ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2004

ПРОПОВЕДЬ

О милосердном самарянине

       Иди и ты твори тако же, - к милосердию зовет нас Господь всех: не к словам пустым, а к делу. Не раздумывал самарянин: оказывать ли помощь еврею или не оказывать - он оказал ее, не раздумывая, невзирая на то, что вражда была ненавистная между самарянами и иудеями. Он перевязал ему раны, взвалил его на свою скотинку, а сам пешком рядом с осликом пошел. Привез его в гостиницу, служил ему всю ночь, кормил его, перевязывал раны. Утром, уходя дальше, последние деньги свои отдал хозяину гостиницы: "На, корми его, лечи, пока он не поднимется. Если что истратишь лишнее, я, возвращаясь, отдам тебе долг мой". Вот каково сегодняшнее евангельское назидание: не выгоды ради, не славы человеческой ради творите благое, а ради славы Божией.
       У нас сейчас модно творить благодеяния, но, увы, ради славы человеческой: я благодетель, я помогаю. Только слава - не ради Бога, не ради Божией кротости и милосердия, а ради самой славы, вот почему от этой помощи одна пустота бывает. Многие стараются творить добрые дела ради славы человеческой, а они пустыми получаются и бессмысленными.
       А вот если поступать как евангельский самарянин милосердный, конечно, будет великая польза - духовная польза и удовлетворенность духовная.
       На этой неделе был праздник у нас святителя Иоанна Милостивого. Само слово за себя говорит: милостивый. Перед вами была икона с частичкой мощей сего великого святого угодника. Так он прямо писал: "Милостыня есть царица всех добродетелей". Если мы будем милосердны, как самарянин, и к нам Господь будет всегда милосерд. Только творить дела нужно втайне, не ради хвалы человеческой, как мы привыкли. А твори втайне, и Отец Небесный, видя тайное, воздаст тебе явно. Милосердный самарянин несомненно за свое благодеяние получил Божие благословение и вечную награду на Небесах.
       Мы знаем другие примеры, как Господь осуждал мнимых праведников, таких, как мы, - долгомолящихся, долгопостящихся, как в притче о фарисее и мытаре. Как Господь простого человека, мытаря, помиловал и простил, а осудил мнимого праведника-фарисея.
       В последнее время я часто размышляю о нынешнем состоянии нашем духовном и говорю, себе приказываю и вам всем: лучше умереть кающимся грешником и быть прощенным Богом и наследовать Царство Небесное, нежели погибнуть мнимым праведником.
       Так и вам дай, Господи, и мне, грешному, быть грешниками кающимися, прощенными Богом, и наследовать Царство Небесное, нежели мнимым фарисеем погибнуть, в ад пойти, во тьму кромешную.
       Господь зовет нас к милосердию: Иди и ты поступай тако же - поступай, чтобы тебя не хвалили, чтобы не было этой похвалы ненужной человеческой, а все в тайне твори, как сотворил самарянин. Недаром на Руси было святое общество самарян - люди специально посвящали себя служению несчастным и страждущим. И вас всех, Господи, укрепи в этом милосердии.
       Прежде всего надо накормить человека. Голод - самое страшное чувство. Хоть краюшку хлеба, хоть холодной воды, хоть чая чашечку подать, но всегда нужно накормить. Недаром и старцы в старое время на Валааме, если кто-то к ним пришел из посетителей, самовар ставили и за чайком неторопливую спокойную благодатную беседу вели.
       Всегда нужно милосердие проявлять. Если накормить нет возможности, так доброе слово скажи. А доброе слово всегда лечит - лучше всяких лекарств. И вот эта доброта святая да сопутствует нам всем в сегодняшнем дне.
       Иди и ты твори тако же, - говорит нам Господь, каждой душе говорит о милосердии. Вразуми только, Господи, открой сердце наше, чтобы мы поняли эти глубокие слова, чтобы мы все стали наследниками Царства Небесного, спаслись.
       Все время подчеркиваю: не унывайте, не предавайтесь болезненному нытью - не спасусь, погибну, я великий грешник, или грешница. Да на земле ни одного святого нет - святые все на Небе, у Бога. А тут все грешные люди ходят, но неужели Господь нас создал для погибели? Всех для спасения создал Господь! Всех хочет спасти, все должны стать наследниками Царства Небесного! И нас Господь призвал к вере - для чего? Спастись, наследовать Царство Небесное. Не ныть все время, как безумные: "Не спасусь..." и прочее. Спасемся! Только глубокая чистая вера всегда должна быть. Никаких сомнений, никаких колебаний: "Твой есмь аз, спаси мя, Господи!"
       Эти слова чудные должны звучать постоянно, ежедневно в сердце нашем. И когда мы согрешим, всегда восставай: "Прости, Господи, меня. И все-таки твой есмь аз - спаси мя". Вот какую радость духовную милосердия Божия дает Церковь, показуя нам примеры жития святых угодников. Можно осуждать и угодников Божиих - такие-сякие были. Но каково покаяние! Например, у царя Давида, у других угодников из великих грешников... И на Руси у нас разбойник лютый был - Опта, да одумался, образумился и монастырь построил - знаменитую Оптину пустынь для всех павших людей: идите, спасайтесь, кайтесь и становитесь наследниками Царства Небесного. Вот Божие милосердие.
       И взирая на Божие милосердие, и свое милосердие мы должны проявлять в жизни нашей христианской.
       Вразуми нас, Господи, духовно ко всему подходить, дальновидно размышлять, всегда, во всяком деле, чтобы милосердием своим не принести вреда ближнему. А то пьянице дашь копейку, он пойдет, пропьет да еще под автомобиль попадет, и пострадает невинный водитель. А кто дал ему денег? Да мы же дали, так называемые милосердные. Настоящий нищий человек, он стыдится попросить - та же старуха голодная лежит, так она стыдится попросить кусочка хлеба. Так что милосердие мудро проявлять нужно, чтобы не навредить... Рассудительно нужно оказывать помощь, дабы не навредить душе, тунеядство не развить в человеке.
       Мудрости дай вам, Господи, - не жадности, а мудрости, чтобы не навредить и не разводить тунеядцев. И дай, Господи, чтобы и богаделенки были, чтобы милосердие реальное творилось, чтобы мы действительно облегчали страдания. Особенно много пожилых людей сегодня страждет, буквально от голода умирают. Следите друг за другом, помогайте. Болеет кто, скорбит кто - доброе слово скажи, милосердие самарянина покажи.
       Особенно взирать не надо, кто какой веры... Кривовером не будь, своей веры не изменяй, но и национализмом не страдай: этот наш, тот не наш - все мы Божии. Вот так всегда нужно подходить: не разделять людей на плохих и хороших. Дай, Господи, всем спастись и в разум истины прийти.
       Все время постоянно в моем сознании духовном - благоразумный разбойник. Кто думал, что этот несчастный убийца покается? Но пришло время - призвал его Господь, и он покаялся и первый вошел в рай, скорее, нежели мнимые праведники, такие, как мы.
       Вот и подумай: можно вычеркивать человека из жизни, сказать о нем: неисправимый? Нет, только скорбеть надо и вовремя, конечно, благоразумно руку помощи протягивать во славу Божию падшему человеку: "Твой есмь аз, спаси мя, и всех спаси, Господи!" Аминь.

Схиархимандрит Зосима (Сокур, † 2002)

       Печатается по: Любовь превыше всего. Донецк: Православный благовестник, 2004. С. 148-151.