ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2003

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Из рукописного наследия
протоиерея Михаила Селищинского

Проповедь на Рождество Христово

Возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь.
Лк. 2, 10-11

       Эти слова взяты из проповеди, произнесенной в благословенную, святую ночь Рождества Христова. Не бренными устами человека произнесена она - Ангел Господень говорил эту проповедь! Не большое собрание людей было слушателями, а вифлеемские пастухи...
       Но проповедь эта потрясла сердца своих немногочисленных слушателей на земле, наполнила их славословием и хвалой Бога. Потрясла она и Небо: И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 13-14).
       Занесенная на страницы Евангелия, эта проповедь потрясала сердца всех тех, чьи души не умерли для Неба, в течение почти двух тысячелетий. Потрясает она и сейчас наши сердца, наполняя их великою радостью, славословием и хвалой Богу, доказывая правоту слов Ангела, что эта радость будет радостью всем людям.
       Где же источник этой радости? Где тот неиссякающий, вечно бьющий родник воды живой, который родит бесчисленное множество ручьев радости, обтекающих весь христианский мир?
       Этот таинственный родник заключен в одном слове: Спаситель. Родился Спаситель - Тот, Кто спасет кого-то, Кто несет спасение кому-то, находящемуся в безнадежно бедственном положении.
       Мы, современные христиане, так привыкли к словам Спаситель, спасение, что редко соединяем с этими словами всю необъятную громадность их значения. Нас редко поражает их великость... Так часто спасенный забывает Спасителя - так черствы и неблагодарны люди...
       Остановим свой ум на великости дела, сделанного для нас родившимся Спасителем. Вообразите, что человек стоит на отлогом берегу бездонной пропасти; почва этого берега глинистая, скользкая, и ноги не имеют опоры. Отлогость берега и скользкость почвы неизбежно влекут несчастного к краю бездонной пропасти, на дне которой неотвратимая гибель. Ни надежды, ни просвета, ни одной твердой точки опоры... Какой ужас, какое отчаяние!..
       Вдруг блуждающий взор несчастного увидел твердую почву. О, как хорошо и покойно было бы стоять на этой почве! Но кто поставит на нее, как спастись? А скользкая почва все ближе и ближе привлекает к краю пропасти, гибель все неизбежнее и неизбежнее...
       Внезапно несчастному протягивается рука, твердая уверенная рука. Он хватается за нее, эта рука легко и свободно переводит его и ставит на твердую почву.
       Как велика должна быть радость спасенного! Он, наверное, не сумел бы сообразить, что делать от радости! Или броситься на шею и целовать без конца своего Спасителя, или броситься к ногам Его и целовать, поливая слезами умиления прах, который покрывает его ноги. Говорить ли слова благодарности, петь ли хвалебные песни?..
       Так не знает переполненное великою радостью сердце, как проявить эту радость, как выразить то, что неудержимым потоком изливается из переполненного благодарностью сердца!
       С тех пор, как согрешил человек и зло воцарилось в мире, мир весь, по, слову Апостола Иоанна, лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Почва, по которой ходит человек, - глинистая, скользкая. Неправда, ложь, обман, ненужная суета, ненависть и злоба, преступления, стоны, слезы и кровь - вот части, из каких состоит эта скользкая почва. Увеличение греха, пребывание в нем - вот та отлогость, по которой сползают ноги человека. Вечная смерть и вечная гибель - вот дно той пропасти, к которой неизбежно влечется человечество своими грехами и своей безнадежной скорбью и мукой!..
       Но вот раздается ангельская проповедь, и нисходит с неба на землю, рождается Невместимый Христос Бог. Сходит и живет на земле, ходит по ней, не касаясь ее греховной, скользкой почвы Своими пречистыми стопами. Он не заинтересован землей, лежащей во зле. Он не нуждался и во дворце, удовольствовавшись вертепом. Даже кроватки детской не нужно Ему - ясли исполнили ее обязанность. Ни угла своего, ни обеспеченного существования, ни мирской славы, ни почестей - ничего не надо Ему. Ходя по земле, Он благовествует об иных ценностях, о твердой почве, о Небе, о Царстве Божием: Какая польза, - говорит, - человеку, если приобретет он весь мир... Не любите мира, ни всего, что в мире. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф. 15, 26; 1 Ин. 2, 15; Мф. 6, 19).
       - Оставьте,- как бы так говорит Христос,- землю, ибо вы увлечетесь ею и в житейском море будете бросать якоря вашей надежды; скользя по скользкой наклонности греха, неизбежно упадете в пропасть смерти и вечного осуждения. Здесь все тленное, все насыщено гибелью. Есть другая, твердая почва - это Небо, откуда вы пришли и куда должны стремиться. Собирайте же себе сокровище на Небе, где все прочно навеки, где ни тля тлит, ни воры не подкапывают, ни крадут. Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Ваше Отечество на Небесах. Но у самих вас не хватит сил завоевать это Небо. Вот вам рука Моя, обопритесь на нее! Без Меня вы не сможете сделать ничего, а верующий в Меня дела, которые Я сотворил, и он сотворит, и больше сих сотворит. Поэтому идите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас... (см.: Мф. 6, 19; Мф. 6, 21; Ин. 15, 5; Ин. 14, 12).
       Так родившийся Спаситель избавляет нас от страшной гибели, указывая властно на Небо и, протягивая руку, переводит нас со скользкой почвы земли на твердую почву Неба...
       Итак, мы спасены!
       Как велика должна быть наша радость, как сильно должно быть переполнено наше сердце этой радостью! А от избытка сердца глаголят уста, поют хвалу и славословие Богу приносят...
       Вот почему мы должны радоваться в этот великий праздник Христов. Так радуйтесь же этой неземной радостью!..
       Идут святки, святые дни, они так зовутся от святости той радости, которая наполняет их. Пусть эта святая радость освещает своим небесным светом и наши земные праздничные радости и изгонит из них все, что не отвечает этой святой радости...
       А я, пастырь ваш, вместе с Ангелом снова обращусь к вам с теми же словами, с которых начал - они теперь для вас будут понятнее: Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11). Пусть же затрепещет ваше сердце от этой великой радости и от избытка радости поет вместе с Ангелами: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).
       Аминь.

1924 год

Автограф проповеди отца Михаила