ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Труды и дни Николо-Угрешского монастыря

       "Сия вся угреша сердце мое..." Угреша! Всякий раз не перестаешь удивляться, как церковнославянский глагол мог в современном русском языке стать существительным, да к тому же еще и именем собственным. Метаморфоза языковая конечно же не случайна, она лишь отражение метаморфозы духовной: дана Богом такая благодать Угрешской земле - согревать, изменять и навсегда привязывать к себе людские сердца.



Листая монастырскую летопись...

       Николо-Угрешский мужской монастырь хотя и не входит в число московских обителей, но на протяжении всей своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст. Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско великого князя Димитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь в ветвях сосны явилась благоверному князю Димитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, которая укрепила князя, вселила в его сердце веру и надежду - как сам он сказал: "Сия вся угреша сердце мое". С тех пор место это называется Угреша.
       Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. "И воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю к пропитанию всеми потребны нескудно", - сообщает старинная монастырская книга. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов - Сергий и Иона.
       Подобно многим монастырям, расположенным близ столицы, Николо-Угрешский монастырь испытал немало бедствий в тяжелые для нашего отечества годы: горел и разорялся, но потом вновь возрождался и благоукрашался. Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Острова, любимого и часто посещавшегося Московскими государями. По дороге сюда из Москвы царская семья непременно совершала "угрешский поход" в обитель со всей своей свитой. Царь Михаил Феодорович Романов предпринял девять таких походов, а его сын, царь Алексей Михайлович, - тринадцать. Во время одного из самых замечательных "угрешских походов" царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф.
       Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмет-Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродиться. В 1611 году воеводы Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий сделали монастырь местом сбора своих полков перед походом на Москву, занятую поляками.
       Век XVIII ознаменовался секуляризацией церковных земель, большими налогами на монастыри и ограничением числа монашествующих. В то сложное время Николо-Угрешский монастырь переживал период разрухи, какой не помнил со времен татарских набегов. Монашеская братия в Угреше таяла с каждым годом: в 1833 году в монастыре оставалось лишь шесть человек, и речь всерьез шла об упразднении монастыря. Но Господь и Святитель Николай не дали угаснуть древней обители: игумен Иларий, бывший оптинский монах, и его преемник Пимен, ныне прославленный в лике местночтимых святых Московской епархии, долго, терпеливо и успешно трудились над возрождением былого духа Угрешской обители, заложив тем основу для ее подъема и расцвета.
       С 1840-х годов на протяжении полувека монастырь непрерывно отстраивался. Обновлялись стены, перестраивались старые и создавались новые церкви. Были построены гостиницы для паломников. Эта эпоха была временем небывалого расцвета обители. Монастырь стал одним из самых посещаемых. О деятельности тогдашнего угрешского архимандрита Пимена, не только вернувшего монастырю былое положение, но и сделавшего Угрешу одним из самых известных мест в России, стоит рассказать подробнее.
       Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в Вологде. Отец его, Дмитрий Афанасьевич, был церковным старостой в своем приходе, и юный Петр каждую свободную минуту проводил в церкви. Уже в десять-одиннадцать лет Петр мог свободно читать Библию, а в семнадцатилетнем возрасте, прочитав книгу "Алфавит Духовный", юноша окончательно утвердился в мысли отказаться от мира.
       В июне 1832 года Петр поступил в Новоезерский Кириллов монастырь. Спустя год юный послушник перешел в Свято-Введенскую Оптину пустынь, где стал келейником иеромонаха Илария. Когда Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря, он взял на место своего нового служения и келейника Петра. Уже в Угреше 26 марта 1838 года игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен. Так началась славная страница в истории Угрешской обители. Стараниями отца Пимена, который вскоре стал казначеем обители, монастырь постепенно стал оживать и разрастаться, привлекая к себе благотворителей.
       16 октября 1853 года стараниями отца Пимена и при поддержке святителя Московского Филарета (Дроздова) монастырь был преобразован из штатного в общежительный. В тот же день иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители.
       "Относительно нравственных качеств отца Пимена можно сказать, что для себя он не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках десятки и сотни тысяч, он не сберег для себя ни одного рубля и все, что было у него денег, велел записать монастырскими. Но, не будучи стяжателен для себя лично, нельзя сказать, чтобы он был вовсе чужд стяжательности для обители. Напротив того, он постоянно помышлял о том и прилагал все свое старание, чтобы увеличить и упрочить вещественное благосостояние Угреши, радовался, когда делалось что-нибудь для обители и скорбел, если желаемое им не осуществлялось или было замедляемо. Но и при всей преданности интересам монастырским и при всегдашнем и неусыпном о нем попечении, он прежде всего памятовал свое монашеское звание и потому с великой осторожностью делал каждый шаг, опасаясь подать повод к невыгодному отзыву о монашестве, и с великой осмотрительностью принимал предлагаемое благотворителями", - так отзывался об Угрешском настоятеле один из его биографов.
       Шли годы упорного труда и скрытого от людских взоров монашеского делания. В начале октября 1878 года в Николо-Угрешском монастыре прошли празднества, посвященные 25-летию общежития на Угреше и 25-летию настоятельства архимандрита Пимена. В тот день съехавшимися в Угрешу настоятелями монастырей было сказано немало теплых слов и приветствий. Но одно из них, произнесенное настоятелем Высоко-Петровского монастыря архимандритом Григорием, как нам кажется, дает очень емкую характеристику деятельности архимандрита Пимена на посту преобразователя и благоукрасителя древней обители: "Приветствую благословенную Богом обитель и достопочтеннейшего настоятеля, ревностно и много потрудившегося ко благу ее. В своем нынешнем виде она дело рук ваших. Усердно принявшись за преобразование пустынного, мало известного прежде и убогого монастыря, вы нашли для этой благочестивой цели богатые средства и с большим умением и редким искусством воспользовались оными. Вы создали совершенно новую обитель, похожую на град. Дивимся, глядя на громады ее величественных и изящных зданий...
       Что касается собственно внутреннего благоустройства этой прекрасной обители, нельзя не указать на то примечательное обстоятельство, что она в последнее время сделалась рассадником настоятелей для прочих общежительных в Московской епархии монастырей, и настоятели из среды вашей братии с успехом проходят свой трудный путь, облегчаемый благочинническим руководством вашим.
       Благоустрояя внешне и внутренне свою обитель, старались вы соединить с удобствами уединенной монашеской жизни цель благотворительную, учредив в самом монастыре Угрешском благотворительное заведение и при нем училище для крестьянских мальчиков".
       За несколько дней до смерти архимандрита Пимена в монастыре был заложен грандиозный Преображенский собор, ставший крупнейшим из храмов Москвы и Московской области того времени. Этот храм, сооруженный архитектором А. С. Каминским в 1880-1894 годах, стал доминантой монастырского ансамбля.
       В начале XX века в монастыре было одиннадцать храмов. Соборная церковь, посвященная Святителю и Чудотворцу Николаю; вторая церковь - в честь Преображения Господня; двух- этажный храм (верхний - в честь Успения Божией Матери (1852) и ниж- ний - во имя святого Апостола Матфея); колокольный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи; больничная церковь, освященная в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (1869). Кроме того, Казанский храм (1870), храмы во имя святителя Василия Великого, во имя Преподобного Сергия Радонежского, во имя святых Апостолов Петра и Павла (1860), а также храм в монастырском скиту и церковь за обителью, при училище, - в честь Сошествия Святого Духа. При Николо-Угрешском монастыре также существовали гостиница и странноприимный дом.
       Известно, что обитель любил посещать святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Последний раз он был здесь в 1924 году.
       История Николо-Угрешского монастыря после революции была типичной и весьма печальной. Храмы обители были закрыты в 1925-1926 годах, на ее территории была образована коммуна, основной контингент которой составляли беспризорники. С 1930 года в составе коммуны оказались взрослые преступники, осужденные за тяжкие преступления.
       Часовня на братском кладбище была разрушена, склепы, в которых покоились архимандрит Пимен и благодетели обители, были осквернены.
       В 1938 году трудовая коммуна № 2 имени Дзержинского была упразднена, но остался поселок, носящий название "Дзержинский". С 1981 года - это город Дзержинский. Но в то время здесь появились предприятия оборонной промышленности, и город был закрыт для туристов, тем более для православных паломников. Всеми забытый монастырь медленно умирал...

Новая жизнь Угреши

       Архимандрит Вениамин (Зарицкий) приехал в подмосковный Дзержинский, будучи уже опытным настоятелем, - за плечами были несколько лет работы по благоустройству Иоанно-Богословского монастыря на Рязанской земле.
       "В 1990 году к власти в Дзержинском пришли новые люди, которые решили возродить обитель, - начинает свой рассказ отец Вениамин. - Сюда приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который встречался с руководством города. После этой встречи по благословению Святейшего Патриарха архиепископ Истринский Арсений командировал меня сюда. 15 декабря 1990 года на территории монастыря, среди развалин, прошла первая церковная служба.
       Зрелище было ужасное. Под грудами мусора были прорыты целые проходы - настоящие катакомбы! У Преображенского собора не было не только куполов, но и крыши, а там где она осталась, росли деревья толщиной в 25-30 сантиметров - настоящая промышленная древесина. Внутри Успенского собора были сделаны перекрытия, и на семи этажах располагались и фабрика-кухня, и библиотека, и спортзалы, и кинотеатр. Потом и эти постройки исчезли навсегда. Разруха была так ужасна, что мне подумалось: вот как немецко-фашистские войска разгромили древнюю обитель. Но потом я вспомнил, что в этих местах не было немцев, и от этого стало еще грустнее".
       Единственным уцелевшим храмом тогда оставалась Успенская церковь.
       "За четыре дня мы успели подготовить этот храм к службе, и 19 декабря, в день памяти Святителя Николая, в Угреше после многолетнего перерыва вновь зазвучали слова молитвы. Помню, нас заставили подписать акт, что на службе в Успенском храме будет присутствовать не более ста человек. Но когда началась Литургия, выяснилось, что только одних причастников будет около трехсот человек. Люди в буквальном смысле висели на строительных лесах, оставшихся в Успенском храме после реставрации", - продолжает свой рассказ архимандрит Вениамин.
       Сегодня Николо-Угрешская обитель еще продолжает испытывать на себе отголоски той далекой эпохи. В неприглядно-серых, с выщербленными стенами домах, стоящих на территории монастыря, продолжают жить горожане.
       "Сейчас - спасибо нынешним властям Подмосковья - жители этих домов потихоньку переселяются с территории монастыря. Для того чтобы расселить самый большой дом, стоящий в нынешних границах Угрешской обители, власти города построили новую многоэтажку. Я думаю, что тем, кто переселится туда, - а это 71 семья, - жить будет несравненно легче, чем в этих полуразрушенных осколках безбожного прошлого", - замечает отец наместник. И тут же продолжает: "В деле вывода жилых домов из монастыря и благоустройства их жителей нам очень много помогает глава города Виктор Иванович Доркин.
       Мы молимся и за другого нашего благотворителя - директора ТЭЦ-22 Ивана Михайловича Козлова, который в начале 1990-х годов организовал общественный комитет по возрождению Николо-Угрешского монастыря и продолжает активно помогать обители.
       Но, конечно, самым главным нашим благодетелем и отцом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Монастырь наш ставропигиальный, и его настоятелем считается Патриарх. И это на самом деле так. Святейший Владыка очень часто посещает наш монастырь. Фактически все здесь восстановлено по его благословению. Для нас его поддержка очень важна. Получил благословение Святейшего - и уже легче делать то, что задумал, даже если раньше задача казалась непосильной. Кстати, именно Святейший Патриарх освящал второй из воссозданных храмов в нашей обители - Петропавловскую церковь в скиту".
       Понемногу монастырь становился похожим сам на себя. Собиралась братия - сейчас в Николо-Угрешском монастыре более тридцати насельников. Вслед за Петропавловским храмом была восстановлена часовня на месте явления чудотворной иконы святому князю Димитрию Донскому. Затем из руин стали подниматься и другие храмы: Казанский, Скорбященский. Но больше всего терпения и труда потребовало восстановление Преображенского собора.
       "Это самый большой храм в Москве и области после Храма Христа Спасителя. К восстановительным работам мы приступили только в 1994 году. Начинали с купола и потихоньку спускались вниз. Кстати, то, что некоторые купола Преображенского собора желтые, вовсе не говорит о каком-то догматическом подтексте. Это всего лишь подготовка под золочение.
       Работы по внешнему и внутреннему благоустройству храма продолжались более шести лет. Величественный храм обрел купола и кресты и наконец-то стал по-преображенски белоснежным. Великое освящение собора 28 мая 2000 года совершил Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий.
       Сейчас перед нами стоит задача как можно скорее восстановить колокольню. Вон, видите, - остов купола на земле. Это будущий купол колокольни. Увенчанная золотой луковкой, она, так же, как и купола Преображенского собора, будет видна не только из любого конца города, но и из некоторых районов столицы. Мы предполагаем, что реставрация колокольни будет полностью завершена в будущем году. Ничего не дается легко. Работы по золочению куполов очень дорогие. Но мы надеемся на Божие расположение к нашим чаяниям", - говорит отец Вениамин.
       Пришла пора рассказать и о самом молодом храме на Угреше. Церковь преподобного Пимена Угрешского была возведена при поддержке министерства юстиции России. Этот храм посвящен всем сотрудникам министерства, погибшим при исполнении служебного долга. Причем поминаться здесь будут все: и те, кто сложил головы за Российскую Империю, и те, кто охранял покой советских граждан, и конечно же те, кто отдал свою жизнь за сегодняшнюю Россию.
       "При строительстве этого храма за основу была взята церковь Покрова на Нерли. Сегодня в храме преподобного Пимена Угрешского установлен каменный иконостас, который очень удачно вписался в стилевое пространство храма. Этот храм дорог для нас и тем, что построен рядом с могилой преподобного Пимена. Мы очень надеемся, что на будущем Архиерейском Соборе преподобный Пимен будет прославлен как общерусский святой. Для этого собраны все необходимые документы", - замечает архимандрит Вениамин.
       Божий Промысл распорядился так, что без строительства отцу Вениамину не приходится сидеть ни минуты.
       "До недавнего времени в Дзержинском, если не считать нашего монастыря, не было ни одного приходского храма. Несмотря на то, что обычно в монастырях не совершают треб, мы совершали и Крещение, и отпевание, чтобы по возможности облегчить людям жизнь. И вот, нашими стараниями этой весной в городе наконец-то открылся первый приходской храм - во имя святителя Макария Невского. Имя этого угодника Божия также связано с Угрешской обителью. Рядом с Пименовским храмом можно заметить остатки фундамента - это все что осталось от архиерейского дома, в котором жил святитель Макарий после выхода на покой. Ныне мощи святителя Макария почивают в крипте Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Где-то я даже слышал, что, мол, неплохо было бы перенести мощи святителя Макария из Лавры сюда. Да только я наверняка знаю, что такую святыню нам не отдадут", - улыбается батюшка.
       И тогда я прошу его рассказать о своих, Угрешских святынях.
       "Главной святыней для нас, естественно, являются частицы мощей Святителя Николая. Их у нас две. Одну из них нам несколько лет назад передал генеральный секретарь Священного Синода Элладской Церкви архиепископ Диаволийский Дамаскин, а вторую, большую частицу мы получили в дар из Ватикана.
       У нас также имеется частица мощей Иоанна Крестителя, частицы мощей Киево-Печерских святых. Настоящим чудом для нас стало недавнее обретение еще одной святыни - иконы Божией Матери "Взыграние на Угреше", которая считалась безвозвратно утерянной. Это случилось в этом году. В обитель по телефону позвонила женщина и рассказала, что ее семья хотела иметь в доме старинную икону. При покупке продавец иконы поведал, что когда-то давно эта икона находилась в Николо-Угрешском монастыре, и спустя какое-то время благочестивое семейство решило вернуть образ Царицы Небесной в Угрешский монастырь. По предварительному описанию мы поняли, что речь может идти о "Взыгрании на Угреше", но все-таки сомневались в этом. Посланные нами священники подтвердили, что икона действительно написана не позднее XVI века. Кроме того, икона была похожа на Угрешскую святыню по размерам. Нам также было известно и то, что другой такой иконы нигде в православной России больше не было...
       Когда автомашина с иконой была уже на подходе к монастырю, мы организовали крестный ход и встретили образ Царицы Небесной возле святых врат нашей обители. Как только икона была поставлена в храме, сомнения в ее подлинности сразу же перестали тревожить братию. Это настоящее чудо!"
       Еще одним символом возрождения Угреши стало открытие семинарии. Оно, словно мостиком, соединило монастырь с далеким 1866 годом, когда стараниями преподобного Пимена на Угреше открылось монастырское народное училище. Сегодня в семинарии учатся 82 человека. В этом году здесь небольшой праздник - первый выпуск. "Замечу, что наши студенты будут выходить в свет не только с дипломами нашей семинарии. Они также получат и дипломы Института политики, экономики и права, с которым мы заключили специальный договор. Мы считаем, что такое образование ничуть не повредит будущим пастырям. Священник в современном мире должен разбираться в очень многих вещах", - констатирует отец Вениамин, который является ректором семинарии.
       Подготовка пастырей - не единственное миссионерское делание угрешских насельников. С большим воодушевлением отец наместник рассказывал про телевизионную передачу "Свет Угреши", которая часто идет в прямом эфире. При этом в студию звонят очень много людей, которых интересуют не только приходские, но и богословские вопросы. При монастыре издается очень интересная газета - "Угрешский вестник", которая выходит два раза в месяц. Но, пожалуй, самую интересную и сложную миссионерскую работу ведут семинаристы, которых иногда отправляют служить в армию.
       "Мы посылаем наших студентов в близлежащие воинские части, и они по десять дней живут там как настоящие солдаты. Это действительно так: они надевают форму и выполняют все, что должны делать настоящие срочники.
       Единственное исключение, которое делает для них командование, - им дается время на утренние и вечерние молитвы. Общаясь с солдатами, семинаристы пытаются открыть молодым людям истины Православия, и такая работа приносит свои плоды. В прошлом году в дивизию имени Дзержинского мы направили четыре смены семинаристов, и они подготовили к исповеди более 1200 человек, при этом за ближайшей Литургией причастились около тысячи солдат, а принять Святое Крещение изъявили желание около пятисот человек. Это очень большое дело!" - заключает отец наместник.

* * *

       Вся древняя и нынешняя история Угреши свидетельствует о том, что иноческие обители во все времена были и остаются "светом миру". И милостью Божией, молитвенное делание иноков и труды по благоустроению святых храмов и монастырей никогда не прекратятся на нашей Руси...

С. ГАНЬЖИН

Николо-Угрешский монастырь

Иерусалимская стена -
достопримечательность обители

Скорбященская церковь

Петропавловский храм

Преображенский собор

Храм во имя преподобного
Пимена Угрешского

Успенская церковь

Ковчег с частицей мощей
Святителя и Чудотворца Николая

Иконостас Успенского храма

Иконостас придела
во имя преподобной Марии Египетской
в Успенском храме

Рака с мощами
преподобного Пимена Угрешского
в Преображенском соборе


В день канонизации
преподобного Пимена Угрешского


Крестный ход
в престольный праздник обители -
день памяти Святителя
и Чудотворца Николая



Свечное производство


В монастырской пекарне


Работы по созданию купола
для монастырской колокольни


Святейший Патриарх Алексий
за богослужением
в день памяти Святителя Николая
в Преображенском соборе обители

Молебен перед памятником
Святителю Николаю
в городе Дзержинском

Наместник Николо-Угрешского монастыря
архимандрит Вениамин (Зарицкий)

Посещение Николо-Угрешской обители
Святейшим Патриархом Алексием


Здание Николо-Угрешской семинарии

Семинарский хор

В классе семинарии

Компьютерный класс

Ректор Николо-Угрешской семинарии
архимандрит Вениамин (Зарицкий)