ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Новости Ставропольской епархии

Противостояние духовному терроризму

       «Тоталитарные секты – путь к дестабилизации Северо-Кавказского региона». Научно-практическая конференция с таким названием состоялась в Ставрополе 28 сентября 2004 года. Она собрала более шестисот религиозных и общественных деятелей, представителей законодательной и исполнительной власти, педагогов.
       В начале форума епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан призвал его участников почтить память погибших в Беслане. Весь зал вторил епископу Феофану, возгласившему «Вечную память» зверски убиенным детям и взрослым.
       Казалось бы, что может быть нестабильнее, чем сегодняшний Северный Кавказ. Именно поэтому, обращаясь к участникам конференции, губернатор Ставропольского края А. Черногоров заявил: «Я считаю одним из главных достижений то, что за семь лет управления краем нам удалось сохранить межнациональный и межрелигиозный мир, несмотря на то, что многие силы покушались на него».
       Проблема терроризма стала на форуме главной. И если кто-то подобные отступления считал уходом от темы конференции, то основная часть присутствовавших в зале отчетливо осознавала и хорошо чувствовала связь страшной беды терроризма с деятельностью тоталитарных сект.
       Именно эту деятельность все представители региона назвали путем к дальнейшему обострению ситуации. Внутреннюю связь двух угроз представитель Армянской Апостольской Церкви настоятель кисловодского храма Сурб Вартан священник Саргис Погосян выразил так: «Сектантство – это духовный терроризм. Основываясь на принципах собственной исключительности и превосходства, тоталитарные секты приводят человека к потере нравственных ориентиров, после чего он без зазрения совести совершает всяческие зверства».
       Ни для кого не является секретом общность мышления и мировоззрения жертв сектантов и рядовых ваххабитов. При всех внешних различиях идеологий механизмы контроля над людьми здесь весьма схожи. Схож и результат – искалеченные души людей. Зачастую их действия перестают быть понятными для простых людей, земляков, родственников и соседей. «Что за вера, что за религия у тех, кто молится в одном школьном кабинете, а в соседнем, за стеной, расстреливает ни в чем не повинных людей?» – спросила начальник отдела Северо-Осетинского министерства по делам национальностей Л. Тараева.
       С болью в сердце председатель Совета имамов восточных районов Ставропольского края А. Койбалиев рассказывал о том, как в начале девяностых, когда в ногайских селах не хватало образованных имамов, юношей с радостью везли за пределы края в медресе. И как по окончании этих медресе юноши почему-то отправлялись воевать в Чечню, где многие погибли. Этот рассказ нашел понимание и искреннее сочувствие у всех участников конференции.
       Обсуждение не ограничилось констатацией печальных фактов. Значительное внимание было уделено мерам противодействия религиозному экстремизму. «Государство, и в том числе органы прокуратуры, не могут и не должны вмешиваться в деятельность религиозных организаций, – отметил прокурор Ставропольского края В. Калугин, – однако мы призваны следить за соблюдением религиозными организациями действующего законодательства. И в этой сфере за последние пять лет была пресечена деятельность ряда тоталитарных и деструктивных религиозных организаций».
       В качестве правового казуса В. Калугин отметил, что, хотя все мы употребляем термин «тоталитарная секта» и понимаем, о чем идет речь, такого юридического понятия нет. Епископ Феофан выступил с предложением о внесении в закон о свободе совести определения тоталитарной секты как псевдорелигиозной организации экстремистского характера, не подлежащей государственной регистрации. Это предложение было единодушно поддержано.
       Но не только законодательная политика органов власти оказывает влияние на состояние проблемы. Потворство государства (и прежде всего государственных СМИ) оккультизму и неоязычеству дает аргумент религиозным экстремистам, которые прикрывают свои деструктивные намерения заботой о чистоте веры.
       Эта мысль стала лейтмотивом выступления профессора Православного Свято-Тихоновского Богословского института диакона Андрея Кураева «Критерии определения религиозности». В то же время он предостерег от того, чтобы видеть опасность только в исламе и исламском фундаментализме. Удивительно созвучными оказались слова православного богослова прозвучавшему ранее призыву представителя Духовного центра мусульман Республики Ингушетии К. Зязикова не видеть во всех мусульманах террористов.
       Фундаментализм как стремление к расколу «справа», с позиций «возрождения» и «очищения» веры, по мнению отца Андрея, сейчас представляет опасность и для Православия. Намерение расколоть монашество и епископат, монашество и белое духовенство прослеживается в замыслах недоброжелателей России и Русской Церкви.
       Заинтересованность некоторых международных организаций в сохранении нестабильности на Кавказе с тревогой отмечена и в итоговом документе конференции: «Зарубежные организации и движения разнообразной направленности активно пытаются навязать северо-кавказскому обществу несвойственные ему учения псевдорелигиозного характера, ведущие к противопоставлению последователей этих новых религиозных движений основной массе населения.
       Последователи тоталитарных сект агрессивно навязывают свои сомнительные ценности и идеи, сосредоточивая свои усилия на вербовке молодежи. Их цель – разрушение нашего общества, отрыв Северного Кавказа от России, нарушение сложившихся веками отношений терпимости и взаимного уважения между представителями традиционных религий», – говорится в резолюции.
       В то же время участники форума выразили единый подход к развитию региона как общего дома для всех народов Северного Кавказа и неотъемлемой части Российского государства. «Прочной основой такого позитивного развития может и должно служить уважение исторически сложившейся полиэтничности и многоконфессиональности населения Юга России, – говорится в итоговом документе, – ибо многообразие языков, культур и религий обогащает и укрепляет формирующееся гражданское общество».
       В качестве мер противодействия деструктивным тенденциям участники конференции предложили ввести преподавание основ знаний о традиционных религиях в школах и вузах, использовать потенциал средств массовой информации, создать реабилитационные центры для жертв тоталитарных культов, сформировать экспертные советы для участия в регистрации религиозных объединений.
       Необходимым условием для реализации этих мер было названо объединение усилий общества и государства, совершенствование законодательства, действующего в сфере свободы совести.
       Главным итогом форума можно назвать единую волю гражданского общества региона, которую выразили его участники. А потому есть надежда, что перед лицом сектантства, этого духовного терроризма нашего времени, его жертвы и их близкие не одиноки. Окружающие готовы оказывать им помощь и поддержку. В результате сильнее станет и семья, и общество, и вся Россия.


Священник Михаил САМОХИН,
настоятель Покровского храма в городе Баксане