|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2001 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония
архимандрита Александра (Агрикова)
во епископа Дмитровского,
викария Московской епархии
|
Преосвященный Александр, епископ Дмитровский |
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 18 июля 2001 года игумену Александру (Агрикову), клирику города Мытищи, определено быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.
1 сентября 2001 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Александра (Агрикова) во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Псковский и Великолукский Евсевий, Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископ Орехово-Зуевский Алексий. При наречении во епископа архимандрит Александр произнес речь: |
Речь архимандрита Александра во время наречения |
"Ваше Святейшество, Святейший Владыка, молитвенник, заступник и печальник нашей многострадальной Святой Церкви! Богомудрые архипастыри!
С глубоким благоговением и умилением я воспринимаю волю Божию, явленную в решении Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о поставлении меня во епископа.
Это великое и памятное для меня событие. Оно совершается накануне знаменательного для нашей Церкви юбилея - 40-летия архиерейского служения Первосвятителя нашей Церкви. Епископское служение Святейшего Владыки началось в бурный период торжества безбожия. Уже не только рубашку, по слову Спасителя, нужно было отдать требующему, но обнажиться почти донага.
Кроме своей верности Христу, Церковь отдала все, что имела, но дух злобы не коснулся души церковной, как некогда он не мог коснуться души многострадального Иова. Церковь уцелела благодаря жертвенному подвигу нашей высшей иерархии. Немалый груз пастырского служения в то время лег на плечи рядового священства. Особенно значимым было это служение и в непростое советское время, явившее миру десятки тысяч российских новомучеников. Жизнь этих людей - образец возвышенной любви к Богу и ближним. Их удивительные подвиги и чудеса вводят нас в благоуханный мир святости и еще раз свидетельствуют о преемственности духовного опыта Церкви.
Многие священники, рискуя потерять место служения и быть наказанными сильными мира сего, дерзновенно проповедовали тогда Слово Божие, посещали семьи своих прихожан, преподавали Закон Божий их детям, распространяли духовную литературу, совершали Церковные Таинства на дому и в больницах, оказывали посильную материальную помощь нуждающимся.
Сейчас, когда наша Церковь прошла испытания в борьбе с безбожием и вышла из этой борьбы обессиленной, но несломленной, дело каждого члена Церкви состоит в том, чтобы личным примером, постоянством своего духовного внутреннего состояния быть тем озаряющим светом, который способен рассеять мрак неверия и бездуховности. Труден этот подвиг, особенно в звании архиерейском. Он требует от епископа всецелого посвящения себя на служение пастве, его заботой должно быть напряженное стремление сохранить в чистоте священный дар, преподанный ему в Таинстве.
По слову святого Апостола Павла, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении (Тит. 1, 7, 9). Для облегчения этого подвига ему дана сила благодати Божией. И я, немощный, слышу слова Господа, сказанные Апостолу Павлу, но в эти священные минуты обращенные и ко мне: ...не бойся, но глаголи, и да не умолкнеши: зане Аз семь с тобою, и никтоже приложит озлобити тя: зане людие суть Ми мнози во граде сем (Деян. 18, 9-10).
Я благоговейно склоняю ГОЛОВУ перед теми людьми, которые возожгли свет Христов в немощном сосуде моей души.
Это люди, достигшие высокого духовного уровня личным трудом и личным подвигом, овеянными и насыщенными благодатью Божией, церковными событиями и традициями. Прежде всего это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, отеческая любовь которого ко мне, недостойному, подвигла его избрать меня своим викарием. И я приношу сыновнюю благодарность Его Святейшеству за высокое доверие и обещаю это доверие оправдать. Приношу глубокую благодарность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, под святительским омофором которого прошли 24 года моего священнического служения. Не могу умолчать о благодеяниях митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы, архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и особенно братьев архиепископов Калужского Климента и Тобольского Димитрия, которые в дни моего сиротства и бездомности оказывали мне внимание и любовь, приняв как родного в свою семью.
С благодарностью вспоминаю о блаженнопочивших митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде), возложением святительских рук которого я был возведен в степень священства, и моего родного дядю и крестного архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеимона, юность которого, опаленная войной, прошла под непосредственным руководством Владыки Филиппа (Ставицкого), архиепископа Астраханского.
Не могу умолчать и о своем отце - почившем игумене Алексии, который в дни тяжких испытаний нашей семьи после смерти мамы оказывал нам исключительную любовь и внимание, сочетая мужскую твердость с нежностью матери.
В своей пастырской деятельности, по мере своих слабых сил, Господу споспешествующу, я всегда руководствовался словом Божием, творениями святых отцов, непосредственными указаниями своих начальников - святителей и личным примером их жизни и деятельности.
Я, как и всякий человек, имею свои немощи и недостатки. Но как пастырь Церкви, я твердо уповаю на милость Божию, которая всегда готова наставить, укрепить и поддержать немощного (2 Кор. 2, 9). Смиренно молю Вас, Святейший Владыка, и Вас, боголюбивые архипастыри, вознести усердные молитвы ко Господу и испросить у Него благодатной помощи, чтобы служение мое Святой Церкви было спасительным и плодотворным. Аминь". |
Хиротония архимандрита Александра |
|
За Божественной литургией в день епископской хиротонии, 2 сентября 2001 года |
|
Первое благословение новопоставленного епископа |
|
Участники хиротонии (епископ Дмитровский Александр - крайний справа) |
2 сентября 2001 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Александра во епископа Дмитровского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Филадельфий-ский и Восточно-Пенсильванский Герман (Православная Церковь в Америке), Калужский и Боровский Климент, Псковский и Великолукский Евсевий, Можайский Григорий, Истринский Арсений, Тобольский и Тюменский Димитрий, Белгородский и Старооскольский Иоанн; епископы Оттавский и Канадский Серафим (Православная Церковь в Америке), Владивостокский и Приморский Вениамин, Орехово-Зуевский Алексий. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх, вручая епископу Александру архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
"Преосвященный епископ Александр, возлюбленный о Господе собрат наш и сослужитель! Промыслительная десница Всевышнего привела тебя ныне под благолепные своды возрожденного величественного Храма Христа Спасителя, чтобы ты приобщился здесь к сонму преемников святых Апостолов, стал епископом Русской Православной Церкви. Через возложение святительских рук, по соборной молитве архипастырей, пастырей и боголюбивых мирян тебе дарована Божественная благодать великого Таинства, и ты принял силу в сошествии на тебя Святого Духа.
От себя и от лица собратьев архипастырей, участвовавших в твоей хиротонии, от лица сослужившего нам духовенства и всех верующих, молившихся с нами в этот знаменательный для тебя день, с радостью и любовью поздравляю тебя с возведением в высшую степень священнического достоинства и служения.
Вручая тебе архипастырский жезл, мне надлежит сказать тебе Слово назидания перед твоим вступлением на нелегкий путь твоего нового подвига - крестного подвига епископского служения.
Ты родился и вырос в благочестивой священнической семье. С юных лет ты носил в своем сердце любовь ко Господу и Его Святой Церкви. Богу угодно было оставить тебя во младенчестве без материнской ласки. Мать тебе заменили нежная забота отца - игумена Алексия и богомудрое попечение твоего дяди архимандрита Тихона, воспринявшего тебя от святой купели Крещения. Двадцать семь лет ты пребываешь в священном сане. Ты познал и пастырское приходское служение, и труд благочинного, ты исполнял и другие ответственные поручения в Московской епархии. Все послушания Святой Церкви ты нес с усердием и смирением.
От овец малого духовного стада ты взят Господом, подобно пророку Амосу, и послан творить дело Божие уже не как пресвитер, а как епископ, как викарий Патриарха Московского и всея Руси, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14).
Как исповедал ты нам в своей речи при наречении, ты с глубоким благоговением и умилением воспринимаешь волю Божию о себе. Это свидетельствует о твоей духовной зрелости и монашеском послушании. Вместе с тем ты должен хорошо сознавать ответственность, обязанности и трудности нового пути церковного делания.
Самим Богом ты призван к почести высшего звания Божия во Христе (Флп. 3, 14), к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12), которое есть Церковь (Кол. 1, 24). Вместе с твоими новыми собратьями епископами тебе предстоит быть для всех и во всем светом миру и солью земли (Мф. 5, 13, 14). Тебе предстоит приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5, 1) своей паствы, быть готовым к свидетельству даже до смерти перед лицом всего мира об истинности и величии Святого Православия.
Сколь высока ответственность епископского служения, столь велики и обязанности. Прежде всего ты должен сохранять в чистоте апостольское учение, не повреждая слова Божия, но проповедуя его искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе (2 Кор. 2, 17). Свидетельство Божие следует возвещать не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2, 1, 4-5). Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное... для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 25, 27, 29).
Строго и неуклонно держись предания, уставов и традиций нашей Святой Русской Православной Церкви. Никогда не забывай возгревать дар Божий, который в тебе (2 Тим. 1, 6), усиленной молитвой, особенно при совершении Божественной литургии и в келлии, неустанным поучением себя в чтении Слова Божия и писаний боговдохновенных отцов и благочестивых учителей Церкви.
Сознавай себя верным делателем вертограда Христова. С особым тщанием наблюдай, чтобы ходить тебе во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 9).
Ты исповедал сегодня перед нами свою веру, ты дал обеты верности Святой Церкви и ее Священноначалию и, надеюсь, готов ко многим трудам, многим подвигам, лишениям и испытаниям. Свидетельствующий истину Христову непременно должен быть исповедником. Наши современники, новомученики и исповедники Российские, которые во множестве были прославлены в лике святых под сводами этого соборного храма год назад, не были героями в человеческом понимании этого слова. Они были смиренными служителями алтаря Господня, они были простыми чадами Церкви Христовой и мало кто из них помышлял о подвиге мученичества. Но когда Господу угодно было испытать их веру, они пожелали выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор. 5, 8). К каждому из них, как и ко всей Церкви, обращены слова Господа: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).
Сорок лет назад, 2 сентября 1961 года, я стоял перед святителями Божиими в родном для меня таллинском Александро-Невском кафедральном соборе и, вступая на крестный путь епископского служения, возлагал все свое упование на Господа, от Которого исправляются стопы человеку (Пс. 36, 23). С юных лет в моем сердце была любовь к храму Божию и в глубине своей души я слышал голос, зовущий: иди по Мне (Лк. 5, 27). Перед моим духовным взором, говорил я тогда, в качестве идеала истинного пастыря рисуется образ Божественного Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Вспоминаются Его заветы святым Апостолам и другим последующим пастырям Святой Церкви Христовой, которым заповедано быть добрыми пастырями, полагающими душу свою... за овцы (Ин. 10, 11), являться образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), преуспевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 11-12). Вот те основные требования, которые предъявляет Господь в Священном Писании к каждому истинному пастырю, а к епископу в особенности. А чтобы исполнить в жизни эти великие требования, одних слабых человеческих сил недостаточно, нужна особая, укрепляющая, благодатная помощь. Я часто повторял слова великого Апостола языков Павла вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13).
В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова духовное возрождение в нашем отечестве по Божией милости продолжается. Все больше людей находят дорогу к храму и пролагают по ней свои жизненные пути. Но все же сердца многих еще очень далеки от Бога и находятся в крайнем смятении. Мы с большим беспокойством наблюдаем, как некоторые наши соотечественники все свои силы отдают погоне за материальными благами. Другие всем недовольны и пребывают в унынии, в ропоте и полной бездеятельности. Такое отношение к жизни в корне ошибочно. Никто не устроит нашу жизнь, если мы не переменимся сами и не будем работать над своим духовным совершенствованием. На каждом из нас лежит обязанность развить и улучшить свою духовную природу, и этой работе над собой не могут помешать никакие внешние условия. Личное духовное возрождение необходимо для каждого из нас как непременное условие возрождения и становления общественного и государственного. С особым рвением свидетельствуй о подлинной красоте духовной жизни во Христе, о необходимости быть достойным членом Церкви и достойным гражданином земного отечества.
Да укрепит тебя всеблагая помощь Божия, да пребывает над тобой Покров Пресвятой Богородицы и молитвенное предстательство великого сонма новомучеников и исповедников Российских и всех святых, в Земле Российской просиявших, и благоугодивших Богу.
Теперь же по чину прими от нас этот жезл в знамение духовной крепости, архиерейской власти и силы, даруемой тебе от Бога, по слову псалмопевца: жезл силы послет ти Господь (Пс. 109, 2). От данной тебе благодати Божией преподай благословение верующему народу Божию, молившемуся о тебе и ожидающему от тебя первого архипастырского осенения".* * *
Архимандрит Александр (в миру Василий Александрович Агриков) родился 13 мая 1953 года в Астраханской области. В шесть лет, после смерти матери, переехал в Белгородскую область, где служил священником его отец. По окончании школы окончил в Москве медицинское училище.
2 июня 1974 года митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном был рукоположен во диакона, а 5 июня тем же Преосвященным - во пресвитера и назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Масальское Угличского района Ярославской области. С ноября 1974-го по ноябрь 1976 года служил в рядах советской армии в Саратове. В феврале 1977 года был принят в клир Московской епархии и назначен священником в Никольский храм в селе Пушкино. С 30 марта 1978-го по 27 января 1983 года - настоятель Никольской церкви в городе Лосино-Петровске. С января 1983-го по октябрь 1986 года - настоятель Успенской церкви в городе Шубине. С октября 1986-го по январь 1991 года - настоятель Богородицерождественского храма в селе Образцово. С января 1991 года - настоятель Владимирской церкви в городе Мытищи. 31 октября 1994 года назначен благочинным церквей Мытищинского округа.
6 декабря 1980 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием пострижен в монашество с именем Александр - в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. К Пасхе 1982 года награжден наперсным крестом. 9 марта 1987 года возведен в сан игумена. 12 мая 1999 года награжден крестом с украшениями. В 2000 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. 21 июня 2001 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием возведен в сан архимандрита. Окончил МДС и МДА заочно.