ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2002

ПРОПОВЕДЬ

Слово митрополита Григория (Чукова, † 1955)
к студентам и воспитанникам Ленинградских Духовных академии и семинарии
в день памяти святого Апостола Иоанна Богослова
(было произнесено в академическом храме 9 октября 1954 года
для моральной поддержки учащихся
Следует напомнить, что это было время
обострения антирелигиозной пропаганды в советской печати)

       Сегодня нас собрал сюда, в это училище веры и благочестия, престольный праздник храма, посвященного святому Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Зритель неизреченных откровений и сказатель вышних Божиих тайн, сын Зеведеев, написав нам святое Евангелие, богословити Отца и Сына и Духа Святого научил есть, - говорит Церковь в одном из богослужебных песнопений, обобщая в этих словах все содержание апостольского служения Иоанна Богослова.
       Наша Духовная школа имеет своей исключительной целью и содержанием изучение этих неизреченных откровений, явленных во Христе Иисусе и засвидетельствованных учеником-самовидцем, и восприятие сердцем и воплощение в жизни высоких, завещанных Христом нравственных начал чистоты, любви и правды.
       Вы пришли сюда, в эту Духовную школу, добровольно и сознательно, чтобы восприять свет Христова учения и по заповеди Христа проповедовать его всему миру.
       Принцип, который лежит в основе усвояемого вами религиозного отношения к жизни и миру, непреложен, и никакие доводы отрицательного характера его не могут поколебать, потому что он исходит из неистребимой потребности человеческого духа верить в Бога как в Неизъяснимого, Непостижимого, Вечного, Премудрого и Всеобщего Отца и Начало вселенной, Промыслителя мира. Между тем мы сейчас видим обострившуюся в нашей печати так называемую борьбу с религией.
       Как отнестись к этому нам, характер занятий которых весь сосредоточен в религии? Прежде всего этому не нужно удивляться. На протяжении всей истории человечества наряду с людьми верующими всегда были и люди, не верующие в Бога.
       Люди, отрицающие религию, всегда старались объяснить происхождение и жизнь мира без участия Бога, одними только "законами природы". Но такое утверждение не имеет никаких научных оснований. Апологеты неверия вопреки логике забывают, что одними законами природы никак нельзя объяснить ни самого существования мира или природы, ни собственного существования самих законов природы. Ведь законы природы уже предполагают существование мира - природы, так как могут действовать только тогда, когда уже существует мир или природа, а объяснить существование законов природы ими самими - значит ничего не объяснить... Таким образом, со строго научной точки зрения отрицательное отношение к религии безусловно недопустимо: научными доводами обосновать его нельзя.
       И признавать Бога, и отрицать Бога - исключительно дело веры, и эта вера будет неоспоримой, нисколько не противоречащей ни логике, ни данным в опыте фактам, но эту веру нельзя обратить в доказанное знание и говорить от имени науки.
       Защитники неверия в борьбе с религией за отсутствием подлинно научных доказательств подменяют их или несоответствием воззрения верующих на природу позднейшим выводам естествознания, или пережитками прошлого, создавшимися вследствие темноты масс, или ссылкой на бытовые предрассудки, в которых стараются обвинить почему-то одно духовенство, забывая, что осмеять или опозорить - не значит научно доказать, что Бога нет, тем более что со многими предрассудками испокон века борется сама Церковь (как-то с разными приметами, гаданиями, колдовством), а некоторые из них направлены против самого духовенства ("встреча с попом" как предвестник несчастья и т. п.).
       Все эти высказывания в печати невольно смущают верующих и колеблют убеждения тех, кто искренне ищет истины. Да не смущается сердце ваше, - сказал Христос своим ученикам на последней прощальной вечери, подготовляя их к великим дням испытания их веры, веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14, 1), - говорил Он, и святые Апостолы твердо хранили эту веру и завещали всем нам, верующим: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся... (1 Кор. 16, 13).
       Посему не следует смущаться этими нападками на религию, не надо падать духом, а то, что в этих нападках может быть полезно для еще большего укрепления нашей веры и для лучшего устроения нашей нравственной жизни, надо с любовью принять.
       Если люди неверующие считают нас "невеждами" и "отсталыми" только за то, что мы веруем в Бога, то постараемся еще более укреплять себя постоянной молитвой, живой горячей верой в Бога и пламенеть огнем всеобъемлющей любви к Нему как к Отцу и к людям как к братьям.
       Если неверующие укоряют нас несоответствием нашей жизни и поведения исповедуемым нами евангельским заветам Христа и по справедливости осуждают нас за это, то они правы в своих осуждениях, и мы со всей твердостью должны направить свою волю к искоренению владеющих нами пороков и малейшей нравственной нечистоты, чтобы быть действительными светильниками, поставленными на свещнице, для того чтобы принести свет тем, кто еще не осознал вреда нравственной нечистоты.
       Если люди, гордые успехами в овладении знаниями, достигнутыми передовыми людьми всех времен, обвиняют нас, верующих, в "мракобесии" и сознательном "затемнении" сознания масс за то, что эти массы не успели выйти из темноты невежества и освободиться от неверных и извращенных воззрений на мир и жизнь, усвоенных еще в далекие времена язычества, то это - перенесение боли с больной головы на здоровую. Несправедливо вместо обвинения тем, кто мог бы и должен был нести свет просвещения в темные массы, бросать обвинения духовенству, которое насадило первые зародыши просвещения в родной Руси, создавая школы для просвещения народа. И наша задача и теперь заботиться об углублении понимания истинного нравственного учения Христа и очищении его от искажений и извращений.
       Если, наконец, сейчас в нашей стране идет дружная объединенная работа всего многомиллионного населения по построению социализма и развитию экономической жизни страны, то верующие люди рука об руку с неверующими с полным энтузиазмом работают над созданием лучших условий жизни и торжества правды и обеспечения мира во всем мире, и обвинять или подозревать верующих в противном - значит говорить заведомую неправду.
       Итак, дорогие питомцы нашей Духовной школы, не смущайтесь нападками на религию, будьте уверены: нравственное сознание в глубине совести каждого составляет нераздельное целое с сознанием религиозным, и разорвать их для блага жизни нельзя, как бы ни отрицали этого неверующие. "Без Бога - ни до порога", - говорит русская пословица.
       Даже писатель, философ Гюйо, написавший самую яркую по отрицательным выводам книгу о религии "Иррелигиозность будущего", признает вековечные и нерушимые устои религии. Он пишет, что иррелигиозность будущего "сохранит от религиозного чувства все, что было в нем наиболее чистого: восхищение космосом и теми бесконечными силами, которые развиваются в нем; с другой стороны [она сохранит] искание идеала не только индивидуального, но и общественного..."
       А великий Апостол Павел в одном из своих посланий вдохновенно и твердо вещает нам, что в конце концов Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Будем же тверды в нашей вере - и Господь не посрамит ее. Аминь.
       Материал подготовил протоиерей Василий Семенов, современник Владыки Григория, который в бытность свою студентом Духовной академии был непосредственным слушателем сей проповеди.