ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Троице-Сергиева Лавра:
день сегодняшний

       "Журнал Московской Патриархии" начинает серию публикаций о сегодняшнем дне монашеских обителей.
       Монастыри на Руси всегда были духовными центрами, вокруг которых собирались люди, взыскующие "Царства Божия и правды Его".
       Монастыри были и своеобразными "передовыми отрядами", которые способствовали расширению пределов Государства Российского и просвещали новые народы, постепенно входившие в него. В этом номере мы расскажем, как живет сегодня Дом Преподобного Сергия - знаменитая Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
       Священноархимандритом Лавры в Синодальный период по традиции являлся митрополит Московский, а после восстановления Патриаршества им стал Патриарх Московский и всея Руси.
       Словом нынешнего Священноархимандрита Троицкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, и открывается наша публикация:

       "Значение Троице-Сергиевой Лавры для Русской Православной Церкви, для всей нашей православной паствы, огромно. Можно сказать, что Дом Преподобного Сергия - родной дом для всех верующих. Каждый русский православный человек стремится хотя бы раз в жизни попасть сюда - поклониться святым мощам и испросить молитв Преподобного на своем жизненном пути.
       Так и я часто прибегаю с сердечной молитвой к духоносному Авве Сергию. Именно у него, силой своего духа, молитвенным горением и неустанным деланием собиравшего воедино Русскую землю, я прошу помощи и заступления в несении нелегкого креста Патриаршего служения. Каждое посещение Святой Лавры придает мне сил - душевных и телесных, здесь я вижу лицом к лицу всю православную Россию и чувствую ее духовный пульс.
       В стенах обители Преподобного Сергия находятся и Московские Духовные школы, откуда выходят на ниву служения народу Божию пастыри Русской Православной Церкви.
       Троице-Сергиева Лавра - духовный магнит для всех ищущих Истины людей. И в деле расширения сферы деятельности Церкви в обществе тоже велика заслуга троицких насельников - они первопроходцы новых, современных путей к душам и сердцам наших соотечественников".

       В настоящее время в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре подвизаются 298 иноков - насельников монастыря. Много ли это? Для сравнения приведем другую цифру. В 1919 году, от начала революции третьем, когда закрытие Лавры было уже предрешено, братия во главе со своим наместником священномучеником Кронидом (Любимовым, † 1937) пытались зарегистрировать свою Лавру в органах власти как трудовую артель. К заявлению был приложен список братии: имена - монашеские, фамилии - гражданские, у каждого проставлен возраст. Так вот, насельников (включая "указных" послушников) было 204 человека, средний возраст - 46 лет. Значит, сейчас примерно в полтора раза больше, а средний возраст - примерно 35 лет.

У мощей Преподобного Сергия

       Монастырь в последние годы заметно расширяется: сегодня у него двадцать шесть подворий (до закрытия в 1919 году их насчитывалось девять). Взыскующие монашеского жития часто направляют свои стопы к святым вратам Троице-Сергиевой Лавры. Что их привлекает именно здесь? Можно ответить словами афонского иеросхимонаха Феодосия (бывшего инспектора Вологодской Духовной семинарии, удалившегося на Афон еще до революции и там скончавшегося в 1940 году), сказанными в беседе с двумя посетителями, одним из которых был немец-лютеранин, а другим - русский писатель Б. К. Зайцев: "Нам нечего показывать. Молимся о том, как бы душу свою спасти". (Зайцев Б. К. Афон. Париж, 1928).

Братия обители за богослужением в Трапезном храме

       С внешней стороны в жизни монастыря все "обыкновенно". Монашеский день начинается в половине шестого утра - братским молебном в Троицком соборе у раки Преподобного Сергия. Непосредственно за братским молебном - полунощница. Затем - Божественная литургия в Троицком соборе и в Трапезном храме. После Божественной литургии иноки расходятся по послушаниям и трудятся до обеда. Послушания лаврская братия несет весьма разнообразные. Помимо церковных послушаний (совершение богослужений, исповедь богомольцев, труды в ризнице, за свечным ящиком, в Надкладезной часовне) братия трудятся в экономской и келарской службах, занимаются подготовкой новых книг в издательском отделе, проводят экскурсии для паломников, посещающих обитель. Есть иноки иконописцы и реставраторы, архитекторы и врачи. После обеда по уставу монашеского общежития полагается небольшой отдых. Затем насельники вновь расходятся по послушаниям - до пяти часов вечера. В пять часов - вечернее богослужение, которым начинается новый церковный день. По окончании богослужения - вечерняя трапеза, после которой братия совершают келейное молитвенное правило.

Крестный ход в Троице-Сергиевой Лавре
на Светлой седмице

       Много ли сейчас молодых людей, ищущих иноческого подвига? Все ли они на самом деле чувствуют в душе призвание к нему? По каким причинам они его избирают? Таковы основные вопросы, на которые хочется получить ответ.

Благочинный Троице-Сергиевой Лавры
игумен Павел (Кривоногов)

       "Причины, по которым люди приходят в монастырь, у всех разные, - отвечает благочинный Лавры игумен Павел (Кривоногов). - Но все же большинство людей приходит к нам осознанно, с желанием послужить Христу". Действительно, монашеское устроение, как оно дано великими отцами-киновиархами - преподобным Пахомием Великим и святителем Василием Великим, предполагает прежде всего решимость (любимое слово преподобного Серафима Саровского), то есть серьезность и искренность намерения. Это намерение должно пройти испытание. Поэтому Священноначалие Лавры положило срок монашеского искуса в три года. Для выпускников семинарии этот искус может быть сокращен, для иных же может быть и продлен - на шесть, семь, даже десять лет - как кому нужно.
       "Многие из насельников Лавры имеют высшее светское образование, - продолжает отец благочинный. - Хотя для монаха это не играет особой роли. Ведь главной науке монашества - молитве - не обучают ни в одном учебном заведении. Только когда человек сам открывает свое сердце для Бога, он может овладеть этим величайшим умением".

       Традиционно (особенно в России) монастырь - это и хозяйственная единица. Монастырь должен иметь собственное хозяйство, обеспечивающее его жизнь, - пахотные земли, луга, сады, огороды, рыбные ловли и т. п. Должно быть значительное поголовье скота, птица, пасеки и прочее. Долгое время все это было запрещено. Только в 1987 году было устроено при Лавре первое подсобное хозяйство. Как обстоит сегодня дело с хозяйственной деятельностью монастыря? Идет ли государство навстречу Лавре в вопросе предоставления земельных участков в собственность (или бессрочное безвозмездное пользование)?

       На сегодняшний день ситуацию можно назвать благоприятной: у Лавры пять хозяйственных подворий, которые служат для хозяйственного обеспечения монастыря, а иногда и для уединенной молитвы братии, вдали от шума и суеты.
       Помимо насельников (монашествующих и послушников) в Лавре трудятся не менее тысячи работников - мирян. Это Промысл Божий о монастырях вообще и о Лавре в частности. Все приходящие в Лавру потрудиться, внести свою посильную лепту на дело Божие идут сюда с душевным подъемом, с благой решимостью послужить Церкви. Миряне, которые трудятся в Лавре, воспринимают свою работу не только как источник средств к существованию, но и как ответственное церковное послушание. Здесь трудятся помимо подсобных рабочих и сотрудников административной части архитекторы, каменщики, столяры, керамисты, кузнецы, слесари и другие мастера, без умелых рук которых обитель Преподобного Сергия не могла бы возродиться.

Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры
Святейший Патриарх Алексий
в День Святой Троицы

       Монастырь - и в нынешнее время это особенно важно - обращен не только внутрь себя, как братское сообщество людей, отрекшихся от мира, - он обращен и вовне: сама жизнь монастыря есть действенная проповедь. Недаром писатель И. С. Шмелев взял эпиграфом к своим воспоминаниям о паломничестве в Троице-Сергиеву Лавру "Богомолье" слова пророка: О вы, напоминающие о Господе! не умолкайте (Ис. 62, 6). Вся жизнь монастыря есть, должна быть и не может не быть напоминанием о Господе.

       Жизнь монастыря, обращенную к внешнему миру, условно говоря, можно назвать миссионерской. Передовым краем миссионерской работы является Паломнический центр Лавры, который существует с 1992 года. Его гиды показывают обитель и рассказывают о ней гостям, которых здесь бывает до семисот тысяч в год. Но, пожалуй, одним из самых интересных миссионерских проектов Лавры является постоянно обновляющийся интернет-сайт (адрес: www. stsl. ru). Директор Паломнического центра игумен Мефодий (Ермаков) считает, что по сравнению с другими православными сайтами "Дом Пресвятой Троицы", а именно так официально называется сайт, выглядит немного консервативно. Но с другой стороны, ни на одном другом православном сайте посетители не найдут рукопись XVI века в свободном доступе. "Эта рукопись содержит наиболее полное житие Преподобного Сергия, - отмечает отец Мефодий, - и представляет большой интерес для филологов и славистов. И то, что теперь любой заинтересованный человек может познакомиться с ней, не обивая пороги библиотек, просто замечательно".

Наместник Троице-Сергиевой Лавры
епископ Сергиево-Посадский Феогност

       На лаврском сайте также размещено полное собрание проповедей святителя Московского Филарета, который до сих пор остается непревзойденным проповедником и богословом.
       При Троице-Сергиевой Лавре существует также теле- и аудиоцентр, руководимый иеродиаконом Иаковом (Тисленко). Теле- и аудиостудия Лавры основана в 1993 году - ей уже скоро десять лет. Фильмы студии снискали любовь и признание православных людей. "Приидите, вернии", "Мысль, слово и дело", "Летопись воссоздания" - эти и другие ленты хорошо известны всей православной России. Отец Иаков рассказывает, что за последние годы на телестудии монастыря было создано четырнадцать документальных фильмов, повествующих не только об истории святой обители, но и о многих других православных святынях мира. При этом он делает акцент именно на документальности снятых фильмов.

Руководитель теле- и аудиоцентра Троице-Сергиевой Лавры
иеродиакон Иаков (Тисленко)

       "Мне кажется, - говорит отец Иаков, - что самое сложное в нашей работе - воспроизвести на пленке не красивые и достоверные декорации, а настоящую жизнь, то есть то, чего начисто лишено игровое кино. Особенно много я над этим размышляю, когда вижу, как с помощью современного игрового кино пытаются изобразить Священное Писание или события церковной истории. Я думаю, что нельзя средствами кинематографа передать то, что человек может почувствовать только сердцем. И все художественные картины по Священной истории, которые мне доводилось видеть, только укрепили меня в этом мнении".
       В ближайшее время в лаврской студии предполагается выпустить аудиокассеты с записями чтения Святого Евангелия на церковнославянском языке, а также цикл рассказов о святых подвижниках Лавры. В скором времени также увидит свет совместная работа телестудии Троице-Сергиевой Лавры и Госфильмофонда России, повествующая о жизни Церкви во времена Сталина.

Эконом Троице-Сергиевой Лавры
иеромонах Алексий (Трегубенко)

       Важнейшей миссионерской структурой, действующей на территории Лавры, является Патриарший издательско-полиграфический центр, основанный в 1992 году. Его директор архимандрит Алипий (Кастальский) рассказывает, что за время своей работы Центр выпустил более четырехсот православных книг общим тиражом около 9 миллионов экземпляров. В отличие от других православных издательств центр имеет свою типографию, которой к настоящему времени выпущено около 19 миллионов книг различных православных издательств. Главное для Центра - издание книг, посвященных лаврской тематике: Жития преподобного Сергия, трудов и проповедей насельников монастыря, трудов по истории Лавры и т. п. Здесь первыми начали перевод книг греческих авторов и открыли для русского читателя имена таких известных подвижников Святой Горы, как старцы Паисий († 1992) и Иосиф Исихаст († 1959), а также святитель Нектарий Эгинский († 1923).
       Одной из самых больших издательских удач центра за последнее время архимандрит Алипий считает издание книги известного греческого ученого Николая Василиадиса "Библия и археология". "Книга предназначена для всех, кто интересуется библейской историей, а также для людей еще колеблющихся, не утвержденных в вере, - говорит отец Алипий. - Верующее сердце не нуждается в доказательствах евангельских чудес. А вот тем, кто только идет к вере и еще сомневается в истинности христианства, эта книга дает немало пищи для размышлений, ведь там очень убедительно доказывается, что Священное Писание не сборник легенд, а изложение исторических событий".
       В течение долгих лет многие объекты Лавры были заняты Сергиево-Посадским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Работы по выводу музея с территории Лавры были начаты в 1992 году по распоряжению Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, но окончательно все экспозиции и службы музея удалось вывести лишь к середине 2001 года.

Подписание акта о передаче лаврской ризницы
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием
и губернатором Московской области Б. В. Громовым

       Бесценная же коллекция лаврской ризницы осталась на территории монастыря. Она размещена в здании ризницы и бывших покоях наместника Лавры. Сегодня коллекция ризницы имеет статус музея, он называется "Ризница Троице-Сергиевой Лавры", оставаясь при этом в структуре Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. А директором музея "Ризница Троице-Сергиевой Лавры" стал Преосвященный Феогност, епископ Сергиево-Посадский, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
       В настоящее время в Лавре ведутся большие реставрационные работы. Начало им было положено в 1992-1993 годах реставрацией Михеевской церкви. Затем пришло понимание того, что реставрационные работы на уникальных памятниках архитектурного ансамбля Лавры должны проводиться в рамках комплексной целевой программы. Разработка такой программы была начата в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и при поддержке Правительства Российской Федерации.
       В 2000 году программа "Реставрация памятников ансамбля Троице-Сергиевой Лавры" была принята распоряжением Правительства Российской Федерации и включена в Федеральную целевую программу "Культура России (2001-2005 годы)". Создание такой программы и ее реализация стали возможными благодаря трудам заслуженных архитекторов России И. В. Трофимова, В. И. Балдина и главного архитектора Лавры Б. П. Дедушенко, а также усилиям и энергии эконома Лавры архимандрита Георгия (Данилова), ныне епископа Нижегородского и Арзамасского.
       "Каждый год объем реставрационных работ увеличивается, - рассказывает нынешний эконом Лавры иеромонах Алексий (Трегубенко), захватывая все новые и новые объекты Лавры. Но уже с начала 1995 года основные усилия были направлены на спасение лаврской жемчужины - 88-метровой колокольни, построенной в XVIII веке (начало ее строительству было положено при святителе Иоасафе Белгородском в бытность его наместником Лавры)".

       "В то время колокольня находилась в ужасном состоянии, - продолжает рассказывать отец эконом. - С верхних ярусов начался настоящий камнепад, угрожавший жизни насельников и туристов. Это были куски капителей и других архитектурных украшений, которые обветшали и пришли в негодность. Необходимо было принимать срочные меры, однако средств на полномасштабную реконструкцию колокольни у обители не было. Вначале хотели заменить несколько капителей на третьем, самом высоком ярусе колокольни и сделать несколько вычинок в остальных ярусах, но в процессе исследования стало ясно, что колокольню надо спасать целиком. На всех ярусах колокольни было заменено пятнадцать капителей, причем половину из них нам пришлось делать заново.

Освящение колоколов
"Первенца" и "Благовестника"

       Особенно трудной оказалась реставрация короны, венчающей колокольню. Там пришлось практически полностью заменить позолоту. Честно говоря, трудно было представить, что корона окажется такой массивной. Впрочем, старые мастера сделали ее такой не случайно. Находясь на земле, любой человек может рассмотреть все детали короны, как будто она находится перед ним".

       С любовью и сердечной радостью смотрят теперь насельники и гости монастыря на обновленную колокольню, но, наверное, с еще большим благоговением слушают они звон новых троицких колоколов - "Первенца" и "Благовестника", которые были подняты на колокольню осенью прошлого года.
       Большое место в жизни монастыря отводится воспитанию подрастающего поколения. В 2000 году Свято-Троицкая Сергиева Лавра по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия учредила школу-интернат имени Преподобного Сергия Радонежского для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Школа-интернат размещена в бывшем детском лагере отдыха в деревне Топорково, в пяти километрах от Лавры. Сегодня здесь проживают 52 мальчика в возрасте от четырех до пятнадцати лет.


Воспитанники школы-интерната
в Топоркове

       Для спасения детей, оставшихся без родителей, такие учреждения необходимы. По слову Святейшего Патриарха Алексия, детям для правильного возрастания нужны как бы два крыла: православное воспитание и православное образование. Школа-интернат в Топоркове стремится давать своим воспитанникам именно это.
       "Для наших детей важно получить не только среднее образование, но и трудовые навыки, - рассказывает директор школы-интерната Елена Валентиновна Кораблева. - Вот, например, почти все воспитанники нашей школы хотят научиться водить автомобиль, работать на сельскохозяйственной технике. И в планах расширения нашего школьного комплекса мы предусмотрели перестройку здания старой котельной под гаражи".

В школьной трапезной

       Нужно сказать, что у школы действительно большие планы. В Топоркове скоро должен появиться целый городок, рассчитанный на 250 мальчиков. Сейчас к сдаче в эксплуатацию готовится второй блок школы, где разместятся библиотека, актовый зал с костюмерными комнатами для будущего школьного театра, музыкальная школа и изостудия, а также фото-, радио- и видеокружки.


Святейший Патриарх Алексий
во время посещения школы-интерната
имени Преподобного Сергия Радонежского.
Осень 2002 года

       "Этот блок будет сдан строителями уже нынешней весной, а вот на его оборудование уйдет не один год", - вздыхает Елена Кораблева. Но жизнь в Топоркове не остановят никакие трудности. Этим летом здесь планируется завершить строительство открытой спортивной площадки, где воспитанники школы смогут играть в футбол, волейбол, баскетбол, большой теннис. Зимой на этой площадке будут проходить хоккейные баталии. Кроме того, в скором времени в Топоркове будет завершено строительство закрытого спортивного комплекса с бассейном, гимнастическим и тренажерным залами, а также кабинетом лечебного массажа.
       Несколько иное направление работы с детьми осуществляет учрежденный Лаврой в 1995 году военно-патриотический клуб "Пересвет", реорганизованный в 2002 году в Детский центр образования "Пересвет". Здесь занимается около 150 подростков в возрасте от 10 до 18 лет. Инструкторами и преподавателями в "Пересвете" являются священнослужители, монахи, а также кадровые офицеры. Все занятия в центре бесплатные, набор новых курсантов проводится раз в два месяца. Помимо общевоинских уставов, строевой и огневой подготовки ребят здесь знакомят с основами общей тактики, горной подготовки, медицинской подготовки, морского и парашютного дела, и конечно же воспитанникам клуба стараются привить основы Православия.

Курсанты военно-патриотического клуба "Пересвет"

       Пересветовцы - постоянные участники военно-патриотических игр, парусных гонок, археологических экспедиций и других приключений. О том, насколько успешно справляются члены клуба со своими задачами, свидетельствуют частые визиты представителей администрации различных уровней, которые хотят познакомиться с опытом работы клуба. Вот и в день нашего приезда мы застали пересветовцев за торжественным построением: в гости к юным следопытам приехал президент Всемирной Федерации самбо Михаил Тихомиров. С собой он привез двадцать комплектов борцовской формы и литературу, посвященную этому боевому искусству. Пересветовцы, в свою очередь, показали гостю приемы самбо, которые они каждый день отрабатывают на занятиях, чем немало удивили знаменитого спортсмена.
       Рассказ о жизни Лавры был бы неполным и само представление о ней было бы искаженным, если бы мы не сказали о явлениях силы и славы Божией, которые совершаются здесь и теперь, на наших глазах.

Троице-Сергиева Лавра в день памяти
Преподобного Сергия Радонежского

       В июле 2001 года Лавру посетила группа зарубежных туристов. Внимание экскурсовода и насельников привлек руководитель группы, некто г-н Лео: он нес с собой большую сумку с пустыми пластиковыми бутылками. Оказалось, что гость обители Преподобного Сергия намеревается набрать во все эти бутылки воды из лаврского святого источника. Он объяснил, что в прошлый приезд у всей их группы по какой-то неизвестной причине появилась сыпь на теле и образовались язвочки, а когда по совету экскурсовода они стали умываться водой из святого источника и пить ее, сыпь стала на глазах проходить. И теперь они хотят набрать целебной воды впрок.
       Другое исцеление произошло совсем недавно - в январе 2002 года. В Лавру приехали владельцы итальянской фирмы Castallion-Ceranuc - отец и двое сыновей. У отца был остеохондроз, позвоночник почти не сгибался. Ему посоветовали искупаться в источнике преподобного Саввы Сторожевского у северной стены Лавры (преподобный Савва Сторожевский был вторым игуменом Троице-Сергиевой обители и только потом перешел в Звенигород, к князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому). Больной искупался, после этого стал одеваться - и сам зашнуровал ботинки, чего раньше сделать не мог. Он не заметил в себе перемены, но сыновья обратили на нее внимание и, придя в Лавру, рассказали обо всем.
       Самый поразительный случай относится к 1997- 1999 годам. У раки Преподобного Сергия получила исцеление раба Божия Надежда Т.
       У нее еще в 1995 году был обнаружен рак груди. К 1997 году болезнь была безнадежно запущена - рак в 4-й стадии, с метастазами. Она лежала в институте МОНИКИ, ей дали I группу инвалидности, а затем выписали - умирать. Будучи верующим человеком, Надежда не боялась смерти, но у нее на руках была престарелая мать (она жива до сих пор - ей 94 года), которая именно в 1997 году сломала шейку бедра. Ухаживать за нею, кроме дочери, было некому. Дочь горячо молилась о продлении своей жизни - не ради себя самой (она в свои пятьдесят с лишним лет была готова к смерти), а ради престарелой матери. Особую веру и любовь она имела к Преподобному Сергию и потому часто смазывала больное место маслом из лампадки у мощей Преподобного и, конечно, возможно чаще исповедовалась и причащалась.
       И Господь внял ее молитве: разошлись ткани, и опухоль размером с гусиное яйцо вывалилась у нее из груди. Затем в течение двух лет на поверхность тела выходили метастазы, а внутренние рассасывались! И вот, через два года, то есть в 1999 году, Надежда явилась на перерегистрацию инвалидности - и у нее ничего не нашли! Этот случай поразил даже видавших виды врачей. Эта женщина жива и здорова до сих пор и благоговейно и благодарно молится у раки Преподобного.

Чередной монах возле раки с мощами
Преподобого Сергия в Троицком соборе Лавры

       Таковы только некоторые грани жизни одной из старейших обителей Русской Православной Церкви. Конечно, в небольшом очерке не удалось рассказать обо всем, да и вряд ли это возможно.
       Здесь, в обители Преподобного Сергия, многоликая современная жизнь удивительным образом встречается с седой древностью.
       В чем смысл этой встречи, каково ее значение? Может быть, в том, что у древних алтарей Лавры Божественной благодатию и молитвами великого угодника Божия Преподобного Аввы Сергия разноголосый шум утихает и в душе человека явственно начинает звучать вопрос о смысле жизни, о Боге.
       Блаженны те, кто находит ответ здесь же, в Троицком соборе Лавры, у мощей Преподобного, когда чередной иеромонах читает евангельские слова, обращенные ко всем и к каждому: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные... (Мф. 11, 28).

Архимандрит Кирилл (Павлов)

       Хочется закончить наш рассказ о Лавре Преподобного Сергия словами братского духовника архимандрита Кирилла (Павлова).
       Батюшка советует всем православным больше читать Евангелие:
       "В Евангелии заключена вся истина. Всем и каждому нужно обратить внимание на Евангелие. Особенно это нужно журналистам и писателям, которые могут раскрыть евангельские образы и донести слово Божие до души народа.
       Сейчас люди читают много книг, но самое главное - читать Евангелие... Через это чтение будут укрепляться вера и добрая воля, будут просвещаться ум и сердце.
       Желаю, чтобы все читатели "Журнала Московской Патриархии" больше читали Евангелие".
      
       Этим благим пожеланием мы и заканчиваем наш обзор.

С насельниками монастыря
беседовал корреспондент
"Журнала Московской Патриархии"
С. ГАНЬЖИН