ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Современные проблемы православной школы

       Как-то в одной из православных радиопередач священник, рассказывая о нелегких хлопотах по восстановлению храма, вдруг взял паузу и спустя некоторое время произнес: "А все-таки я считаю, что если у храма есть крыша и туда провели тепло, чтобы служить круглый год, то следующим делом нужно организовывать библиотеку!"
       Тогда, как, наверное, и сейчас, многие подумают: "Вот чудак, у него, наверное, и икон в храме нет, а он о библиотеке думает!" А между тем время показывает, что этот батюшка оказался прав. Потребность в религиозном просвещении сегодня является одной из самых насущных, особенно для нынешнего молодого поколения, которое счастливо избежало антирелигиозной накачки с самого раннего детства.
       Главная задача, которую ставят перед собой православные школы, - дать полноценное образование, обогатив его вечными христианскими ценностями, воспитать человека, который вместе со своими знаниями понесет в мир свет Христовой истины. Как же справляются нынешние православные гимназии и лицеи с этой задачей? Чем живут, о чем радуются и грустят? Как видят свое будущее? Мы побывали только в двух православных гимназиях столицы. Но думается, что их многолетний опыт может служить примером решения самых разных проблем, которые возникают перед всеми православными школами.

Ясно ли над Ясеневым?

       Для начала немного истории. Православная классическая гимназия "Радонеж" в Ясеневе была основана в 1990 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Гимназия была первым негосударственным учебным заведением в Советском Союзе. Скажем даже больше: в России после 1917 года это первая православная общеобразовательная школа и первая классическая гимназия. Сегодня здесь с первого по одиннадцатый класс обучаются около 300 воспитанников. Несмотря на то, что двери гимназии открыты для любого ребенка, при приеме предпочтение отдается детям из воцерковленных семей. Причина лежит на поверхности: невоцерковленным детям трудно будет следовать Уставу Церкви, жить по ее законам, да и своих сверстников такой ребенок будет понимать плохо. Сегодня о самых первых шагах гимназии ее директор священник Алексий Сысоев вспоминает с улыбкой, хотя тогда, в 1990-м, поводов для радости почти не было: "Первый год мы были приглашены открыть гимназические классы на базе школы № 1106. Нам гостеприимно отдали второй этаж. Мы отремонтировали там помещения и совместно с учителями той школы решили создавать гимназическое направление. Однако то, что мы называли себя православной школой, православной гимназией и не отрекались от этого имени, у многих вызывало смущение. Это было совсем непонятно в то время. Тогда еще не было ни закона о свободе совести, ни закона об образовании и считалось, что Церковь должна быть отделена от школы. Тогда многие предлагали нам стать православными скрыто, ввести Закон Божий и историю Церкви только как культурологические дисциплины, то есть потерять свою направленность, свою соль. Мы с этим не смирились, и на этой почве стали возникать различные духовные конфликты. И в результате нас потихоньку выдворили оттуда. С помощью столичного комитета образования мы стали искать себе помещение. И вот, нашли два детских сада, которые были заполнены только наполовину. По нашей просьбе из двух детских садов сделали один, а пустующий корпус передали нам. Так мы и оказались здесь".
       Отец Алексий с большой теплотой вспоминает тех, с кем ему приходилось начинать свое служение детям: "Идея православной гимназии принадлежит Евгению Андреевичу Авдеенко. Он был инициатором, он собирал и вдохновлял нас, робких людей, которые никогда бы не решились на такое многотрудное дело. Фактически у нас не было ничего - ни средств, ни помещения, ни учителей, ни программ; было одно: устремленность и надежда. Но мы никогда не забывали слов Апостола Павла о том, что желание от Бога и исполнение от Бога, и шаг за шагом продвигались к намеченной цели. Именно Евгений Андреевич Авдеенко ввел в программу обучения древнегреческий язык и латынь. Он очень хорошо понимал пользу этого направления в православном образовании. Древние языки имеют особое значение для православного человека, они делают его ближе к первохристианским временам. Не случайно православное богослужение так свято хранит связь с древними языками.
       Позднейшее дробление языков сделало их более рациональными и более бедными. Выражать наиболее глубокие помышления и чувствования на современных языках трудно и не всегда представляется возможным. Поэтому в образование верующего человека древние языки и древняя культура должны войти как естественное и закономерное явление.
       И тогда, и сейчас очень многие не понимали цели подобных учебных заведений. "Кто же вырастет из этих детей?" - не устают спрашивать противники православной школы. И никак эти люди не могут взять в толк, что наука и вера вовсе не противоречат друг другу и в сочетании могут принести пользы гораздо больше, чем порознь. "Наша главная цель, - продолжает отец Алексий, - сделать так, чтобы верующие люди стали бы людьми культурными, образованными и владеющими всеми сокровищами человеческих знаний. Но она далеко не единственная. Мы считаем, что гимназия должна создать тот климат, который характеризует общность Христовой Церкви. А для церковной общности характерно чувство братства, чувство любви, чувство того, что у нас есть общее отечество, один общий Отец".
       По мнению отца Алексия, самым простым и эффективным способом, который может помочь в воспитании чувства общности и соборности, является совместный труд: "Мы стараемся давать нашим ученикам большие нагрузки, и это не случайно. И дети, и учителя не должны угождать себе, напротив, все мы должны искать любую возможность удержаться на том узком пути, который нам всем заповедал Господь. Необходимо, чтобы эта трудная, напряженная жизнь была срастворена нашим взаимопониманием, любовью, терпением. Терпите друг друга, носите бремена друг друга, и таким образом исполните Закон Христов (Гал. 6, 2), - говорит Апостол. Надо, чтобы нас как можно чаще посещало неожиданное, духовное по своей природе чувство ближнего, когда только стоит улыбнуться друг другу (хотя и не понимаем, почему, ведь даже не сказали друг другу веселого слова), - и нам уже хорошо вместе. Мне кажется, что воспитание именно таких чувств должно стать отличительным признаком религиозной школы".
       Особая роль в гимназическом воспитании отводится храму: "Когда наши воспитанники приходят в храм - это тоже воспитание, образование, но уже высшего порядка. Здесь в Таинстве Исповеди человек может глубоко проникнуть в себя, услышать голос своей совести, познать Бога. Ведь Господь чаще всего помогает нам тогда, когда никто уже не может помочь. Очень важно, чтобы наши дети приступали к Таинству Покаяния именно с такими мыслями. Бог прощает нам грехи, но всегда ли мы и наши дети чувствуем облегчение? Всегда ли наши души открыты для посылаемой нам благодати? Вот еще один аспект работы над собственной душой и над душой ребенка. Это очень высокая и ответственная задача - преподать ребенку Таинство единства Церкви земной и Небесной, Таинство служения Литургии, где земное соединяется с Небесным. Конечно же перед "храмовым", если так можно выразиться, образованием стоят и чисто практические задачи: научить тому, о чем нельзя узнать в современных школьных учебниках, - знанию о Боге, о Его Законе, о том, что истинная жизнь человека заключена в святости и к этой святости нужно стремиться, исполняя нравственные законы. Что, переходя в другой мир, человек должен ожидать своего избавления, ожидать лучшего. Конечно же образование, полученное в храме, не должно стать единственным. Без полноценных научных знаний человек просто не будет способен найти свое место в современном мире. Но мы всегда говорили и будем говорить, что исключительно научных и вообще светских знаний нам мало. Нам нужно и другое знание, знание по вере, знание церковного опыта, знание, полученное через Таинства".
       Наивно было бы полагать, что государственные структуры сразу же стали активными сторонниками православных школ, тем не менее отец Алексий по-доброму вспоминает совместную работу со столичным комитетом образования: "Мы до сих пор благодарны комитету образования, который с первых же дней нашего существования поддержал нас как негосударственную школу. По договору, который мы заключили с комитетом сразу после открытия, нашим воспитанникам предоставлялся такой же норматив финансирования, какой был положен на обычного ученика общеобразовательной школы. Комитет до сих пор старается оказывать нам поддержку, мы рассчитываем на эту помощь и надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться". Отец Алексий не любит загадывать на будущее, но о перспективах православной гимназии "Радонеж" в Ясеневе говорит уверенно: "Хотелось бы, чтобы наше образование в гимназии становилось глубже. Чтобы все те новые педагогические наработки, которые с помощью Божией мы здесь обрели, не пропали даром. Занимаясь с православными детьми, мы очень многому научились сами. Было бы очень хорошо организовать 12-й класс, о котором мы уже давно мечтаем. Иногда у меня появляется такое чувство, что мы не доучиваем наших детей. Кажется, будто они выходят от нас только начиная вкушать настоящие знания. Нам хочется, чтобы именно мы, а не мир смогли довоспитать православную молодежь. Чтобы наша гимназия смогла дать окончательную путевку в жизнь выпускникам. Чтобы все звенья учебного и воспитательного процесса находились в глубокой связи с идеей религиозного образования, которое, повторю, не противостоит светскому образованию, а дополняет и возвышает его. Хочется, чтобы наша школа имела общественное признание. Чтобы нас знали как в педагогическом мире, так и в мире высшей школы, чтобы мы имели общение не только с коллегами из других православных гимназий, но и с педагогами обычных школ. Чтобы молодежь знала о той части своих сверстников, которые живут не ветреными, страстными удовольствиями, а духовной жизнью, наполняющей и облагораживающей их бытие. Такими люди были в старину, такими могут быть и сейчас. Во всем же, что касается хозяйственных проблем, надо твердо уповать на Господа, поскольку именно Его мы называем Подателем всех благ".

В Ховрине учат сербский

       Православная классическая гимназия в Ховрине, так же как и ясеневский "Радонеж", живет в помещении бывшего детского сада. Только вот проблемы у этой школы совсем не детсадовские. Ховринская гимназия чуть-чуть младше ясеневской гимназии "Радонеж". В 1993 году группа православных педагогов объединилась для создания классической гимназии. По словам директора ховринской школы Игоря Бузина, произошло это почти случайно: "У нас подрастали дети, и когда мы стали перед проблемой выбора школы, то все как один поняли, что им необходимо классическое православное образование. Пример "Радонежа" был у нас перед глазами, и потому мы с удвоенной энергией взялись за это дело".
       На первых порах ховринская гимназия существовала как самостоятельная организация. Некоторое время спустя школа заключила договор о сотрудничестве с Отделом образования и катехизации Московского Патриархата. Подобную самодостаточность Игорь Алексеевич Бузин объясняет просто: "Костяк преподавательского состава нашей гимназии составляли профессиональные педагоги, которые до создания гимназии имели более чем десятилетний опыт работы в школах нынешнего Северного округа столицы. Я сам десять лет до этого преподавал в школе русский язык и литературу. Так что нам было намного легче в организации учебного процесса.
       Зачастую православные школы организуются энтузиастами, которые не имеют правильного представления о том, с чего начать, как вдохнуть жизнь в только что созданный школьный организм. Я не хочу сказать ничего плохого об этих людях. Но опыт показывает, что именно у таких школ возникает больше всего проблем, главная из которых - отношения с государственными органами. И дело тут не в постоянно сваливающихся на голову комиссиях.
       При желании недостатки можно найти в любой, даже самой прекрасной школе. Просто в нашем случае, когда чиновники окружных и городских структур Комитета образования долгие годы знали нас как профессионалов, у гимназии за все годы работы не возникло ни одной серьезной проблемы, которую нельзя было бы разрешить нормальным путем. Кстати, мы стараемся соблюдать все требования учебной программы. Да и аккредитацию мы прошли без проблем". Впрочем, как истинно православный человек, Игорь Алексеевич считает, что отсутствие проблем зависит не столько от профессионализма отдельных людей, сколько от милости Божией: "С самого начала нашей деятельности мы заручились молитвенной поддержкой оптинского схиигумена Илия. По его молитвам мы миновали самые страшные искушения, и эту помощь ощущаем до сих пор".
       Игорь Алексеевич говорит, что неслучайно завел разговор об отношениях с госстуктурами. На сегодняшний день у некоторых столичных православных школ положение просто плачевное. Долги за аренду помещений исчисляются миллионами рублей, а против нескольких школ Москомимущество вообще возбудило иски о выселении.
       Арендная плата действительно является тем дамокловым мечом, который угрожает свести на нет все усилия православных педагогов. Причем как в переносном, так и в прямом смысле: "В этом году мы как-то свели концы с концами, а вот что будет в следующем - непонятно, - рассуждает И. А. Бузин. - Мне пришлось отказаться от преподавания литературы в старших классах - из-за нехватки времени. Кроме того, я всегда был классным руководителем у выпускных классов. Обидно. Получается, что ты здесь для того, чтобы выбивать деньги. А ведь у учителя есть куда более высокое призвание". Директор говорит, что отдыхает только тогда, когда ему удается поработать с детьми. Но и здесь на его плечи падает большая ответственность. Ребятам надо помочь сдать выпускные экзамены в гимназии и подготовиться к поступлению в вузы. Судя по всему, И. А. Бузин и его коллеги справляются с этим удачно. Практически все ребята из первого выпуска, который был в прошлом году, стали студентами различных университетов и академий, причем не только сугубо православных. Выпускники ховринской гимназии учатся в МГУ, и в ГАСК (Государственная Академия славянской культуры), и в МПГУ. Это лишний раз доказывает, что в православных гимназиях воспитывают не монахов и монахинь, как это представляют себе нелюбопытные обыватели, а полноценных специалистов, которые смогут решать проблемы любого уровня и преобразовывать мир вокруг себя в христианском духе. Не случайно девизом ховринской гимназии стали слова: "Единство веры и науки в познании окружающего мира".
       "Я приведу только несколько примеров, - рассказывает И. А. Бузин. - Скажите, во многих ли школах в Москве учат новогреческий и сербский языки? А у нас они стоят в учебном плане. Наши выпускники - желанные гости на лингвистических факультетах многих университетов. Такая специальность сделает этих людей востребованными, поможет им найти свое место в мире. К тому же у нас сложились прекрасные отношения с профессорско-преподавательским составом филфака Белградского университета. При желании наши выпускники могут поехать учиться в Сербию. Кроме того, сейчас при гимназии действуют десять различных кружков и факультативов: хоровое пение, каратэ, самбо, туризм и прочие. Дети занимаются там с большим удовольствием и даже просят, чтобы мы организовали новые кружки и секции. Не думаю, что после этого кто-то сможет сказать, что мы растим замкнутых и недружелюбных религиозных фанатиков.
       Мы постоянно организуем поездки в Грецию и Сербию, для того чтобы наши воспитанники лучше познакомились и с окружающим миром, и с изучаемыми предметами, и с историческим и культурным наследием этих стран".
       Естественно, такие формы обучения и воспитания привлекают немало ребят. Игорь Алексеевич не без гордости говорит, что уже несколько лет подряд желающих попасть в гимназию гораздо больше, чем она может принять.
       "Поступая в нашу школу, все дети обязательно проходят тестирование. Это необходимо, ведь не каждый может справиться с учебной нагрузкой гимназии. Тестирование имеет и другую цель - мы стараемся понять, есть ли у ребенка способности к изучению языков, поскольку к концу обучения он должен будет более-менее сносно говорить на четырех языках.
       Но вместе с тем мы никогда не забываем, что основа любого способа воспитания одна: нужно разглядеть в ученике личность. Только если учитель видит в своем ученике личность, ученик начинает ответственно относиться к своим обязанностям. Дети очень отзывчивы на ласку и боятся потерять доверие взрослых. Потому-то самым суровым наказанием в нашей школе является отлучение от учебы. Порой бывает достаточно даже пары дней для того, чтобы человек все понял и исправился, причем не только на словах, но и на деле.
       Подход к ребенку как к объекту воспитания, а не как к личности уже давно изжил себя, и очень печально, когда в наши дни еще встречаются рецидивы подобного обращения с детьми. Иногда к нам попадают двоечники из обычных средних школ, основная беда которых в том, что никто так и не смог увидеть в них человека. Проходит какое-то время, и ты начинаешь замечать, что у этого ребенка повысилась успеваемость, улучшилось поведение, появились увлечения. И главная награда педагога - видеть, как радостно спешат дети в гимназию, спешат в свой второй дом".

С. ВАСИЛЬЕВ,
Г. ПЕТРОВ