ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Звенигородский Успенский собор:
памятник древности в истории
современной России

       Звенигородский Успенский собор на Городке - один из самых примечательных памятников российской истории и культуры. Так сложилось, что он оказался самым древним на Московской земле свидетелем минувших событий. Ему суждено было "пережить" многие современные ему постройки, перенести эпохи лихолетий, грабежи и разорения, выстоять, несмотря на опасность разрушения в ходе многочисленных войн, несмотря на угрозы атеистов разрушить его.
       В отличие от других дошедших до нас древних храмов, которые большей частью претерпели несколько перестроек или вовсе были разрушены, а затем заново отстроены, наш собор до сего времени сохранил почти неповрежденной свою первозданную красоту. Сочетание уникальной архитектуры здания с его неповторимым художественным убранством говорит о том, что заказчик его - князь Юрий Дмитриевич Звенигородский - придавал возведению собора большое значение.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Городке

       Трудно найти исследование по истории русской архитектуры, в котором не было хотя бы упоминания о Звенигородском соборе, ибо из числа сохранившихся храмов Москвы и Московской области он самый древний образец московского зодчества, в котором ярко проявился подъем духа русского народа после победы на Куликовом поле. Подобно этому, трудно найти книгу по истории русского изобразительного искусства, в которой не говорилось бы о фресках Успенского собора или о знаменитом "Звенигородском чине", происходящем из нашего храма, поскольку и фрески, и "чин" принадлежат кисти самого известного и самого почитаемого русского иконописца - преподобного Андрея Рублева, работы которого свидетельствуют о подъеме русского духа и в живописи.
       Таким образом, Звенигородский собор является своего рода символом русского Возрождения конца XIV - начала XV века - духовного, культурного, политического расцвета Московской Руси.
       Интересно, что схожая роль была уготована историей храму и в наше время. В тридцатые годы XX века Успенский собор, подобно другим храмам Звенигорода, был закрыт, но всего лишь на десять лет. Сразу после окончания Великой Отечественной войны он был передан верующим, и начиная с апреля 1946 года в нем регулярно велись богослужения и совершались все Церковные Таинства. В течение почти полувека храм был единственным очагом Православия в округе. В нем служили священнослужители старого поколения, которые трудились на духовной ниве и безропотно переносили все испытания того нелегкого для Церкви времени.

Настоятель Успенского собора на Городке архимандрит Иероним (Карпов)

       Совершенно очевидно, что в то время и подумать нельзя было о распространении христианской веры в округе - проповедь вне стен храма была запрещена. Поэтому задача священнослужителей Успенского собора состояла в том, чтобы "очаг Православия", теплящийся в их храме, не потух. Но после того, как Россия так широко и радостно отпраздновала 1000-летие Крещения Руси, преграды были сломаны и путь для проповеди открыт. И тогда этот огонь, бережно хранимый в храме на Городке, стал разгораться и от него вновь стали возжигаться потушенные недоброй рукой лампады. Нашему приходу выпала великая честь производить первые ремонтные работы во многих открывающихся заново окрестных церквах и готовить их к освящению.
       Для нас, прихожан Успенского собора, радостно, что этот духовный огонь сохранился в древнейшем в Звенигородском крае храме.
       Тремя первыми храмами, открытыми при участии нашего прихода, стали церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Колюбакино, Троицкий храм в селе Троицкое (что на реке Москве) и домовая церковь при Звенигородском пансионате для престарелых и инвалидов.
       Весной 1991 года была освящена также городская церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Она была приписана к Успенскому собору и до ноября 1994 года богослужения совершались поочередно в этих двух храмах. За это время были проведены значительные ремонтные работы: демонтированы перегородки, нарушавшие первоначальную планировку храма, установлен иконостас, начата роспись интерьера.
       В 1993 году приходом Успенского собора была осуществлена закладка нового Троицкого храма в селе Ершово на месте взорванного фашистами в 1941 году. Вначале здесь был поставлен крест, совершались молебны и панихиды на братской могиле погибших за отечество воинов и жителей села. Когда же завершилось осуществление нулевого цикла работ по воссозданию храма, Святейший Патриарх Алексий II совершил его освящение. Строительство Троицкой церкви уже закончено, и она радует всех верующих.
       Активное участие принимал приход нашего храма в возведении двух часовен: часовни Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кораллово (август 1996 года) и часовни на месте Вознесенского храма, стоявшего в самом центре Звенигорода и разрушенного в эпоху богоборчества. До сих пор регулярно совершается панихида в селе Андреевском на месте разрушенного Преображенского храма в престольный праздник придела этого храма, который был освящен во имя святого Димитрия Солунского.

Новопостроенный Богоявленский храм близ Успенского собора на Городке

       Еще одним важным событием в жизни прихода стало восстановление на древнем Городке, рядом с собором, Богоявленского храма. До середины XX века древний собор не отапливался, с чем на протяжении всей его истории было связано множество трудностей. В 1893 году при тогдашнем настоятеле собора протоиерее Иоанне Рождественском эта проблема была разрешена посредством строительства теплого деревянного храма в честь Богоявления Господня. В 20-е годы двадцатого столетия он был сожжен, а в 2001-2002 годах, благодаря помощи жертвователей, восстановлен в камне. Сейчас подходят к завершению отделочные работы, и в скором времени храм будет освящен.

Иконостас храма Успения Пресвятой Богородицы на Городке

       Но самым знаменательным для общины является участие в возрождении Саввино-Сторожевского монастыря. 30 июля 1990 года - памятный день в истории Звенигородской земли. Именно тогда впервые после более чем семидесятилетнего перерыва были совершены крестный ход из Успенского собора в Саввино-Сторожевский монастырь и первый праздничный молебен на паперти собора Рождества Пресвятой Богородицы. С того времени мы регулярно совершали крестный ход в монастырь и участвовали в богослужениях в Рождественском соборе по особо чтимым в обители праздникам.

Интерьер Успенского храма

       Не раз с амвона Успенского собора звучало пастырское слово о грядущем возрождении Сторожевской обители и возвращении в нее святых мощей преподобного Саввы Сторожевского. Для приближения этого события мы приложили немалые усилия.
       В феврале 1995 года было подписано соглашение о совместном использовании музеем и возрождающимся монастырем ряда зданий (с того времени древний Успенский собор стал подворьем Саввино-Сторожевской обители). Наместником монастыря был назначен архимандрит Иероним (Карпов), настоятель собора на Городке. Не без помощи музея были проведены многие реставрационные работы, но еще до подписания договора мы чувствовали поддержку музейных работников в деле возрождения духовной жизни в стенах монастыря.
       Важными моментами на этом пути были освящение в 1996 году придела преподобного Саввы в Рождественском соборе, где начали совершаться регулярные богослужения по воскресным дням, (а по двунадесятым праздникам - в главном алтаре), и возобновление крестного хода из монастыря в скит преподобного Саввы, где в 1997 году был установлен крест в память о почившей братии обители.
       На протяжении этого периода, когда приход Успенского собора активно участвовал в возрождении духовной жизни в Звенигороде и его окрестностях, произошли важные изменения внутри самой общины - она численно выросла и помолодела.
       Сегодня древний храм-старожил играет большую роль в нравственном воспитании молодежи. Он духовно окормляет Государственную академию славянской культуры, студенты которой пишут курсовые работы по истории обители преподобного Саввы и Успенского собора, проходят практику в музее, несут посильные послушания в монастыре и на подворье. Академия организовала три научно-практические конференции в стенах Московского Кремля, посвященные 600-летию монастыря и храма, провела юбилейный фестиваль православных хоров в стенах Свято-Данилова монастыря.

Выступление воскресной школы на празднике в День Святой Троицы

       Не меньшую роль в воспитании юношества играет и воскресная школа при Успенском соборе, открытая в 1991 году. В школе преподаются предметы, помогающие разностороннему развитию личности. Это история отечества, музыка, рисование, рукоделие, хореография. Но главными остаются все же богословские дисциплины: Закон Божий, литургика, церковнославянский язык. Учебный день начинается с участия в Божественной литургии: ученики воскресной школы помогают в алтаре и поют в детском церковном хоре.
       Важным преимуществом нашей воскресной школы является то, что она находится на заповедной территории Городка. Воспитание прошлым, живое общение с памятниками древности играют значительную роль в становлении личности. Поэтому традиционным стало проведение различных церковных праздников на улице, на фоне старинного собора и древних городских валов. Особенным для нашего прихода является Праздник Святой Троицы, который в последние годы сопровождается не только выступлениями учеников воскресной школы, но и массовыми народными гуляньями. Специально к этому дню готовится обширная программа: разучиваются русские народные песни и танцы, шьются традиционные русские костюмы. В этом празднике принимают участие гости - профессиональные музыканты, а также собиратели и исполнители русского фольклора.

Троицкие гуляния на Городке

       Еще одно направление деятельности общины - возрождение церковно-певческих традиций, складывавшихся в Успенском соборе на протяжении долгих лет. В храме сохранился обширный нотный архив духовных песнопений. В нем имеются ноты, записанные в конце XIX - начале XX века, а также в 50-е годы прошлого столетия. В их числе как унисонные распевы, так и сочинения русских композиторов, создававшиеся ими как приношение, как жертва Богу. Среди этих сочинений много неизвестных произведений, в том числе песнопения Звенигородского распева. Хор Успенского собора, с 1995 года возглавляемый Викторией Вдовиной, ставит перед собой задачу разучивать и использовать в богослужениях эти жемчужины духовного искусства.
       Одной из главных забот сегодняшнего дня является также забота о сохранении и приумножении благолепия древнего храма. В последнее время выполнены жизненно необходимые работы по ремонту отопления и освещения, поновлению покрытия купола и колокольни. Самым главным шагом на этом поприще стало завершение реставрации храмового иконостаса, в ходе которой под поздними записями была найдена и раскрыта живопись XVII века. Весной 2000 года после продолжительной реставрации в иконостас вернулась храмовая икона Успения Божией Матери XVIII века. Эти два события стали настоящим открытием, обретением доселе неизвестных в научном обиходе памятников русской иконописи.
       Дальнейшая деятельность нашей общины, надеемся, по милости Божией будет развиваться в том же направлении. Основная задача - продолжение изучения прошлого Успенского собора и восстановление его первозданного облика (реставрация фресок преподобного Андрея Рублева, проведение археологических работ вокруг храма и создание отмостки на освобожденном от культурного слоя уровне земли, воссоздание изначального позакомарного покрытия кровли, расчистка резного белокаменного пояса и многое другое). Для осуществления этих планов мы намереваемся привлечь лучших специалистов в области реставрации.
       До нашего времени древняя святыня - храм Успения Пресвятой Богородицы на Городке - сохранилась вопреки многим обстоятельствам, дальнейшая ее судьба будет зависеть от нас, нынешних прихожан. Надеемся, что этот прекрасный храм всегда будет окружен благоговейной заботой православных.

Д. СЕДОВ,
прихожанин Звенигородского
Успенского собора -
подворья Саввино-Сторожевского
монастыря