ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Посещение Святейшим Патриархом
московских храмов в Великую Субботу

       Святейший Патриарх Алексий верен этой традиции уже много лет. Каждый раз в Великую Субботу по окончании Божественной литургии он объезжает московские храмы. С каждым годом в столице становится все больше приходов, и уже сейчас можно подсчитать, что если Его Святейшество захотел бы побывать во всех столичных храмах хотя бы с двадцатиминутным визитом, то на это у него ушло бы около трех суток, не считая времени на дорогу. А потому приезд Патриарха воспринимается клириками и прихожанами не как нечаянная радость, а как долгожданная встреча, вызванная пристальным вниманием Святейшего к нуждам именно их прихода. Собственно, так и есть, ведь Патриарх является также и правящим архиереем стольного града и всегда рад встрече со своей паствой. Зачастую многие отцы-настоятели и клирики узнают о посещении их храма Первосвятителем только сталкиваясь с ним лицом к лицу. Но ни разу, ни в одном храме нам не довелось встретить испуг или удивление, а лишь радость и благодарение Господу за то, что сподобил увидеть Предстоятеля Русской Церкви и получить его благословение. Именно в такие моменты можно видеть, насколько искренна и велика в людях тяга к вере, любовь ко Христу и служителям Его Церкви. Признание и любовь пасомых, конечно, придают Святейшему Владыке новые силы, но это не главное, что подвигает Патриарха к этим поездкам. Главное - забота о нуждах народа Божия. Поэтому так внимательно Святейший Патриарх Алексий наблюдал, а нередко и напрямую спрашивал людей, в каких условиях они готовятся встретить пасхальное торжество: могут ли все желающие освятить яйца, куличи и пасхи, все ли православные смогут попасть на главное, пасхальное богослужение? И только после этого, поклонившись святыням храма, Его Святейшество поздравлял клириков и прихожан с наступающим праздником, желая всем молитвенной радости о Христе Воскресшем и укрепления себя в несении жизненного креста.
       В этом году радости встречи со своим правящим архиереем сподобились прихожане храмов великомученика Никиты на Швивой горке (Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова русского монастыря), Успения в Гончарах (Подворье Болгарской Православной Церкви), Преображенского собора Новоспасского монастыря, Сорока Севастийских мучеников у Новоспасского монастыря, Крутицкого подворья, Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, Живоначальной Троицы в Карачарове, Успения Пресвятой Богородицы в Косине, святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Люблине, иконы Божией Матери "Утоли моя печали" в Марьине.
       Каждый из этих храмов по-своему уникален, каждый может гордиться своим прошлым, а некоторые и будущим. Так, например, в храме Живоначальной Троицы в Карачарове в скором времени начнется строительство нового церковно-просветительного центра, в котором помимо церковноприходской школы разместится благотворительная столовая, клуб православной семьи, а также небольшая оранжерея с живым уголком. Настоятель храма протоиерей Николай (Попов) рассказал, что новый центр должен стать местом досуга не только для верующих. Отец Николай очень надеется, что сюда потянется молодежь, уставшая от бесцельного шатания по городу и тупых дискотек.
       В новом центре конечно же найдется уголок и для экспозиции, рассказывающей об интереснейшей истории храма. Освященный в 1776 году, Троицкий храм был построен "на собственный кошт", то есть исключительно на пожертвования прихожан. Существует предание, согласно которому уходившие в 1812 году из Москвы русские войска проходили по Рязанской дороге через Карачарово, а в Троицком храме о победе над Наполеоном молился сам фельдмаршал Кутузов.
       После революции храм был закрыт. Известно, что в шестидесятые годы в нем размещался один из цехов экспериментально-механического завода швейной промышленности. По рассказам очевидцев, после выезда завода Троицкая церковь находилась в ужасающем состоянии: от колокольни уцелел лишь один ярус, в стены были вмонтированы трубы, электрические кабели и другое оборудование, на полу были разбросаны кучи мусора, а сквозь выдранные листы железной кровли внутрь попадали дождь и снег. В 1980 году храм передали под мастерскую одному из столичных скульпторов. Это спасло Троицкую церковь от полного разрушения, но не уменьшило объема реставрационных работ, которые начались после передачи храма Церкви в 1993 году. Закончить восстановление храма удалось только в 1997 году, к празднику 850-летия Москвы.
       Кому-то подобная история может показаться типичной. К сожалению, это не так. В столице еще достаточно храмов, которым далеко до полного восстановления. Отрадно то, что восстановление святого в человеческих сердцах зачастую идет быстрее, чем воссоздание каменных сводов. Не случайно, общаясь с журналистами по окончании поездки, Святейший Патриарх отметил, что за последние годы в церковной жизни столицы произошли значительные перемены. "Когда я приехал в Москву и в первый раз посетил храмы столицы, то увидел много непорядка, не только внешнего, но даже в облачении священников. Сейчас все батюшки подтянуты и опрятны. Во многих приходах видна забота о людях: расставлены столы, и люди без неудобств могут расположить все, что они принесли для освящения".
       Святейший Патриарх также подчеркнул, что "за эти двенадцать лет приходилось видеть, когда не у всех бывали куличи, пасхи и даже пасхальные яйца. Сегодня жизненный уровень людей повысился. Повышается и духовный уровень. Очень многие умеют подходить под благословение. Видно, что люди чувствуют праздник, готовятся к нему".
       Напомнив, что праздник Пасхи вернулся в нашу жизнь после десятилетий забвения, Его Святейшество заметил, что "каждый должен поделиться радостью о Воскресшем Господе со своими близкими, родными, с теми, кто одинок, кто болен, кто нуждается в человеческой поддержке, человеческом участии"

С. ГАНЬЖИН

В храме великомученика Никиты (на Афонском подворье)