ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2003

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Из рукописного наследия
протоиерея Михаила Селищинского

Миссионерский дневник

       Текст печатается по автографу. Рукопись представляет собой небольшого формата записную книжку, которую протоиерей Михаил возил с собой в разные села и деревни и в которой были необходимые записи из Священного Писания под рубриками и памятные знаки посещения деревень.
      
       1924 года, сентября 22 дня, в воскресенье, мною проведена беседа с сектантами в храме села Ардабиева. Выступил Алексий из Лощинина и местные сектанты. Беседа об иконах. По молитве "Отче наш" я сказал вступительное слово, приблизительно такого содержания:
       - Кто верит в Бога, тот должен быть в своей вере последователен. Веря в Бога, должен верить в Его слова, данные нам в Его Божественном Откровении, и в особенности в Его слова о том, что истины, сообщенные Им, не оставлены на произвол судьбы, а вверены охранению особого общества людей, именующегося Церковью. Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного, - сказал Он Апостолу Петру, а в его лице и всем Его преемникам - епископам и пресвитерам: - и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18, 19). Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16). А если Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13, 17).
       Где же эта Церковь, которой Господь так решительно повелел повиноваться? Эта Церковь, основанная Самим Христом и имеющая Его своей Главою, по сошествии Святого Духа на Апостолов, стала распространяться во Святом Граде Иерусалиме. Так, в самый день Сошествия Святого Духа присоединилось душ около трех тысяч (Деян. 2, 41), а потом Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 47). Из Иерусалима Церковь стала распространяться по другим городам и весям. Так явилась она в Карфагене, Александрии, Антиохии, Риме, Константинополе, а отсюда - в Греции, Сербии, Болгарии и к нам пришла, в Землю Русскую.
       Действительно ли Церковь отвечает словам Спасителя?
       - Да, отвечает. Она так же создана Самим Господом нашим Иисусом Христом и свое главное устройство получила от святых Апостолов, каковое поддерживалось и поддерживается преемниками Апостолов - епископами и пресвитерами, получившими дар священства преемственно от самих Апостолов. И наша Православная Русская Церковь, управляемая Святейшим Патриархом Тихоном, есть та же Святая, Апостольская Церковь, сохранившая в неповрежденной чистоте учение Господа и Его святых Апостолов несмотря на то, что в жизни своей на протяжении многих веков она видела много всяких бурь и невзгод.
       Да и вообще, Церковь Христова с самого ее основания подвергалась нападкам и с внешней стороны - от язычников, и с внутренней - со стороны искажающих истинное Христово учение. Так, еще при Апостоле Павле были некто Именей и Филит, которые отступили от истины... и разрушали в некоторых веру (Тим. 2, 17-18). А в последующие за Апостолами времена! Сколько было разных ересей, вроде ересей Ария, Нестория, Евтихия, ересь иконоборческая, а в позднейшие времена - латинство, лютеранство, секты: скопцы, хлысты, штундисты, баптисты, адвентисты, толстовцы, пашковцы... Все они старались разрушить Церковь Христову, но она осталась неодолима. Все эти ереси и секты являются орудием в руках главного врага рода человеческого - диавола, который ходит как лев рыкающий, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Церковь Христова сама по себе неодолима, но нельзя этого сказать об отдельных ее членах. Им всегда грозит опасность попасть в руки диавола, оторваться от Церкви и погибнуть.
       Вот почему Господь Иисус Христос Церковь Свою сравнивает с деревом: Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 5-6).
       Эта лоза, Христова Церковь, - нетленна. Это дерево вечно будет стоять непоколебимо, но не то - ветви его. Эти ветви, если будут на дереве (в Церкви Христовой), если будут питаться его соками (Таинство Причащения), то принесут много плода, но они могут и оторваться, могут быть извергнуты вон и засохнуть, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
       Вот враг рода человеческого - диавол и принимает все меры, пускает все в ход, и ереси, и секты, чтобы как можно более оторвать ветвей от дерева и погубить их.
       И среди вас, братья-христиане, стали появляться сектанты, и они употребляют все меры, чтобы разрушить веру православную, погубить некоторых членов Церкви. Переходят из веси в весь, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делают его сыном геенны (Мф. 23, 15).
       Но, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, и как говорит Апостол Павел в послании к Римлянам: Умоляю вас, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 17-18).
       Сектанты только по внешности любезны, а внутри - слуги диавола. Вот что говорит тот же Апостол Павел: Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11, 13-15). И далее: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось (2 Тим. 3, 8-9).
       И вот, братие христиане, вы действительно увидите их безумие, оно ясно обнаружится и для вас, когда мы перейдем к беседе о почитании видимой святыни в Церкви Христовой - святых икон.
       Сектанты богохульно называют святые иконы - Пречистый Лик нашего Спасителя, Его Пречистой Матери и Его святых угодников - идолами, а нас, поклоняющихся Господу Иисусу пред его пречистым образом, - идолопоклонниками. Но поступая так, они очевидно уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 6-7).
      
       Беседа об иконах велась не в церкви, а на воле: в церкви, вследствие высокого купола, плохо слышно, а посему стол поставили на паперти, а народ был около паперти. Беседа шла обычным порядком. Мною указывались места из Ветхого Завета: повеление сделать Херувимы в скинии и храме Соломона. Из Нового Завета: отношение Иисуса Христа к храму с Херувимами: Мк. 11, 17. Отношение Апостольских деяний: Лк. 24, 53; Деян. 2, 46; 3, 1; 24, 11; 22, 17-18; 2 Фес. 2, 3-4.
       На всех приведенных местах сектанты не останавливались и только записывали цитаты. Жаль, что и я не останавливал их. Лучше бы дело поставить примерно так:
       Мк. 11, 17. Христос уважал храм. Он называл его Домом Моим. Почему же вы не считаете его домом Господа, домом Божиим? Значит вы не идете за Христом, не последователи Его. Храм для Христа был Домом молитвы, а для вас почему он не дом молитвы, вы почему в нем не молитесь? Для всех народов... - кроме вас, значит! Вы себя не причисляете к народам, о которых говорит Христос. Какие же вы после этого христиане?!
       Лк. 24, 53. Апостолы всегда пребывали в храме, прославляя и благословляя Бога, а вы, сектанты, почему не ходите в храм прославлять Бога? Или вы Апостолов не знаете, или для вас нет обязанности подражать Апостолам.
       И так далее...
       Сектантами беседа велась довольно вяло. Очевидно, Алексей себя чувствовал плохо. Он часто возвращался к одному: "Надо вопрос ребром поставить: где в Новом Завете заповедь делать иконы - без заповеди человек не живет". Евр. 9, 5, 8, 11 ими не приводились. Далее Исх. 20, 2-5 и Втор. 5, 6-9 они не шли. Последним якорем они избрали Рим. 1, 21-23. И возвращались к нему несколько раз. В последний раз мною подробно было разобрано это место. Особенно отмечено, что мы, истинные последователи Христа, никогда не поклонялись ни птицам, ни четвероногим, ни пресмыкающимся. В конце заключительной речи были приведены слова Апостола (2 Пет. 3, 16, 17).
       Характерно, когда во время беседы из толпы были заданы вопросы: "Скажи, Алексей, как вы себя считаете - грешными или святыми?", Алексей долго говорил, что вкратце можно выразить так:
       - Грех с нас снят, но жало греха осталось.
       - Ты насчет жала погоди, а скажи: вы святые или грешные?
       Ответа дано не было. Тогда я за них ответил:
       - Собеседник поставлен в безвыходное положение: если он ответит - "мы грешны", вы скажете: какая же между нами разница. А если скажет: "святые, безгрешные", то будет говорить против слова Божия (1 Ин. 1, 8, 9).
       Много можно пожелать лучшего для беседы, но она все-таки оставила очень хорошее впечатление у слушателей-православных. Члены приходского совета обступили меня и просили меня приехать к ним еще, послужить обедню, а после обедни побеседовать. Я обещал, и они благодарили.

Записано 1924 года,
октября 8/21 дня

К БЕСЕДЕ О ХРАМЕ

       Исх. 25. 2, 8: Скажи сынам израилевым... и устроят они Мне Святилище, и буду обитать посреди их.
       2 Цар. 7, 13: Он устроит дом имени Моему.
       3 Цар. 6, 14: И построил Соломон храм и кончил его.
       3 Цар. 9, 3. Храм был угоден Господу и Господь освятил его. [И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни].

8 октября 1924 года

       Спаситель ревновал о храме:
       Мк. 11, 17: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов [Ис. 56, 7; Мф. 21, 13; Лк. 19, 46 (параллельные места)].
       Спаситель видел в храме
       особое присутствие Божие:
       Мф. 23, 21: Клянущийся храмом, клянется им и Живущим в нем.
       Спаситель признавал освящение
       от храма:
       Мф. 23, 19: Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?
       Апостолы всегда пребывали в храме:
       Лк. 24, 53: И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
       Апостолы приходили в храм
       для поклонения:
       Деян. 24, 11: Я пришел в Иерусалим для поклонения.
       Деян. 22, 17: Когда же я возвратился в Иерусалим, и молился в храме.
       Господь предсказал, что у Христа
       будут свои храмы, воссозданные
       и обновленные. Апостол Иаков
       привел на Апостольском Соборе
       пророческое предсказание об этом:
       Деян. 15, 16-17: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, возсоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
       Христиане действительно имели
       храмы - церкви:
       Деян. 11, 26: Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами.
       1 Кор. 14, 34-35: Жены ваши в церквах да молчат, [ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви].
       2 Фес. 2, 3-4: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
       Деян. 17, 24: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет.
       На Небе Иоанн Богослов видел:
       1) Престол - Откр. 4, 2: И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
       2) Жертвенник - Откр. 11, 1: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем;
       3) кадило - Откр. 8, 3: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом;
       4) семисвечник - Откр. 4, 5: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
       5) Бога - Откр. 1, 12-13: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в порфир и по персям опоясанного золотым поясом;
       6) Ангелов - Откр. 8, 2: И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб;
       7) святых людей - Откр. 7, 1 (у отца Михаила ошибочно дано 7, 1: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Скорее всего 7, 9-10: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу. - Поправка протоиерея Сергия Правдолюбова).
       Земной рукотворенный храм должен
       быть устроен по плану небесного:
       Откр. 11, 1: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
       Вы - храм Божий:
       1 Кор. 3, 16: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
       Вы - соль земли. Вы - свет мира:
       Мф. 5, 13-14: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
       И вы - храм Божий:
       1 Кор. 6, 19: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
       Тела ваши суть храмы,
       жилище Божие:
       Еф. 2, 19-22: И так вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
       Дом же Его - мы:
       Евр. 3, 6: А Христос, как Сын в доме Его. Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.

ТЕКСТЫ, ПРИВОДИМЫЕ СЕКТАНТАМИ

       Мф. 18, 20: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
       Ин. 4, 21: Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
       Деян. 7, 48: Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк.
       Ис. 66, 1-2: Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
       Деян. 17, 24-25: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
       Мф. 6, 6: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
       Деян. 2, 46: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца.
       Иер. 7, 4: Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень".
       1 Тим. 2, 8: Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.
       Мк. 13, 1-2: И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
       Евр. 9, 11: Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения.

О ПОКАЯНИИ
(По Кальневу. Изд. 1914 года)

       1. Покаяние, или исповедь,
       существовало еще в Ветхом Завете:
       Лев. 5, 5-6: Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, 6 то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.
       Числ. 5, 7: То пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили.
       Притч. 28, 13: Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.
       Прем. 11, 24: Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. <...>
       2. Проповедывал о покаянии
       и Иоанн Креститель:
       Мф. 3, 2-6: И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
       Мк. 1, 15: И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
       Деян. 2, 38: и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
       Деян. 3, 19: Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.
       Деян. 17, 30: Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться.
       3. Христос обещал Апостолам дать
       власть прощать или не разрешать
       людям их грехи:
       Мф. 16, 19: ...и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
       Мф. 18, 18: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
       А по Воскресении дал им эту власть:
       Ин. 20, 21-23: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
       4. Святые Апостолы пользовались
       данною им властью прощать
       или связывать грехи:
       1 Тим. 1, 20: Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
       1 Кор. 5, 3: ...предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
       2 Кор. 2, 8-10: И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова.
       5. Апостолы передали эту власть своим
       законным преемникам, пастырям Церкви:
       Иак. 5, 14-16: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
       1 Тим. 5, 19-20: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. 20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
       Еф. 4, 11: И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями.
       Иуд. 1, 22-23: И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня (обличайте же со страхом), гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию.
       6. Все грехи могут быть прощены, кроме:
       греха к смерти:
       1 Ин. 5, 16: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился;
       хулы на Духа Святого:
       Мф. 12, 31-32: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем;
       непочитания за святыню Крови Завета:
       Евр. 6, 4-6: Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
       Евр. 10, 26-29: Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
       7. Без исповеди во грехах человек
       не может наследовать Вечной жизни:
       Откр. 21, 27: И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. <...>

КРЕЩЕНИЕ

       1. После грехопадения праотца Адама
       все люди стали нечистыми,
       рождающимся во грехе:
       Иов. 14, 4: Кто родится чистым от нечистого? Ни один.
       Пс. 50, 7: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
       Грех Адама перешел во всех людей:
       Рим. 5, 12, 18, 19: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
       Еф. 2, 1-5: И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены.
       Теперь появилось другое царство -
       царство диавола. Царство Божие,
       Царство возлюбленного Сына
       (по искуплении), с одной стороны,
       и власть тьмы, воля князя,
       власть сатаны - с другой:
       Кол. 1, 13: ...избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.
       Еф. 2, 2: ...в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления.
       Деян. 26, 18: ...открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.
       2. От греха Адама спасает
       Святое Крещение:
       1 Пет. 3, 21: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.
       Гал. 3, 27: ...все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
       Рим. 6, 5: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения.
       1 Кор. 6, 11: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
       Деян. 2, 38: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
       Деян. 22, 16: Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.
       Тит. 3, 5: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом.
       Крещение
       должно быть водное:
       Ин. 3, 5: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
       Деян. 8, 38-39: И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
       Деян. 10, 47: ...кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
       И одно, неповторяемое:
       Еф. 4, 5: Один Господь, одна вера, одно крещение.
       3. Некрещенный человек не может
       войти в Царство Божие:
       Ин. 3, 5: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
       1 Кор. 15, 50: Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
       Откр. 21, 27: И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
       4. Поэтому нужно и детей крестить:
       Ин. 3, 5: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
       Деян. 2, 38-39: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
       5. Дети и без веры могут получить
       освящение от Бога и благодать
       Святого Духа:
       Иер. 1, 5: ...прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
       Суд. 13, 4-7: ...итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий".
       Лк. 1, 15, 41, 46: ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа; и сказала Мария: величит душа Моя Господа.
       Мф. 21, 15-16: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?
       Пс. 21, 10-11: Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой.
       Мф. 19, 14-15: Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда.
       6. Дети крещаются по вере родителей, восприемников и совершителей
       Крещения:
       Мф. 8, 5-13: Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его... И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
       Мф. 15, 22-28: И вот, женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.... Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
       Мф. 17, 15-18: ...сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
       Мф. 9, 1-2: Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
       7. Крещение заменило обрезание,
       совершавшееся над детьми:
       Быт. 17, 10-14: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
       Лк. 2, 21: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
       Кол. 2, 11-13: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи.
       8. Обетование о крещении
       дано и детям:
       Деян. 2, 38-39: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
       9. Главные основания
       для крещения детей:
       Ин. 3, 5: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
       Деян. 2, 38-39: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
       10. Некрещенные дети сектантов
       не войдут в Царство Божие еще
       и потому, что они не облеклись во Христа:
       Гал. 3, 27: ...все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись,
       не соединены с Ним:
       Рим. 6, 5: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
       не омылись, не освятились,
       не оправдались:
       1 Кор. 6, 11: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего,
       они не рождены в бане возрождения
       от Духа Святого:
       Тит. 3, 5: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
       поэтому они плоть и кровь:
       Ин. 3, 6: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух,
       которые Царства Божия не наследуют:
       1 Кор. 15, 50: Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
       11. Горе сектантам, препятствующим
       их детям приходить чрез
       Святое Крещение ко Христу:
       Мф. 19, 14: Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
       Мф. 23, 13: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
      
       Далее приводится конспект бесед о Священном Предании, об иконопочитании, о Святом Кресте Христовом и крестном знамении, о Причащении, о священстве, о почитании и молитвенном призывании святых угодников Божиих, а также отчеты о миссионерских собраниях.

Список миссионерских поездок
протоиерея Михаила Дмитрева
по окрестным селам

       [19]24 год
      
       1. Ардабьево 22/IX
       2. - " - 13 и 14/Х
      
       [19]25 год
      
       1. Феодоровка 26/I
       2. Крюково 2/II
       3. - " - 9/II
       4. Селище 28/II
       5. Касимов 2/III
       6. Феодоровка 9/III
       7. Бабенки 18/V
       8.- " - 30/V
       9. Феодоровка 13/VI
       10.- " - 19/VIII
       11. Крюково 9/XI
       12.- " - 16/XI
       13.- " - 21/XI
       14.- " - 14/XII
       15. Чуфилово 31/XII
      
       [19]26 год
      
       1. Беркеево 8/I
       2. Семенчуково 13/I
       3. Данево 14/I
       4. Малахово 27/I
       5. Чуфилово 9/II
       6. Малахово 10/II
       7. Крюково
       8. Беркеево
       9. Беркеево
       10. Селищи
       11. Селищи
       12. Феодоровка
       13. Феодоровка

ОТ РЕДАКЦИИ

       В дневнике отца Михаила приведены только ссылки на Священное Писание. Для удобства восприятия читателей эти ссылки нами раскрыты (после двоеточия).
       Полный текст миссионерского дневника отца Михаила Дмитрева можно найти на сайте храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве.
       Адрес: www. golenischevo.narod.ru.

Страницы миссионерского дневника
протоиерея Михаила Дмитрева