ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
11-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Религия и образование

       В декабре нынешнего года на стол Президенту страны Владимиру Путину должен лечь доклад о стратегии взаимоотношений между религиозными организациями и государством в сфере образования. А сама стратегия может стать предметом обсуждения на специальном заседании Госсовета России. Таковы главные итоги двухдневной научно-практической конференции "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования", которая была организована Министерством образования России, Полномочными представителями Президента в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, Межрелигиозным советом России и другими организациями.
       Говорить о том, что подобные результаты конференции были предсказуемы, было бы не совсем несправедливо. Первоначально предполагалось, что участники форума в качестве итогового документа примут рекомендации, адресованные всем участникам диалога. Однако в ходе работы выяснилось, что все полезные предложения и идеи, которые были высказаны участниками конференции, итоговые рекомендации вместить не смогут. В конце концов, организаторы конференции решили сформировать рабочую группу во главе с Полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко, которая и соберет в докладе Президенту все самое ценное.
       "Я думаю, что чем шире этот вопрос будет обсуждаться в обществе, тем лучше, - отметил в беседе с журналистами Сергей Кириенко. - Сегодня все мы понимаем одну очень важную вещь - проблема образования не является зоной ответственности одного только государства. Мы уже довольно давно говорим о гражданском обществе, но почему-то у многих возникал страх, когда речь заходила об участии религиозных организаций в решении тех или иных социальных задач. А разве религиозные организации - это не часть общества? В создании морально-нравственных основ образования религиозные организации как раз и могут проявить свой потенциал. За десять лет жизни общества по законам рыночной экономики мы поняли, что не все в развитии человека и общества определяется экономическими, материальными стимулами. Государству уже не все равно, какие морально-нравственные основания закладываются в образование подрастающего поколения, какова идентичность государства своей культуре.
       Конечно, результаты работы этой конференции не означают, что государство отказывается от разделения школы и Церкви, но есть общие интересы, и потому преподавание такого предмета, как "основы религиозной этики" или "основы религиозной культуры", государство не может осуществлять одно, без участия религиозных организаций.
       Слышать подобные слова из уст высокого государственного чиновника безусловно приятно. Власть не только соглашается с оценкой, которую дает Православная Церковь нынешней ситуации в школах и вузах страны, но и пытается наладить систему эффективных взаимоотношений, способствующих воспитанию духовно здорового поколения. Насколько они будут успешными, покажет время, а пока впереди долгая совместная работа. И отрадно, что конференция стала не очередной декларацией о намерениях, а реальным началом этой работы.
       Первый день работы участники и гости конференции провели в московской резиденции Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко. Геннадий Сергеевич на правах хозяина первым взял слово. "Невозможно строить правовое государство, используя только экономические рычаги и структуры власти, - сказал он. - Необходимо развивать институты гражданского общества, неотъемлемой частью которого являются религиозные организации".
       По словам Г. С. Полтавченко, одной из самых актуальных проблем нынешнего этапа взаимодействия между Церковью и государством является введение в школьную программу так называемых религиозных предметов, например "основ православной культуры". Г. С. Полтавченко обратил внимание участников конференции на то, что значительная часть населения страны поддерживает идею включения подобного предмета в перечень школьных дисциплин. При этом, подчеркнул он, необходимо "в полной мере задействовать потенциал традиционных религиозных организаций страны", которые "были и остаются оплотом нравственности".
       Одновременно Полномочный представитель высказался за то, чтобы школы имели возможность получать сведения об истории религиозных учений, традиционных для России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Таким образом, получила поддержку государства инициатива Патриарха Московского и всея Руси Алексия о введении "основ православной культуры" в программу средних школ. Предстоятель Русской Церкви также предлагал дать возможность детям других вероисповеданий изучать основы их собственной культуры.
       В то же время Г. С. Полтавченко сказал, что не поддерживает идею преподавания основ каких-либо других, не характерных для Центральной России религиозных течений: "Если они для нас нетрадиционны, то нет, наверное, смысла поддерживать такой предмет на государственном уровне", - считает Полномочный представитель Президента. При этом он добавил, что речь не идет о запрете преподавания основ других религиозных культур вообще: "Запрета не будет, но какой смысл насаждать чужое, когда у нас есть свое?"
       Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам конференции огласил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В послании говорится:
       "...Лишь мудрая и ответственная политика в сфере образования позволит вырастить достойную смену нашему поколению. Нравственная растерянность многих молодых людей, утрата ими смысла жизни становится почвой для различных пороков, создает угрозу будущему России. Поэтому всем нам - религиозным лидерам, власти, обществу - нужно осознать, что школа, как начальная и средняя, так и высшая, призвана давать не только сумму знаний, но и воспитание. Юный человек должен через обучение сделать мировоззренческий выбор или укрепиться в выборе, уже сделанном им самим либо полученным в семье.
       Интерес к религии в обществе постоянно растет, и уже сейчас верующие люди составляют большинство граждан России. Новое поколение, выросшее в свободном обществе, тянется к Богу, и государству необходимо прислушиваться к его чаяниям. При составлении школьных и вузовских программ следует учитывать интересы не только атеистов, агностиков, скептиков, но и верующих людей; нужно включать в учебный процесс религиозно укорененные космологические и историософские взгляды, системы духовно-нравственных ценностей.
       Да, не следует принуждать человека к вере. Но точно так же нельзя навязывать детям и студенческой молодежи скептический подход к религии, выдавая его за единственно "нейтральный", "объективный", "научный". Молодой человек должен получить возможность выбора мировоззренческого содержания и духа образования. Право на такой выбор является естественным и закреплено в международном праве. При всех спорах и различиях религиозная и светская системы образования по-хорошему обречены на сотрудничество, которое, кстати, издавна является нормой в Европе и мире. Уже сейчас происходит становление такого сотрудничества в России. Духовные школы стремятся к соответствию государственным образовательным стандартам и надеются на признание их дипломов светской властью. Ярким примером плодотворного взаимодействия государства и религиозных организаций становится внедрение теологического образования в светских вузах. Практика целого ряда российских университетов и институтов доказала их способность готовить высококвалифицированных специалистов в области религии, свободных от печального наследия государственного атеизма.
       Злободневным остается вопрос о преподавании религиозных дисциплин в средней школе. Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14) - гласит Святое Евангелие. Следуя заповеди Спасителя, Русская Православная Церковь считает, что с самого раннего детства люди должны приобщаться к духовным традициям.
       Известно, что в некоторых кругах высказываются опасения по поводу возможной дискриминации в школе религиозных меньшинств. Полагаю, что данную проблему вполне можно разрешить путем детальной проработки механизмов включения в школьную программу религиозных дисциплин. Соответствующая практика давно существует в других странах. Мало того, там, где в российских школах уже преподают религиозно ориентированные предметы, не происходит никаких межконфессиональных конфликтов.
       Нынешняя конференция помимо прочего призвана обобщить опыт преподавания знаний о религии в светской школе. Известно, что в целом ряде регионов успешно преподаются "основы православной культуры", во многих местах на добровольной основе преподается вероучение - православное, исламское, иудейское, иное. Полагал бы, что этот опыт должен быть серьезно воспринят федеральной властью, учтен при принятии дальнейших решений.
       В заключение хочу выразить надежду на то, что это высокое собрание выполнит поставленные цели, укрепит взаимопонимание государства и религиозных объединений в столь важной сфере".
       В своем собственном выступлении на конференции митрополит Кирилл подчеркнул важную особенность взаимоотношений Церкви и государства в сфере образования: "Светская школа - это школа, свободная от клерикальной власти, а не умалчивающая о существовании религиозных убеждений". Если государство устраняется от всех проблем религиозной жизни общества, то, по мнению митрополита Кирилла, оно не знает, какие люди и что будут завтра проповедовать народу.
       Владыка Кирилл еще раз напомнил собравшимся, что Русская Православная Церковь уже давно предлагает ввести в российских школах предмет об основах православной, исламской, буддистской или иудаистской религиозной культуры "в рамках регионального компонента, то есть компактного проживания верующих данной конфессии".
       Правильное сочетание общеобразовательных стандартов с региональным религиозным компонентом образования поможет воспитанию толерантности среди учащихся. "Православному ребенку в Татарстане будет интересно узнать, что такое мечеть, стоящая рядом с его домом, кто такие мусульмане, рядом с которыми он живет", - считает митрополит Кирилл.
       Весьма актуальной теме было посвящено выступление Председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Виктора Зоркальцева, который предложил открыть в России собственный центр подготовки исламских священнослужителей.
       По его мнению, это позволит ограничить влияние исламского экстремизма, которому могут быть подвержены российские мусульмане, обучающиеся в вузах Саудовской Аравии, Египта и других зарубежных стран. Он отметил при этом, что концепция национальной безопасности России включает защиту духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
       На конференции также выступили сопредседатель Координационного совета Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий, отметивший, что у наших предков и духовных учителей есть право оставаться в памяти народа, а у грядущих поколений нельзя отнимать право на сохранение национальной самоидентификации и полноценное духовное развитие.
       В тот же день в рамках пленарного заседания состоялась дискуссия по вопросу о воспитании терпимости и уважения к представителям других наций и иных вероисповеданий, о мерах по предотвращению религиозного экстремизма и межрелигиозных конфликтов.
       По мнению выступавших, религиозное образование может осуществляться при обязательном учете свободного волеизъявления детей и их родителей, оно не противоречит светскому характеру российской системы образования. Была отмечена необходимость государственной поддержки религиозного образования, совершенствования законодательной базы для партнерства государства и религиозных объединений в сфере образования и воспитания. Важной задачей взаимодействия государства и религиозных организаций названо совместное решение проблем детской беспризорности, распространения наркотиков, пропаганды насилия и жестокости, сексуальной эксплуатации детей.
       По завершении пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках четырех секций: "Государственная политика в сфере религиозного образования", "Государственная политика в сфере религиозного образования в регионах Российской Федерации", "Вопросы духовно-нравственного воспитания и образования", "Религиозное светское образование: теология в высшей школе".
       Второй день конференции участники и гости провели в Сергиевом Посаде. На заключительном заседании, которое проходило в здании администрации Сергиево-Посадского района, были заслушаны отчеты о работе секций, после чего заключительное слово взял С. В. Кириенко. Он предложил участникам отказаться от принятия итогового документа и продолжить работу дальше, представив самые ценные мысли и идеи в докладе Президенту, о котором уже упоминалось выше. Несмотря на то, что многие участники конференции не ожидали подобного поворота событий и готовились в бурных дебатах отстаивать близкие им положения итоговых рекомендаций, такой исход устроил всех без исключения. Всем стало ясно: государство намерено продолжать серьезный и конструктивный диалог и искать взаимоприемлемое решение актуальных вопросов, а это куда важнее любого, пусть даже самого правильного итогового документа.
       После обеда участники конференции продолжили обсуждение волнующих их вопросов в стенах Московской Духовной академии, где состоялась их встреча с профессорско-преподавательским составом и студентами.
       Промыслительно, что практически одновременно с всероссийской конференцией в МДА проходила своя конференция, посвященная очень близкой проблеме: "Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви". Так что встреча участников двух конференций получилась не только теплой и дружеской, но и весьма полезной с точки зрения совместной работы. Выступавшие не раз подчеркивали, что главным результатом этой работы должно стать повышение общего уровня выпускников Духовных учебных заведений, а также получение этими заведениями государственной аккредитации, что даст возможность более тесного взаимодействия Церкви и общества. Люди, имеющие соответствующее духовное образование, должны беспрепятственно трудиться в качестве преподавателей в светских вузах и общеобразовательных школах.
       Весьма любопытным стал один момент из выступления С. В. Кириенко, который заметил, что, внедряя нормы западного делового этикета, которые основаны на принципах протестантской этики, мы забываем свою многовековую культуру предпринимательства.
       И это только один пример. А разве не нуждаются в пересмотре или коррекции своей деловой этики представители других профессий - медики, военные, журналисты, спортсмены? Здесь перед педагогами с духовным образованием открываются необъятные горизонты работы. Пусть будет добрым этот путь...

С. ГАНЬЖИН