ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
10-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовное образование

Богословское образование в России
на современном этапе

Участники VI Международного конгресса высших
православных богословских учебных заведений

Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства!
Дорогие отцы! Глубокоуважаемые дамы и господа!
Дорогие коллеги!

       Позвольте приветствовать вас от лица профессорско-преподавательской корпорации и студенчества Московской Духовной академии!
       Вот уже пятнадцать лет Русская Православная Церковь живет в условиях свободы. За это время многое изменилось в ее бытии: повсеместно строятся новые храмы, создаются тысячи христианских общин, укрепляется монашеская жизнь. Серьезные перемены происходят и в сфере богословского образования. Сегодня перед возрождающейся русской богословской школой особенно остро стоит задача определения своего места в образовательном пространстве России.
       В течение последних десяти лет в России наряду с традиционной церковной богословской школой развивается система светского теологического образования. В истории российского образования это явление новое и неординарное. Уже сегодня теологические вузы имеют государственную аккредитацию, в то время как традиционная богословская школа лишена всякой поддержки со стороны российского государства.
       Очевидно, что от того, как будут развиваться взаимоотношения между традиционным, духовным, и светским богословским образованием, насколько успешно церковные богословские школы преодолеют все сложности возрождения и становления, сегодня зависит судьба русского богословия.
       В своем выступлении я хотел бы рассмотреть факт возникновения в России двух богословских образовательных систем, обозначить исторические причины этого явления и по возможности определить перспективы развития ситуации.
       Революционные события 1917 года стали катастрофой для богословского образования в России. Декретом "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви" по богословским школам был нанесен сокрушительный удар уже на самом первом этапе борьбы советской власти с Церковью. Декрет поставил религиозное образование вне закона и лишил академии и семинарии всех имущественных прав.
       Оставшись без средств к существованию, потеряв множество преподавателей и студентов по причине массовых репрессий и эмиграции, разоренные Духовные академии закрывались, а их здания захватывались новой властью. Пожалуй, история богословского образования в России не знает более трагического периода.
       И все же профессура Духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные богословские школы, построить систему богословского образования в согласии с новыми законами. В 1920-х годах наиболее серьезный и успешный опыт создания богословской школы нового типа, совместимого с советским законодательством, был предпринят в Петрограде.
       Еще в 1918 году преподаватель Петроградской Духовной семинарии Иван Павлович Щербов организовал пастырское училище, которое существовало на местные епархиальные средства. В 1919 году он поставил вопрос о создании высшей Духовной школы - Богословского института. Предложение Щербова поддержал митрополит Петербургский Вениамин, и в апреле 1920 года Богословский институт был открыт.
       Его ректором стал настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский Григорий). Среди преподавателей института были знаменитые профессора Петроградской академии: протоиерей Василий Верюжский, А. В. Петровский, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, С. М. Зарин, И. А. Карабинов, Н. В. Малицкий, Д. П. Митров, И. П. Соколов; профессора Петроградского университета: академик Б. А. Тураев, Д. И. Абрамович, Л. П. Карсавин, С. С. Безобразов (впоследствии епископ Кассиан), М. Д. Приселков, А. П. Алявдин, М. Н. Соколов и многие другие.
       Однако в мае 1923 года Богословский институт также был закрыт. В 1925 году протоиерей Николай Чуков организовал в Ленинграде Высшие Богословские курсы, просуществовавшие три года. В Московском Даниловом монастыре епископ Феодор (Поздеевский) по благословению Святейшего Патриарха Тихона намеревался открыть Высшую богословскую школу, но это ему так и не удалось. К началу 1930-х годов богословские учебные заведения на всей территории Советского Союза были уничтожены.
       Но жесточайшие гонения не смогли пресечь многовековую традицию русского богословского образования. Когда у Русской Православной Церкви появилась возможность открыть богословские школы, оставшиеся в живых преподаватели - носители традиции и свидетели расцвета русской богословской науки - смогли воссоздать Духовные академии и семинарии.
       Возрождение духовного образования стало возможным после встречи И. В. Сталина с иерархами Русской Православной Церкви в сентябре 1943 года. Митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) получили разрешение главы советского государства открыть богословские курсы.
       В 1944 году в Московском Новодевичьем монастыре началось преподавание в Богословском институте и на пастырских курсах. Через два года институт и курсы были преобразованы в Московские Духовные академию и семинарию. Тогда же, в 1946 году, открылись богословские школы в Ленинграде. Помимо Московских и Ленинградских академий и семинарий в послевоенные годы (1946-1947) были открыты Духовные семинарии в Киеве, Одессе, Саратове, Луцке, Ставрополе, а также Минская Духовная семинария в Жировицком Успенском монастыре. Все они, кроме Одесской, не пережили хрущевских гонений и были закрыты в 1961-1965 годах.
       Многовековое древо российского богословского образования, обгоревшее в огне большевицкого террора, все же оказалось живым и дало новые ростки. Относительная свобода позволила воссоздать в России богословскую школу. Конечно, уровень образования во вновь открытых школах значительно уступал уровню дореволюционных академий. Но важно было то, что Церковь получила возможность заниматься систематическим богословским образованием и научными исследованиями.
       Несмотря на препятствия, создаваемые атеистическим государством, академии и семинарии в период с 1940-х по конец 1980-х годов в целом справлялись с возложенными на них задачами, главной из которых являлось сохранение традиций русской богословской школы.
       В начале 90-х годов ХХ века ситуация в сфере богословского образования изменилась коренным образом. Если в середине 1980-х годов действовали лишь две Духовные академии - в Москве и Ленинграде и три семинарии - в Москве, Ленинграде и Одессе, то к Архиерейскому Собору 1994 года Русская Церковь имела уже три Духовные академии, четырнадцать семинарий и двадцать восемь училищ. Рост числа богословских учебных заведений сопровождался большими трудностями. Нехватка преподавательских и научных кадров, учебных и методических пособий усугублялась глубоким социально-экономическим кризисом, поразившим российское государство.
       Уже в перестроечные годы стало очевидно, что система богословского образования нуждается в реформе. Перед Русской Православной Церковью остро стояла необходимость определить пути дальнейшего развития богословского образования и науки. При быстро меняющихся внешних обстоятельствах богословское образование должно было стать церковным авангардом: оставаясь школой, вводящей в живой церковный опыт и церковное предание, воспитывать богословов и пастырей, готовых к служению в новых условиях.
       Одним из фундаментальных моментов реформы середины 1990-х годов стало включение важнейших элементов светского гуманитарного образования в систему образования духовного, чего категорически не допускал советский режим. Не искажая целей богословской школы, светское образование стало использоваться как важный инструмент диалога Церкви и общества. Реформа позволила существенно повысить уровень образования в академиях и семинариях. Особое внимание стало уделяться развитию науки. При этом богословские школы искали возможность признания за ними статуса высших учебных заведений со стороны государства, что по сути означало бы реабилитацию богословского образования и науки в России.
       Одним из вариантов государственного признания стало утверждение Министерством образования России государственных образовательных стандартов по теологии. В феврале 2001 года Министерство образования утвердило стандарт по образовательному направлению "теология" (бакалавриат и магистратура), а в январе 2002 года - стандарт по специальности "теология".
       Таким образом, богословское образование как таковое получило право на существование и признание со стороны государства.
       Эти стандарты были разработаны группой церковных ученых исходя из многовекового опыта русской богословской школы. Изначально предполагалось, что стандарты, имея в своей основе учебные программы семинарии и академии, позволят Церкви "легализовать" богословское образование. Богословские школы Церкви должны были получить государственную аккредитацию именно по этим стандартам. Вместе с тем разработчики рассчитывали, что, будучи реализуемы в светских вузах, теологические стандарты позволят привлечь к делу возрождения русской богословской школы в том числе и потенциал светской науки.
       Однако Министерство образования отказало академиям и семинариям в лицензировании по теологическим стандартам, ссылаясь на их конфессиональную принадлежность. Дело в том, что в силу 19-й статьи "Закона о свободе совести и о религиозных организациях" семинарии и академии в России регистрируются как религиозные организации, что, по мнению министерства, лишает их права иметь аккредитацию светского государства. Сложившаяся ситуация ставит сегодня перед Священноначалием Русской Православной Церкви вопрос о возможном изменении организационно-правового статуса богословских учебных заведений. Пока же выпускники академий и семинарий не могут продолжить свое образование в российских и зарубежных магистратурах, аспирантурах и докторантурах, не могут получить второе высшее образование, поскольку не имеют государственных дипломов. По той же причине они не могут трудоустроиться в качестве сотрудников и преподавателей в государственные научные и образовательные учреждения.
       Если традиционные богословские школы вынуждены преодолевать все новые трудности на пути интеграции в единое образовательное пространство России, то новоучрежденное светское теологическое образование развивается весьма энергично. На сегодняшний день в государственных и негосударственных вузах действуют уже около двадцати теологических кафедр, отделений и факультетов. Таким образом, уже сегодня можно говорить о двух параллельных системах богословского образования в России: церковной и светской.
       Нерешенность вопроса о статусе церковной системы богословского образования вызывает серьезные опасения. В то время как выпускники и профессора традиционных богословских школ формально являются людьми без высшего образования, дипломированные теологи постепенно занимают нишу религиозного образования в светских школах и вузах. Следует отметить, что часть теологических факультетов развивается при участии Церкви. В согласии с теологическими стандартами Церковь предлагает и утверждает преподавателей по профильным дисциплинам. Однако не каждая епархия и не всегда имеет ресурсы и возможность сотрудничать со светской школой, и есть целый ряд теологических факультетов, существующих автономно от Церкви. Очевидно, что оторванность светской теологии от Церкви может повлечь не только искаженное представление о христианском богословии, но и вылиться в полную профанацию самой идеи теологического образования.
       В целом в настоящее время богословское образование и наука в России развиваются достаточно динамично. Этому способствует возрождение церковной жизни и тот искренний интерес, который испытывает наше общество к богословской науке и образованию.
       Однако без признания государством за церковными богословскими школами статуса высших учебных заведений, без ясной концепции взаимодействия традиционного церковного богословского образования со светским будущее богословской науки и образования в России видится неопределенным. В настоящее время сложилась ситуация, когда светское и церковное богословское образование могут развиваться только при тесном взаимодействии. Церковное богословское образование нуждается в поддержке светской высшей школы для интеграции в национальное образовательное пространство России. А без поддержки со стороны высшей Духовной школы лишенная корней и живой связи с традицией богословия светская теология грозит превратиться в абстрактную науку о религии. Однако какая-либо помощь или участие традиционных богословских учебных заведений в жизни светской высшей школы и науки будут возможны только тогда, когда Духовные школы будут признаны государством.
       Мы полны сил и желания работать, и наших шагов ждет вся Полнота Русской Православной Церкви и российское общество. Мы представляем возможным и вполне перспективным сотрудничество с "новорожденным" светским теологическим образованием. Мы открыты к диалогу и готовы видеть церковное и светское богословское образование крыльями одной птицы - русской богословской школы.

Иеромонах Петр (Еремеев), проректор Московской Духовной академии

Иеромонах Петр (Еремеев), проректор
Московской Духовной академии