героизма, проявленного солдатами и офицерами, по мнению Святейшего Патриарха, нельзя свести к обычному патриотическому чувству. Это было нечто большее: бороться до конца наших воинов побуждала крепость их духа, созданная многовековым влиянием Православия и других традиционных религий страны. Наших предков учили жертвовать собой ради веры и отечества. Отцы и деды говорили им, что лучше погибнуть, чем не исполнить сыновнего долга перед Родиной. И солдаты Великой Отечественной, подчас не сознавая того, стали продолжателями русской духовной традиции, наследниками славного христолюбивого воинства прошлых веков.
       "Та война стремительно уходит в прошлое, - сказал далее Святейший Патриарх, - большинство наших современников знает о ней только по рассказам старших, из книг и кинофильмов, но мы не можем, не имеем права забыть уроки этой войны. Мы должны твердо помнить: только единство, только самоотверженность и духовная сила ведут к победе и возрождению. Многие народы составили одно целое, чтобы отразить нашествие неприятеля. Сегодня жизнь вновь бросает нам грозные вызовы, и это побуждает нас к тесному соработничеству. Белоруссия и Россия сделали решительные шаги к новому объединению, надеясь, что и другие страны Содружества, и прежде всего великая братская Украина, придут к осознанию того неоспоримого блага, которое несет единство. Вместе мы одержали Великую Победу, вместе преодолели тяготы послевоенного восстановления, вместе вышли из периода государственного атеизма, начав духовное возрождение наших народов. Сейчас нас разделяют границы, делаются попытки поссорить нас, противопоставить друг другу, но дай Бог, чтобы дальше мы шли рука об руку, созидая жизнь свою в мире и правде. Церковь всегда будет споспешествовать в этом".
       Наступает минута молчания, склоняются боевые знамена, солдаты обнажают головы и опускаются на одно колено, офицеры отдают честь. Гремят залпы артиллерийского салюта.
       Предстоятель Русской Православной Церкви и Президент Республики Белоруссии принимают парад представителей различных родов войск Вооруженных сил Белоруссии. Воины несут знамена фронтов Великой Отечественной войны.
       Торжественная церемония транслировалась в прямом эфире белорусского телевидения. Торжества в Брестской крепости завершились посещением высокими гостями гарнизонного храма во имя Святителя Николая.

Крепостной Свято-Николаевский гарнизонный храм. Брестская крепость

       Выдающийся образец церковного оборонного зодчества, храм этот был построен в 1876 году. Его величественный купол увенчан Георгиевским крестом. В 1906 году храм, напоминающий древнюю христианскую базилику, был расписан в романском стиле, наименован Николаевским гарнизонным собором и стал главным воинским храмом Западного приграничного округа.
       Первая мировая война обрушила на собор и первые снаряды. После Рижского мирного договора в период с 1922 по 1930 годы храм был перестроен до неузнаваемости и превращен в римо-католический гарнизонный костел; с 1939 по 1941 год здесь находился красноармейский клуб.
       В 1941 году храм был ключевым звеном в обороне цитадели над Бугом и выдерживал атаки немецко-фашистских войск, укрывая в своих стенах героических защитников цитадели. На теле храма не осталось ни одного живого места: весь он был изуродован пулями, осколками гранат, снарядов и бомб. Но все-таки он устоял в адском вихре войны.
       После войны вплоть до середины 1990-х годов храм оставался в полуразрушенном состоянии.
       В 1994 году в ужасающем состоянии храм был возвращен Церкви. Процесс его восстановления весьма сложен и требует больших затрат, реконструкция ведется за счет пожертвований прихожан, при содействии областных и городских властей, силовых структур.

Приветствие настоятеля гарнизонного храма в Брестской крепости

       Святейший Патриарх Алексий прочитал заключительную молитву из чина освящения храма, затем было совершено помазание его стен святым миром и окропление святой водой. Завершив великое освящение храма, в котором нет еще никаких росписей, - иконы с традиционными льняными рушниками укреплены прямо на обшарпанных кирпичных стенах, Святейший Патриарх обратился к верующим с пастырским словом, подчеркнув: "Много еще предстоит трудов, чтобы этот крепостной храм восстановил свое церковное благолепие. Но важно, что в нем совершается богослужение, что в нем возносится молитва о тех, кто лежит в земле Брестской крепости, кто защищал эту твердыню в суровые годы войны".
       Выступивший затем Президент А. Г. Лукашенко заявил, что Свято-Николаевский гарнизонный храм "должен быть в самое короткое время воссоздан в прежнем великолепии"; сделать это Президент обещал к следующему приезду Святейшего Патриарха в Республику.
       Накануне визита Святейшего Патриарха белорусские мастера отлили для Бреста два уникальных колокола в 400 и 1000 килограммов весом; первый - для Воскресенского храма-памятника, а второй, самый большой колокол, отлитый когда-либо в Белоруссии, как гласит сделанная на нем надпись, был "принесен в дар Белорусской железной дорогой Свято-Николаевскому гарнизонному собору в крепости-герое Бресте". И впервые над крепостью и городом зазвучал этот белорусский царь-колокол, разнося радостный благовест по случаю приезда Святейшего Патриарха.
       Затем Святейший Патриарх отправился в путь по белорусскому Полесью по маршруту: Пинск - Туров - Мозырь - Гомель. На всем пути следования Первосвятителя встречали тысячи верующих.
       Первым храмом, который посетил Его Святейшество, стал Покровский храм города Иванова, построенный в 1901 году. В последнее время кирпичное здание церкви было расширено за счет пристройки двух притворов.
       Обращаясь к прихожанам, Святейший Патриарх сказал: "В течение целого века в этом храме духовно окормлялись верующие этого града. Здесь молились ваши предки, здесь многие из вас приняли Cвятое Крещение, многих Церковь напутствовала здесь на супружескую жизнь, многих проводила в путь всея земли. Мы знаем, что вы любите свой храм, приходите сюда на общую молитву, черпаете здесь духовные силы для своего жизненного пути. Полесью пришлось испытать много бед в годы Великой Отечественной войны. Но, подъезжая к Иванову, мы видели засеянные поля, видели, как люди работают на земле, думают о сегодняшнем и завтрашнем дне. И в этом залог будущего. Сегодня особый день для народа Белой Руси: сегодня память Всех святых, в Земле Белорусской просиявших. Их молитвы, мы верим, укрепляют всех вас, дают вам силы и мужество трудиться во славу Божию, на благо своего земного отечества".
       Пинская епархия располагается на территории Брестской области, кафедральные города - Пинск и Лунинецк. Возглавляет епархию архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан (Корзун).
       По сказанию преподобного Нестора Летописца, Пинск считался старым городом еще в 1097 году. До 1520 года он находился во владении князей - потомков Рюрика. В 1241 году в Пинск переехал Туровский епископ, кафедральный город которого был до основания разрушен татарами. В середине XVI века в Пинске насчитывалось 16 православных храмов, а в Пинской епархии - 12 монастырей и более 200 церквей.
       После смерти последнего Пинского князя Феодора Ярославича Пинск перешел во владение сначала князей Литовских, а затем королей Польских. В годы их правления православная пинская паства, по словам Владыки Стефана, была подобна узнику, закованному в цепи. В 1706 году город разорил шведский король Карл XII.
       К началу XX века в Пинске было шесть православных храмов. По состоянию на 1 января 2001 года Пинская епархия насчитывает 150 зарегистрированных приходов, из них 14 городских и 136 сельских. В епархии действуют 166 храмов, молитвенных помещений и часовен. 17 храмов находятся в процессе строительства или реставрации.
       В Пинске находится Варваринский женский монастырь. В епархии насчитывается 23 воскресные церковноприходские школы. Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы при Пинском кафедральном соборе содержит диаконическую станцию, где осуществляется попечение о детях-сиротах из местной школы-интерната, а также о детях из неблагополучных семей.
       В Пинском кафедральном соборе Воскресения Словущего Его Святейшество приветствовал архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан. Храм был переоборудован из кинотеатра, построенного на месте ранее стоявшего храма и переданного Церкви в 1993 году в порядке компенсации за разрушенный Феодоровский собор.
       После краткого молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с напутственным словом к верующим.
       Утром 25 июня множество людей ожидало Святейшего Патриарха у собора во имя святого покровителя Пинска - великомученика Феодора Тирона, построенного на месте разрушенного в годы безбожия. Перед приездом Патриарха местные власти провели опрос среди учащихся школ: хотят ли дети встретиться с Патриархом? Результат превзошел все ожидания: школьники как один сказали "да".

Феодоровский собор в Пинске

       Совершив великое освящение собора и Божественную литургию в нем, Святейший Патриарх поздравил верующих с этим большим праздником: "Сегодня величественный храм во имя великомученика Феодора Тирона является украшением града Пинска, но главное, он должен стать духовным центром, куда люди будут приходить на общую молитву. Проявляйте любовь Христову друг к другу, пусть она объединяет вас, помогает вам переносить трудности. Помните заповедь Господню: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39), и жизнь ваша будет легче".

После богослужения в Феодоровском соборе. Пинск

       Затем Святейший Патриарх Алексий посетил Варваринский женский монастырь, расположенный в зданиях Пинского епархиального центра.
       История обители уходит вглубь веков: она уже существовала в 1581 году, когда князь Феодор Ярославич построил при Варваринской церкви новые деревянные монастырские здания. Во времена унии православные монахини были изгнаны. В 1839 году монастырь снова стал православным, а в 1874 году насельницы были переведены во вновь основанный Спасо-Преображенский монастырь. Варваринская церковь была обращена в приходскую, а в корпусах Варваринской обители разместилась городская больница.
       Почти через 128 лет Варваринский монастырь возродился в стенах Пинского епархиального комплекса. В настоящее время в обители пять инокинь, настоятельница - монахиня Екатерина (Романчук). Монастырским храмом является кафедральный собор в честь Воскресения Словущего. При обители действует воскресная школа для детей и взрослых, насельницы несут попечение над обитателями Пинского Дома милосердия.
       Его Святейшество посетил это благотворительное учреждение.

В Доме милосердия в Пинске

       Дом милосердия был построен в 1994 году и существует на пожертвования. Он рассчитан на 20 мест, в нем трудятся 10 сестер милосердия. Здесь проживают люди, попавшие в экстремальные условия и нуждающиеся в постоянном стационарном уходе и лечении: одинокие послеоперационные больные, лишенные крова старики, инвалиды. Пациенты принимаются вне зависимости от их возраста на период 1-3 месяца до разрешения экстремальной ситуации; некоторые задерживаются на более длительное время. За семь лет в Доме милосердия побывало более 700 обитателей. Дому помогает Международная федерация Красного Креста и ее республиканский комитет, Русская Православная Церковь, городские власти.
       Его Святейшество обходит палаты, в которых лежат беспомощные люди - у кого-то инсульт, кто-то находится в коме. Директор дома Ольга Михайловна Жукова рассказывает о судьбе каждого больного. Вот лежит женщина, работавшая всю жизнь в Азербайджане, - судьба забросила ее в Белоруссию, где она тяжело заболела ("Я уже три года не могу найти ее родных", - говорит директор Дома). Святейший Патриарх расспрашивает тех, кто в состоянии ответить: давно ли они здесь находятся, хорошо ли за ними ухаживают, благословляет каждого. В одной из палат он видит больного, вся грудь которого увешана орденами, - это инвалид Великой Отечественной войны Альберт Александрович Барановский, бывший связной 8-й партизанской бригады, искалеченный гестаповцами. Предстоятель Русской Православной Церкви благодарит его за ратный труд, а бывший воин благодарит Святейшего Патриарха за содействие делу единения братских народов России и Белоруссии и поясняет, что распад некогда единой страны отразился и на его собственной судьбе: сам он житель Пинска, а родные живут на Урале - вот и некому за ним ухаживать...
       В одной из комнат устроен небольшой домовый храм, где больные могут исповедоваться и причащаться, и даже бывшие больные приезжают сюда, чтобы пообщаться с сестрами, побыть среди внимательных к ним людей. Войдя в храм, Святейший Патриарх по просьбе медсестер окропляет святой водой его стены.
       Свои впечатления о Пинском Доме милосердия Первосвятитель выразил в следующих словах, обращенных к сестрам: "Заповедь Господня говорит: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Вы сеете добро в человеческих сердцах, помогаете и поддерживаете людей, которые оказались никому не нужны, страдают, которые остались со своими немощами и недугами один на один, - это великое дело, это действительно милосердие. Слава Богу, что находятся такие люди".
       За подвижнический труд милосердного служения Святейший Патриарх наградил директора дома О. М. Жукову медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Как патриаршее благословение Его Святейшество передал Пинскому Дому милосердия икону великомученика и целителя Пантелеимона.

Награждение директора Дома милосердия в Пинске

       Затем Святейший Патриарх продолжил свой путь с запада на восток, направляясь в старинный город Гомельской области Туров. По пути следования Его Святейшество совершил ряд коротких остановок в различных населенных пунктах: в селах Маньковичи (храм во имя преподобного Серафима Саровского), Белоуша (храм во имя Святой Троицы), в городских поселках Давид-Городок (церковь в честь Казанской иконы Божией Матери) и Ольшаны (храм во имя великомученицы Параскевы). Везде Его Святейшество обращался с напутственными словами к встречавшим его верующим.
       Несмотря на дождь, люди встречали Предстоятеля Русской Православной Церкви с зажженными свечами, выражая этим свою радость. В своем слове к прихожанам храма преподобного Серафима Саровского в селе Маньковичи Святейший Патриарх напомнил, как вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского и как они переносились в Дивеево. Его Святейшество призвал верующих учиться стяжать мирный дух по завету великого подвижника Земли Русской.
       Затем Святейший Патриарх посетил Троицкую церковь в селе Белоуша, построенную (на месте прежней деревянной) в 1905 году. "Мы рады этой краткой встрече в храме, намоленном еще вашими предками, - сказал Святейший Владыка. - Спасибо за тот подъем, с которым вы поете, прославляете Господа. Подъезжая сюда, я видел многочисленные поклонные кресты - они поставлены с верой, что спасительная сила креста Господня оградит здешних жителей от бед, болезней и иных испытаний".
       Осенив верующих напрестольным крестом с дарственной надписью, Святейший Патриарх отправляется в дальнейший путь под "многая лета" вышедшего на шоссе церковного хора.
       Следующую остановку Святейший Патриарх сделал в поселке Давид-Городок.
       В 1912 году здесь был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери, шестью годами ранее - часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Оба храма сооружены по проектам местного священника Тимофея Степановича Юхневича (1877-1920). В память о нем и в связи с 900-летием Давид-Городка, по желанию горожан и городских властей, улица К. Цеткин была переименована в улицу отца Тимофея.
       Город неоднократно страдал от пожаров. Так, в 1936 году он выгорел дотла. В этом пожаре погибла Воскресенская церковь и чудом уцелел Георгиевский храм (ныне кладбищенский).
       Последним приходом Пинской епархии, который посетил Предстоятель Русской Церкви, был приход в селе Ольшаны.
       Храм великомученицы Параскевы в этом селе дважды постиг пожар. Впервые церковь горела в 1856 году, спустя десять лет была построена новая. Она уцелела в годы Великой Отечественной войны, но сгорела в мирное время, в 1984 году. Прихожане собрали необходимые для строительства нового храма средства, в течение одного года он был построен и освящен 10 ноября 1987 года.
       "В Пинской епархии, - сказал на встрече с верующими Святейший Патриарх, - мы посетили наибольшее число приходов и обо всех них сохраним добрую память. Храм - это место, где православный верующий человек черпает духовные силы в общей церковной молитве, получает благословение Божие в Таинствах. Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И когда мы вместе молимся, Господь с нами. А если Господь с нами и мы с Господом, то нам не страшны никакие трудности и испытания. Главное - храните веру, имейте любовь друг ко другу и храните мир душевный".
       Кортеж машин подъезжает к границе между Брестской и Гомельской областями и одновременно между Пинской и Туровской епархиями. Краткая остановка: здесь со Святейшим Патриархом прощаются руководители Брестской области - далее высокого гостя будут сопровождать уже представители гомельских государственных властей.
       Туровская епархия располагается на территории Гомельской области, кафедральные города - Туров и Мозырь. Возглавляет епархию епископ Туровский и Мозырский Петр (Карпусюк).
       По состоянию на 1 января 2001 года Туровская епархия насчитывает 56 зарегистрированных приходов, из них 16 городских и 40 сельских. В годы после Чернобыльской катастрофы на территории Туровской епархии, наиболее пострадавшей от радиоактивного загрязнения, быстрыми темпами шла регистрация новых православных приходов, строились храмы.
       В епархии два женских монастыря: Покровский в городе Хойники и Рождество-Богородицкий - в деревне Юровичи Калинковичского района. Действуют 14 воскресных церковноприходских школ; православное братство во имя святителя Феодосия Черниговского при Покровской церкви в Хойниках и сестричество в честь святых жен-мироносиц при Никольской церкви в городе Петрикове. Духовенство окормляет места заключения в Мозыре и Петрикове.
       По прибытии в Туров Святейший Патриарх принял участие в торжествах на Замчище у памятника святителю Кириллу Туровскому.
       Замчище, Замковая гора, была насыпана в Х веке при князе Туре на правом берегу Припяти при впадении в нее реки Ездры. По имени варяжского князя, крестившегося в 980 году, место стало именоваться Туровом. Но первая церковь здесь была основана еще равноапостольной княгиней Ольгой за 30 лет до Крещения Руси. В 1005 году святой князь Владимир основал в Турове епископскую кафедру и первое монастырское подворье - Владычне, где подвизались все Туровские епископы. В 1113 году вдова князя Святополка Ярославича основала на окраине древнего города женский монастырь в честь своей святой покровительницы великомученицы Варвары, в котором провела последние годы своей жизни. В 1115 году после канонизации первых русских святых Бориса и Глеба в их честь был освящен кафедральный Туровский храм.
       Он был построен в 800 метрах от Владычнего подворья на насыпном кургане среди Болоньи (низменности, затапливаемой во время паводка) и соединен с подворьем дамбой. Вокруг храма на сваях строились келлии, и со временем здесь возник Борисоглебский монастырь. Именно в нем в 1149 году сподобился явления святых страстотерпцев и исцеления от тяжкой болезни преподобный Мартин Туровский. Здесь же в столпоподобной келлии-башне затворялся для молитвенных трудов Туровский святитель Кирилл, воспринявший кафедру в 1168 году. При нем на Замковой горе был воздвигнут новый каменный кафедральный собор во имя Святой Троицы. К тому времени в Турове было уже 70 церквей, один женский и три мужских монастыря. Но в 1241 году татаро-монгольское нашествие стерло с лица земли все эти храмы и обители. Позже в Турове был восстановлен лишь Владычний двор, сохранявшийся до XIX века. Были также построены некоторые церкви, но обители здесь уже так и не возродились.
       В конце XIX - начале XX века Туров по уровню христианского благочестия резко выделялся на общем фоне Полесья, сохранившего во многих местах языческие обряды и верования. Небольшой город, в котором действовали четыре церкви и две часовни, называли "второй Палестиной" - здесь не было ни пьяниц, ни внебрачных детей. Повеление святого Кирилла о том, чтобы на его могиле не производили никаких раскопок, свято исполняется по сей день.
       30-е годы XX столетия стали роковыми для православного Турова: все храмы, за исключением Всехсвятской кладбищенской часовни на окраине города, были разрушены и сожжены.
       До 1940-х годов на восточной стороне горы стояла красивая Ильинская церковь, настоятель которой протоиерей Петр Король был расстрелян в застенках НКВД за исповедание веры, а храм был разрушен. Ниже Замковой горы по другую стороны реки стояла приходская Спасо-Преображенская церковь. В ней в XIX веке были найдены фрагменты древнерусского Евангелия XI столетия (так называемое Туровское Евангелие), хранящиеся ныне в библиотеках США, Италии и Литвы. Церковь и почти весь ее бесценный архив сгорели в результате обстрела в 1939 году.
       Величайший святитель Туровской земли епископ Кирилл родился в 30-х годах ХII века в семье богатых родителей. Уже отроком он с усердием читал Священное Писание. В зрелом возрасте принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Святость жизни и высокая просвещенность инока обратили на него всеобщее внимание, и он был избран на Туровскую кафедру. Святитель прославился в Русской Церкви как вдохновенный проповедник и духовный писатель, автор назидательных слов, притч, канонов, стихир. Часто в своих поучениях святой Кирилл останавливался на душевных переживаниях Пресвятой Богородицы, Праведного Иосифа и других священных лиц, в его сочинениях много живого сердечного чувства. Поучения святителя Кирилла помещались в церковных сборниках наряду с древними святоотеческими творениями. Скончался святитель 28 апреля 1183 года. Современники называли его русским Златоустом. Сам святитель смиренно говорил о себе: "Я не жнец, а собираю колосья: я не художник в книжных делах", - всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: "Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю".
       После исполнения тропаря, кондака и величания святителю Кириллу Святейший Патриарх возложил венок к памятнику великому светильнику Туровской земли.

Памятник святителю Кириллу Туровскому

       Затем Его Святейшество посетил кладбищенский храм в честь Всех святых. Пожелав прихожанам терпения и передав на память о посещении храма евхаристические сосуды, Святейший Патриарх Алексий отправился в дальнейший путь - в город Мозырь.
       День 26 июня начался с посещения исправительно-трудовой колонии строгого режима УЖ-15/20, расположенной в окрестностях Мозыря. В этом исправительном учреждении содержатся более трех тысяч человек, осужденных на различные сроки (от 3 до 25 лет). Людям, преступившим закон, как никому другому, необходимы и прощение Божие, и наставление на правильный путь.
       Церковь в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных" существует в колонии с 1995 года. Богослужения совершаются по праздничным дням. При храме действует библиотека. Заключенных духовно окормляют клирики Мозырского кафедрального собора протоиерей Геннадий Нестереня и диакон Александр Коледа.
       Осмотрев храм, Святейший Патриарх обратился к узникам со словами духовного назидания и утешения, пожелав им осознать свои ошибки и стать на путь добродетельной жизни. "Когда я посещал такой же храм в Челябинске, мне там тоже говорили, что здесь все сделано руками заключенных - за исключением электрических лампочек. Значит, люди возвращаются к святой православной вере, которой наш народ жил на протяжении своей тысячелетней истории. В наименовании иконы, которой посвящен этот храм, заключен большой смысл. Люди оступились, совершили преступление, несут наказание. А Божия Матерь является Споручницей, Поручительницей за всех грешных, которые осознали, что поступали неправильно, что сбились с пути. И хотелось бы верить, что через этот храм люди будут возвращаться к жизни сознательной, честной, добросовестной, будут достойными гражданами своей страны".

В храме в честь иконы Божией Матери "Споручница грешных"
в колонии в городе Мозыре

       На молитвенную память о посещении храма за колючей проволокой Святейший Патриарх передал для него икону великомученицы Анастасии Узорешительницы.
       Сотни мозырян ожидали Его Святейшество на бульваре Юности, где должен быть возведен храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Совершив освящение камня, которым отмечено место закладки храма, Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к собравшимся выразил надежду, что "этот храм во имя великого молитвенника и печальника Земли Русской будет утверждать духовную связь между народами России и Белоруссии".

Освящение камня, которым отмечено место закладки храма
Преподобного Сергия Радонежского в Мозыре

       По окончании богослужения Святейший Патриарх подошел к детям, привезенным сюда на инвалидных колясках; все они имеют наследственные заболевания - так спустя 15 лет напоминает о себе Чернобыльская авария - и благословил их.
       Далее кортеж направился к храму святого Георгия Победоносца, что стоит на самой высокой точке Мозыря вблизи Кургана славы. Этот небольших размеров деревянный храм построен в стиле полесского храмового зодчества в 1996 году в честь воинов, отдавших жизнь за отечество. Святейший Патриарх обратился с кратким словом к жителям города: "Сегодня на месте закладки нового храма мы видели детей-инвалидов, которых затронул Чернобыль: сердце содрогается, когда видишь этих детей, обреченных на страдания, у которых нет будущего. Конечно, в Центре реабилитации за ними осуществляется уход, попечение, но горестно сознавать, что их жизнь разрушена Чернобылем".
       Передав на молитвенную память храму напрестольный крест с дарственной надписью и пожелав верующим возрастать в христианских добродетелях, Святейший Патриарх прибыл на Курган славы, где в братской могиле покоится прах воинов, погибших при освобождении города Мозыря (среди них семь героев Советского Союза). Минутой молчания собравшиеся здесь мозыряне почтили память защитников отечества. К подножию памятника от Патриарха Московского и всея Руси Алексия был возложен венок из белых и красных цветов, образующих красный крест на белом фоне. В своем обращении к мозырянам Святейший Патриарх отдал дань глубокого уважения памяти тех, кто пал в боях, защищая родину, приветствовал и ныне здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны, благодаря их за ратный подвиг, совершенный в суровые годы войны.
       Затем высокие гости направились к памятнику жертвам Чернобыльской катастрофы. Это надгробный камень, обрамленный контурами часовни, увенчанной крестом, - вспоминается один из проектов храма в честь 1000-летия Руси в виде арматурно-контурного силуэта Храма Христа Спасителя (художник Ю. Селиверстов): в то время никто еще не мог подумать, что очень скоро этот храм будет возведен въяве. Возложив венок к памятнику жертвам Чернобыля и возгласив Вечную память погибшим, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: "Чернобыльская катастрофа в 1986 году коснулась всей нашей единой тогда державы. Мы понесли жертвы. Люди умирали в результате полученных ожогов во время тушения АЭС, в результате воздействия радиации, и эта беда не оставляет белорусский народ и сегодня: во время закладки камня будущего храма Преподобного Сергия Радонежского мы видели детей, на которых без содрогания сердечного нельзя смотреть. Но ваша боль - это наша боль и мы вместе с вами. Надо делать все возможное для того, чтобы сохранить грядущие поколения от радиоактивного заражения".
       В полдень Святейший Патриарх прибыл в Мозырский Михайловский кафедральный собор, где расположено Туровское Епархиальное управление.
       В соборе был отслужен благодарственный молебен. Приветствуя Предстоятеля Русской Церкви, епископ Мозырский и Туровский Петр в своем слове сказал об отношении христианина к переносимым им испытаниям: "Сегодня Ваш путь пролегает по районам, которые особо пострадали от Чернобыля. Но Господь кого любит, тех и испытует. Злотворные воздухи распространяются по нашей земле по нашим же делам. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Наказание Божие в нашем современном мире воспринимается как нечто ущемляющее нашу свободу. В жизни же христианина наказание Божие есть не что иное, как наставление, вразумление, научение радости жизни с Богом".
       В ответном слове Святейший Патриарх подчеркнул, что люди этого края особенно нуждаются в духовной, молитвенной поддержке.
       На молитвенную память Его Святейшество передал собору Михаила Архангела напрестольное Евангелие. В память о посещении епархии Владыка Петр преподнес Первоиерарху Русской Церкви икону-триптих с изображением святого Афанасия Брестского, сказав при этом, что "нас, живущих в чернобыльской зоне, особо утешает в наших бедствиях, что тем же путем, которым пришла к нам беда, пришел к нам и игумен Брестский Афанасий: у Чернобыля он поднял на свои рамена нищего израненного странника и нес его вплоть до Пинской Дубойской обители (это изображено на одной из частей триптиха); и пока нес, острупленный странник научил преподобного Афанасия сладости Иисусовой молитвы - эту сладость, которую взыскует каждый христианин, можно почувствовать лишь тогда, когда есть и горечь у нас на устах".
       Затем Святейший Патриарх посетил Епархиальное управление.
       По пути в Гомель Святейший Патриарх посетил село Юровичи.
       В XVIII веке иезуиты построили здесь монастырь - архитектурный ансамбль в стиле позднего барокко. По свидетельству современников, центральный храм отличался великолепием постройки и убранства. Переданный в 1865 году в ведение Русской Православной Церкви храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а сам комплекс стал женским монастырем. В 1920-х годах монастырь был упразднен, уникальные постройки, каменная ограда и храм постепенно разрушались. В 1993 году монастырские здания с прилегающей землей были возвращены Церкви.
       Зная, что Его Святейшество уже не имеет времени посетить их обитель, семь насельниц монастыря, местные жители и духовенство вышли крестным ходом на дорогу, по которой проезжал Предстоятель Русской Церкви. Они принесли с собой звонницу и колокольным звоном приветствовали кортеж с высокими гостями. Святейший Патриарх сказал сестрам обители и жителям села несколько напутственных слов, преподал им благословение, и кортеж двинулся дальше.
       Следующая остановка была в поселке Хойники - из всех населенных пунктов, где побывал Его Святейшество, наиболее близком к Чернобылю - он находится всего в 29 километрах от разрушенного реактора. До аварии здесь проживали 52 тысячи жителей, сейчас - 26 300 человек.
       Святейший Патриарх встретился с горожанами около Памятника погибшим деревням - стелы, на которой высечены их названия: Хвощи, Воротец, Борщевка, Молочки... - в 21 деревне прекратилась жизнь в результате Чернобыльской аварии (иконостасы из церквей выселенных деревень были перенесены в храмы Гомеля). "Чернобыльская беда не пощадила ваш район, - сказал Предстоятель Русской Церкви, - 45% его территории непригодны для существования. Но недаром глава города говорил, что главное богатство здешнего края - это люди: люди вынесли все эти тяготы, и сейчас вновь начинают приезжать - с Украины, из Казахстана. Молитвенно мы с вами, сопереживаем вам и потому не могли не посетить Хойники. Помогай вам Господь в тех трудностях, которые принес вам Чернобыль".
       Затем Святейший Патриарх встретился с сестрами женского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский женский монастырь

       Монастырь учрежден в поселке в 1990 году. В прошлом здесь действовали два храма, не сохранившиеся до наших дней. Лишь после Чернобыльской аварии в Хойниках началось возрождение церковной жизни. В 1988 году при содействии городских предприятий на месте церкви, разрушенной в начале XX века, был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1989 году (настоятель - протоиерей Владимир Козак). Особое место в новой церкви занимает икона Божией Матери "Благодатное Небо", которую верующие почитают как чудотворную. В 1990 году при храме была образована женская монашеская обитель, настоятельница - игумения Георгия (Шваб). Сестричество составляют десять сестер, при монастыре действует детская церковноприходская воскресная школа и братство во имя святителя Феодосия Черниговского.
       "Несмотря на то, что ваша обитель находится в опасной зоне, - сказал инокиням Святейший Патриарх, - несмотря на то, что многих жителей этих мест отселяли, вновь построенный Покровский храм уже в течение многих лет после чернобыльской аварии вселяет в людей мужество, дает им духовную поддержку. Молитвенный подвиг насельниц обители помогает верующим преодолевать обрушившиеся на них трудности. Верю, что Покров Царицы Небесной простирается над этим местом, над этим храмом, над всеми, кто приходит сюда на общую церковную молитву". На молитвенную память прихожанам храма и в благословение монастырю Его Святейшество передал Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.
       Покровская обитель была последним из духовных центров Туровско-Мозырской епархии, где побывал Святейший Патриарх Алексий. Поблагодарив епископа Петра за гостеприимство, Предстоятель Русской Церкви преподнес ему в дар святую панагию. "Теперь, - с удовлетворением отметил Его Святейшество, я посетил все десять епархий Белорусской Церкви, из которых Туровско-Мозырскую - третью в этом визите - я посещаю впервые, она стала восьмидесятой епархией из тех, что я посетил за одиннадцать лет моего патриаршего служения".
       Вечером того же дня Святейший Патриарх прибыл в Гомель.
       Гомельская епархия располагается на территории Гомельской области, кафедральные города - Гомель и Жлобин. Возглавляет епархию архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (Станкевич).
       По состоянию на 1 января 2001 года Гомельская епархия насчитывает 89 зарегистрированных приходов, из них 20 городских и 69 сельских. В епархии действует 90 храмов, молитвенных помещений и часовен.
       В Гомельской епархии четыре монастыря: мужской Никольский в Гомеле и три женских: в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Гомеле, во имя святого праведного Иоанна Кормянского в селе Корма Добрушского района и в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Казимирово Жлобинского района.
       В епархии 40 воскресных церковноприходских школ, при Никольском монастыре в Гомеле действуют курсы катехизаторов. При Троицком храме Жлобина организована иконописная школа с двухлетним сроком обучения.
       Духовенством окормляются семь мест заключения. В епархии издается ежемесячная газета для семейного чтения "Лампада". При библиотеке № 14 организован Духовно-просветительный центр имени святителя Кирилла Туровского; с 1998 года здесь учреждена детская школа сестер милосердия, с 1999-го - иконописный кружок и детский церковный хор.
       На торжественном приеме в честь Первосвятителя Русской Церкви архиепископ Аристарх сравнил пастырские поездки Святейшего Патриарха, исходившего всю Великую и Белую Русь, способствуя своими благоуветливыми словесами ее единению, с аналогичными хождениями Преподобного Сергия Радонежского. Высокопреосвященный Аристарх в своем слове подчеркнул, что вера имеет огромное значение в жизни людей - ее можно сравнить с железом, которое придает прочность железобетону, и преподнес Его Святейшеству икону "Чернобыльский Спас".
       Святейший Патриарх подчеркнул значение союза Белоруссии и России, заявив, что Церковь поддерживала эту идею с самого момента ее появления. По мнению Его Святейшества, противники этого объединения в западном мире явно демонстрируют "двойной стандарт": процесс интеграции, происходящий в Европе, шенгенские соглашения, безвизовый проезд, создание евровалюты - все это считается естественным, но стоит двум православным славянским народам сделать какие-либо шаги навстречу друг другу, как все силы ада восстают против этого.
       Последний, наиболее напряженный из пяти дней пребывания Его Святейшества на Белорусской земле начался с посещения Гомельского кафедрального Петропавловского собора.
       Святейшего Патриарха встречают архиепископ Аристарх, духовенство епархии, официальные лица города и области и многие сотни прихожан, энтузиазм которых не поддается описанию: некоторые стояли в храме всю ночь, чтобы занять место поближе; люди стоят с зажженными свечами, в соборе горит транспарант с пасхальным приветствием: "Христос воскресе!"
       После краткого молебна Святейший Патриарх обратился с первосвятительским словом к верующим Гомеля. "Последние десять лет здесь были годами духовного возрождения: возвращено внутреннее и внешнее благолепие собору, началась монашеская жизнь в женской обители. Если десять лет назад в городе был один храм, то сегодня их десять и они востребованы православным народом, который возвращается к отеческой вере. В этом залог будущего наших народов. Нужно возвращаться к своей истории, к своим традициям".
       Благословив верующих и призвав их мужественно стоять на страже Святого Православия, Святейший Патриарх отправился из Гомеля к поселку Веселовка, где сходятся границы трех славянских государств: России, Белоруссии и Украины. Здесь у Монумента дружбы состоялась организованная Общероссийским общественным движением "Россия Православная" акция духовного единения трех славянских народов.
       Вряд ли четверть века назад создатели этого монумента предполагали, какая историческая миссия ему будет уготована в дальнейшем. В годы после развала Советского Союза именно он стал символом духовного единения трех братских славянских народов, местом встречи их представителей. Так, 22 июня сюда каждый год приходят ветераны из трех стран; в последнее воскресенье июня (в этом году этот день пришелся на 24-е число) здесь проходит Международный фестиваль славянской молодежи.
       И ныне на флагштоках подняты флаги трех стран: России, Белоруссии и Украины.
       У монумента собрались десятки тысяч человек из окрестных деревень трех государств. Развернуто множество транспарантов - от "Славянскому единству крепнуть!" до "Россияне, помогите нам избавиться от папского ига". Двое иноков держат Почаевскую икону Божией Матери, принесенную из знаменитой лавры. Этот чудотворный образ, освящавший торжества, не только принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви - он известен всему славянскому миру: его чтут в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах.
       В небе появляется вертолет, на котором для участия в мероприятии прибывает Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко. Под звон колоколов Предстоятель Русской Церкви и глава Республики поднимаются по ступеням к стеле.
       Президент в своем слове отметил, что народы Белоруссии, России и Украины традиционно неразрывно связаны единой верой, общей культурой, всем укладом своей жизни, в том числе способностью к сопереживанию, острым чувством справедливости и беззаветной любовью к родине. Славянские народы в подавляющем большинстве не приемлют навязываемого им западного образа жизни с культом силы, вседозволенности, безнравственности. В преодолении влияния этих чуждых явлений на умы и сознание людей, особенно молодежи, решающее значение имеют христианские нравственные ценности.
       Президент А. Г. Лукашенко подчеркнул, что воссозданный в Москве Храм Христа Спасителя символизирует духовное средоточие православного славянства, являясь гордостью не только русского, но и белорусского, украинского народов, всего православного мира, народы которого внесли свой вклад в восстановление храма (значительная часть скульптур, украшающих его фасад, отлита на заводах Минска; в коллективе строителей храма трудились многие рабочие, отделочники, художники из Белоруссии).
       В качестве видимого знака неразрывного духовного единения двух стран глава Республики передал Святейшему Патриарху две воссозданные хоругви для Храма Христа Спасителя в Москве - как дар белорусского народа Русской Православной Церкви и народу России. Глядя на эти святыни в великом московском храме, сказал в заключение Президент, Вы будете вспоминать свои поездки и встречи на Белорусской земле, сегодняшний прекрасный ласковый день, открытость душ и сердец белорусов.

Во время передачи хоругвей для Храма Христа Спасителя

       Большие торжественные хоругви были изготовлены для Храма Христа Спасителя в XIX веке в честь 25-летия царствования Императора Александра II. Они представляли собой высокохудожественные изделия, на которых были изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святые Мария Магдалина, Георгий Победоносец, князь Александр Невский, отмечены важные вехи истории Российского государства. Они выполнены в золоте, серебре и драгоценных камнях. После разрушения храма были уничтожены и эти святыни.
       Над воссозданием хоругвей трудилась фирма "Парюра"* (директор - В. Г. Майзель). Они восстановлены по фотографиям и описаниям в точности такими, какими некогда были. На эту работу ушло восемь месяцев (до революции их изготавливали три года).
       При подготовке к работе было изучено множество изделий (особенно крупных) знаменитой фирмы Ивана Петровича Хлебникова - московского фабриканта серебряных и золотых изделий, поставщика Высочайшего Двора и Великих князей, - той самой, которая первоначально изготовила эти хоругви. И ювелирная техника, в которой работали мастера конца XIX века, была полностью воспроизведена. Так, для сборки хоругвей пришлось изготовить около 3000 штук (два килограмма) серебряных винтиков и гвоздиков, с помощью которых каждая деталь прикреплялась к основе. Вес каждой хоругви 75 килограммов, высота древка 4,7 метра, и оказалось непростым делом обеспечить его прочность: ведь при такой нагрузке гнется даже пруток инструментальной стали диаметром 35 миллиметров.
       Работа получила высокую оценку Комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя.
       В ответном Слове Святейший Патриарх поблагодарил Президента Белоруссии и в его лице весь белорусский народ за ценный дар, в котором ярко проявляется та любовь, которая созидала и созидает храмы в землях трех славянских стран. "Мы ныне собрались в месте, - сказал далее Предстоятель Русской Церкви, - где сходятся земли Белоруссии, России и Украины. Почти десять лет назад здесь пролегли новые границы. Но три братских народа не желают забыть своего единства. Свидетельством тому воздвигнутый здесь Монумент дружбы.
       Будучи гражданами одного государства, мы наверное не часто задумывались о том, как дорого нам многовековое общение и соработничество наших народов. Но теперь, когда единение вновь прокладывает себе дорогу через множество барьеров, через попытки поссорить и столкнуть нас, мы с особой ясностью ощущаем, сколько зла несет в себе разделение и каким благом является общность. Стремление к единству вопреки розни мира сего не бывает легким. Можно формально стать одной страной, но жить посреди противоречий и конфликтов. Но можно даже оставаясь в рамках разных государств быть воистину одним народом. Для этого нужно с новой силой осознать свое духовное призвание, свою самобытность, свою уникальную миссию в мире.
       Наши народы были крещены в одной купели святым равноапостольным великим князем Владимиром, который, по словам историка Карташева, завещал Руси идти по путям Восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, увлекающих в противоположную сторону. Нас и сегодня пытаются увлечь на страну далече. Но трем народам должно быть понятно: без Православия, без свойственного нам образа жизни мы перестанем быть самими собой. Мало того, Европа и мир не смогут достойно ответить на новые вызовы времени, если утратят мудрость и красоту православной традиции. И наоборот, прислушиваясь к нам, возвратившись к идеалам соборности, к истинно духовной жизни, человечество получит возможность отойти от опасной черты морального кризиса, у которой оно оказалось.
       Основа единства - любовь, а она, по слову святого Апостола Павла, не завидует... не превозносится, не гордится... не ищет своего (1 Кор. 13, 4-5). Святитель Тихон Задонский пишет, что она благотворит ближнему без всякой своей пользы, ее радость и веселье - благотворить. В отношениях между народами нам нужно забыть о центрах и окраинах, о больших и меньших, мы должны прийти к подлинному равенству, ко взаимному уважению, и самое главное - к жертвенной готовности послужить друг другу. Ведь если мы семья, то двигать нами должна именно любовь, а не выгоды и расчеты. Святая Православная Церковь сохранила свое единство поверх новых государственных границ, она не может разделиться по национальному признаку, ибо невозможно разделить сонм святых, в земле нашей просиявших, нельзя провести границы в Царстве Небесном, где славят Бога тысячи новомучеников и исповедников XX века. Церковь будет делать все, чтобы и здесь, во временной земной жизни, православные чада трех народов составляли одно тело Христово, один соборный организм. Именно поэтому мы поддерживаем любые инициативы, направленные на воссоздание и укрепление единства братских народов.
       Я сердечно приветствую всех, кто собрался сегодня в этом святом месте - месте единения, месте дружбы. Да благословит Господь наше единение, ибо мы помним и знаем, что в единении наша сила".
       Торжества завершились оглашением совместного Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко к народам России, Белоруссии и Украины, в котором прозвучал призыв ко всем славянам объединяться, не поддаваясь на провокации, ведущие к розни.

Дорогие братья и сестры!

       Минувшее столетие вошло в историю как век самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества. Это особенно остро осознается нами в год печального юбилея - 60-летия начала Великой Отечественной войны. Можно без преувеличения сказать, что основной удар в этих войнах принял на себя славянский мир. Миролюбивые и гостеприимные по природе, славянские народы были вынуждены взять в руки оружие, чтобы спасти себя и весь мир от опасности уничтожения. Ценой миллионов жизней братские славянские народы отстояли свое право на жизнь.
       После тяжелых испытаний и потерь славянские народы возродили свой культурный и экономический потенциал. При общемировой тенденции к духовному упадку у славян наблюдается возвращение к традиционной христианской жизни, подлинное религиозное и культурное возрождение. Не случайно многие честные исследователи и простые граждане связывают свои надежды на духовно-нравственное возрождение западной цивилизации в первую очередь со славянским миром.
       К сожалению, находятся и те, кому не по душе процесс единения славян, их ведущая роль в нравственном преображении мира. Эти силы прикрываются миротворческой риторикой и осуществляют попытки духовной, экономической и политической экспансии.
       В этих условиях мы призываем братские славянские народы не поддаваться соблазну разделения и вражды по религиозным, этническим и политическим мотивам и объединиться во имя покоя и благополучия всех народов планеты. К этому нас призывает и память о Чернобыле, последствия которого вот уже 16-й год испытывают на себе единокровные народы Белоруссии, России и Украины.
       Примером славянского братства может служить союз Белоруссии и России. Пусть крепнет славянская дружба и солидарность на благо мира и процветания всех народов и стран!

Патриарх Московский и всея Руси Алексий
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко

       После исполнения стихиры из службы Всем святым, в Земле Российской просиявшим, дети преподнесли цветы Предстоятелю Русской Церкви и Президенту Белоруссии, которые под колокольный звон спустились к подножию монумента. Совершив краткий молебен возле памятного поклонного креста, Святейший Патриарх в сопровождении главы Республики выехал в село Корма. По дороге кортеж машин сделал краткую остановку в селе Поповка в 9 километрах от Монумента дружбы. Никольский храм этого села еще не восстановлен, богослужения проходят пока в здании бывшей церковноприходской школы. Святейший Патриарх пожелал сельчанам помощи Божией.
       Последним храмом Белоруссии, который посетил Первосвятитель Русской Церкви в ходе своего визита, стал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Корма, в котором почивают нетленные мощи праведного Иоанна Кормянского.
       Святой Иоанн Гашкевич (Кормянский, 1837-1917) родился в семье священника. С четырех лет исполнял различные послушания в храме, где служил его отец. Окончил Духовное училище и Могилевскую Духовную семинарию, после чего в 1859 году был направлен законоучителем в Огородненскую церковноприходскую школу. В 1862 году Иоанн вступил в брак с дочерью священника девицей Марией и в том же году был рукоположен во иерея к Рождество-Богородицкой церкви деревни Шерстин Рогачевского уезда.
       В 1876 году иерей Иоанн получил назначение в храм во имя Святителя Николая в деревне Огородня Гомельского уезда. Здесь он оставался до конца жизни. В 1893 году был избран в благочиннический совет, в 1907 году возведен в сан протоиерея. В 75-летнем возрасте вышел за штат, уступив место священнослужения своему младшему сыну Иоанну.
       Кончина протоиерея Иоанна последовала осенью 1917 года, когда ему исполнилось 80 лет. Он был погребен с правой стороны алтаря у церкви, где совершалось его служение.
       Перед смертью отец Иоанн пророчески предсказал: "Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет". Пророчество сбылось: в пятидесятых годах атеисты сожгли храм, в котором служил протоиерей Иоанн Гашкевич, а все, что осталось после пожара, включая могильные кресты и плиты, было свалено бульдозером в ров. На месте церкви и могил было устроено футбольное поле и танцевальная площадка.
       Обретение мощей праведного Иоанна совпало с приездом в Гомель Святейшего Патриарха Алексия в 1991 году. Мощи были перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы деревни Корма. Специально созданная комиссия засвидетельствовала нетление мощей угодника Божия. В дни первого в истории визита Предстоятеля Русской Церкви в Белоруссию мощи стали источать благоухание. От святых мощей праведного Иоанна Гашкевича, получившего именование Кормянского, совершается множество чудесных исцелений.
       30 апреля 1998 года определением Священного Синода Белорусской Православной Церкви праведный Иоанн Кормянский причислен к лику местночтимых святых. Празднование его памяти установлено 9 сентября н. ст. - в день обретения мощей и 31 мая н. ст. - в день его прославления.
       Ныне на месте Никольского храма, где завершил свой священнический путь святой Иоанн, установлен большой дубовый крест, а место захоронения праведного пастыря обозначено памятной плитой.
       В 2000 году Покровский приход в Корме был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь. Старшей сестрой обители является монахиня Платонида (Гардиченко).

Поклонный придорожный крест

       "Мы верим, - сказал в своем слове Святейший Патриарх, - что предстательство святого праведного Иоанна Кормянского за его паству не закончилось с кончиной этого ревностного служителя алтаря Господня. Мы рады и посещению Президента и верим, что его прикосновение к святым мощам праведника укрепит его и поможет ему в служении своему народу".
       Последний день пребывания Его Святейшества на Белорусской земле был ознаменован еще одним событием: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины присвоил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию звание почетного доктора университета "за большой вклад в дело возрождения духовного объединения восточнославянских народов, за содействие сохранению мира и спокойствия на нашей земле, укрепление христианских идеалов, добра и справедливости".
       Вечером того же дня Первосвятитель Русской Церкви и сопровождавшие его лица возвратились в Москву.

* * *

       Так случилось, что очередное, четвертое по счету посещение Святейшим Патриархом Белоруссии совпало с визитом главы Римско-Католической Церкви на Украину. Вопросы об отношении к этому визиту преследовали Святейшего Патриарха на протяжении всего его пути по Белоруссии, задавались на каждой пресс-конференции.
       Сроки патриаршего визита определялись датой 22 июня и были установлены задолго до того, как были определены сроки визита Папы. Иерархи Украинской Православной Церкви просили Понтифика отложить посещение Украины на более позднее время, сознавая, что приезд Папы не внесет улучшения в религиозную ситуацию на Украине, однако эта просьба не была уважена. И следует признать, что заявления о том, что папский визит носит характер укрепления связей между конфессиями, в условиях неприкрытого католического прозелитизма на Украине являются голословными; напротив, как неоднократно подчеркивал Святейший Патриарх Алексий, он лишь "внесет дополнительные разделения и противостояния, которые сейчас очень нежелательны".
       Неоднократно предпринимались и попытки организовать визит Папы в Белоруссию; говоря о преждевременности этого визита, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет разъяснял: "Это не значит, что мы в принципе не приемлем никаких встреч с Западом, в частности с Католической Церковью и ее главой. Нет, мы за эффективные встречи, которые принесут в какой-то степени исцеление тех раздоров, которые накопились за долгую историю взаимоотношений Восточной и Западной Церквей. Но пока нет таких условий и обстоятельств, которые позволили бы провести встречу их Предстоятелей. Мы искренне молимся о соединении всех Церквей, о их благостоянии и работаем, не прерываем отношений, продолжаем богословские диалоги и встречи. И шаг за шагом стремимся изменить психологию наших собратьев, напоминаем им, что они не являются некой сверхцерковью. В свое время они заявили, что Православная и Римо-Католическая Церкви - Церкви-сестры. Так имейте сестринские отношения, оставьте диктат - время диктата прошло".
       Сам факт одновременности двух визитов располагал представителей СМИ к сопоставлениям, причем зачастую сопоставления эти делались в пользу Папы: мол, на папские богослужения приходят сотни тысяч, а на патриаршие - только тысячи и т. п. Быть может, католическая сторона и рассчитывала на подобные сравнения: визиты Понтифика давно превратились в грандиозные и дорогостоящие шоу, где все отточено до мелочей. Так, в Киеве на одном из стадионов специально был сооружен алтарь в виде корабля с огромным крестом высотой 24 метра и размерами 60 на 35 метров, с лифтом, на котором Папа поднимался к престолу прямо из комнаты отдыха на первом этаже. Строительство заняло несколько месяцев, на него ушло около 100 тонн материалов.
       Но визит Святейшего Патриарха Алексия был подлинно пастырским, а не рекламно-пропагандистским. Он не сопровождался шумными кампаниями в прессе, ажиотажем, агитационными плакатами.
       Более двадцати духовных центров Брестской, Пинской, Туровской и Гомельской епархий посетил за пять дней Святейший Патриарх Алексий в ходе своего четвертого визита на Белую Русь. И везде люди чтили своего Первосвятителя всем, чем могли. Часами ждали патриарший кортеж - несмотря на позднее время, несмотря на рабочий день, несмотря на дождь. Не сумев попасть в храм, стояли на улице. На всем пути следования Предстоятеля Русской Православной Церкви по Западной Белоруссии его встречали десятки тысяч верующих, многие приезжали издалека. И они видели своего Первоиерарха не через стекла специального автомобиля - он беседовал со своей паствой лицом к лицу, расспрашивал людей об их жизни, клал руки на головы протягиваемых ему детей, благословлял больных и увечных.
       Нет сомнения, что именно такие визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси служат укреплению дружбы между народами, сплочению народа церковного вокруг Священноначалия, упрочению единства нашей Православной Церкви.
      

Е. ПОЛИЩУК

Примечания:

       * Парюра - головной женский убор с драгоценными украшениями.