ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Главная ценность для Его Святейшества - церковная соборная молитва

       Упоминание о Патриархе Московском и всея Руси Алексии II тотчас вызывает ассоциацию с его служением Божественной литургии. Центральным местом его жизни, средоточием его жизненных интересов является Евхаристия, Бескровная Жертва Господу о всех и за вся.
       Главная ценность для Его Святейшества - церковная соборная молитва. Именно потому в сложный переломный период истории нашего отечества и Церкви, на рубеже столетий и тысячелетий, Господь поставил во главе Русской Православной Церкви именно его.
       В тот период от Первосвятителя требовалось много мудрости, чтобы избежать двух крайностей. Первой - отказа от сотрудничества с государством, его игнорирования, пренебрежительного отношения к нему, обиды на государство, призыва к неповиновению. Легко было бы заявить, что государственная власть собрала на главу свою пепел и угли горящие, что распад, грозящий стране, для Церкви, власть которой, как известно, не от мира сего, безразличен, что народ всегда заслуживает именно того правительства, которое имеет, и т. д. и т. п.
       Другой крайностью был бы поиск в государстве точки опоры, забвение о том, что Царство Христа не от мира сего.
       По милости Божией у Святейшего Патриарха Алексия страх Божий был выше страха человеческого и он помнил о том, что проклят тот человек, который надеется на человека и плоть полагает во спасение. Эта пронзительная мысль одного из ветхозаветных пророков постоянно напоминает нам о заповеди Божией: Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им (Исх. 20, 4-5).
       Находясь рядом со Святейшим Владыкой, понимаешь, что он уповает только на Господа, при всем уважении к человеку и сильным мира сего. И печально известные события 1993 года, когда страна стояла на грани гражданской войны, и сложный переход власти в 1999 году еще и еще раз подтвердили, что Святейший Патриарх не с политическими партиями, а с Церковью и со своим народом. В этом величие Его Святейшества как церковного и государственного деятеля.
       А теперь я хотел бы сказать о Патриархе просто как о человеке. Его Святейшество - это человек, с которым легко и радостно находиться рядом. Невероятную тяжесть своего труда и служения он не переносит на окружающих. Его терпение к людям можно назвать почти безграничным. Он готов благожелательно выслушать каждого, является прекрасным собеседником, обладает тонким чувством юмора. Беседуя с ним, забываешь о времени и о том, что его день расписан буквально по минутам...
       Мнения своего Святейший никому не навязывает. Если он видит, что человек не готов понять и принять его совет или пожелание, он удерживает их, оставляет непроизнесенными. В любом человеке он уважает дарованную от Бога свободу выбора и не позволяет своему сану, авторитету, обаянию своей личности эту свободу подавлять. Но уважение к свободе выбора отнюдь не означает, что Его Святейшество равнодушен к тому, какой выбор все же будет сделан. Если он тебя выслушал и не возразил, это не значит, что он согласился. Он лишь выразил веру в то, что ты сам сможешь понять свое заблуждение. И он ни о чем не забудет. Тот, кто веры его не оправдал, очень скоро ощутит: отношение к нему изменилось. Благожелательность осталась, но доверия уже нет, и вернуть его может только выстраданное изнутри осознание собственного заблуждения и усилия, направленные на исправление совершенной ошибки. При всем этом он никого от себя не гонит - просто тому, кто оказался не на высоте, он ничего по-настоящему важного уже не доверит.
       Меня всегда поражали его работоспособность, невероятная память, внимание к деталям и умение быстро увидеть и оценить проблему или ситуацию в целом, способность концентрироваться на главном и без колебаний принимать единственно верное решение. Все, что он делает, всегда подчинено единственной цели - благу Церкви и народа. Используемые им средства всегда соответствуют высоким задачам, которые он перед собой ставит.
       Одно из искушений монашеской жизни - это попытка отождествить себя с тем послушанием, которое ты несешь. И если личность срастается с послушанием, она теряется, остается одно послушание. У Святейшего Патриарха этого не произошло. Он самоотверженно выполняет послушание, которое возложила на него Церковь и благословил Господь, но при этом он остается человеком.
       Поражает его любовь к природе, к миру Божию, тонкое чувство прекрасного, его доброта к простым людям и ко всякому созданию Божию, ибо всякое дыхание да хвалит Господа. Опять вспоминаем слова Священного Писания: Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко (Притч. 12, 10). И при этом поражает отсутствие жалости Его Святейшества к себе.
       Приведу несколько примеров самоотверженного служения Патриарха, проявления его воли, собранности, самообладания, способности преодолеть себя, свидетелями которых мне судил быть Господь.
       Во время одной из поездок на Валаам Его Святейшество сильно ушиб ногу на пристани. Образовалась гематома, но он не показал виду, и визит продолжался по намеченной ранее программе. По возвращении в Москву понадобилась операция, однако в тот же день, когда его оперировали, Патриарх прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на праздник Преподобного Сергия Радонежского. И снова - никакого послабления себе. В Лавре он даже не воспользовался лифтом в Патриарших покоях, чтобы не привлекать внимания окружающих к своей болезни.
       В начале поездки в Японию в мае 2000 года Святейший Владыка совершал Божественную литургию на главной площади Владивостока. Залив Золотой Рог был покрыт сплошной сеткой дождя, с океана дул сильный, холодный ветер. На следующий день был перелет в Японию.
       К вечеру у Святейшего поднялась температура под тридцать девять, врачи российского посольства предписали постельный режим. Возникший острый бронхит с легкостью мог перерасти в воспаление легких... Однако уже утром следующего дня он совершал Божественную литургию, за которой состоялась интронизация епископа Даниила, возведение его в сан Митрополита всей Японии. Японская Автономная Православная Церковь получила нового Предстоятеля.
       Два года спустя - поездка в Новосибирск на день славянской письменности и культуры. Губернатор вечером дает ужин в честь гостей. Святейший на нем не присутствует. Вопросов это не вызывает - отдых после долгого перелета... Но в покоях Святейшего у его постели стоят врачи. Лица встревожены: тахикардия, пульс частит со скоростью в три раза выше обычной. С такой симптоматикой визит надо прекращать. Но уже утром следующего дня Святейший совершает Божественную литургию в соборе и трехкилометровый крестный ход.
       Три эпизода... Многие из нас могли бы припомнить десятки подобных случаев...
       Собранность, самоотверженность, самообладание - качества истинного Первосвятителя и Предстоятеля Церкви воинствующей.
       В моей жизни Патриарх Алексий II явился тем человеком, который, не заставляя, заставил меня внутренне собраться воедино и всего себя посвятить служению Церкви.
       Мы много говорим о спасении, но говорим о чем-то не о том. Говорим о внешних атрибутах, забывая о самом главном - о словах Христа Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими (Лк. 12, 8). На исповедниках Божиих стояла и стоять будет Церковь Христова, но исповедание - это не негатив, не отрицание чего-то, это привнесение в жизнь мира сего примера подражания Христу, самовыражение через любовь к самым заблудшим, самым падшим, ибо Сын Человеческий пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние.
       Святейший Патриарх родился, возрастал, получил основы образования в глубоко церковной, верующей семье, и эту веру он пронес через годину испытаний и искушений, которые не только не сломили его, но укрепили, утвердили в том, что он впитал с молоком матери. И ту огромную власть, которой наделила его Церковь, он не отождествляет с самим собой, не приписывает себе. Единственным источником всего благого, что происходит в Русской Православной Церкви, он считает Господа Бога и часто повторяет слова пророка Давида: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради истины Твоей (Пс. 113, 9). разделяя плоды побед со своими собратьями архипастырями и пастырями. И в этом величие и красота души его.

Епископ Сергиево-Посадский Феогност,
наместник Троице-Сергиевой Лавры