ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2004

ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Послание Освященного Архиерейского Собора
клиру, честному иночеству и всем верным чадам
Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки
и инокини и все верные чада церковные!

       Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в Храме Христа Спасителя, и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3 по 8 октября 2004 года, обращается ко всей Полноте нашей Церкви со словами апостольского приветствия: Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2 Пет. 1, 2).
       Благоволением Божиим Собор завершил свои труды, и ныне мы возносим Господу молитвы о даровании сил к исполнению соборных определений. Призываем пастырей - соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе с Апостолом взываем: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13).
       В прошлом остались тяжелые годы тоталитарного атеизма, воздвигавшего прямые, открытые гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением свободой, и мы с горечью замечаем: общество его не выдерживает.
       Сегодня у нас и новые недруги - более коварные, скрытые и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, виртуальной реальности, азартных и "интеллектуальных" игр. Это межнациональные, социальные, политические и даже внутрицерковные распри, в которых истощаются духовные силы народа.
       Особенную тревогу вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе, желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек, который, будучи сотворен по образу и подобию Божию, изначально имел высочайшее достоинство, но был поврежден грехом.
       Секуляризм не нов, но только сегодня, в эпоху глобализации, он стал всемирной силой, претендующей на то, чтобы выражать интересы всего человечества с универсальных позиций. Система общественных отношений строится сегодня таким образом, что религия остается лишь частным делом. Под предлогом защиты прав человека защищается грех, который внедряется в жизнь как некая болезненная норма. Предпринимаются также попытки вытеснить Церковь из различных сфер общественной и государственной жизни.
       Мы не можем с этим согласиться. Для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни. Православное мировоззрение должно обладать по крайней мере равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей.
       Верующие люди должны иметь право обучать своих детей в государственных школах без опасения, что им будет навязываться как "единственно научная" безрелигиозная картина мира. Исполняя свой долг по защите родины в армии, трудясь на производстве, в органах государственного управления, в различных общественных и частных организациях, верующие граждане хотят быть уверенными, что их религиозные убеждения учитываются в повседневной практике и охраняются законом.
       К сожалению, разрушение моральных устоев нашего народа во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение. Практика показывает, что попытки законодательного регулирования в этой области встречают серьезное противодействие. Положение может измениться, если журналисты примут на себя нравственные обязательства перед обществом за содержание своей работы. Участие православных священнослужителей в теле- и радиопрограммах, публикация в средствах массовой информации материалов, выражающих церковную позицию по актуальным вопросам современности, должны стать регулярными.
       Мы вновь говорим о том, что, если социальные установления не учитывают религиозных норм, они теряют право на единодушное общественное признание. Сегодня очевидно, что насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики, противоречащей духу христианской свободы, попыткой скроить мир по единому образцу, лишить его красоты и многообразия, данных Творцом.
       Что же мы, члены Церкви, можем противопоставить этому безбожному натиску? Как мы можем помочь миру, стремительно движущемуся к самоуничтожению в бесконечной погоне за удовлетворением все новых потребностей и не замечающему гибельности этого пути? Чтобы быть православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы многие люди для Христа без слова приобретаемы были, видя чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2). Пусть примером для нас будет жизнь подвижников благочестия, в том числе и тех, которых прославил в лике почитаемых всей Церковью святых настоящий Собор. Среди них преподобный Афанасий Высоцкий, праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), преподобный Зосима (Верховский), преподобный Пимен Угрешский, преподобная Александра Дивеевская, блаженная Параскева Дивеевская и блаженная Матрона Московская.
       Освященный Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства, умножению миссионерских трудов и святости жизни. Обращаемся к вам со словами утешения и надежды: Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11).

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ

       ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА:
      
       Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
       Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
       Патриарший Экзарх всея Белоруссии
       Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ
       Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ
       Председатель отдела внешних церковных связей
       Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
       Митрополит Кишиневский и всея Молдавии ВЛАДИМИР
       Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
       Архиепископ Казанский и Татарстанский АНАСТАСИЙ
       Архиепископ Самарский и Сызранский СЕРГИЙ
       Архиепископ Витебский и Оршанский ДИМИТРИЙ
       Епископ Южно-Сахалинский и Курильский ДАНИИЛ
       Управляющий делами Московской Патриархии
       Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ