ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2002

ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Юридические консультации

О земельном законе

       Принят Федеральный закон от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (опубликован в "Российской газете" 27 июля 2002 года), который вступает в силу через шесть месяцев после опубликования. Толкование и применение названного закона должно совершаться в тесном сочетании и на основе норм Земельного кодекса Российской Федерации, определяющего в главе 14 использование и состав земель сельскохозяйственного назначения.
       В соответствии с российским законодательством религиозные организации, являющиеся юридическими лицами, могут быть собственниками земельных участков, то есть имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться ими, могут быть землепользователями, то есть могут владеть земельными участками и пользоваться ими на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на праве безвозмездного срочного пользования; также религиозные организации могут быть арендаторами земельных участков, то есть могут пользоваться правом на временное владение и пользование земельным участком за плату по договору аренды или субаренды. Земельный кодекс предусматривает и право ограниченного пользования чужим земельным участком, что определяется правовым понятием сервитут. Физические лица могут также владеть и пользоваться земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения.
       Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися, соответственно, в их собственности. Для религиозных организаций Церкви это важно знать, ибо именно туда надо обращаться за получением земельного участка для строительства, для создания подсобного хозяйства или для организации сельскохозяйственного производства. Для Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами РФ - городами федерального значения, Земельный кодекс устанавливает некоторые особенности (ст. 19). В этих городах земельные участки в муниципальную собственность могут передаваться только в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определить условия распоряжения землями на уровне муниципального управления.
       Организациям Церкви следует реально оценить надобность в получении земельных участков сельскохозяйственного назначения и свои возможности по их освоению для подсобного хозяйства или сельхозпроизводства. При положительном решении надо обратиться к государственной власти субъектов РФ или в органы местного самоуправления, чтобы получить в собственность или в пользование земельные участки. В ряде регионов России местные законы такую возможность допускают, и этим можно воспользоваться до начала действия закона об обороте сельскохозяйственных земель.
       В субъектах Российской Федерации готовятся и будут приниматься законы о правах на землю. Есть все основания рекомендовать епархиям внести свои предложения, чтобы отразить интересы и права организаций Церкви на безвозмездное получение участков земли в собственность и в пользование.
       Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные, а также предназначенные для нужд сельского хозяйства. Согласно статье 78 Земельного кодекса, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться религиозными организациями для ведения сельскохозяйственного производства и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством. Организации Церкви могут получать земельные участки из фонда перераспределения земель. Сведения о наличии земель в этом фонде являются общедоступными.
       Для сельских приходов надо особо отметить, что священнослужителям и церковнослужителям, как и другим гражданам, желающим иметь личное подсобное хозяйство, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке и на условиях, подробно оговоренных в ст. 81 Земельного кодекса.
       Предоставление религиозным организациям в собственность участков земли из земель сельскохозяйственного назначения определяется на основании Земельного кодекса, в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Известно, что рождался этот закон в Государственной Думе долго и в противостоянии политических сил, искавших компромиссные решения. Это отразилось на содержании закона: местами в нем есть неопределенность, не использованы в надлежащей мере правила законодательной техники, не помешало бы и более строгое редактирование. В полемике между собой наши законодатели забыли, что закон предназначен не только для государственных служащих (чиновников), но и для крестьян, которым очень нелегко его понять, разобраться в содержании некоторых его статей.
       Участниками отношений по этому закону являются граждане и юридические лица, в их числе и религиозные организации. В случаях, установленных федеральными законами, участки земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам возмездно, то есть за плату, или безвозмездно, как это установлено федеральными законами. Законом определены предельные размеры предоставляемых земельных участков. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения: они могут обладать ими только на праве аренды.
       Религиозными организациями земельные участки сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляются в соответствии со ст. 10 закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и со ст. 34 Земельного кодекса. В этой статье на субъекты РФ и органы местного самоуправления возлагается обязанность управлять земельными участками и распоряжаться теми, которые принадлежат им на праве собственности или переданы в ведение, соблюдая при этом принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления участков земли. По этому вопросу при его практической реализации, очевидно, потребуются дополнительные ведомственные разъяснения.
       В последнее время в Московскую Патриархию поступают обращения приходов, подворий, монастырей и других организаций, в которых высказывается беспокойство относительно необходимости переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, полученными до введения в действие Земельного кодекса.
       Беспокойство вызвано тем, что в п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что юридические лица должны до 1 января 2004 года право пользования земельным участком переоформить на право аренды или приобрести участок в собственность. Есть основание считать, что здесь не идет речь о земельных участках, полученных до введения Земельного кодекса в действие, поскольку в этом же законе (ст. 12) по тому же вопросу вполне определенно указывается, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Более того, Земельный кодекс в ст. 20, определяющей право пользования земельными участками в п. 2, указывает: "Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется". Очевидно, это относится и к земельным участкам, прилегающим к зданиям и сооружениям религиозного назначения, а также к землям сельскохозяйственного и иного назначения, полученным до вступления Земельного кодекса в силу.
       Следует также принять во внимание, что согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ст. 23, п. 3) культовые зданиям и сооружения с относящимися к ним земельными участками из государственной и муниципальной собственности безвозмездно передаются в собственность религиозных организаций.
       И потому есть все основания утверждать, что право бессрочного (постоянного), безвозмездного пользования земельными участками, которое было предоставлено организациям Церкви и оформлено с соблюдением установленных правил, сохраняется. Но и после вступления в силу Земельного кодекса религиозные организации сохраняют право на безвозмездное получение земельных участков, на которых расположены здания и сооружения религиозного назначения, в том числе монастырские комплексы.
       Относительно предназначения церковных земель сельскохозяйственного назначения совершенно ясно, что полученная с них продукция используется для собственных нужд, для благотворительных учреждений, на пропитание паломников, на помощь бедным и нуждающимся, а также для реализации, чтобы иметь возможность частично покрыть производственные расходы.
       Непосредственно к теме настоящей публикации относится появившаяся в СМИ информация, в которой сообщалось, что представители Совета Федерации выдвигают предложение о передаче Русской Православной Церкви части земель, которыми она владела до 1917 года. Как обычно не разобравшись в существе вопроса, журналисты стали сочинять по этому поводу разного рода небылицы: появились "взятые с потолка" цифры: 3 млн. га для всей Церкви, 50 га каждому приходу и 40 или 140 га монастырю. Такая информация мешает объективному рассмотрению вопроса о реальном праве религиозных организаций (не только Русской Православной Церкви) иметь земельные участки в собственности и в пользовании, в том числе сельскохозяйственного назначения.
       Проблема церковного землевладения есть, и она нуждается в справедливом правовом разрешении в рамках действующего законодательства с необходимыми к нему изменениями и дополнениями. Будем надеяться, что так оно и будет.

В. Н. Калинин,
заслуженный юрист России,
советник-юрист Московской Патриархии