ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2002

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Неделю святителя Григория Паламы

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
       Вторая неделя Великого поста в Православной Церкви посвящается памяти святителя Григория Паламы, епископа Фессалонитского, который жил сравнительно в позднее время - в XIV веке, уже почти перед самым концом Византийской империи, когда все богослужение Церкви Православной сложилось и казалось, что все уже в Уставе Церковном определено навеки, незыблемо. Но вот, Церковь соборным своим разумом решает внести такое большое и смелое новшество в свое богослужение - совершать службу святителю Григорию во вторую Неделю Великого поста. Почему? Почему именно его, а не кого-то из великих отцов древней Церкви? Потому что именно на его плечи легла основная тяжесть борьбы за Православие с новыми еретиками. Эта борьба никогда в Церкви не прекращается. Сам Господь сказал, что врата ада не одолеют Церковь, то есть Он заранее предупредил верных Своих, что силы ада никогда не прекратят восставать на истину Его. И во время жизни святителя Григория Паламы новые еретики посягнули на самые сокровенные тайны бытия Божия - на православное учение о Нетварном Свете.
       Это знание было добыто в высоком подвиге аскетизма и молитвы, которым афонские подвижники очищали свои души от греха и мирской суеты, чтобы высветленной до небесной чистоты душой созерцать проявления Божественной Сущности в образе Нетварного Божественного Света и в смиренной кротости собирать драгоценные частицы знания о Боге, которые Он Сам изволит даровать этими благодатными явлениями. Доблестные афонцы шли дорогой святых отцов-пустынников и самой своей жизнью доказывали, что человек не может постичь Бога иначе, чем в высоком подвиге воздержания, смирения и молитвы, потому что только чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5, 8).
       Но в то время Европа уже была охвачена идеями начинавшейся эпохи Возрождения. Люди во множестве отходили от Церкви, от православного исповедания веры. Человек становился мерой вещей, а человеческий рассудок - всесильным инструментом познания не только природы, но и Самого Бога. И кумиром отступивших от правой веры стал итальянский монах Варлаам, умный, проницательный, красноречивый и остроумный. Он принял Православие, но истинно православным не стал, а стал, наоборот, смущать народ своим лжеучением. И народ принимал его учение весьма охотно, потому что вместо поста, бдения и покаяния он предложил легкий и простой способ познания Бога - стал учить народ, что истинно только то, что можно познать и доказать разумом, следовательно, и Бога можно постичь человеческим рассудком, а все, что говорят афонские монахи, - прелесть и заблуждение, что никакого Божественного Света в природе быть не может, а перемолившиеся и перепостившиеся иноки видят отражение света тварного, и на Фаворе Апостолы созерцали свет тварный. И начали сторонники Варлаама разглашать везде, что афониты впали в прелесть и самообольщение.
       Против этой ереси и восстал святитель Божий. Господь промыслительно готовил его к этому многотрудному поприщу. Он родился в Малой Азии, был сыном богатых и знатных родителей, воспитывался при дворе греческого императора Андроника Старшего, но блеску и богатству императорского двора предпочел монашескую келлию на Афоне. Восприняв от старцев науку умной сердечной молитвы, он удалился на пустынное жительство в пещеру и провел там десять лет в подвиге молитвы и созерцания. После столь долгого затвора он ослаб здоровьем - иногда и так действует Промысл Божий! - и вынужден был прийти в Фессалонику на лечение. Излечившись, он остался в городе и был вскоре избран епископом. Там и началась его длительная и изнурительная борьба с Варлаамом и его учениками, длительная и многотрудная, так что и в темничном заключении пришлось побывать великому святителю и оттуда возвышать голос свой за чистоту православного учения о Боге, о Божественном Нетварном Свете, который незримо просвещает всю тварь, борьбу за высокое православное монашеское подвижничество, за Святую Гору Афон. И победу его и вместе с ним всей Церкви Православной в этой нелегкой борьбе мы сегодня празднуем и прославляем святителя такими словами: Светильник света, звезда ясная, огнедухновенные уста благодати, златосияющий язык, небеснотаинник и пророк (стихира на Господи, воззвах).
       О чем же нам говорит сегодняшнее наше празднование? Конечно, в первую очередь о том, что каждый православный человек должен по мере сил и возможностей очищать свою душу, чтобы если не въяве, то хотя бы в сокровенной тайне, незримо просвещаться Божественным Светом и особенно дни Великого поста посвящать этому. Но есть и еще один урок, о котором никогда не надо забывать. Я говорю о необходимости веры в Святую Церковь нашу, о том, что хранится в ней неприкосновенно Священное Предание и незримое водительство Святого Духа спасает ее от всех ересей и заблуждений. Церковь - не застывший кристалл или какое-то старинное и драгоценное здание, которое мастера-реставраторы умело консервируют и охраняют от всякого внешнего воздействия.
       Церковь жива, она постоянно незримо действует и обновляется благодатью Духа Святого. Мы приходим в Церковь и нам иногда кажется, что там все старое, какие-то странные застывшие формы - эти старинные облачения, какие-то странные древние песнопения, батюшки странно двигаются и странно говорят. Для чего все это? Может быть, давно пора все это изменить на современный, понятный всем лад? Ведь это все давно уже устарело. Но нет! Никогда Церковь не стареет, она жива, ибо Дух Святой живет в ней и Сам Господь в Церкви живет. И сегодняшнее празднование памяти святителя Григория Паламы - это только один пример нестареющей жизни нашей Церкви. Судите сами: составилось прекрасное богослужение, которое записано было святыми отцами в Постной Триоди. Кажется, что уже ничего нельзя прибавить к этой полноте, ничего нельзя вставить - все прекрасно и совершенно! И вдруг начинаются богословские споры, идет настоящая война за Православие. Церковь похожа на корабль, застигнутый штормом, - вот-вот разобьется о рифы. И воздвигает Господь мудрого и отважного кормчего - и Григорий Палама мужественно защищает Православие.
       Что же Церковь делает? Она берет эту богодухновенную Триодь, которой уже несколько сот лет, и, водительствуемая Духом Святым, вставляет туда новые песнопения, новые службы, новые последования! И вот, представьте себе, сейчас, в наше время, появляется какой-нибудь новый еретик, этакий новый Варлаам, или Арий, или Несторий - неужели вы думаете, что не воздвигнет вновь Господь святителя Богомудрого, сильного и крепкого в вере православной, чтобы защитить Свою Церковь? И снова Церковь, пройдя через шторм, не убоится и не усомнится вставить в свои богослужебные книги и новые службы, и новую память, как прославляет она новых святых и новые явления милости Божией. Мы уже привыкли к тому, что наш Патриарх Тихон - святой. А если бы кто-нибудь сказал на том Соборе, на котором его избрали в Патриархи, что он будет великим святым, опытным кормчим Церкви, - кто бы тому поверил? Ибо пронесся вздох разочарования, отчаяния и ужаса по всему Поместному Собору и даже самые лучшие, самые мудрые сказали: "Погибла Церковь Русская, он не сможет ее сохранить!" Но видите, как получилось: Господь именно его избрал и ему вручил этот нелегкий крест.
       Сейчас многие люди нападают на Церковь, не понимая ее внутренней, сокровенной, таинственной жизни. Еще несколько лет назад существовало в обществе понимание трагического и скорбного пути Русской Церкви в прошлом веке. А сейчас уже нередко можно услышать и резкие нападки на Церковь, на ее служителей и даже на ее Священноначалие. Уже и словечко "мракобесие", любимое хрущевское, замелькало по страницам прессы. Уже и отступники явились, и критики, и "учителя", и ненавистники. О чем это говорит? Никогда Церковь Православная не была в полноте всеобщего понимания и уважения. Поэтому, когда вы слышите или читаете об этих нападках на Церковь, не думайте, что это какое-то новое слово. Это слово старое, обычное, древнее, Варлаамом "подаренное" святителю Григорию от своей европейской, видите ли, учености. Так и в наше время нападают и будут нападать на нас, не понимая, что Церковь - это таинственное Тело Христово.
       Дух Святой живет в Церкви и хранит все, что нужно сохранять в неприкосновенности, и изменяет то, чему пришла пора стать новым. Православие сохраняется и соблюдается во всей своей полноте, а нападающим надо сказать только одно: приди и виждь! Приди и послушай, приди и пойми, что в Церкви совершается. Приди и просто постой в Успенском соборе на патриаршей службе - и увидишь, и услышишь во всей полноте Православие, живое, полнокровное, во всей своей сияющей Божией благодатью красоте. Это есть, и Церковь Божия жива. И потому мы празднуем сегодня память святителя Григория Паламы, вспоминаем, как нападали на него еретики, как защищал он правую веру, и не смущаемся тем, что нападают на нас.
       Будем спокойно и твердо хранить Православие в душах наших, молиться Богу и совершать необходимое для себя и для Церкви дело спасения в тишине, простоте, без криков, без шума, а в постоянном и обычном для всех православных подвиге. Молитвами всех святых, которых мы поминаем, и древних и новых, и тех, которые еще будут, Господь обязательно нам пошлет святых защитников Православия, если придет тому час и будет необходимость, и мы будем их прославлять, составлять им службы и вносить их в наши древние, но вечно новые и святые книги. Аминь.

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ