|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2003 |
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
Пустынножительство на Руси
в ранние и средние века
как движение по хозяйственному освоению
новых земель
Первыми транспортными путями на обширной территории средней полосы и Севера Руси были реки. По Оке, Клязьме и Волге отправлялись в южные земли и торговые караваны, и военные отряды русских людей. На берегах водных дорог возникали и быстро развивались русские города: Ярославль, Кострома, Владимир, Муром, Городец, Нижний Новгород и другие. Междуречья же, болотистые, изрезанные многочисленными малыми речками и поросшие густым лесом, еще долго оставались неосвоенными. Таким местом и была юго-восточная граница Березополья от Мурома до Нижнего Новгорода. Хотя люди в этих местах жили с очень давних времен - охотники, рыболовы, бортники, скотоводы, - однако коренные русские земледельцы пришли сюда значительно позже.
После первого нашествия кочевников на Русь рядом с мордовскими хуторами стали появляться первые поселения татарских племен - ныне города Темников (от слова тумен, темник), Саров (Сараклыч - царский меч) и другие. Здесь же находились и небольшие воинские гарнизоны русских служилых людей, нес-ших службу у засечной черты, охранявшей Московскую Русь от внезапного вторжения кочевников с Дикого поля.
С созданием Казанского ханства в середине XV века усиливается влияние монголо-татар на эти земли. Профессиональные воины, осевшие в этих краях, считали недостойным для себя любой другой труд, кроме военного, и поэтому активно использовали в хозяйстве пленников-рабов и конечно же притесняли окружавшее их мирное население. Постепенно на южных окраинах Нижегородского княжества появлялись все новые поселения мусульман-кочевников. Угроза потери этих земель для православного Московского государства и расширения границ Казанского ханства до Мурома становилась все более острой. Великие князья хорошо понимали, что это грозит гибелью для Руси. И поэтому дед и отец Иоанна IV (Грозного), да и сам государь Иоанн Васильевич, вели жесткую борьбу за эти земли, неоднократно предпринимали военные походы по Волге для покорения Казани, но все они не приносили желаемого результата. И вот, в 1552 году, собрав многочисленную рать, молодой российский царь Иоанн IV Васильевич предпринимает решительный военный поход на Казань. Путь его главных сил пролегал не как обычно - по Волге, а по старой посольской дороге - Сакме, проходившей через нынешний Арзамас.
Одной из главных причин пешего похода государя, по нашему мнению, было распространение христианства на этих землях. В обозе его войска везли множество икон, предметов церковной утвари - вплоть до разборного иконостаса. По пути в один день строились церкви - обыденки, все они оборудовались церковной утварью, и уже вечером в храме совершал службу его настоятель.
В результате этого похода, как сообщает предание, появилась крепость Арзамас, а рядом с ней - Спасо-Преображенский монастырь. Начинался ли монастырь с небольшой пустыньки, еще задолго до основания города, в 1552 году, еще предстоит выяснить. Однако несомненно, что Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь явился прародителем многих православных обителей в обширном Арзамасском крае. При непосредственном участии его насельников только в Арзамасе было основано еще пять монастырей. Выходец из одного из них, Введенского, иеромонах Исаакий, в схиме Иоанн, основал знаменитую Саровскую обитель. Кроме него было немало подвижников веры Христовой, которые продолжали духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского, уходя от мирской суеты в глухие лесные чащобы. Монахи-отшельники основывали там сначала небольшие пустыньки, потом к ним приходили их духовные братья, затем, привлеченные святостью жизни, вокруг обители селились землепашцы. Таким образом, подсекая лес, распахивая землю, осваивая луга под пастбища и озера и реки под рыбную ловлю, местные первопроходцы устраивали значительных размеров поселения.
Интересный пример этого мы находим в документе 1636 года. Послушная грамота царя Михаила Феодоровича игумену Спасского монастыря Феодосию на расчистную землю в Арзамасском уезде: "В Залесском стану Преображенского монастыря в Муратовском угодье старец Григорей, прозвище Пузан, на озерке на Сндале чорново лесу разчистил и келье поставил. И в прошлом (1635-м. - А. П.) году тот старец Григорей умер, а келия ево згорела, а та новорасчищеная земля ныне лежит порозжа и никому в поместье и в вотчину не отдана... не владеет ею нихто, а помер..."1
Старец Григорий умер, но место его не запустело: царским указом 1636 года расчищенная земля была отдана Спасскому монастырю в хозяйственное управление. Здесь надо сказать, что наряду с основной своей обязанностью - распространением христианства среди язычников на юге Нижегородского края Арзамасский Спасо-Преображенский монастырь играл большую роль и в хозяйственном освоении близлежащих земель. Монастырь уже в начале XVI века был крупным вотчинником. Царскими указами ему были отданы деревни Круглища-Кирилловка, Мельничная Полянка (Ивановка), позднее водяная мельница на реке Теше, а также Березовая Полянка (Березовка), Скорятино, Чернуха и под рыбные ловли, недалеко от Чернухи, озера: Великое, Глухое, Киркиндеево и Кривое - все они входят ныне в систему Пустынских озер на реке Сереже (Арзамасский район).
Удивительно красивое и романтичное место. Семь озер, перетекающих одно в другое, с чистейшей водой, разные по величине и глубине, окруженные густым сосновым лесом, создавали необыкновенный уголок, который не мог не привлечь пустынножителей. Само название села - Пустынь, которое и ныне находится на этом месте, подтверждает это предположение. Однако рядом с большим селом Пустынью есть местечко, которое называется Старая Пустынь. Что это? Как объяснить эти два названия? К сожалению, сведений об их основании в памяти старожилов села почти не сохранилось. Противоречивы сведения об этом и в краеведческой литературе. Сбивает с толку и тот факт, что существовала в этих местах еще одна пустынь, в которой под именем Деворы скрывалась от гонений родственница царя Петра I. Однако документы, найденные автором этих строк совместно с директором Арзамасского архива В. М. Чараевой в Московском государственном архиве древних актов, многое проясняют и дают основание сделать определенные предположения.
В указной грамоте 1608 года говорится: "...да по грамоте блаженной памяти царя... Федора Иоанновича... велено Пустыню Успения Богородицы что в Нижегородском уезде на Великом озере со всякими угодьи приписать к Преображенскому монастырю и ведать... перед судом и всякими доходами к Арзамасу вместе с Преображенским монастырем, а обема монастырев с одново.
А над обема монастыри ведено быть... одному игумену Тихону или хто по нем иные игумены будут в Спасском монастыре..."2. В этой грамоте арзамасские писцы Игнатий Зубов, подъячие Безсон Пахирев и Рахманин Воронов подтверждают право Спасского монастыря на владения, пожалованные еще царем Феодором Ивановичем, сыном Иоанна Грозного. Известно что Феодор Иоаннович скончался в 1598 году, следовательно Спасский монастырь уже владел пустынью, которая в Указной грамоте называется монастырем на Великом озере еще в XVI веке.
Следующий документ, 1626 года3, - выпись из писцовых и межевых книг игумену Спасского монастыря Ионе на рыбные ловли и на крестьян - сообщает об Успенской пустыни более подробно: "Да к Спасскому ж монастырю [принадлежит] пустыня, а на ней [церковь] Успения Пречистыя Богородицы, что на Великом озере. Церковь деревяна клецки, а в церкве двери царские, образ месной Спасов на празелени, образ Пречистыя Богородицы запрестольныя, да книги евангелье письменное, евангелисты медные, позолочено выбоиной минея, тредо псалтирь, чесословник письменыя, ризы поповские полотняные оплечье выбойка; да два колокола в два пуда; строение мирское, да две келеи, а в них живут старцы монастыря... да около монастыря городьба збор; да церковных дворов: двор поп Григорей Спиридонов; да за монастырем дворы - селятцо детеныши пашню пашут на монастырь; двор (д.) Семейка Петров, (д.) Первушка Павлов, (д.) Пашка Приходец, (д.) Лукашка Григорьев, (д.) Терешка Васильев, (д.) Офонка Иванов, (д.) Исачко Кондратьев, (д.) Степанко Григорьев, (д.) Манейко Мелентьев. И всего: двор попов, десять дворов детенышев, пашни паханные монастырские пячтнадцать четей и обоего пашни и перелогу4 двадцать четей в поле да дву потомуж (два укоса травы. - А. П.) сена по конец озера и около заводей пятьдесят копен, да к Пустыне ж озеро Великое, озерко Глухое, Киркиндеево озерко, Кривое озерко... даны к Спасскому монастырю на рыбную ловлю безоброчно, про свой обиход. Межа монастырским озерам: озеру Великому с Нижегородским уездом села Сосновского с озером Паровым на горе на Ястребиной на березе виловатой грань, а по другу сторону межа монастырские воды Великого озера с Нижнею гороцкою водою с рекою Сережею на острову дуб большой суковатой, что почета на нем делать бортныя дел..."
Драгоценный документ. В нем сообщается о внешнем виде пустыни в честь Успения Пресвятой Богородицы (рис. 1), давно канувшей в лету, но оставившей после себя большое село.
О внешнем виде можно сказать следующее. Храм пустыни - главный и единственный, как сообщает нам летопись, был построен "клецки" (от слова клеть) - широко распространенный по всей Руси конструктивный тип русского деревянного зодчества. О приделах ничего не сообщается, следовательно, представляется простой и ясный силуэт. Главный объем молельного зала покрыт высокой двускатной крышей, к нему с западной стороны примыкает объем трапезной, окруженной галереей-гульбищем. Трапезная и галерея покрыты более пологой кровлей. С восточной стороны к объему молельного зала пристроена пятиугольная алтарная часть, покрытая бочечной кровлей (перевернутый киль), которую венчает главка с крестом на шейке. В храм ведет высокое крыльцо. Все сооружение завершает башенка: шейка, луковичная главка и крест - характерные элементы деревянной архитектуры. Ориентирован храм, как и полагается, алтарной частью на восток, входной и гульбищем - на запад, к озеру Великому. К сожалению, в описи ничего не сказано о колокольне, только: "два колокола в два пуда...", а где размещались колокола - неизвестно. Конструкции колоколен были разные - и надстроенные над притвором здания, и отдельно стоящие. Руководствуясь основным принципом архитекторов-реставраторов: "не знаешь - делай проще", можно представить колокольню отдельно стоящей, простой, покрытой небольшой двускатной крышей, с завершением. Далее по тексту: "строение мирское..." - вероятнее всего, это коровник, конюшня, поварня-кухня и т. д., "да две келеи, а в них живут старцы монастыря..." Монастырь был окружен оградой: "городьба збор...", выполненной из остроженных, с заостренными верхними концами бревен, вплотную друг к другу врытых в землю - собранных вместе - "збор", или частокол, а еще острог. По углам и пряслам стен, возможно, были башенки, это делалось для охраны пустыни от нападения непрошеных гостей. Таким образом, Успенская пустынь с частоколом, сторожевыми башенками и рвом вокруг представляла из себя небольшую крепостцу на проезжей дороге из Мурома в Нижний. Рядом, на "посаде" селились "детеныши" - молодые мужики со своими семьями, которые подсекали и жгли лес с восточной стороны пустыни, пахали землю, сеяли рожь для старцев-монахов и для себя. За речкой Сережей на заливных лугах пасли скот и косили сено.
Где же располагалась территория Успенского монастыря в те стародавние времена? Ответ на этот вопрос можно с большой долей уверенности дать, тщательно проанализировав по карте и на месте рельеф и расположение существующей застройки.
1. Правый берег реки Сережи и в настоящее время довольно крутой, а в XVI веке вообще мог быть обрывистым. Поэтому если ехать из Арзамаса в пустынь не через село Чернуху, как по ныне пролегающей асфальтированной дороге, а напрямую, через деревню Судеб, село Селему (как ездили в те времена), то переправиться через реку Сережу и подняться на гору легче всего было у устья реки при впадении ее в озеро Великое, где крутой берег переходит в более пологий склон. На карте виден островок (рис. 2), о котором упоминается в летописи: "...на острову дуб большой суковатый...", служивший межой. Перекинуть мост с берега на берег, используя островок как дополнительную опору было значительно удобней, чем обычно. Далее, при подъеме в гору, существующая застройка повторяет контуры предполагаемой торной дороги и выводит ее мимо кладбища на существующую асфальтированную трассу.
2. Насельникам мужского Успенского монастыря, занимавшимся рыбной ловлей, просто необходима была удобная гавань-заводь на озере для вывода невода, устройства причала для лодок и места для сушки сетей. Наиболее удобное место для этих целей и ныне находится на территории биостанции Нижегородского университета.
3. Территория монастыря, в отличие от одинокого жилища отшельника, должна быть хорошо защищена от нападения лихих людей, промышлявших разбоем в лесах и на больших дорогах. В селе Пустынь до наших дней сохранилось предание о том, что в те давние времена рядом с пустынской дорогой, ведущей из Нижнего Новгорода в Москву, в пещерах, выкопанных в высоком южном берегу озера Свято, жила шайка разбойников. Несчастных путников лесные тати грабили и убивали, а повозки их, чтобы замести следы, сбрасывали с крутого берега в озеро. Как уживались рядом две противоположности - святая обитель и разбойники, святость и грех, сказать трудно, однако если обратиться к общероссийской истории, особенно к первым годам Смутного времени (начало XVII века), когда всю Россию поразил жестокий голод, то становится понятно, что все могло быть. Успенская обитель, занимавшаяся рыбной ловлей, "урожай" которой не зависел от погодных условий, была очень притягательным местом для многих голодных и отчаявшихся людей.
Самым удобным и безопасным местом, с севера и юга защищенным искусственно углубленными овражками, а с ополья (восточной стороны) - рвом, была бы территория, занимаемая ныне кладбищем и биостанцией. Западная сторона была защищена естественным обрывом к озеру (рис. 2). Эти очертания рельефа можно наблюдать и сегодня, особенно ров с юго-западной стороны.
4. И последнее, что следует отметить: необычное расположение кладбища - рядом со школой, недалеко от административного центра села. Кладбища устраивались в стародавние времена при храмах, усопших хоронили вокруг алтарной части церкви. Позже, по приказу императрицы Екатерины II, вышедшему в 1771 году, после холерных эпидемий в России, все кладбища должны были быть отнесены от приходских храмов за пределы населенных мест. Однако на закрытых территориях монастырей еще долго продолжали хоронить "родителев", как тогда в здешних краях называли умерших. Что произошло с Успенской пустынью в 1764 году, когда по указу той же Екатерины II у многих монастырей, в том числе и у Арзамасского Спасо-Преображенского, были отобраны их богатые вотчины, неизвестно. Можно предположить, что после 1764 года Успенская пустынь еще некоторое время существовала, занимаясь уже хлебопашеством, и пережила 1771 год, потому и кладбище не перенесли за околицу, что еще раз доказывает то, что Успенская пустынь была расположена на месте нынешнего кладбища.
Монахи Успенской пустыни несли свет веры Христовой местным племенам: они крестили в православную веру множество язычников. Крещение, скорее всего, совершалось прямо в озере, о чем свидетельствует до сей поры сохранившееся название одного из близлежащих озер - озеро Свято. Очевидно, в этом озере и крестили язычников. Однако в выписи из межевых книг 1626 года оно не упоминается во владениях Спасского монастыря. Вероятно, озеро носило другое название - Глухое, о чем свидетельствуют и старожилы села. Подобные озера, в которых совершалось Крещение, существовали во многих местах России, в том же Арзамасе возле Спасского монастыря есть озеро Святое, ныне Спасское болото, на Соловецких островах и т. д. И миссионерское значение Успенской пустыни было тоже очень велико.
А что же местечко Старая Пустынь, находящееся в 2,5 км от села и кладбища? Вот с него-то, как можно предположить, все и началось (рис. 3). Некто, вероятнее всего монах Спасского монастыря, еще в XVI веке, получив благословение своего духовного отца - игумена, отправился в глухие Муромские леса пустынножительствовать. Облюбовав себе место на берегу небольшого круглого озера, которое до сих пор носит название Кругленькое, монах-отшельник построил келлию, выдолбил из дубовой колоды лодку для рыбалки и стал жить да Богу молиться. Монахи Спасского монастыря не забывали своего духовного брата, навещали его, пополняя необходимые запасы пищи для поддержания жизни отшельника. В озерах этого края водилось немало рыбы, - а если учесть, что некрупные реки Нижегородского края, такие, как Кудьма, Теша, Сережа и т. д., были нерестовыми, то в Пустынские озера могла заходить на нерест и рыба осетровых пород, о чем свидетельствовали богатые арзамасские базары - с икрой в бочках и большими осетрами.
Известно, что братия Арзамасского Спасского монастыря "била челом" государю Феодору Иоанновичу о рыбных озерах в Муромских лесах. Государь, как истинно православный человек, заботился о духовных пастырях своего народа, тем более что город Арзамас издавна был его удельной вотчиной, подаренной ему еще в 1578 году его батюшкой, царем Иоанном Грозным.
Так вот и возникла на более просторном и удобном для промыслового рыболовства месте пустынь - монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Отшельник из Старой Пустыни, надо полагать, перебрался в новую пустынь или же отправился искать более уединенного места.
Что же касается женской Девориной пустыни, в которой подвизалась монахиня Девора (Нарышкина), то это место находится ближе к Арзамасу, неподалеку от старой дороги, соединявшей Арзамас и Старую Пустынь. И возникла та Деворина пустынь гораздо позднее - во второй половине XVII века, как результат церковного раскола. Как выглядела женская старообрядческая пустынь и кто в ней жил? Это уже другая тема, которая требует отдельного рассмотрения.
Подводя итог, можно сказать, что на примере становления этой небольшой пустыньки можно проследить многое в исторической науке: географические пути, способы и методы освоения земель, имена и даты, судьбы и события, которые неразрывно связаны с развитием Руси после ее Крещения и в Средние века. Подобные процессы происходили на всех бескрайних просторах нашей родины. К сожалению, в советское время историческая наука в нашей стране, будучи несвободной, не могла заниматься изучением данных аспектов, что приводило к неполному и искаженному восприятию картины прошлого.
Надеемся, что в новейшее время будут восполнены все неисследованные исторические лакуны и стерты "белые пятна" с исторической карты России.А. ПЕТРЯШИН,
кандидат исторических наук,
член Союза архитекторов России
1 РГАДА Ф. 281. Оп. 1. Д. 284-1636.
2 РГАДА Ф. 281. Оп. 1. Д. 243-1608.
3 РГАДА Ф. 281. Оп. 1. Д. 256-1626.
4 Перелог - пашня, после сбора нескольких урожаев оставленная незасеянной для восстановления плодородия почвы на 8-15 лет.