|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2002 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Юридические консультации
Административная ответственность
Вслед за Земельным и Трудовым кодексами со второго полугодия текущего года вводится в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Ряд положений этого свода законов имеют отношение к религиозным организациям и потому целесообразно дать об этом информацию читателям "Журнала Московской Патриархии".
Кодекс предусматривает административные правонарушения и административные наказания за их совершение, порядок их назначения, то есть производство по делам об административных правонарушениях и полномочия государственных органов и должностных лиц по рассмотрению этих дел.
Законодательство об административных правонарушениях (это и сам Кодекс, и соответствующие ему законы субъектов Российской Федерации) направлено на защиту личности, охрану прав и свобод, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на охрану окружающей среды, защиту общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законной деятельности государственной власти, экономических интересов как физических, так и юридических лиц. В соответствии с Кодексом ответственности за правонарушения подлежат физические лица, должностные лица и юридические лица, то есть организации.
Применительно к религиозным организациям должностными лицами являются те, на кого возлагаются организационно-распорядительные или административные обязанности. В качестве примера можно назвать старосту прихода или завхоза подворья, обязанного по должности обеспечить соблюдение законодательства о труде и об охране труда, о сохранности памятников истории и культуры или требований пожарной безопасности.
Отдельной статьей (5.26) Кодекс предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. За воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда. Это указано в части первой названной статьи. Во второй части статьи административная ответственность установлена за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков или эмблем мировоззренческой символики, что влечет за собой наложение на граждан административного штрафа от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26 Кодекса, рассматривают и решают судьи районных судов или мировые судьи, что указано в ст. 23.1. Первичные материалы о допущенном правонарушении по ст. 5.26 составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию религиозных организаций и контроль за их деятельностью, то есть органами юстиции, которые в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" в новой редакции ст. 8 именуются как "органы, принявшие решение о государственной регистрации религиозной организации". Любое решение, принятое по административному правонарушению, может быть обжаловано или опротестовано по процессуальным нормам Кодекса. В этом состоит одна из гарантий соблюдения прав лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, потерпевших от административного правонарушения.
Установленная этим законом обязанность религиозной организации ежегодно информировать орган юстиции о продолжении своей деятельности подкрепляется ответственностью в административном порядке за неисполнение этого требования закона. Кодекс (ст. 19.7) вводит за это правонарушение наказание в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц и на юридических лиц.
Многие церковные здания и сооружения являются объектами культурного наследия - памятниками истории и культуры, их собственники или пользователи, в том числе религиозные организации, обязаны соблюдать установленные законом и обозначенные в охранных договорах требования по сохранению, использованию по назначению и охране таких объектов и прилегающих территорий, получению разрешений на проведение ремонтно-строительных, реставрационных и земельных работ. Нарушение этих требований влечет по Кодексу административную ответственность должностных лиц и организаций, а также граждан (статьи 7.13 и 7.14.).
Религиозным организациям - каноническим подразделениям Русской Православной Церкви рекомендуется иметь Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствующих случаях обращаться к его тексту, в частности, для того, чтобы не допускать правонарушений и не подвергаться административным наказаниям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2001 года, выпущен отдельными изданиями и начинает действовать с 1 июля 2002 года.В. Н. КАЛИНИН,
заслуженный юрист России,
советник-юрист Московской Патриархии