ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Свято-Успенский Космин монастырь
на реке Яхрени

       Во Владимиро-Суздальской земле, богатой древними святынями, во второй половине XV столетия возникла малая монашеская обитель, прославленная Господом деяниями двух Его святых угодников - преподобного Космы Яхренского и игумена Митрофана, впоследствии знаменитого епископа Воронежского.
       Небольшой, малоизвестный мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в сорока километрах от областного города Владимира, недалеко от шоссейной дороги, ведущей из Владимира в древний город Юрьев-Польской, - в центре старинного села Небылово.
       Временем основания монастыря, указанным в позднем списке Жития преподобного Космы, считается конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами). Однако в первом среди сохранившихся исторических документов, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа "его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку". В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года - игумен Протасий. Из этого следует, что основатель обители, бывший, по всей вероятности, ее первым игуменом, преставился до 1477 года. Вероятно, Космы уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его "Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря". Обитель, возникшая на земле митрополита Московского, первоначально, видимо, была митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого князя Московского.
       В Житии преподобного Космы Яхренского, составленном суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранившемся в нескольких списках XVI-XVIII веков, содержится немного исторических сведений. В XIX - начале XX века печатались адаптированные переложения хранившегося в монастыре списка Жития XVIII столетия. По преданию, изложенному в печатном Житии, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном "боярина", жившего в "пределах владимирских". Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего "боярина", или "дворянина" (так он называется в печатном списке Жития), отрок был отдан на воспитание "соседу-помещику", по преданию - "из бояр Секериных", жившему близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, находится в восьми километрах от основанного впоследствии Космой монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни "господином-боярином" по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление, отрок ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь в честь Ее Успения. Матерь Божия, многократно являвшаяся в Земле Русской, посетила и это тихое, Богом избранное место. Под Ее благодатным Покровом монастырь существовал в течение четырех столетий, просвещая словом Божиим окрестные селения, устами скромных иноков вознося сердечные молитвы Господу о спасении мира.
       Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух Ее иконах - Успение и "Яхромская". Древние святыни привлекали внимание Преосвященных Владык и царей. В XVII столетии, вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву "чудотворный медный литой" образ Пресвятой Богородицы. Сказание о нем было внесено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора в Московском Кремле С. Моховиковым в 1714-1716 годах. Текст сказания следующий: "Образ Пресвятыя Богородицы Яхромския чудотворный медный литой в Шахматицы явися в лето 6990 (1482) октября в 14 день преподобному игумену Козьме Яхромскому чудотворцу близ града Юрьева Польского за 15 поприщ, на древе вязу. Явися образ медный, мерою четверть аршина. Преподобный бе тогда во младости и не пострижен, с господином своим дворянином до града Владимира техаша. И в сем месте ста уснуша. И от образа сего Богородицына глас ему бысть повелевающ постричься и монастырь построити и церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения поставити. Еже и бысть. Пострижеся святый Козьма в Киево-Печерском монастыре и по времени прииде на место явления Пресвятой Богородицы на Яхрому реку в Шахматицу. Образ же Ея с собою ношаше. И потом созда обитель Богоматери и образ Ея постави в той обители и богоугодно поживе в добродетеле и преставися и многа чюдеса от образа того и от честнаго его гроба содеваются всем с добром приходящим. По некоих же летех, по некоему чюдеси Богоматери образ взят бысть с честию к Москве благочестивым царем на поклонение и молебствование. И многое время бысть на Москве. И по упрошению игумена Яхромского ныне в 195-м (1685) отпущен бысть сей образ Пресвятыя Богородицы в монастырь".
       В этом сказании, основанном на Житии преподобного Космы и событиях, связанных с принесением в Кремль святыни Космина монастыря, назван тот год и день явления чудотворной иконы, который в ХVIII-ХIХ веках праздновался в обители. В этот исторический период "Яхромской" (правильное название - "Яхренская", происходящее он названия реки Яхрень) назывались два изображения Божией Матери: икона Успения и образ Богородицы с Младенцем Христом на руках, принадлежащий к иконографическому типу "Умиление", в котором Божественный Младенец представлен прильнувшим к лику Матери и касающимся ручкой Ее подбородка. Каким было изображение Божией Матери на явленном чудотворном "медном литом" образе, неизвестно. В позднее время в монастыре праздновали явление преподобному Косме иконы Успения (девятая пятница по Пасхе) и явление ему "Яхренской" иконы (14 октября).
       В составленной в начале XX века "Описи древних предметов Космина монастыря" первой названа "чудотворная икона Успения Божией Матери" длиной 9 вершков (примерно 40,5 см), XVI века, в серебряном позолоченном окладе; древний чудотворный образ был вставлен в икону XIX века с живописными изображениями преподобного Космы и святителя Митрофана Воронежского. Эта святыня Косминой обители, являвшаяся ее храмовым образом, не сохранилась. Второй образ - икона "Яхромской Божией Матери", изображенная на серебряном ковчеге-мощевике начала XVI века, также вставленном в икону XIX века с изображениями святых; ныне эта икона хранится в музее в городе Суздале. В 1910 году в книге академика Н. П. Кондакова "Иконография Богоматери" была опубликована фотография "чудотворной иконы Богоматери Яхремской" из Космина монастыря, "явившейся в 1482 году".
       На этой фотографии представлен образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом, изображенным слева: одной рукой Сын Божий касается подбородка Матери, другая Его рука опущена и отведена назад. Этот образ, вероятно находившийся либо в местном ряду одного из монастырских храмов, либо в алтаре, в целом близок к образу Богородицы с Младенцем на серебряном ковчеге-мощевике, но отличается, во-первых, иным изображением рук Младенца и, во-вторых, расположением Его на левой, а не на правой стороне.
       На основании современных исследований о чтимых иконах Косминой обители можно сказать следующее. Первая святыня - "чудотворный медный литой образ", по преданию, явленный будущему основателю монастыря, был взят в Москву, вероятно, в царствование Алексея Михайловича и, согласно сказанию, возвращен в 1685 году, дальнейшая судьба его неизвестна. Вместе с тем, в кремлевском Благовещенском соборе сохранилась древняя икона Богородицы с Младенцем Христом на руках точно такой же иконографии, как на фотографии чудотворной "Яхромской", опубликованной Н. П. Кондаковым, но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Есть основания полагать, что этот замечательной высокохудожественный образ, исполненный во второй половине XIV века талантливым мастером-иконописцем, был родовой святыней либо самого преподобного Космы, либо исцеленного "боярина" из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Космине монастыре, а в XVII столетии, вместе с "чудотворным медным литым образом", был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения. В монастыре же почитался список этого образа (копия с зеркальным изображением Богомладенца), воспроизведенный на опубликованной Н. П. Кондаковым фотографии. В настоящее время дальнейшая история этой иконы не известна; предполагаемый древний оригинал Яхренской иконы Божией Матери, как уже отмечалось, хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля, а в монастыре находится его современная копия.
       Видимо, в качестве вознаграждения за взятые в Москву высоко ценимые святыни царь Алексей Михайлович в 1657 году пожаловал монастырю 300 рублей денег и 100 пудов железа на сооружение кирпичной соборной церкви Успения. В период строительства нового соборного храма Успения взамен ветхого деревянного в монастыре исчезла деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы, в которой почивали под спудом святые мощи основателя обители. Можно предположить, что новая Успенская церковь была возведена на месте двух вышеназванных деревянных (странным представляется, однако, то, что здесь не появился престол церкви Параскевы Пятницы, как это обычно происходило в подобных случаях) и, таким образом, захоронение преподобного Космы оказалось в главном монастырском соборе. Действительно, согласно Описи 1666 года, у южных дверей Успенской церкви помещалась гробница Космы чудотворца с его святыми мощами "под спудом", покрытая шитой серебром и золотом пеленой с образом преподобного (эта пелена ныне хранится в музее в городе Суздале). В 1746 году в ответ на запрос Святейшего Синода о находившихся в монастырях мощах "на вскрытии" и вновь сокрытых в землю "без должного свидетельства" из Косминой обители поступило следующее сообщение: "А ныне по свидетельству во оном Козьмине монастыре в соборной каменной церкви Успения Пресвятыя Богородицы на правой стороне возле южных дверей в церковной стене имеется место, в том месте сделано подобно гробнице, решетка железная вызолоченная, на оной тумбе положен образ, на нем написано: "образ преподобного Космы Яхренскаго чудотворца", на оном образе положена пелена, под тем образом положена доска простая, вышиною от земли боле аршина, да внутри за тумбою внизь к стенам положены два бруса деревянныя, по концам сшито брусьями же. Под ними значится песок и кирпичи, промеж онаго брусья празднаго места на аршин, а гроба с мощми под тою доскою в том месте за решеткою не имеется".
       Таким образом, вопрос о местонахождении святых мощей основателя обители оставался без ответа уже в XVIII столетии. Вероятно, захоронение примыкало к южной стене Успенской церкви (внутри храма оно было выделено гробницей, описанной в вышеназванных документах) и с течением времени потерялось, поскольку почиталась именно гробница с образом преподобного Космы, находившаяся внутри храма. В XIX веке в монастыре твердо верили, что святые мощи преподобного "почивают под спудом" в Успенском храме. Косвенным подтверждением как будто может служить то, что именно с южной стороны Успенского собора располагалось кладбище и церковь Параскевы Пятницы, возможно, была кладбищенской. По свидетельству местных жителей, в 1950-1960-е годы советские "кладоискатели" проводили в соборе "раскопки": были найдены кости, бережно собранные благочестивыми старушками и погребенные ими на современном небыловском кладбище. Однако не исключено, что святые останки основателя Косминой обители почивают "под спудом" и доныне, но место это потеряно.
       Возвращаясь к истории монастыря, нужно особо отметить 1666 год, когда по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни (Владимирская епархия) Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келлии, полностью обновлено иконное убранство обители. До революции 1917 года здесь хранилось Евангелие с собственноручной записью святого Митрофана, в которой сообщалось, что "выполнено сие Евангелие... при игумене Митрофане, что взят из Золотниковской пустыни... на казенные деньги". Космин монастырь стал первой обителью игумена Митрофана, в которой будущий прославленный пастырь приобрел духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности.
       В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая, оформивший главный северный вход в монастырь, со стороны села. Позднее он был соединен с корпусом братских келий и благодаря этому с трапезным храмом Спаса Нерукотворенного Образа. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой.
       В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. В 1711-1712 годах обитель дважды тайно посетила инокиня Елена - бывшая царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра Великого, сосланная им в суздальский Покровский монастырь. За "оказание чести" опальной царице игумену Симону было учинено "следственное дело". В 1726 году Успенский Космин монастырь как "малобратственный" был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда, но через год вновь стал самостоятельным.
       В XIX веке в монастыре проводились новые строительные работы: в 1833 году были устроены приделы во имя преподобного Космы Яхренского (в южной части главного алтаря Успенской церкви) и во имя новопрославленного святого Митрофана Воронежского (в южной части трапезной храма Спаса Нерукотворенного Образа); над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж; почти полностью был перестроен Никольский надвратный храм (поэтому в изданиях начала XX столетия он датирован XIX веком).
       В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники - в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной Яхромской иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) - в монастырь стекались многочисленные благочестивые посетители. За монастырскими стенами, на площади устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящим, чтимыми святынями, а также небогатым, но благолепным уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимой окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.
       В 1880-е годы по просьбе жителей деревни Зернево, считавших преподобного Косму "своим уроженцем", епархиальное начальство дало разрешение на учреждение крестного хода с чудотворной иконой из монастыря в Зернево ежегодно в девятую пятницу по Пасхе "на всенощную" для освящения домов местных жителей. В крестный ход выносили местночтимую святыню - древнюю чудотворную икону Успения (в серебряной позолоченной ризе), которая была вставлена в большую икону с ростовыми изображения святых Космы Яхренского и Митрофана Воронежского. Помимо настоятеля монастыря и братии в этом торжественном молении принимали участие священники близлежащих сел - Андреевского и Рожнова, бывших тогда богатыми и многолюдными.
       В годы революции и советской власти судьба Косминой обители как будто мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. В Успенском соборе была устроена хлебопекарня и столовая, в храме Спаса Нерукотворенного Образа - музыкальная школа и библиотека. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Но Матерь Божия, некогда распростершая здесь Свой Покров, не покидала этого святого места: монастырские храмы и корпус келий стоят и доныне, в 1970-е годы все здания были отреставрированы владимирской областной мастерской. Удивительным образом остался почти неповрежденным храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный трудами святого Митрофана Воронежского (в нем уже в течение нескольких лет совершается богослужение), в то время как десятки церквей в окрестных селах были разобраны на кирпич и стерты с лица земли. Не погибла и древняя соборная церковь Успения, построенная на пожертвования царя Алексея Михайловича. Чудесно избежал полного разрушения надвратный храм во имя Святителя Николая. Исчезли лишь колокольня Успенской церкви и монастырская ограда. В музее города Суздаля бережно хранятся монастырские сокровища, спасенные при разорении обители в 1920-е годы. Это особо почитавшийся в монастыре серебряный ковчег-мощевик с образом Божией Матери "Яхромская" (начало XVI века), лицевой покров преподобного Космы с его гробницы (конец XVI века), образ преподобного Космы, изображенного на фоне основанного им монастыря (конец XVII века) и некоторые другие святыни.
       Когда монастырь был закрыт, монахи изгнаны и рассеяны, простые крестьянки села Небылова, неутомимые труженицы во славу Божию, не дали угаснуть молитве в этом богоизбранном месте. С глубокой искренней верой они просили Господа и Его Пречистую Матерь не оставлять их малую родину, не покидать их отечества. Прошли десятилетия, и вот, благодаря хлопотам, трудам и заботам этих чистых сердцем и сильных верою женщин в 1990-е годы в селе начала постепенно возрождаться церковноприходская жизнь. Последние из этих молитвенниц еще живы, их простые бесхитростные рассказы о пережитом достойны быть внесенными в анналы местной истории. Беседы с ними разогревают охладевшие от мирской суеты сердца, пробуждают дремлющую от благоустроенной и беззаботной жизни совесть, зовут к созиданию, к заботе о возрождаемой святыне.
       Настоятели вновь открытого Космина монастыря старались вносить свой посильный вклад в восстановление обители. Храм наполнялся иконами, шли богослужения, но трудности были велики, возникали препятствия. Малоизвестный, затерявшийся в российской глубинке (хотя и вполне доступный для посещения в любое время года и на любом транспорте) монастырь не имеет ни попечителей, ни состоятельных жертвователей. Он живет и поддерживается трудами малочисленных насельников, а его "доход" составляют в основном приношения живущих в бедности двух-трех десятков любящих Господа местных жителей-пенсионеров.
       Назначенный летом 2001 года настоятелем молодой энергичный иеромонах Серафим (Котенков) с Божией помощью и по явному предстательству Божией Матери возрождает обитель. В монастыре не прекращается молитва, благоговейно, чинно и неспешно идут длинные монастырские службы. Облагорожен (побелен и покрашен) древний Успенский собор, быстро восстанавливается интерьер надвратной Никольской церкви. Устроены келлии, помещение братской трапезы. Заведено небольшое монастырское хозяйство.
       Положено доброе начало богоугодному деланию по возрождению древней обители. Но это только начало большого и трудного дела, которое может успешно совершаться лишь при поддержке неравнодушных к своему отечеству и национальным святыням добрых сердцем россиян. Монастырские храмы уже многие десятки лет ждут своих благотворителей. Древнейший монастырский собор Успения Божией Матери находится в аварийном состоянии, требуются немалые средства на первоочередные работы, не говоря уже о желательной реставрации его пятиглавия (ныне осталась только центральная глава). Восстанавливаемый надвратный храм во имя Святителя Николая пока остается без главы, хотя уже подготовлен проект ее реставрации, - нужны деньги на дорогостоящие материалы и оплату труда мастеров. Система отопления, сделанная в некоторых монастырских помещениях в советское время, пришла в полную негодность и нуждается в безотлагательной замене. В монастыре до сих пор нет ограды и строений для хозяйственных нужд.
       Все перечисленное - это лишь самое основное и первоочередное из того, что необходимо сделать в монастыре в ближайшее время. Нужны большие материальные средства, рабочие руки, неравнодушные сердца. Древние храмы, давно не реставрированные иконы терпеливо ждут помощи от тех, кому дороги национальные русские святыни, кто желает внести свою лепту в возрождении православной России.
       Всех, кто готов потрудиться во славу Божию и жаждет отдохнуть душой от пустыни большого города, монастырь приглашает приехать в любое время и на любой возможный срок. Ищущий благоговейной тишины путник, оказавшийся в этом уединенном уголке, найдет здесь, в стенах древнего Космина монастыря, желаемое. Его с радостью встретит смиренно-кроткий, ласково-приветливый к каждому отец настоятель Серафим.
       Возвышенная холмистая местность, на которой расположена обитель, изобиловала родниками чистейшей прозрачной воды. На одном из этих ключей, вверх по течению реки Яхрени, в полукилометре от монастыря, находился святой колодец под сенью, по преданию, изначально устроенный преподобным Космой; ныне колодец возобновлен.
       Окрестности этой древней тихой обители очень живописны, особенно красивы дали, открывающиеся от святого колодца. Взор паломника будет очарован чудными видами поднимающихся по холмам дубрав и еловых рощ, цветущих лугов и нежно зеленеющих полей на другом берегу искусственного озера, заменившего собой речку Яхрень, где более пяти веков тому назад явилась в образе Своей иконы Божия Матерь.

Л. ЩЕННИКОВА,
ведущий научный сотрудник
Государственного историко- культурного музея-заповедника "Московский Кремль"

Фотографии - А. В. Нетецкого

      

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       Щенникова Л. А. "Богоматерь Яхромская". Византийский прототип и русские иконы XIV-XVI вв. // Россия и христианский Восток. М., 1997. С. 49-63.
       Щенникова Л. А. Святыни и древности Яхромского Козьмина монастыря // Монастыри России: Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария. Можайск: Терра, 2000. Вып. 7. С. 165-176.
       Щенникова Л. А. Свято-Успенский Яхренский Козьмин монастырь - первая обитель игумена Митрофана (святого епископа Воронежского) // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2001. Вып. 5. С. 276-283.
       Ефимова А. И. Успенский Козьмин монастырь на реке Яхрени в документах ХV-ХVIII столетий // Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 2002. Вып. 6. С. 247-254.
       Использованы также материалы публикаций XIX - начала XX века.
      
       Проезд: из Москвы до Владимира электропоездом или коммерческим автобусом (отправляется по заполнении) с Курского вокзала, далее рейсовым автобусом до села Небылое (направление на Юрьев-Польской, 40 км). Возможен проезд из Юрьева-Польского рейсовым автобусом (направление на Владимир, 25 км).
       Адрес: 601810 Владимирская область, Юрьев-Польской район, поселок Небылое.
       Телефон: (09-246)5-41-55.
       Реквизиты: БИК 041708602 ИНН 3326002552 к/с 30101810000000000602 р/с 40703810210130100009 Владимирское ОСБ 2485. г. Юрьев-Польской

Яхренский Космин монастырь. Вид со стороны озера

Яхренский Космин монастырь. На переднем плане - церковь Святителя Николая, на заднем плане - церковь Спаса Нерукотворенного Образа

Успенский собор Яхренского Космина монастыря. Середина XVII века

Покров преподобного Космы Яхренского.
Конец XVI века Владимиро-Суздальский музей

Часовня над колодцем преподобного Космы в окрестностях Яхренского Космина монастыря