ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Выступление митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона
на межрегиональной научно-практической конференции
"Современность и духовно-нравственное развитие личности"

       26 марта 2002 года в Ставрополе прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Современность и духовно-нравственное развитие личности", организованная Министерством образования Ставропольского края. В работе форума приняли участие более пятисот человек - педагоги и руководители системы образования Ставрополья, Краснодарского края, Калмыкии, Северной Осетии, представители вузовской науки, а также священнослужители Ставропольской епархии.
       Главным событием конференции, по общей оценке участников, стал доклад митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона. Высокопреосвященный Владыка указал на причины духовного и нравственного упадка юношества, кроющиеся прежде всего в сохранении в школе пережитков богоборчества. Только объединив усилия педагогов и священнослужителей можно преодолеть этот кризис, вернуть современной молодежи понятие об истинных ценностях.
       Выступление правящего архиерея Ставропольской епархии было выслушано с большим вниманием и, как показали последующие выступления участников конференции, нашло отклик в сердцах и умах педагогов.
      
       Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Уважаемые участники и гости конференции, друзья! Я сердечно приветствую вас и выражаю архипастырскую благодарность нашему уважаемому министру образования Ставропольского края Алексею Егоровичу Шабалдасу, который своей заботой и любовью собрал всех нас в этом прекрасном зале для обсуждения важнейшего вопроса нашего общества - вопроса духовного развития и нравственного становления личности. На священнослужителях и педагогах лежит особая ответственность за сегодняшних детей и подростков, которые определят судьбу России в XXI веке. Какими мы их сделаем, чему научим, как воспитаем - от этого зависит судьба нашего отечества. Наша встреча проходит в дни спасительного Великого поста, когда по тысячелетнему обычаю русские люди оставляют большинство житейских попечений ради молитвы и покаяния, чтобы достойно достигнуть Светлого Христова Воскресения. Уверен, что это обстоятельство плодотворно скажется на трудах нынешней конференции. Господи, помоги нам творить волю Твою!
       Становление личности совершается под влиянием семьи, общества и школы. Сегодня в России институт семьи поврежден. Об этом свидетельствует непомерное число разводов, матерей-одиночек, беспризорных детей при живых родителях. Большинство детей ничего не знает и не стремится узнать о своих предках, а ведь без связи поколений нет семьи. Зато как норма воспринимаются внебрачные связи; никого не удивляет и не возмущает наличие у человека двух-трех семей; средства массовой информации пропагандируют противоестественные однополые связи как образец для подражания. Общество наше больно и навязывает юношам и девушкам ложные ориентиры, заимствуя их с Запада: безбожие, вседозволенность, эгоизм, цинизм, неуважение к окружающим и даже терроризм. Взрослые передают свои духовные болезни детям. Вы, как педагоги, не можете не замечать, что детские души стремительно теряют то, что называется детскостью. Никогда раньше в России не было столько бед с детьми, как сегодня.
       Против этого должна бороться школа, но и она переживает кризис. Учителя часто обращаются ко мне и свидетельствуют, что старшеклассники сегодня с особенным трудом воспринимают все, что относится к нравственности. Нет страха Божия, и потому среди подростков распространяется алкоголизм, наркомания, цинизм, утрачено целомудренное взаимоотношение полов и даже нормой считается уже перемена пола... Все эти явления объединяет одно понятие - грех. А грехи по миру в одиночку не ходят: один ведет за собой и другие. Эпидемия греха порождает в детских жизнях страдания, несчастья, разрушает судьбы. И никого это не волнует.
       Осуждают злые дела уголовников: убийства, грабеж, насилие - и правильно делают. Но забывают о преступлениях против души человека. А ведь писатель, воспевающий разврат, учитель, внушающий детям, что Бога нет, а значит, все дозволено, - совершают более страшное преступление, чем убийца и насильник. Это наглядно и доходчиво показал в одном из своих произведений замечательный русский поэт Иоанн Крылов. Грабитель и сочинитель умерли и оказались в аду. Тот и другой переносят страшные муки, но с течением времени муки грабителя ослабевают и даже прекращаются, писателя же - усиливаются. Сочинитель возроптал на Бога за такую, как ему казалось, несправедливость: "Господи, ведь он грабитель, у него руки по локоть в крови, а я сочинитель, никого в жизни не обидел..." Вопрошание писателя не осталось без ответа и разъяснения свыше: "Разбойник делал свои злые дела, когда жил, а твои злые и порочные сочинения и сегодня издаются и отравляют бессмертные души молодежи, читающей эти книги". Вот что страшно! И поэтому призыв: "Не навреди" - относится не только к врачам, но и к писателям, педагогам - ко всем, кто влияет на человека.
       Жизнь давно уже доказала беспочвенность представлений о том, что распространение научного знания само по себе создаст совершенную нравственность. Мы видим, что достижения науки и падение нравов соседствуют друг с другом. Посмотрите на последние опыты с клонированием человека! Наши ученые печалятся, что не они первые это сделали, что они не впереди планеты всей, и даже не задаются вопросом: а надо ли это делать (ведь сказано - и не только врачам: не навреди). Искусственно создают зародыш человека, вечно мыслящего существа, чтобы производить из него лекарственные препараты. То есть речь идет о людоедстве, и это для того только, чтобы богатому прожить дополнительно пять-семь лет или омолодиться. Делается это не для нас с вами - рядовой труженик или пенсионер такой препарат купить не сможет, а для единиц, сверхбогачей. Но и им пользы от этого не будет: сколько Творец дал, столько и проживешь, вот закон, егоже не прейдешь.
       Школа не может и не должна ограничиваться ложным пониманием образования как "передачи знаний, навыков и умений". При таком механическом подходе педагог перестает быть педагогом, детоводителем. Это в корне неверно. Страшно, очень страшно, когда переизбыток знания достается злой душе, не имеющей страха Божия, когда страсть к удовлетворению научного любопытства не удерживается уздой нравственности, напоминающей: не навреди! Поэтому нужна не только передача знаний, но нужно и воспитание. Это хорошо понимали все выдающиеся русские педагоги, начиная со времен князя Владимира, не только крестившего Русь, но также положившего начало русской школе, ибо "Володимер нача дети даяти на учение книжное". Эту традицию продолжили и церковные педагоги, такие, как святитель Геннадий Новгородский, Макарий Московский, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский и светские педагоги, чьи труды вы хорошо знаете, - Константин Дмитриевич Ушинский, Константин Петрович Победоносцев, Сергей Александрович Рачинский и многие другие. Русская школа всегда считала для себя первостепенным делом воспитание таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, утверждая миропонимание своих воспитанников на бессмертных евангельских истинах. Именно эта школа дала России и миру Менделеева и Попова, Достоевского и Пушкина, Чайковского и Рахманинова и целый сонм ученых, писателей, людей искусства и культуры. Мы помним о них и пользуемся плодами их трудов, ибо все, что они делали, - делали с любовью к родине, делали на благо людям, угождая Богу, ибо такими их воспитала русская православная школа.
       Значит, воспитание - это главная задача школы наравне с передачей знаний. Думаю, все присутствующие согласятся с тем, что надо быть нравственным, надо различать добро и зло, грех и добродетель, одно выбирать, другое отвергать, учитывать религиозный фактор, понимать, что угодно Богу и что неугодно. Надо у людей с детства воспитывать способность противления злу, и не только злу внешнему, но также и внутреннему, гнездящемуся в личности человека. Всего этого современная школа не дает, но напротив, истребляет в ребенке, юноше, девушке сознание греха, само представление о добре и зле. Почему так происходит?
       Воспитание строится на основе определенного мировоззрения, целей, ценностей. Для нас, православных христиан, такая основа - это Христос, вечная и неизменная Истина, не зависящая от пристрастий века сего. Как говорит об этом святой Апостол Павел: ...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Православие всегда было и остается стержнем традиционного многовекового уклада жизни нашей страны. Лишь оно может дать личности самое главное - умение открыть духовную высоту, святость, истину. Само слово образование в православной культуре неразрывно связано с церковностью и духовностью.
       Бог есть Дух, и Бог создал человека по образу и подобию Своему. Когда прародители Адам и Ева согрешили, образ Божий в них, в их потомках, во всем человечестве исказился. Только Пришествие Христово, Голгофская Жертва Спасителя дали гибнущему человечеству силу, позволяющую ему восстановить богоподобие, ибо сказано: Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть (Мф. 5,48). По своему изначальному смыслу образование есть восстановление в человеке образа Божия.
       Это значение сохранилось и в родственном понятии просвещение. Тысячу лет свет Христов просвещал русский народ, и Святая Русь жила достойно и была хранима Богом, ибо знала и верила: с нами Бог. Русские православные священнослужители, несущие слово Христово всем народам, закономерно становились и просветителями в самом широком смысле этого слова. Точно так же, как святые братья Мефодий и Кирилл создали славянскую письменность, так и русские миссионеры несли просвещение на север и юг, на запад и восток. Святитель Стефан Пермский создал зырянский букварь и сам обучал зырян чтению, Преосвященный Иосиф (Чепиговский) является творцом современной осетинской письменности. Святитель Иннокентий Московский принес веру Христову и просвещение на Аляску и Алеутские острова, в Америку, где строил храмы и школы. Святитель Макарий (Невский) и преподобный Макарий (Глухарев) поистине просветили Алтай, заслужив вечную благодарность алтайцев, тувинцев и шорцев. Об этом я могу свидетельствовать по своему служению на Новосибирской кафедре.
       Личность может воспитать только другая личность. Об этом ясно и недвусмысленно свидетельствует Святое Евангелие. Лучший пример и образ Учителя дает нам Сам Спаситель. Последователей Своих Господь называл учениками и мир покорил не силой власти и принуждения, но силою учения, предлагавшегося с кротостью и любовью. Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28), - призывает Господь. Учительское звание в его высшем смысле Христос навсегда удержал за Собой. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (Ин. 13, 13). И Апостолам Он заповедал быть прежде всего и больше всего учителями. Проповедь Христа, Его учительство - это личностная встреча учителя и ученика. Так и школьный учитель должен стремиться к творению правды и добра, к воссозданию образа Божия, образа любви и мира в душах своих учеников, стараться не навредить, не научить плохому.
       Недавно совершилось прославление в лике святых великого русского флотоводца адмирала Феодора Ушакова. Благодаря Богу, как неизменно говорил праведник, он не только не потерпел ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей в плен вражеский взят не был. Сила его христианского духа проявилась не только в славных победах в боях за отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель. Вот каких людей давала миру воцерковленная педагогика!
       К сожалению, в XX веке возобладал иной взгляд на образование. Появилась боговраждебная педагогика, призванная, по замыслу ее создателей, увести человека от Бога. Такой цели была подчинена и система образования в СССР. Я уважаю учительский труд, но не могу забыть и тог о, как в школе замалчивали или порочили все связанное с верой, Богом, Церковью. Семьдесят лет народ обезбоживали начиная с детского сада, школы. Широко распространялась литература, искажающая облик христианства, а Священное Писание было под запретом. Один был девиз: крой, Ванька, Бога нет, все дозволено, долой стыд и совесть. Кто к этому призывал и кто так делал, вы знаете.
       Последствия богоборчества неутешительны. Разрушены нравственные основы общества. Несколько поколений нашего народа в массе своей воспитаны в духе неверия, люди не просвещены светом Христовым, а значит, духовно безграмотны. Это не вина их, а беда, но, к сожалению, это так.
       Бездуховное образование не созидало, но разрушало души людей. Учили, да и сейчас еще учат, что нет никакой души. Попытавшись отнять веру в Бога, большевики ничего не смогли предложить взамен, ибо между теорией и практикой коммунизма оказалось столько расхождений, что в светлое коммунистическое будущее не верили даже вожди КПСС, о чем свидетельствовал наш печально знаменитый земляк. Естественно, власть, основанная на обмане и насилии, не могла быть долговечной. Так и оказалось: мы с вами были свидетелями ее падения десять лет назад.
       За прошедшее десятилетие наука и образование, слава Богу, перестали воевать с Церковью, но до здорового соработничества еще очень и очень далеко, хотя такое сотрудничество крайне необходимо для духовного и нравственного здоровья нашего юношества. Современная школа не дает своему воспитаннику ясных ориентиров. Сегодня поклоняются одной научной гипотезе, завтра - другой, отрицающей предыдущую. Вчера говорили, что Сталин - гений и отец народов, сегодня оказывается, что он самый страшный преступник, чуть ли не учитель Гитлера в жестокости. Где же тут истина, и разве может она меняться, сообразуясь с политической линией?
       При этом Церкви, содержащей бессмертную и неизменную Истину Христову, не разрешают идти в школы, институты, к молодежи. Например, в селе Казинка Шпаковского района директор школы боролась против строительства православного храма, называя его домом мракобесия, и было это не при Ленине и Сталине, а сейчас, уже в девяностые годы. Такая же ситуация в станице Новомарьевской, где директор школы утверждает, что школа и храм не должны находиться на одной улице, потому что они якобы противоположны. Создается впечатление, что внутренне наши педагоги еще не отказались от восприятия Церкви и святой православной веры как "опиума". Мы подписали договор о сотрудничестве с Министерством образования, и при этом ректор одного из ставропольских вузов требует не пускать попов к студентам. Кто же в таком случае будет учить молодежь духовности, если не обращаться к Церкви, если запрещать детям ходить в храм? Надо понимать, что в духовной сфере пустоты не бывает. Душу человека, лишенную Бога, заполнит ненависть, зло. Если нет Истины, нет Православия - значит, нет добра, единства, любви, а есть ненависть, злоба и неустроенность. Душа человека по природе своей христианка. Светлые души русских юношей и девушек и нынче взыскуют Бога, хотят знать о своем Творце и Промыслителе. Но почти никто не рассказывает им о Боге в учебных заведениях. А опровергнутые самой наукой учения (например, дарвинизм, марксизм-ленинизм) по-прежнему преподаются как истинные. В школьной программе до сих пор на изучение генетики, подтвержденной опытом, отводится меньше часов, чем на изучение эволюционной гипотезы, ничем не подтвержденной, потому что генетика не противоречит Священному Писанию, а дарвинизм воюет с Богом.
       Как тут не вспомнить справедливые слова Фрэнсиса Бэкона, что малое знание уводит человека от Бога, а большое, наоборот, приводит к Нему. Иначе и быть не может, ибо наука является продолжением служения, возложенного Богом на прародителя нашего Адама: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). И Адам выполнил повеление Божие, дав имена, которые и сегодня мы знаем (обезьяна, лошадь, крокодил, слон), ибо лингвистика доказывает, что все современные языки имеют единую основу. Дать имя, сформулировать понятие невозможно, если не знаешь, не исследовал, чему мы даем это имя-понятие. Так первый человек по благой воле Божией стал и первым ученым. Псалмопевец просил: ...Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих... Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим я верую (Пс. 118, 27, 66). К тому же призывает нас и святой Апостол Павел: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14, 20). Движущей силой научных исследований в европейской цивилизации было именно это стремление к познанию мира как творения Божия. Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!
       К сожалению, после десятилетий бездуховного образования многие наши соотечественники не знают, что большинство величайших ученых прошлого времени и наших дней были и остаются верующими в Бога людьми. Первый русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своей деятельности исходил из того, что "наука и религия в распрю прийти не могут". Ему вторит святитель Московский Филарет: "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством". Основоположник современной русской медицины Николай Пирогов пишет: "Если бы я захотел не признать теперь существование Бога, то не смог бы этого сделать, не сойдя с ума..." Святителю Луке (Войно-Ясенецкому) искренняя вера и архиерейский сан не помешали стать выдающимся медиком XX века. Вот что пишет святитель Лука о взаимоотношениях науки и религии: "Наука без религии - это небо без солнца. А наука, облеченная светом религии, - вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму мира". Таким было мировоззрение Ньютона и астронома и священника Коперника, Ковалевской и Менделеева, многих других выдающихся ученых, вера которых не только не ослабевала, но укреплялась в ходе их исследований. Великий физиолог академик Павлов был не просто верующим человеком, но и церковным старостой, так же, как и офтальмолог академик Филатов. Вы знаете, что наш выдающийся русский богослов XX священномученик Павел Флоренский достиг высот и в естественных науках. Вклад гениального ученого и смиренного священника Флоренского в развитие естествознания сопоставим по значению только с трудами Вернадского. И это закономерно, потому что вера в Бога помогает человеку в познании мира. Если человек осознает свое богоподобие, он не может не быть творцом, ибо Бог есть прежде всего Творец и нас призывает к творчеству.
       В шестидесятые годы атеистическая пропаганда пыталась использовала развитие космонавтики в своих целях. Все вы помните смехотворные заявления: "Космонавты Бога в космосе не нашли". На самом же деле большинство наших космонавтов были людьми верующими, а некоторые из них обрели веру именно во время космических полетов, когда в минуту трудную только помощь Божия и спасала наших героев. Об этом мне говорили и Терешкова, и Севастьянов, Соловьев и другие.
       Вера в Бога и следование Его святым заповедям никогда не обезличит человека. Я уже говорил здесь о святом флотоводце Феодоре Ушакове. После недавнего прославления его святые мощи с любовью встречали военные моряки всех флотов России, видя в праведном Феодоре своего Небесного покровителя. И в Чечне, там, где наши воины постоянно находятся под прицелом бандитов, вера православная укрепляет их всех - от рядовых до генералов. Об этом прекрасно сказал наш великий полководец Георгий Жуков: "Тот не маливался, кто не был на фронте". Как верующий русский православный человек, Георгий Константинович не был исключением среди творцов Великой Победы 1945 года. Маршал Василевский (к слову сказать, сын священника Ставропольской епархии), маршал Конев, маршал Малиновский, многие другие маршалы, генералы, офицеры, как и рядовые солдаты, были православными христианами, обращались к Господу с молитвой о победе, об избавлении отечества от иноплеменных завоевателей, и помощь Божия не замедлила. Глубоко верующим, истинно русским человеком был начальник генерального штаба Б. М. Шапошников. Именно он подсказал Сталину мысль о том, что первый тост на приеме в честь Победы должен быть за русский народ.
       Сейчас много говорят о важности физического здоровья. Древняя мудрость гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Быть здоровым, конечно, хорошо. Но здоровое тело, не одушевленное твердой верой, религиозной нравственностью, любовью к Богу и людям, неминуемо становится капищем разврата и эгоизма. Когда человек знал и понимал, что он есть образ и подобие Божие, в его душе громко звучал голос Божий - совесть наша. А сегодня юношам и девушка внушают, что человек произошел от обезьяны по воле господина случая. Предлагают подражать праматери своей обезьяне и ждать очередного случая... Так Россию не возродить!
       Будущий инженер и политик, учитель и воин, врач и хлебороб должны быть высоконравственными, а нравственность невозможна без восстановления в человеке образа Божия. Только когда образование вернется к национальной духовной традиции - а для России это Православие - оно станет непреходящей ценностью, поведет нашу молодежь к жизни мирной, к братолюбию, высокой нравственности, культуре и патриотизму. Воспитание и обучение, выстроенные на фундаменте православных ценностей и традиций, выработают у детей духовно-нравственный иммунитет против зла и приблизят к чистому источнику Православия их родителей, то есть старшее поколение, оторванное от духовных корней атеистической идеологией, насильно ему навязанной. Все мы знаем и видим, как совершается духовная агрессия против России: тут и ваххабиты, и "Аум Синрикё" и множество им подобных. Зарубежные проповедники зазывают к себе русских людей. К сожалению, даже Папа Римский подключился к этому походу на Россию. А современная молодежь, интеллигенция не может разобраться в происходящем - их этому не учили. Значит, Церковь и школа должны трудиться рука об руку в деле просвещения и образования нашего юношества, зане тако благоволи Бог. Невежеству, мракобесию, сатанизму, сектантству, как и терроризму, нет места в России и на нашем священном Кавказе.
       Верю, молюсь и надеюсь, что сегодняшняя конференция принесет пользу многострадальному русскому народу и нашему образованию, в чем да поможет нам Бог.
       Русь Святая, храни веру православную, только в ней твое утверждение! Аминь.
      
       26 марта 2002 года
       Ставрополь