|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2002 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Визиты Святейшего Патриарха Алексия
Пастырский визит Предстоятеля
Русской Православной Церкви
в Томскую епархию
По завершении празднования Дней славянской письменности и культуры в Новосибирске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направился с первосвятительским визитом в соседний город Томск. В поездке Его Святейшество сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Тобольский и Тюменский Димитрий, Верейский Евгений, епископы Барнаульский и Алтайский Максим и Сергиево-Посадский Феогност. Святейшего Патриарха также сопровождал Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Л. В. Драчевский.
Томская епархия - 81-я, которую Его Святейшество посетил за двенадцать лет своего патриаршего служения. 25 мая Предстоятель Русской Церкви прибыл в Томск, который он посещал одиннадцать лет назад (когда город еще входил в состав Новосибирской епархии). В аэропорту его встречали епископ Томский и Асиновский Ростислав, духовенство епархии, губернатор Томской области В. М. Кресс, другие официальные лица.
Утверждение Томской епархии относится ко временам стародавним. На Московском Соборе иерархов Православия, проходившем в 1666-1667 годах, было провозглашено: "Ради церковного устроения... и по богоревнивому желанию благочестивейшего Самодержца... Алексея Михайловича... мы, православные патриарси Паисий, Божией милостию папа и Патриарх Антиохийский и всего Востока, Иосиф, Московский и всея Руссии, Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь Освященный Собор, благословляем и утверждаем в царстве Сибирском, в Тобольске с окрестными градами вместо архиепископии митрополии быть, в Томске граде - епископу..."
Однако исполнение воли царя и Собора осуществилось лишь через 167 лет. Со времени учреждения в Томске архиерейской кафедры кафедральными соборами в Томске именуются старинный деревянный Троицкий собор на Соборной (Воскресенской) горе, а после его разборки по ветхости в 1819 году - ныне реставрируемый каменный Богоявленский собор.
18/31 октября 1834 года в Томском старокафедральном Благовещенском соборе состоялись торжества открытия Томской архиерейской кафедры во главе с первым епископом Томским - Агапитом (Вознесенским). Этому предшествовала хиротония Преосвященного Агапита, ректора Черниговской Духовной семинарии, совершенная в августе 1834 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), ныне чтимым святителем Московским.
В архиерейской ризнице, доставленной в Томск из Чернигова, оказались посох святителя Феодосия Черниговского (Углицкого) и старинный саккос святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Черниговского и митрополита Тобольского, ставшие первыми священными реликвиями Томской кафедры - дочерней древней Черниговской кафедре.
К 1917 году в составе Томской епархии действовали Бийское и Барнаульское викариатства (с 1920-х годов третье - Кузнецкое викариатство), Алтайская и Киргизская Духовные Миссии, пятнадцать монастырей и монашеских общин и свыше тысячи храмов и молитвенных домов, Томская Духовная семинария и Томское Епархиальное женское училище. С 1834 по 1886 год место архиерейской кафедры располагалось в Введенском приделе старокафедрального Благовещенского собора; с 1886 по 1900 год - в архиерейской крестовой церкви при новом доме архиерея; с 1900 по 1927 годы - при новом Троицком кафедральном соборе; с 1927 по 1936 год - при Николо-Воскресенском кафедральном соборе (Воскресенской церкви); с 1936 года до закрытия кафедры в 1937 году - при Троицкой единоверческой церкви.
Первой резиденцией архиереев на Томской земле стал старейший на юге Сибири Томский Богородице-Алексиевский монастырь. В 1835 году с южной стороны монастырской ограды, на территории монастырского сада строится первый дом архиерея с домовым храмом во имя трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В 1856 году также в ограде монастыря строится новый архиерейский дом с домовым храмом в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".
К архиерейской крестовой церкви была приписана Иверская часовня с местночтимой Иверской иконой Божией Матери - "Вратодержительницей" Томска, находившаяся на Богоявленской площади, - копия Московской Иверской часовни.
Посетителями архиерейских домов Томска были цесаревич (с 1894 года Император) Николай Александрович (1891), преподобный Макарий (Глухарев), миссионер Алтайский (1836), святой равноапостольный Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки (1868).
С 1945 года Томское благочиние вошло во вновь образованную Новосибирскую епархию, в составе которой находилось до февраля 1997 года - времени восстановления Томской епархии.
3 октября 1997 года вошло в историю Томской кафедры как памятная дата ее возрождения. Как и 330 лет назад, на Соборе иерархов Русской Православной Церкви вновь прозвучала воля ее высшего архипастырского совета: "Быти в Томске граде епископу!"
Старинный сибирский город в 2004 году готовится отметить свое четырехсотлетие. Томск - образовательный центр Сибири, город студентов, его даже называют Сибирскими Афинами. Сегодня здесь шесть университетов, четыре филиала вузов Москвы, Новосибирска и других городов. К числу томских высших учебных заведений по праву относится и Томская Духовная семинария, которая имеет соответствующий статус. Правящий архипастырь Томской епархии епископ Томский и Асиновский Ростислав уделяет большое внимание проблемам образования, взаимодействия со светской наукой, и в этом ему очень помогает прошлый опыт - ведь до поставления во епископа он преподавал в Московских Духовных школах. Его служение в университетском центре Сибири во многом способствует развитию сотрудничества Церкви со светскими учебными заведениями. Об этом говорили ректоры двух томских вузов, которые Святейший Патриарх посетил в первый же день своего приезда.
Но сначала, по дороге в город, Святейший Владыка побывал в восстановленном Спасском храме в селе Коларово. В этом старейшем храме Томской области (построен 200 лет назад) Его Святейшество совершил молебен и приветствовал его прихожан пасхальным приветствием. Сразу почувствовалась какая-то особенная теплота и радушие, которыми были отмечены все дни пребывания Святейшего Патриарха на Томской земле.
В кафедральном городе епархии за последние годы сделано очень многое: восстановлены многие храмы, отремонтированы новое здание Томского Епархиального управления и корпуса Томской Духовной семинарии, недавно переданные Церкви, заново выстроена Иверская часовня в центре города. Святейший Патриарх освятил новое здание Епархиального управления в центре города, пожелав Владыке Ростиславу, чтобы "работалось здесь с пользой для Церкви, с пользой для епархии, для православного верующего народа, который будет духовно окормляться отсюда, из Епархиального управления, ибо все нити приходской жизни, духовного образования, социального церковного служения будут сходиться здесь, в этом доме". Святейший Патриарх передал правящему архиерею образ Спасителя - в укрепление и помощь в его архипастырских трудах.
Затем состоялись встречи Предстоятеля Русской Церкви с преподавательскими корпорациями и студентами двух томских вузов - Томского государственного университета и Томского государственного политехнического университета. Томский университет, основанный в 1878 году Императором Александром II, долгое время был единственным университетом в азиатской части Российской Империи, центром высшего образования в Сибири. В то время светское и духовное образование не были далекими друг от друга - восемь первых профессоров Томского университета были выпускниками Духовных академий.
Святейший Патриарх отметил, что ему радостно видеть, как ныне по милости Божией в России вновь повсеместно устанавливается сотрудничество между светской и духовной властью, между наукой и религией. "Томск, - сказал Его Святейшество, - являет достойный пример такого сотрудничества". Он также выразил удовлетворение тем, что профессора Томского государственного университета читают лекции в Томской Духовной семинарии, а Владыка Ростислав является частым гостем в университете. Святейший Патриарх отметил также дар университета Томской Духовной семинарии - переданные в ее библиотеку 9000 книг духовно-нравственного содержания. Предстоятель Русской Церкви, со своей стороны, передал в университетскую библиотеку первые четыре тома "Православной энциклопедии", вышедшие в свет, и пригласил ученых Томского государственного университета к сотрудничеству в этом важном проекте, осуществляемом под омофором Патриарха Московского и всея Руси.
Ректор ТГУ Г. В. Майер наградил Святейшего Патриарха медалью "За заслуги перед Томским государственным университетом", а также преподнес ему в дар книги: сборники, посвященные преподавателям университета, и редкие старинные издания по естественным наукам.
В Томском государственном политехническом университете Святейшего Владыку также ждал теплый прием. Вновь, через одиннадцать лет, Его Святейшество встретился с коллективом его преподавателей. В своем выступлении он отметил отрадные перемены, происшедшие в вузе, подчеркнув, что руководство университета успешно провело свой корабль через трудности и испытания последних лет. "Сегодня многим нашим согражданам становится ясно, что высшее образование само по себе, без правильного воспитания не воздвигает в человеческой душе твердого духовного стержня, - сказал Святейший Патриарх. - Молодежи необходимо прививать понятие об истинных, высших ценностях. Любовь к родине, самоотверженное служение ей всеми Богом данными талантами должны лежать в основе гармонического развития человеческой личности". Он также поблагодарил за присвоение ему звания Почетного профессора Томского политехнического университета и награждение золотой медалью этого высшего учебного заведения.
Встречаясь со студентами обоих университетов, Святейший Патриарх Алексий приветствовал их традиционным пасхальным приветствием "Христос воскресе", и в ответ слышалось дружное: "Воистину воскресе". Это - свидетельство огромных перемен в нашем государстве, свидетельство того, что связь поколений не нарушилась.
Вечером 25 мая Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря в Томске в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископов Тобольского и Тюменского Димитрия, Верейского Евгения, епископов Барнаульского и Алтайского Максима и Сергиево-Посадского Феогноста.
Первые сибирские монастыри стали появляться в конце XVI века - с началом освоения Сибири. Пришедшие сюда завоеватели не отличались высокими нравственными качествами: русские не носили на себе крестов, не соблюдали постов, были известны их беспечность и распутство. Поэтому были особенно необходимы благочестивые обители, которые являли бы образец истинно христианской жизни, и Церковь по возможности заботилась об устройстве монастырей в Сибири. Как известно, Томский острог был построен осенью 1604 года. По преданию, уже в 1621-1622 годах был устроен и первый мужской монастырь по благословению первого сибирского архиерея Киприана (Старорусенкова). Монастырь был воздвигнут в честь Успения Божией Матери и потому назывался Успенским.
Помимо этого предания имеется вполне достоверное свидетельство, что в 30-х годах XVI столетия близ Томска существовала мужская Богородице-Алексиевская обитель. Первый монастырский храм был построен недалеко от речного берега и вскоре во время сильного разлива вод берег под церковью был подмыт, а храм снесен водой. Новая церковь была построена также во имя Пресвятой Богородицы - в честь явления ее иконы во граде Казани. Эта церковь просуществовала до 1656 года. В том году храм сгорел, возможно был сожжен инородцами, столкновения с которыми были нередки.
В 1658 году город Томск строился почти заново после большого пожара. Новый монастырь был построен в 1663 году при схимонахе Исаие и старце Ефреме. В конце XVII века при монастыре была основана школа церковной грамоты и благочестия горожан. Монастырская церковь была наречена именем Алексия, человека Божия, с приделом во имя Флора и Лавра. Она просуществовала до 1710 года, когда была разобрана за ветхостью. В 1711 году была выстроена новая церковь - в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами: во имя Алексия, человека Божия, и мучеников Флора и Лавра. Монастырь стал называться Богородице-Алексиевским. Этот храм сгорел в 1755 году.
В том же году начали строить новую церковь, но и она, будучи выстроена в 1760 году, сгорела в 1779 году. После этого решили строить каменный храм. В 1789 году была освящена новая каменная трехпридельная церковь с колокольней. Главный придел освящен в честь явления иконы Божией Матери во граде Казани. Южный придел - во имя преподобного Алексия, человека Божия (построен в 1779 году), а северный придел - во имя святых мучеников Флора и Лавра. Монастырь был обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями по углам. С учреждением Томской епархии местопребыванием епископа стал служить монастырь. После приобретения нового архиерейского дома в прежних архиерейских помещениях разместилась Духовная семинария, действовавшая на территории монастыря с 1884 по 1899 год.
В 1922 году монастырь перестал существовать, но при Казанском храме по-прежнему была община верующих. В октябре 1924 года вышло постановление Губисполкома о регистрации общины при Казанской церкви и передаче ей в бесплатное и бессрочное пользование храма и его имущества. Постановлением Горсовета в 1929 году договор о передаче храма и имущества был расторгнут по обвинению в несоблюдении общиной условий договора. Здание была закрыто и опечатано, а имущество передано в пользование Никольской и Петропавловской общинам.
В начале 1990-х годов началось возрождение монастыря. В июне 1991 года его посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В 1992 году верующим был возвращен Казанский храм и келейный корпус. В пасхальную ночь состоялось первое богослужение во вновь освященном Казанском храме. 5 июля 1995 года были обретены мощи местночтимого святого - праведного старца Феодора Томского и помещены в раке в Казанском храме. В 1997 году на территории монастыря была восстановлена часовня святого Феодора Томского. Постановлением Святейшего Синода в конце 1999 года в монастырь был назначен игумен. 5 июля 2000 года, в день обретения мощей святого Феодора, праздничное богослужение совершалось впервые в сослужении трех архиереев: архиепископа Верейского Евгения, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия и епископа Томского и Асиновского Ростислава.
Главной святыней Казанского храма является резная рака с честными мощами святого праведного Феодора Томского. Почитание святого старца, возникшее еще при его жизни, не прекращалось и после его блаженной кончины. В Томске совершались многочисленные исцеления больных, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвой. И в наши дни не иссякает благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия. Особенно явно она проявляется от его святых мощей, почивающих в Казанском храме. В обители ведется специальная тетрадь для записи случаев благодатной помощи предстательством Томского чудотворца. Каждый воскресный день в 17.30 в храме совершается Акафист святому Феодору, во время которого открывается рака с мощами святого. Каждый верующий при этом помазывается освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей святого Феодора.Житие святого праведного Феодора Томского
Всякий, кто оставит домы, или братьев,
или сестер, или отца, или мать,
или жену, или детей, или земли
ради имени Моего, получит во сто крат
и наследует жизнь вечную.
Мф. 19, 29
Жизнь святых по своей природе таинственна, но не оттого, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных, а потому что их жизнь особым образом причастна той великой Тайне, Которая именуется Богом, - и в силу данной причастности - сродна ей. "Все любящие Господа похожи на Господа", - свидетельствует подвижник нашего времени преподобный Силуан Афонский. Эта схожесть - в неисчерпаемости благодатной жизни, изливающейся на мир многогранностью духовных дарований. Тайна внутренней духовной жизни часто проявляется также во внешней таинственности, непонятной для поверхностного взгляда, но открывающейся сердечным очам веры.
Подобной таинственностью овеяна и личность великого сибирского подвижника - святого старца Феодора Томского. Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно - именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого - Феодор - и означает "дар Божий". <...>
Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. "Странничество, - учит великий наставник духовной жизни преподобный Иоанн Лествичник, - есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию". По слову того же святого, подвиг странничества воспринимается с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Всемерно удаляясь от мира и от "того, что в мире", старец Феодор вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил всякий раз небольшой дом, состоящий из тесной келлии с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, которую со временем по его просьбе обили грубым холстом. При этом праведный Феодор, которому шел уже восьмой десяток лет, заметил: "Тяжело телу становится". Подушку заменял деревянный тесаный чурбан. В келлии также находились простой стол и несколько скамеек - для посетителей. В переднем углу висели иконы, по стенам - картины с видами святых мест - подарки многочисленных почитателей. Одежда старца, как и его келлия, была чрезвычайно простой. Летом он ходил в одной белой длинной рубашке из деревенского холста, - которых у него было только две, - подпоясанный тонким ремешком или веревкою, в таких же шароварах. Зимой надевал поверх рубахи длинный темно-синий халат или, когда выходил на холод, - старую вылинявшую сибирскую доху (шубу мехом наружу). На ногах носил обыкновенные (зимой - толстые) чулки и простые кожаные туфли.
Отличало старца Феодора то, что одежда на нем была постоянно чистая. Вообще, старец был чрезвычайно аккуратен; держал себя и свою келлию в неподражаемой чистоте и не выносил никакого беспорядка. <...> Несмотря на убогую одежду старца, его царственная осанка и удивительная внешность не исчезала за рубищем бедняка-простолюдина. По описаниям архимандритов Томского Богородице-Алексиевского монастыря отцов Виктора и Лазаря, купца С. Ф. Хромова и других современников святого Феодора, он был статным, высокого роста, плечи высокие; внешность имел величественную, лицо замечательно красивое, светлое, всегда чистое, хотя никто никогда не видел, чтобы старец умывался: глаза голубые, волосы на голове кудрявые, борода длинная, вьющаяся, совершенно седая.
Говорил старец тихо, но внушительно, образно. Иногда он казался строгим, повелительным, но это бывало очень редко. Вообще характер у него был добрый и мягкий, лишь немного вспыльчивый. Старец отличался большой физической силой. <...>
Поступь старца, его походка и все манеры были как у человека благовоспитанного и образованного. Все это давало возможность видеть в Феодоре Козьмиче человека непростого происхождения, хотя он и старался соблюдать простоту в речах и вообще во всем образе жизни.
Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его келлии была постоянно заперта. Следуя евангельской заповеди о необходимости совершать молитвенное делание в тайне от мира (Мф. 6, 6), старец сподобился от Бога по неложному Его обещанию явных благодатных дарований. Только после смерти обнаружилось, что колени старца были покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв. <...>
После старца сохранилась составленная им покаянная молитва: "О Владыко, человеколюбче Господи, Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая! Благодарю Тя, Господи, за твое великое милосердие и многое терпение. Аще бы не Ты, Господи, и не Твоя благодать покрыла мя, грешного, во вся дни и нощи, и часы, то уже бы аз, окаянный, погибл, аки прах, пред лицем ветра за свое окаянство и любность, и слабость, и за все свои преестественные грехи. Уже бо не престаю и не престану часа того, чтобы не сотворить греха, а когда восхотех прийти ко отцу своему духовному на покаяние, отча лица устыдихся, грехи утаих, оные забых и не могох всего исповедати срама ради и множества грехов моих: темже убо покаяние мое нечистое есть и ложное рекомо, но Ты, Господи, ведый тайну сердца моего, молчатися разреши и прости в моем согрешении грешную мою душу, яко благословен во веки веков. Аминь". <...>
Старец Феодор тщательно скрывал свое происхождение, не называя своих родителей даже высокопоставленным духовным лицам. Он говорил лишь, что Святая Церковь о них молится. О себе старец Феодор открыл часто навещавшему его епископу Афанасию Иркутскому только то, что имеет на свой подвиг благословение святителя Филарета, митрополита Московского. <...>
У себя в келлии старец Феодор принимал всех, приходивших к нему за советом, и редко отказывал кому-нибудь в приеме. Но особенным его расположением пользовались лишь немногие простые и чистые сердцем люди, у которых старец и поселялся, переходя с места на место. Всякого рода советы давал безвозмездно, денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. Разговаривал с незнакомыми всегда стоя или прохаживаясь взад и вперед по комнате, причем руки обыкновенно держал на бедрах или засунув одну из них за пояс, а другую положив на грудь... Со своими посетителями Феодор Козьмич вел себя очень сдержанно, трезвенно, без фамильярности. <...>
В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII и начала XIX столетия. Знал всех государственных деятелей и высказывал чрезвычайно верные характеристики их. С большим благоговением отзывался он о митрополите Филарете, архимандрите Фотии и других. Рассказывал об Аракчееве, его военных поселениях, о его деятельности, вспоминал о Суворове. Все подобные воспоминания и суждения о людях имели какой-то особенный беспристрастный и в то же время мягкий характер.
Особенно старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например в эпизодах войны 1812 года, что этим вызывал недоумение даже у лиц образованных: духовенства, интеллигентных ссыльных.
Про Кутузова говорил, что он был великий полководец и Александр I завидовал ему... "Когда французы подходили к Москве, - рассказывал как-то Феодор Козьмич, - император Александр I припал к мощам Преподобного Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал как бы внутренний голос, который сказал ему: "Иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов. Как фараон в Чермном море, так и французы на Березовой реке погрязнут..."" <...>
Сохранилось следующее высказывание святого Феодора о Православии: "Православная вера есть великий корабль, который плавает в море; все же секты - это маленькие лодочки, которые привязались к кораблю, как на веревке. Потому только держатся и не тонут".
Даже на смертном одре старец отказывался назвать свое настоящее имя. <...> Весть о кончине святого быстро распространилась по всему Томску и его окрестностям. Множество народа окружило дом, где скончался любимый томичами и хорошо им известный праведник. Все, начиная от местной аристократии и кончая нищими, которых щедро оделял при жизни Феодор Козьмич, спешили поклониться гробу чудного старца.
Отпевание совершил в сослужении духовенства настоятель Богородице-Алексиевского монастыря архимандрит Виктор. На похоронах присутствовали представители местной власти и масса народа. Погребен старец был, согласно высказанному им при жизни пожеланию, в ограде мужского монастыря, к северо-востоку от главного алтаря монастырского храма. Впоследствии над могилой праведника была воздвигнута часовня, разрушенная после революции, но в наши дни восстановленная. <...>
После смерти старца его могила и келлия, в которой он жил, сделались местом паломничества множества людей из самых разных слоев общества. <...>
В начале XX столетия усердием многочисленных граждан Томска над его могилой была возведена часовня. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На Епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность всех тех вещей, которые сохранились от старца и были безгласными свидетелями его святой жизни. Для всех было очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых.
Однако прославление это в силу известных причин состоялось лишь в 1984 году, когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора Сибирских святых. 5 июля 1995 года произошло другое замечательное событие - были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице в храме Томского Богородице-Алексиевского монастыря.
Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в обители в день его преставления 2 февраля (20 января по старому стилю) и 5 июля - в день обретения честных его мощей, а также в Соборе Сибирских святых, 23 июня.
На следующий день, 26 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в Петропавловском кафедральном соборе Томска Божественную литургию в сослужении тех же Преосвященных архипастырей. В слове после богослужения, обращенном к Первосвятителю, епископ Томский и Асиновский Ростислав, в частности, сказал: "Множество молодых людей с любовью приветствуют Вас, Ваше Святейшество, в нашем городе. То, что они видели Первосвятителя Русской Православной Церкви, несомненно побудит их сделать решительный шаг к Церкви, к храму Божию. И тот, кто сегодня еще, может быть, находится за церковной оградой, кто только первые шаги делает навстречу Церкви, сделает более решительный шаг и окажется в спасительной ограде Церкви Христовой".
Затем состоялась встреча в здании администрации Томской области. Тесные дружеские отношения связывают в Томске светскую и духовную власть. Губернатор области В. М. Кресс с большим вниманием относится к нуждам Православной Церкви и поддерживает инициативы правящего архипастыря Владыки Ростислава.
Главная площадь Томска, в советские годы называвшаяся площадью революции, в 1998 году была переименована в Новособорную площадь (раньше она называлась Троицкой), поскольку на ней долгие годы стоял кафедральный собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Этот величественный храм был разрушен в 1930-е годы, как и Храм Христа Спасителя в Москве, которому он был подобен по архитектурному облику. Хочется надеяться, что Троицкий собор, так же, как Московский кафедральный собор во имя Спасителя Христа, со временем будет восстановлен и главную площадь Томска вновь украсят его синие купола.
Символом возрождения Томска - исторического центра православной Сибири - стало освящение Святейшим Патриархом возрожденной Иверской часовни в центре города. Иверская часовня в Томске - точная копия одноименной московской часовни - была построена в 1858 году. Со Святой Горы Афон сюда был доставлен список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. "Благая Вратарница" стала хранительницей Томска, и его жители, подобно москвичам, приходили в часовню, чтобы испросить у Божией Матери заступничества и помощи. В 1930 году Иверская часовня в Томске была уничтожена - немногим позже московской. К приезду Святейшего Патриарха ее возвели вновь. Торжественным крестным ходом вновь написанная Иверская икона Пресвятой Богородицы была перенесена из Богоявленского собора (также недавно восстановленного) в часовню, и Святейший Патриарх совершил торжественный молебен на площади в честь этого радостного события.
После этого состоялось посещение Святейшим Владыкой Томской Духовной семинарии, новое здание которой, только что отремонтированное и сияющее свежей краской, находится рядом с Богоявленским собором. Предстоятель Русской Церкви всегда с большим вниманием относится к Духовным учебным заведениям. Он обратился к студентам со словом наставления и передал в библиотеку семинарии вышедшие в свет тома "Православной энциклопедии", а также книги, посвященные 40-летию его архиерейской хиротонии. Владыка Ростислав рассказал Святейшему Патриарху об успехах и проблемах вверенного его попечению высшего учебного заведения (напомним, что Томская Духовная семинария имеет такой статус).
День завершился торжественным концертом в городской филармонии, на котором произошло еще одно радостное событие: правящему архиерею Томской епархии был возвращен символ архипастырской власти - посох святителя Феодосия Черниговского. В Томск его в 1834 году привез первый епископ Томский - Преосвященный Агапит (Вознесенский), который прибыл сюда из Чернигова. Этот посох был дан ему для укрепления сил и передавался от одного правящего Владыки к другому. В советские годы посох святителя Феодосия Черниговского находился в местном музее. И вот наконец он вернулся к своему законному владельцу! Владыка Ростислав с благодарностью принял посох, помещенный в специальный футляр. Ему, как и каждому архипастырю в наше время, приходится быть и строителем, и дипломатом, трудиться в самых разных сферах церковной и общественной жизни. Святейший Патриарх пожелал епископу Томскому, чтобы посох святителя Феодосия Черниговского - символ архипастырской власти Томских архиереев - укреплял его в архиерейском служении.
Отмечая труды губернатора Томской области Виктора Мельхиоровича Кресса в поддержку Томской епархии и по возрождению духовных начал, Святейший Патриарх вручил ему награду Русской Православной Церкви - орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Его Святейшество также обратился к жителям Томска, присутствовавшим на концерте, заметив, в частности, что "идеологи, вынашивающие планы дальнейшего раздела России, именно в Русской Православной Церкви видят главного противника, потому что Церковь всегда объединяла. Всей нашей историей мы научены тому, что надо строить свое будущее на основе прошлого. Без прошлого не может быть будущего. В Евангелии есть слова о том, что дом, построенный на песке, не устоит, и только дом, построенный на камне, будет прочным. Для государства таким прочным фундаментом является его история. Будем же помнить ее и стараться извлекать из нее уроки... Я рад переменам, которые произошли в жизни города за последние одиннадцать лет. Тогда я видел руины храмов, сегодня они воссозданы и наполняются верующими. Возвращение к нравственным основам жизни - наша общая задача. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом. За каждым богослужением она молилась и молится о богохранимей стране Российстей, и мы верим, что Господь услышал молитву нашу: в конце двадцатого века, после тяжелейших испытаний, репрессий и гонений, разорения наших отечественных святынь мы вновь возвращаемся к своим традициям, к своей отеческой вере".
Последний день пребывания Святейшего Патриарха Алексия на Томской земле, 27 мая, был посвящен освящению нового храма. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был построен в городе-спутнике Томска - Северске. Камень в основание этого храма Святейший Владыка заложил одиннадцать лет назад, в свой прошлый приезд. За освящением храма и Божественной литургией Его Святейшеству сослужили архипастыри, сопровождавшие его в поездке, и епископ Томский и Асиновский Ростислав.
В тот же день Святейший Патриарх возвратился в Москву.М. ЖИЛКИНА
ответственный секретарь
Издательского Совета Московского Патриархата
Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4
Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно прийти изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре!
|
Спасский храм в селе Коларово |
|
Встреча Святейшего Патриарха в селе Коларово |
|
Торжественное открытие Томского Епархиального управления |
|
В Томском политехническом университете |
|
Встреча со студентами |
|
Торжественная встреча Святейшего Патриарха в Богородице-Алексиевском монастыре |
|
Епископ Томский и Асиновский Ростислав |
|
Рака с мощами святого праведного Феодора Томского |
|
Петропавловский кафедральный собор Томска |
|
Крестный ход с Иверской иконой Божией Матери из Богоявленского собора |
|
После молебна у Иверской часовни в Томске |
|
В новом здании Томской Духовной семинарии |
|
Епископ Томский и Асиновский Ростислав с посохом святителя Феодосия Черниговского |
|
Святейший Патриарх Алексий рассматривает возвращенный Церкви посох святителя Феодосия Черниговского |
|
Возле храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Северске |
|
Освящение престола храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в Северске |