|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
К 40-летию архиерейской хиротонии
Святейшего Патриарха Алексия
Из беседы со Святейшим Патриархом Алексием
- Ваше Святейшество, в первые годы Вашей пастырской деятельности Вам мечталось о тех временах, когда "оковы падут" и церковная жизнь в России станет свободной?
- Была не мечта, а уверенность, что это когда-нибудь произойдет. Буду я в тот момент на земле или перейду в мир иной - не столь для меня было важно. Просто я понимал, что тысячелетнее христианство на Русской земле не сможет поглотить даже самая жестокая богоборческая власть. Ибо Бог не мог оставить свой народ, столь возлюбивший Его в своей прежней истории. И в дальнейшей своей пастырской деятельности, не видя десятилетиями просвета, мы не оставляли молитв и надежды - сверх надежды верили с надеждою, по выражению Апостола Павла (см.: Рим. 4, 18). Мы ведь знали историю человечества и не сомневались в любви Бога к сынам Его. Из этих знаний мы черпали уверенность, что времена испытаний и господства тьмы когда-нибудь непременно кончатся. Слава Господу нашему Иисусу Христу, что люди и власти поняли наконец: вести войну с Церковью и с верой - все равно что вести ее со своей собственной совестью и душой.
- Что, по-Вашему, движет человеком в жизни?
- Цель. Ясная цель, которую каждый из нас должен наметить себе непременно. К этой цели человек стремится и, возможно, будет добиваться ее достижения всю свою жизнь. Но он должен ее достигать, потому что иначе жизнь не будет иметь ориентира. Цель - это движение, в ее достижении смысл человеческого существования.
- Ваша жизненная цель?
- Достойно пройти путь пастырского служения, который веками проходили святители Земли Русской. Добиться совершенства в своем деле - служении Господу нашему Иисусу Христу.
- Но сегодня Вы, Ваше Святейшество, находитесь на вершине церковной власти, сумели достичь, кажется, всего!.. Разве не так?
- А совершенства все нет... Посмотрите, сколько недоброжелателей опять появилось у Русской Православной Церкви, сколько насущных проблем давят ее тяжким бременем!.. Себя, в известной степени, я хотел бы считать собирателем нашей сегодняшней Церкви, а это значит, что весь груз ответственности за все происходящее лежит на мне. Так что до достижения моей жизненной цели мне еще идти и идти.
- В нынешнем году у Вас юбилей: исполняется сорок лет Вашего монашеского пострига и Вашей архиерейской хиротонии. Расскажите, пожалуйста, как это было?
- Монашеский постриг я, будучи протоиереем, принял 3 марта 1961 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был наречен Алексием - в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В раку с мощами Преподобного Сергия Радонежского были положены два жребия - с именами святителя Алексия и Преподобного Сергия. Был вынут жребий, сохранивший мое имя.
Наречение во епископа Таллинского и Эстонского происходило в родном для меня Александро-Невском кафедральном соборе Таллина 2 сентября 1961 года. Чин наречения совершали архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), архиепископ Горьковский и Арзамасский Иоанн (Алексеев) - его я сменял на кафедре Таллинского и Эстонского епископа, а также епископ Костромской и Галичский Никодим (Руснак). Конечно, в те мгновения мной владели самые возвышенные чувства, которые я постарался выразить в традиционном для такого события слове при наречении во епископа.
- Вы могли бы припомнить сегодня, о чем говорили сорок лет назад?
- Я говорил о переживаемом мной великом смущении и трепете, о сознании своей немощи и неопытности, о моей молодости, об ожидающих меня трудностях этого высокого служения. Говорил о своей верности заветам Христа Спасителя для пастырей Святой Церкви - душу свою полагать за друзей своих (Ин. 15, 13), о необходимости являться для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 11-12). Я свидетельствовал о своей дерзновенной вере в то, что Господь укрепит меня и сподобит как делателя непостыдна, право правяща слово истины (2 Тим. 2, 15) дать достойный ответ на суде Господнем за души паствы, вверяемой моему водительству.
Моя хиротония была совершена в воскресенье, 3 сентября 1961 года, за Божественной литургией в Александро-Невском кафедральном соборе теми же архипастырями.
- Как Вы считаете, можно ли вернуть нашей родине, России, былую святость?
- Вернуть прежнюю политическую систему нельзя, а вернуться к утраченной системе ценностей можно и даже необходимо. Знаете, во времена, когда наши предки говорили, что они "со Святой Руси", это вовсе не означало, что Русь высокомерно считала себя святой. Русь стремилась к святости, чистоте и безгрешности. Она только стремилась достичь совершенства, и ведь это прекрасно! Если мы хотим возродить Святую Русь, то прежде всего должны вернуться к той иерархии ценностей, которой мы обязаны лучшими страницами своей истории. Все это связано с убежденностью, которую Русь впитала от Православия: только святость нормальна для человека. Грех же - любой, даже самый, казалось бы, незначительный и распространенный, ненормален, потому что он искажает человеческую природу.
- Ваше Святейшество, а что такое миротворчество с точки зрения верующего человека?
- Миротворчество в понимании верующего человека - это то, что спасает от гибели священный дар жизни. В ту пору миротворческое движение представляло собой нравственную силу, которая независимо от часто далеких друг от друга политических идеалов его участников, с помощью Божией была способна предотвратить ядерный Армагеддон человечества. Миротворчество отнесено Господом нашим к высшим духовным ценностям, следование которым приводит к небесному блаженству. Блаженны миротворцы, - возвестил Спаситель в Нагорной проповеди, - ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Церковь, являющаяся, по Апостолу, столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), призвана вести народ Божий к Вечной жизни и спасению, и миротворчество, включающее в себя заповедь Иисуса Христа о служении примирения (2 Кор. 5, 18), изначально и незыблемо входит в ее священную миссию.
- Есть множество толкований Апокалипсиса и одновременно всевозможных спекуляций на тему грядущего конца света. Неизбежность страшных событий может рождать пессимизм, отчаяние. Как Вы лично относитесь к этой проблеме?
- Мы никогда не должны забывать об эсхатологическом измерении человеческой истории. Господь, призвавший нас быть готовыми к Его новому Пришествию, ожидает послушания Его воле. Видя бушующее вокруг море греха и порока, мы не должны отчаиваться, а напротив, обязаны твердо хранить спасительную веру, стараясь, насколько это возможно, удерживать мир от падения в бездну (2 Фес. 2, 7) и трудиться ради его духовного обновления на началах Христовой Истины, ради спасения человеческих душ. В этом и состоит смысл служения Церкви, совершаемого даже в самое тяжелое время. Мы знаем, что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19), а отдаление современного человека от Бога становится угрожающим. Но при этом никто не может отнять у Церкви великого обетования Божия: Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4).
Мы, православные христиане, знаем, что земная история имеет конец, и ожидаем второго Пришествия Господа Иисуса Христа. Но мы также знаем и то, что сказал об этом Сам Господь: ...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Любые предсказания даты конца света не имеют благословения Божия и благословения Церкви. Ожидая конца истории, христианин не должен погружаться в отчаяние, ему следует очищать свою душу и свою жизнь, чтобы в любой день и час быть готовым встретить Господа, перед которым мы должны будем дать отчет о своих делах, словах и помыслах.
- Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, а что Вы делаете, когда вдруг понимаете, что не правы? Все мы люди. С Вами бывает такое?
- Бывает. Никто не безгрешен. Все ошибаются.
- Вас трудно в чем-либо переубедить?
- Если я понимаю, что ошибаюсь, то переубедить меня возможно.
- Какие черты своего характера Вы унаследовали от родителей?
- Многое... Я был у них единственным сыном, они вложили в меня свои чистые православные души, их сердца всегда за меня болели, и я старался позаимствовать у них самые светлые стороны их характеров. Родители были верными, преданными Церкви людьми. Они превратили нашу семью, как говорил Апостол Павел, в малую церковь.
- Да не покажется Вам это нескромным, но могли бы Вы назвать человеческое качество, которое считаете своим главным достоинством?
- Думаю, это терпение. Когда-то в Эстонии я посетил мавзолей Барклая де Толли, героя Отечественной войны 1812 года. На его гербе прочитал девиз: "Верность и терпение". Он мне очень понравился. Я полагаю, что верность своему долгу и терпение - это именно то, что должно быть во мне всегда.
- Да и каждому бы из нас не помешало бы следование этому девизу! Еще раз простите, Ваше Святейшество, но раз мы заговорили о достоинствах, как не спросить Вас о недостатках. Есть ли они у Вас и, если имеются, могли бы Вы обозначить главный?
- Раздражительность. Но с годами я этот главный свой недостаток преодолеваю. Этому способствовало неизгладимое впечатление, которое произвело на меня обретение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. Он учил нас стяжанию благодати Святого Духа, которая освящает, спасает и укрепляет каждого, кто с верой и упованием обращается к Богу. В преподобном Серафиме нам явлена истинность слов Христа о том, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но входит это Царство в нас лишь крестной дорогой. Мы сами должны очистить в себе место для горней радости. Только не надо при этом забывать, что серафимовская духовная радость явилась плодом многолетнего тяжелого подвига. И серафимовский мирный дух, и его радость о Воскресении Христа Спасителя были приобретены через сораспинание Господу, через перенесение многих испытаний и скорбей. Подлинное следование преподобному Серафиму возможно для нас только в том случае, если мы в нашей собственной жизни увидим свой крест, возложенный на нас Господом, и станем искренне, целомудренно и честно исполнять свой христианский и человеческий долг. Не будем устрашаться выпадающими на нашу долю испытаниями. Если мы научимся во всех обстоятельствах жизни не роптать на Господа за то, что Он посещает нас не только благами, но и скорбями, значит, мы уже недалеки от причастия серафимовской радости, мудрости и цельности.
Мощи преподобного Серафима Саровского мы пронесли через всю Россию: из Петербурга через Москву, Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Арзамас, Нижний Новгород - в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Это было в 1991 году. Неспокойное, тревожное время, когда всем нам было жизненно необходимо стремиться к пониманию, терпимости, доброте и сердечности. Я на своем опыте знал и знаю, что если человек не имеет мирного духа в себе, не способен этот дух стяжать, если он постоянно раздражается, то это передается окружающим его и ни к чему созидательному привести не может. И наоборот, когда на душе спокойно и мирно, это тоже отражается на окружающих, на семье, на сослуживцах, поэтому мир и согласие во многом зависят от каждого из нас. Мне, я считаю, особенно нельзя позволять себе раздражаться. По должности. Хотя иногда приходится вести себя твердо, но на этот случай Апостол Павел сказал: Гневаясь, не согрешайте (Еф. 4, 26). Мудро? Потому что можно поговорить с человеком жестко, если, конечно, на то имеется серьезная причина, но самому при этом не согрешать - не впадать в гнев.
- Преподобный Антоний Великий писал, что "только при внезапной перемене ветров открывается искусство опытных кормчих", имея в виду духовное руководство. К Вашей деятельности это относится в полной мере. Вы оказались во главе нашей Церкви в пору бурных перемен. Как Вы их воспринимаете, какие опасности считаете главными и какие цели желанными?
- Только Древняя Церковь, Церковь первых веков, может сравниться с минувшим веком по числу мучеников и исповедников. Разрушены и осквернены храмы Божии, но разрушен и осквернен и храм Божий в душе человека. Нет сегодня задачи важнее, чем восстановление этого храма. Упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим во всех душах веры и любви, искания Правды Божией - и не будет России на свете. По крайней мере, той, которую мы знаем и любим.
Сегодня мы можем признать, что иссякает любовь среди людей. Вернуть ее людям, вернуть терпимость друг к другу - вот что нужно сегодня. Это и есть наша задача в столь непростое для страны и народа время.
- Как же справиться с проблемами? Откуда черпать оптимизм и энергию?
- Глаза боятся, руки делают. Эта русская пословица - о работе, о том, как надо относиться к своему долгу. Когда отстраненно посмотришь на религиозную запущенность российского общества, становится страшно. Но когда видишь, как то в одном, то в другом человеке зажигаются огоньки веры, любви, кротости и молитвы, отчаяние уходит.
Мы не знаем, какие судьбы ждут Россию, но мы должны исполнить свой христианский долг. Мы должны нашу радость о Христе Воскресшем, нашу любовь подарить как можно большему количеству людей.
И главный источник оптимизма и силы - упование на Бога. В испытаниях наших Господь близок к нам. Он не оставит нас. Мы далеко ушли от Него и поэтому испытываем боль. Однако вера в Господа возвращает и укрепляет надежду. Господь нам подает испытания, искушения, но Он же подает нам силы, терпение и мудрость преодолевать их. Промышление Божие о нас мы видим в том, что многие величайшие святыни, через которые Господь являет нам знамения Своей милости, вернулись в нашу жизнь.
- Ваше Святейшество, и в канун главного православного праздника, и даже во время самих праздничных богослужений в церковных проповедях зачастую идет речь не только о предстоящих или наступивших торжествах, но и о человеческих несовершенствах. Каково Ваше настроение в такие дни?
- Это действительно имеет место. Свет Воскресения Христова позволяет нам явственно увидеть не только благость и любовь Господню, но и нашу греховность, наше нежелание исполнить Его благую волю. Такие мысли ничуть не омрачают радости праздника. Это привычный для христианина взгляд на себя и на мир. Ведь отцы Церкви очень точно называли время Великого поста духовной весной. Испытание, покаяние спасительны для души. В покаянии человек обретает себя - научается отделять себя от своих дел и грехов. Это поистине время духовного пробуждения, обновления. Через пост к празднику Воскресения мы из горького плена своеволия входим в радость благого послушания Христова. Крестная Жертва Христова и Его Воскресение учат нас тому, что без умерщвления в себе греховного, эгоистического начала мы не возродимся духовно. И осознание собственных несовершенств, как и несовершенств общества, в котором мы живем, не уменьшает нашего оптимизма, радости торжества жизни над смертью, торжества любви. Ведь беспредельная любовь к нам Господа - в основе самого события, которое мы празднуем. Для того Господь воплотился, прошел через страдание и смерть, чтобы, воскреснув, воскресить все человечество, спасти мир. Потому Воскресение Христово - основа нашей веры, нашей радости и оптимизма.
- Такой оптимизм применим ли к нынешней ситуации, к переменам в нашей стране?
- Уверен в этом. Мы получаем наконец долгожданную надежду на возрождение нашего многострадального отечества, надежду на то, что жизнь народа будет устроена на началах добра и справедливости. В этом убеждают не только слова, но и вполне реальные, ощутимые дела, которые направлены на укрепление государственности, обеспечение социальной и экономической стабильности в нашем обществе. Мы, православные, считаем происходящие позитивные перемены не случайными. Мы видим, что христианское возрождение отечества дает свои плоды, изменяя окружающий мир. На наших глазах совершилось чудо Божие: люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Не случайно этот благотворный процесс часто называют Вторым Крещением Руси. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом.
И этим благим переменам не помешали многие бурные события, потрясавшие страну в последнее десятилетие. Не помешало и казавшееся сокрушительным наступление на наше общество агрессивной потребительской идеологии. Но жизнь доказывает, что русский народ все же считает заботу о душе значительнее заботы о хлебе насущном. А эта традиция основана на евангельском идеале. И она продолжает жить в народном сознании. К тому же большая часть народа далека еще от такого уровня материального достатка, когда думают о том, что бы такое еще потребить.
Примет духовного выздоровления общества становится все больше. К ним можно отнести и то, что практически захлебнулась агрессивная деятельность лжемиссионеров, лидеров тоталитарных сект. Еще недавно они рассчитывали обратить в чуждую нашему народу веру чуть ли не всю нашу паству. Действовали с таким размахом и напором, что их поддерживали и лоббировали даже некоторые наши государственные чиновники. Помню, с каким упорством один из прежних руководителей правительства и устно, и в официальных письмах убеждал меня принять лидера тоталитарной секты "Аум Синрикё". Немало влиятельных сторонников находилось и у других "проповедников" такого же рода. Ныне многие эти попытки посрамлены, ибо отвергнуты нашим народом.
- Позиция и голос Церкви в последнее время куда слышнее в обществе, чем прежде. Как Вы сами оцениваете свои новые возможности, роль и влиятельность?
- Недавно впервые в истории Православной Церкви были приняты Основы социальной концепции - основополагающий документ, определяющий позицию Церкви по многим вопросам, поставленным современностью.
Принципиально же отношение Церкви к проблемам общества и государства всегда одинаково: в отличие от секулярного мира, который в лучшем случае стремится исходить из справедливости, Церковь основывается на любви. Только любовь для нас выше закона. Выше права - лишь милость. И выше справедливости - лишь прощение. Именно в этом коренятся и уникальные возможности Церкви по утверждению в обществе добра, высоких идеалов. Есть сферы и заботы, в которых нас не под силу никому заменить. Надо ведь сознавать, что любая государственная и общественно-политическая деятельность может выполнять лишь "полицейские" функции: она должна и может ограничивать зло, но она не может сама взращивать добро.
Сегодня, как и много веков назад, Русь собирается и созидается. Искренне надеюсь, что Господь нам поможет и мы сумеем восстановить свои силы и свою уникальность. Именно в верности нашему исконному духовному пути - надежда на лучшее будущее. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, в драматическое послереволюционное время писал: "Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины".
Из многовекового опыта мы, православные христиане, знаем, что вражда и разделение, обман и порок, безнравственность и бездуховность, ослепление ложными идеалами, поругание отеческой веры и народных традиций несут в себе разрушение, страдание и погибель. Все это должна сознавать и власть. Ибо если дух народа будет оставлен на произвол стихий, бушующих сегодня над миром, то смотреть в будущее нам придется с тревогой и страхом.
- И все-таки как, по-Вашему, есть надежда у нынешнего поколения россиян, что все образуется в самое ближайшее время и мы наконец заживем достойно?
- Сразу добиться этого невозможно. Почему, когда Моисей выводил свой народ из египетского плена, он сорок лет ходил с ним по пустыне? Чтобы ушло поколение с рабским менталитетом. Мы хотим, чтобы за десять лет изменился менталитет огромного народа, чтобы изменились отношения друг ко другу, к детям и старикам, к нашей многострадальной природе. Не получится сразу. Нужно время.
- Существует ли для Вас сегодня проблема, решить которую Вам пока не по силам и она мучает Вас ежедневно и еженощно?
- Есть такие проблемы, их, к сожалению, немало. Но самый тревожный вопрос: какую Россию мы, старшее поколение, оставим своим потомкам? Это самое главное, что решается сегодня - властью, народом.
- А как Вы обозначите роль Церкви?
- Церковь всегда была со своим народом - в радостях и в испытаниях. Так было и так будет. Церковь неизменно помогала духовному становлению народа, указывая ему нравственные ориентиры. И я верю, что наш народ вернется к отеческой вере и построит себе достойное будущее.
(Печатается по: Беседы на заре нового века // Собиратель Русской Церкви. М., 2001)