ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Вечная память

Протоиерей Валерий Захаров

       Отец Валерий родился 21 июня 1949 года в деревне Васильевке Собинского района Владимирской области, в семье рабочего. Родители его были людьми неверующими. К вере в Бога мальчика привела бабушка.
       После окончания восьмилетней школы Валерий Захаров окончил Пенкинский сельскохозяйственный техникум. После службы в армии три года работал главным зоотехником в селе Глухове Собинского района.
       В 1973 году по рекомендации протоиерея Николая Грабовецкого Валерий поступил в Московскую Духовную семинарию. Отец Николай ездил с ним в Лавру и лично разговаривал с ректором. После окончания третьего класса семинарист Валерий Захаров был отчислен по болезни и окончил семинарский курс заочно. С 1975 по 1977 год он исполнял обязанности псаломщика в Свято-Введенском храме в селе Флорищи Кольчугинского района и в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ликино Судогодского района.
       В 1977 году Валерий переехал в Ярославскую епархию, где у него появилась возможность рукоположения в священный сан.
       7 августа 1977 года Владыкой Иоанном Валерий Захаров был рукоположен во диакона, а 14 августа того же года - во священника. Первая служба молодого священника состоялась в праздник Преображения Господня в селе Ильинском Тутаевского района. В этом храме он прослужил без малого шестнадцать лет.
       Как и многим священникам в то время, отцу Валерию пришлось выдержать притеснения просоветского церковного совета и уполномоченных Отдела по делам религий. Однажды его вызвали в КГБ. "Предложили мне сотрудничать, доносить на других священников, - рассказывал батюшка, - обещали перевести на хороший приход". Отец Валерий сначала сделал вид, что ничего не понял. "Рассказывать исповеди? Да зачем? Ко мне одни бабушки ходят!" - отвечал он. А в конце разговора твердо отказался от сотрудничества с всесильным ведомством. "Ну и сгниешь в своем Ильинском", - было сказано ему.
       Последние десять лет верной помощницей отца Валерия была староста Ильинского храма Анна Степановна Егорова, жительница поселка Варегово. В те времена действующих храмов в округе было мало. Чтобы попасть на службу, жители Варегова должны были проехать пять километров на поезде, а затем столько же пройти по лесной, не всегда проходимой тропке.
       Население Ильинского постепенно сокращалось, и если в начале служения у батюшки было пятнадцать певчих, то в последние годы, придя на воскресную службу, я видел в храме лишь алтарницу Марию Евстафьевну да старосту на клиросе.
       С 1983 года, когда я познакомился с отцом Валерием, я стал помогать ему сначала в алтаре, а затем на клиросе. Я полюбил этот уединенный старинный сельский храм, неспешные, торжественные службы. Приходившие издалека прихожане после службы оставались пообщаться с батюшкой, отдохнуть и поесть в церковной сторожке. Некоторые приходили пешком за десять километров - из сел Николо-Заболотье, Михайловское, Петрово.
       В первый год служения в Ильинском жена покинула отца Валерия и уехала в город. Но его не оставляли прихожане, духовные чада, которые приезжали к нему из Тутаева, Рыбинска, Ярославля. Принимая иногда помощь прихожан, отец Валерий часто сам готовил еду, работал в огороде.
       Традиционно после 22 мая он служил панихиды на кладбище села Николо-Заболотье, совершал требы. В те годы в отдаленном Брейтовском районе не было ни одного действующего храма, и по просьбе верующих батюшка начал ездить в этот район, ходил по деревням - причащал, крестил, проповедовал слово Божие. Принимали его как самого дорогого гостя.
       В свою очередь и отец Валерий был очень гостеприимен и общителен, доброжелательно принимал всех приходивших к нему. В престольный праздник у него каждый год собирались гости. Батюшка обладал тонким чувством юмора, не унывал в житейских скорбях. Однажды, когда мы пришли со службы, он обнаружил пропажу наперсного креста, начал его искать, а когда понял, что крест украли, сел и спокойно произнес: "Господь дал, Господь и взял", - и больше об этом не вспоминал.
       Отец Валерий строго соблюдал Церковный Устав - всенощную, например, служил по 3,5-4 часа. Утром начинал службу в 7 часов. Пока он совершал проскомидию, я, в бытность мою псаломщиком, успевал прочитать часы и один-два акафиста. После Литургии батюшка часто служил молебен и панихиду, поминал всех своих прихожан - живых и умерших. Он очень любил храм Божий. Почти каждый день совершал в храме молебен с акафистом или панихиду и только в сильные морозы служил дома.
       В середине 1980 годов у батюшки обнаружили диабет. Иногда я заставал его молившимся на коленях, опершись на стул, на котором лежала книга. Долго стоять ему было тяжело.
       С годами финансовое положение прихода ухудшалось. Ремонт храма удалось осуществить только с помощью Владыки Платона (Удовенко), который тогда был правящим архиереем Ярославской епархии (ныне митрополит Аргентинский и Южноамериканский). В 1988 году, в престольный праздник, Владыка Платон неожиданно приехал в Ильинский приход служить. Накануне батюшке была послана из епархии телеграмма, но поскольку почта в селе уже была ликвидирована, сообщение запоздало. Отец Валерий совершал проскомидию, я читал поминальники, когда в алтарь вошли два иподиакона Владыки Платона и стали вынимать из чемоданов облачение. Один из них подошел к батюшке и сказал: "Через час приедет Владыка". Батюшка застыл в изумлении и некоторое время не мог прийти в себя. Но, слава Богу, служба прошла хорошо, на клиросе душевно пели бабушки во главе с псаломщиком.
       Во время праздничной трапезы батюшка, сидя по правую руку Владыки, несколько раз сказал ему: "Владыка, уж Вы не приезжайте в следующий раз так внезапно. У другого священника так и инфаркт мог бы случиться!" Владыка улыбался и с удовольствием пил деревенское молоко. Отец Валерий любил вспоминать этот случай. В 1990 году он был награжден Владыкой Платоном наперсным крестом.
       Прихожан в Ильинском храме становилось все меньше, и батюшка стал подумывать о переезде на родину. Несколько раз он ездил в Пошехонский район к прозорливому старцу архимандриту Павлу (Груздеву). Отец Павел с любовью принимал батюшку. На вопрос, переезжать ли ему на Владимирщину, он отвечал: "Сиди, лягушка, в своей луже, кабы не было бы хуже". Отец Валерий слушался старца, но позднее все-таки решился уехать.
       В мае 1993 года он стал клириком Владимирской епархии. Но, по-видимому, очень сильно прикипел отец Валерий к своему Ильинскому. К моему большому удивлению, уже летом он приехал в Ярославль, желая перевестись обратно. Приход был еще не занят. Владыка Платон соглашался его взять, но Владыка Евлогий (архиепископ Владимирский и Суздальский) не отпустил.
       Отец Валерий служил в Троицком храме в селе Ворша, рядом с деревней Демидово, где он жил, затем в Казанском храме в городе Лакинске и позднее в Воскресенском храме в городе Собинка. Но почти каждый год батюшка приезжал на престольный праздник в свое Ильинское. Он снова был в родных стенах, видел радостные лица своих прихожан и односельчан, возглавлял праздничную службу и крестный ход...
       В 1996 году он дал мне рекомендацию для рукоположения. Приезжая в гости в Ярославль, отец Валерий сетовал на трудность служения вторым священником, на то, что приходится непосильно много служить.
       В последние годы здоровье отца Валерия значительно ухудшилось. Ему была назначена I группа инвалидности, и с 23 марта 2003 года он был почислен за штат с правом служения.
       Накануне Великого поста 2003 года в Лакинской городской больнице батюшку соборовали и причастили. После этого ему стало лучше, он снова смог служить.
       Активного церковного служения отец Валерий не оставлял до последних дней. Великий пост стал для него приготовлением к вечности.
       Все службы, которые он не мог совершать в храме, батюшка вычитывал келейно. На Пасху 2003 года, за несколько дней до своей кончины, он сослужил за утреней и Божественной литургией в Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосове Собинского района.
       Во вторник Светлой седмицы отец Валерий слег окончательно. Он отошел ко Господу 2 мая 2003 года, в пятницу Светлой седмицы, когда Церковь чествует икону Божией Матери "Живоносный Источник". Это был его любимый праздник. Неизменно во все годы своего священнического служения он совершал в этот праздник Божественную литургию, а при невозможности совершить Литургию - водосвятный молебен.
       Часто батюшка говорил, что желал бы умереть на Пасху. И похоронен он был под ликующее пение: "Христос воскресе". На кладбище села Ворша, рядом с родными, нашел он место своего упокоения. "Грешник я, но Божий", - часто говорил отец Валерий.
       Милосердный Господь да упокоит его душу в селениях Небесных. Аминь.

Священник
Михаил ОБОЛЕНСКИЙ