ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2003

БОГОСЛОВИЕ

Священноисповедник Сергий Касимовский
и его Завещание

       Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова, написанное им в сташные годы гонений, которое мы предлагаем вниманию наших читателей, являет собой образец богословия, вполне сравнимый со святоотеческими творениями. Публикацию предваряет портрет священноисповедника Сергия работы одного из его соузников по Соловкам.
      
       Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов.
       Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия.

Студент Киевской Духовной академии. 1913 год

Молодожены С. А. и Л. Д. Правдолюбовы.
1913 год

       В 1915 году поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в Слободе Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году был назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и назначен благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии.

Семья протоиерея Анатолия Правдолюбова.
Протоиерей Сергий Правдолюбов - крайний слева.
1924 год

В алтаре Свято-Троицкого собора
в Слободе Кукарке.
1925 год

       Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью пошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет "главный поп". Сторож показал на дом старого настоятеля, который был в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и был "главным попом". Старца-священника разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения в наши дни, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа.
       В том же году всех священников арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все духовенство было уверено, что копают могилу для себя. И плакали, и молились, прося у Бога поддержки. Потом вдруг подъехал состав из нескольких товарных вагонов и начальник прокричал:
       - Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача - разгрузить и закопать четыре вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны!
       Вонь, действительно, разносилась страшная. Но радость о том, что смерть прошла стороной, была велика.
       В 1923 году отец Сергий с семьей переехал в Касимов. Определением архиепископа Рязанского и Зарайского Бориса (Соколова; † 1928) с 8 сентября был назначен настоятелем Троицкой церкви в Касимове. 26 февраля 1928 года был награжден крестом с украшениями "за усердное проповедание слова Божия". По характеристике касимовского горсовета, проповеди протоиерея Сергия приходили слушать жители города из других приходов. Он был прекрасный проповедник, оратор, апологет, дерзновенно защищавший Бога и Его Святую Церковь.

Причт Троицкого храма города Касимова.
Настоятель храма протоиерей Сергий Правдолюбов -
в центре. 1928 год

       В декабре 1929 года протоиерей Сергий был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму вместе со многими священнослужителями города и района. Заключение длилось несколько месяцев. К Пасхе пришло неожиданное освобождение. Лишь несколько лет назад выяснилось, что протоиерей Сергий был приговорен к двум годам заключения, но по ходатайству касимовских прихожан был освобожден по указанию из Рязани.
       По решению священномученика архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия протоиерей Сергий был награжден митрой (указ № 583 от 4 мая 1934 года).

Протоиерей Сергий Правдолюбов.
1934 год

       В эти годы полностью раскрылись таланты отца Сергия, данные ему от Бога. Он был как бы собирателем и некоторым центром церковной и духовной жизни города. Его естественная властность вместе со смирением и простотой, сила слова и наставления воздействовали на многих и многих людей. Его беседы со священнослужителями, приезжавшими в Касимов, были для духовенства большой поддержкой. Отца Сергия любил слушать даже его отец - протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, что вызывало даже некоторую ревность его супруги - Клавдии Андреевны. Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев, бывший в заключении в тюрьме вместе с отцом Сергием зимой 1930 года, говорил позднее:
       - Был бы отец Сергий в тюрьме, а с ним и тюрьма не тюрьма!
       Следственное дело 1935 года показывает, что осью его, вместе с делом блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы, и макетом книги отца Николая, были проповеди и служение протоиерея Сергия, о чем свидетельствует стандартный вопрос к свидетелям:
       - Дайте, пожалуйста, характеристику проповедей протоиерея Сергия Правдолюбова...
       Арест был, конечно, неизбежен. Характеристика отца Сергия в горисполкоме была заготовлена заранее. В ней написано: "Сергий Правдолюбов, 42 лет, митрофорный протоиерей..." На самом деле отец Сергий получил митру в 44 года, а не в 42. Значит, текст писался в 1932 году, за три года до ареста!
       Центром жизни протоиерея Сергия безусловно является заключение и пребывание на Соловках в 1935-1940 годах. Крест исповедничества он нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо показано в соловецких рассказах его сына Анатолия (рассказы были опубликованы в 1999 году). Сын свидетельствует также и о том, что отец Сергий был неким "духовным корнем, из которого все мы выросли".
       После освобождения из лагеря в 1940 году отец Сергий вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была уже закрыта, священнических мест не было. Существовал отец Сергий со своей семьей случайными требами, временным служением в том или другом храме во время болезни штатных священников и тем, что работала его жена, Лидия Дмитриевна, помогая прокормить большую семью.
       В 1943 году отец Сергий был приглашен на освободившееся место в Никольскую церковь в Касимове, но прослужил недолго, так как в декабре был мобилизован на трудовой фронт и направлен в Малеево в качестве сторожа инвентаря Малеевского карьера по добыче белого камня для строительства и других нужд. Каменоломни были всегда местом работы рабов и заключенных...
       После трех лет пребывания в каменоломнях отец Сергий получил назначение настоятелем и благочинным в город Спасск Рязанской области и с 1946 года до декабря 1947-го жил и служил в Спасске. Здесь Бог послал ему большую радость: его сын Анатолий, пребывавший вместе с ним на Соловках, 21 июля был рукоположен во диакона и назначен в храм к отцу для совместного служения. Однако недолго длилось это служение: протоиерея Сергия перевели в город Лебедянь (тогда город входил в состав Рязанской области). Вместо отца в Спасске оставили сына - уполномоченный Совета по делам религии пошел даже на это, только бы выслать отца Сергия из Спасска. Протоиерей Сергий уехал в Лебедянь, а 7 декабря диакона Анатолия рукоположили во священника и сразу же назначили настоятелем и благочинным Спасского округа.

Протоиерей Сергий Правдолюбов
с женой и детьми. Лебедянь, 1948 год

Протоиерей Сергий Правдолюбов
с женой Лидией Дмитриевной. 1950 год

       Последние три года жизни отца Сергия прошли в болезнях и трудах - сказывалось заключение. 18 декабря 1950 года, в канун дня памяти особенно чтимого отцом Сергием Святителя и Чудотворца Николая, сердце соловецкого узника и исповедника не выдержало - и душа его отошла ко Господу. Ему было шестьдесят лет, а выглядел он на все восемьдесят.

       Наставления отца Сергия бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали священниками (двое погибли на фронте). Влияние отца Сергия, его духовного облика, личности, сильно и сейчас - в его детях и внуках, которые тоже стали священниками, и неразрывно связано с его исповедническим подвигом.
       Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода 28 декабря 2000 года протоиерей Сергий был прославлен как священноисповедник и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Рязанского и Касимовского Симона и митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 4 октября 2001 года было совершено обретение святых мощей священноисповедника Сергия Правдолюбова в городе Лебедяни Липецкой области. 5 октября святые мощи исповедника были перенесены в Спасскую церковь в селе Маккавеево (поселок Сынтул) Касимовского района Рязанской области, где они готовились ко всенародному почитанию.
       Пятого февраля 2002 года по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона честные мощи священноисповедника Сергия были торжественно перенесены в Никольскую церковь в городе Касимове для временного пребывания. В день посещения города Касимова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, 1 июля 2002 года, мощи находились в Вознесенском соборе города. В день празднования 850-летия города Касимова, в воскресенье, 15 сентября 2002 года, митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном было совершено торжественное освящение Троицкого храма в Касимове, в котором священноисповедник Сергий в течение многих лет был настоятелем. Во главе с епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, духовенство города и района перенесло раку со святыми мощами священноисповедника Сергия из Никольского храма в новоосвященный Троицкий храм для постоянного пребывания.

Рака с мощами
священноисповедника Сергия
в Вознесенском соборе города Касимова.
Лето 2002 года

       Память священноисповедника Сергия можно совершать в день его кончины - 5/18 декабря, в день Собора Рязанских святых - 10/23 июня, а также вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских - 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января / 7 февраля.