|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К 80-летию преставления святого Патриарха Тихона.
Впечатления современников
Патриарх Тихон в Петрограде
Беседа с Патриархом Тихоном
|
Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петроградский Вениамин с группой петроградских священнослужителей и мирян. 1918 год |
– Для меня, – сказал Патриарх в беседе с нашим сотрудником, – Петроград не чужое место. И не потому только, что я здесь заседал в сессии Синода, но и по воспоминаниям моей юности. Ведь я учился в тогдашней Петербургской Духовной академии. Здесь у нашего святого князя Александра Невского я молился студентом, прося его святого покровительства в дальнейшей моей жизни.
Приехав ныне сюда, я радуюсь, видя, как развивается и крепнет религиозное настроение народа. Я утешаюсь тем, что в церковных организациях созидательною и направляющею силою является истинно христианская любовь. В единении друг с другом, в единении со всеми пастырями может укрепляться жизнь православных людей. Народу предстоит перевоспитывать себя в духе христианства, особенно это можно сказать про интеллигенцию, работы для интеллигенции в Церкви будет достаточно. Наш голос зовет интеллигенцию к этому церковному труду, и мы верим, что интеллигенция откликнется на наш призыв. Со всех сторон Русской земли идут утешающие известия о том, что православный люд собирается около своих церквей, служит и словом и делом интересам Церкви, оживляется церковная жизнь, и таким образом, можно бодро смотреть на ближайшее будущее: около Церкви соберется русский народ. Правда, поступают известия и о явном гонении на нее. Многие священнослужители заплатили своей жизнью за исполнение своего долга, за исповедание своей веры. Но надо надеяться, что эти гонения пройдут скоро, ибо в них повинен не русский народ, но только некоторые упорные круги, которые являются гонителями и преследователями Православной Церкви.
Но помимо общего характера возрождения церковной деятельности перед нашей Русской Православной Церковью восстают и другие вопросы исключительной важности. Таков, например, вопрос о примирении со старообрядцами. У нас, в малосведущем обществе, смешивают так называемых единоверцев со старообрядцами, которых еще недавно официально именовали раскольниками. Единоверцы – это те же православные люди, но только придерживающиеся при богослужении старинных обрядов. Церковный Собор с охотою пошел навстречу давнишнему желанию единоверцев иметь не только своих отдельных единоверческих священников, но и отдельных епископов. Таких епископов на первое время будет пять. Это не значит, что единоверие откалывается в иерархическом отношении. Единоверческие епископы будут такими же православными русскими архиереями, как и все остальные архиереи. Они будут подчиняться Церковному Собору и будут признавать власть Патриарха, но будут только самостоятельно править делами своей паствы. В субботу 2 июня в Петрограде, в церкви Троицкого патриаршего подворья, состоится наречение во епископа первого единоверческого архиерея в Петрограде, настоятеля Николаевской единоверческой церкви протоиерея Шлеева. Титул его будет – епископ Охтенский, и он будет считаться викарием Петроградской митрополии.
Что же касается настоящих старообрядцев, то примирение с ними весьма желательно, но разрешение этого вопроса зависит и от восточных патриархов, так как в Соборе, наложившем на старообрядцев клятву в 1652 году, участвовали и восточные патриархии.
Второй важный вопрос в современной русской жизни – это стремление к церковной автокефалии некоторых народностей, населяющих наше общее отечество. Так, автокефалию провозгласили грузины. Автокефалия эта еще не признана восточными патриархами. Русская Православная Церковь не отказывается, однако, от своей власти на Кавказе и для русского населения Кавказа учредила там должность митрополита Тифлисского и Бакинского, вместо бывшего экзарха Грузии. Об автокефалии говорили и на Украине, но оказалось, что сторонниками были только политиканствующие люди австрийской ориентации.
Мы лично и Церковный Собор Всероссийский категорически высказывались против украинской церковной автокефалии, идя, однако, охотно навстречу широкой церковной автономии в этом искони православном крае. Слава Богу, вопрос разрешился благополучно. Киевский Всеукраинский Церковный Собор отверг мысль об автокефалии, и на Киевский престол избран митрополит Антоний (Храповицкий), человек, признающий единение всей Русской Православной Церкви. Будем надеяться, что на Украине церковных нестроений не будет. Агитатор автокефалии архиепископ Алексий (Дородницын), бывший Владимирский, смирился и изъявил согласие явиться по нашему вызову в Москву для дачи объяснений своих действий.
Важным вопросом является вопрос о духовно-учебных заведениях. От государства средств для их содержания не дается, хотя они дают образованных людей всему государству. Приходится самой Церкви при нынешних стесненных обстоятельствах изыскивать средства на содержание учебных заведений. Поневоле возникает проект ограничиваться только пастырскими школами да духовными академиями.
В заключение Патриарх высказал свое удовольствие по поводу сердечной встречи, оказанной ему в Петрограде, и призвал свое благословение на «этот некогда славный град».Вечерний час. 1918. 14 июня
|
Крестный ход в Александро-Невской лавре. 1918 год |