ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2005

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

К 80-летию преставления святого Патриарха Тихона

Николин день в Москве

       Николин день, 9 (22) мая 1918 года, был отмечен грандиозным крестным ходом на Красную площадь в Москве. Это событие произвело впечатление даже на явных противников Церкви. Далее приводятся выдержки из различных российских газет, выходивших в 1918 году и посвященных празднованию первого Николиного дня в революционной России, которые ярко характеризуют обстановку этого времени. Публикация подготовлена Н. Кривошеевой.

Церковный Собор и первомайские праздники

       Церковный Собор, обсудив вопрос о первомайском празднике, вынес следующее постановление: «Всероссийский Священный Собор Православной Церкви, осведомившись о намерении совета народных комиссаров устроить в день 1 мая нового стиля политическое торжество с шествием по улицам в сопровождении оркестром музыки, напоминает верующим, что означенный день совпадает с Великою Средою (Пасха в 1918 году праздновалась 22 апреля / 5 мая. – Прим. ред.)
       В скорбные дни Страстной Седмицы всякие шумные празднества и уличные шествия, независимо от того, кем и по какому случаю они устраиваются, должны рассматриваться как тяжелое оскорбление, нанесенное религиозному чувству православного народа.
       Посему, призывая всех верных сынов Православной Церкви в упомянутый день наполнить храмы, Собор предостерегает их против какого-либо участия в означенном торжестве. Каковы бы ни были перемены в русском государственном строе, Россия народная была, есть и останется православной».

Родина. 1918. 8 (21) апреля

Икона святителя Николая

       По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.
       Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
       Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.
       Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
       Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.
       Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Наше слово. 1918. Среда. 15 (2) мая

Творимая легенда

       История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
       По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
       Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
       Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
       Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Наше слово. 1918. Пятница, 17 (4) мая

9 мая

       На происходящих во всех московских приходах собраниях выносится резолюция о желательном участии в назначенном на 9 мая крестном ходе к Никольским воротам. Церковная власть не встретила препятствия к тому, чтобы крестные ходы в этот день были устроены не только из Казанского собора, но из всех московских церквей.

Заря России. 1918. Среда. 15 (2) мая

Беседа с Патриархом Тихоном

       Члены петроградской делегации, приезжавшей в Москву за частицей мощей святителя Гермогена, сообщают о своей беседе с Патриархом Тихоном. Взгляды его на положение Церкви вообще и состояние церковных дел в Москве полны бодрости. Он отмечал случаи, когда к нему являлись представители интеллигенции, рабочих, простого народа, высказывавшие протест против теперешнего поругания веры и разрушения святыни. Патриарх верит, что, как и 300 лет назад, объединение различных слоев русского народа для созидательной работы может произойти только около Церкви, где еще сохранились крепкие устои и связь с народным бытом.
       По словам Патриарха, случай с разорвавшимся полотнищем над Никольскими воротами, которым был закрыт чудотворный образ Николая Угодника, произвел необычайное впечатление на православное население Москвы. Много кусков материи выпало, и они взяты богомольными москвичами. До сих пор у образа Святителя Николая толпится множество народа, и по просьбам различных делегаций Патриарх дал разрешение на устройство сегодня, 9 мая, крестного хода к Никольским воротам.

Свобода России. 1918. Среда, 22 (9) мая

Обращение святителя Тихона к православному народу
града Москвы о принятии участия в крестном ходе и молебне

       Смиренный Тихон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России, православному верующему народу града Москвы
      
       Благодать Вам и мир от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
       9 сего мая с Нашего благословения состоится торжественный креcтный ход и всенародное молебствие у Никольских ворот перед иконою Святителя и Чудотворца Николая, ныне, как и встарь, дивно охраняемою Промыслом Божиим в настоящие дни скорби и смуты.
       Призываем православных верующих жителей Москвы собраться вместе со святынями своих приходов на это церковное торжество и слиться в общей молитве, да сохранит Господь и впредь Своею милостию на радость и укрепление православного народа сию святую икону, осеняющую вхождение к святыням древнего Кремля.
       Пусть это светлое торжество не омрачится никакими проявлениями человеческих страстей и объединит всех не в духе злобы, вражды и насилия, а в горячей молитве о небесной помощи по ходатайству святого угодника Божия, молитвенным предстательством коего да оградится от всех бед и напастей Церковь Православная и многострадальная наша Родина.

Смиренный Тихон,
Патриарх Московский и всея России.
8/21 мая 1918 года, Москва

ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 238. Л. 2–2 об. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф.

Публикация О. Ефремовой

Объявление чрезвычайной комиссии

       В связи с устройством этого же крестного хода вчера по городу было расклеено следующее объявление:
       «От Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией.
       Завтра, 22 (9) мая, состоится обычный крестный ход. Этим желают воспользоваться всякие черносотенцы, провокаторы, контрреволюционеры, в своих грязных листках призывающие к свержению советской власти.
       Предупреждаем всех граждан города Москвы, что советская власть, обеспечивая полную религиозную свободу всех граждан, сотрет с лица земли всех тех, которые только попробуют нарушить завтра религиозное мирное шествие, ничего общего с политикой не имеющее, какими-нибудь провокационными речами и действиями против советской власти».

Раннее утро. 1918. Среда, 22 (9) мая

Демонстрация стяжателей

       Сегодняшний крестный ход является не столько церковным торжеством, сколько, применительно к условиям момента, очередным ходом в процессе собирания сил организующей контрреволюции.
       Им очень выгодно было бы, чтоб мы их запретили, разогнали и т. п. Но мы не доставим этого удовольствия, – как бы ни выпирала из этого «невинного» крестного хода самая злокачественная контрреволюция.

Известия Советов рабочих, солдатских
и крестьянских депутатов. М., 1918
Среда, 22 (9) мая

В Московском совете р. и к. депутатов
О крестном ходе

       В начале вчерашнего собрания совета председательствующий г. Смидович заявляет, что на Николин день предполагается выступление духовенства на улицу. Считая это выступление контрреволюционным и направленным против советской власти, председатель совета призвал московский пролетариат провести этот день как день будний, не участвовать в шествии и не отходить от станков.
       – Вероятно, меньшевики и правые с.-р. будут недовольны таким решением, – говорит Смидович, – но пусть они вспомнят, как в своих официальных органах призывали не участвовать в первомайской демонстрации.
       Постановление Николин день считать рабочим днем возражений не встречает.

Раннее утро. 1918. Среда, 22 (9) мая

Николин день. Крестный ход

       Вчерашнее церковное торжество, устроенное по инициативе союза православных приходов Москвы, оказалось по количеству участников и по той стройности, с какой оно прошло, беспримерным в истории церковной жизни последнего времени. Возможно, что только в древней Москве бывали такие церковные процессии, создаваемые религиозным порывом народных масс.
       Торжество было подготовлено на местах целым рядом проповедей, в которых разъяснялось значение этого крестного хода. Накануне 9 мая во многих церквах происходила всенародная исповедь – возрожденный из древности христианский обычай.

       Утро Николина дня как нельзя более соответствовало предстоящему торжеству: прохладное и солнечное. Сверкающими лентами тянутся с различных сторон по направлению к Кремлю хоругви, сопровождаемые несметными толпами богомольцев. Стройное пение пасхальных напевов не заглушается даже шумом города.
       К 11 часам Красная площадь настолько переполнена, что все прибывающие крестные ходы с трудом продвигаются сквозь живую чащу народа. Трамвайное движение прекратилось.
       Спокойно, как живая стена, стоит народ. Белые, желтые, розовые платки преобладают в этой неисчислимой толпе. Над ними целый золотой лес хоругвей. Почти все взоры обращены на двери Казанского собора, где идет обедня, совершаемая патриаршим служением. У соборной паперти огромный золотой киот, богато украшенный цветами. Икона из него находится сейчас в соборе. Напротив, над Никольскими воротами, белая хоругвь, на которой написан тропарь святителю Николаю.
       Ровно в 12 часов, по окончании Литургии, из Казанского собора, с трудом продвигаясь сквозь толпу людей, процессия проходит к Никольским воротам, где и начинается молебствие, длившееся около часа.
       Во время этого молебна крестные ходы с разных сторон продолжают прибывать. Процессии прибывали до часу дня, проходя мимо Патриарха. Настроение молящихся изумительно спокойное, сосредоточенное.
       Ни о каких беспорядках, о которых много говорилось накануне, не могло быть и речи.
       Кое-где, главным образом по краям человеческого моря, были вспышки негодования против нарушителей порядка. В одном месте закричали и зашикали на солдата, который уселся на мотоциклетку, с треском тронувшуюся с места. Кое-кого заставляли снимать шапки.
       Советскими властями никакой вооруженной силы не было выслано на площадь. Только несколько солдат смотрели со стороны Кремля на Красную площадь, просунув голову между зубцами стены.
       Только с 2 часов дня начался отлив. Еще в 3 часа дня на Красной площади стояли группы людей. Наконец появились патрули, которые постепенно начали очищать площадь.

Заря России. 1918. Четверг, 23 (10) мая

Преображение души народной

       Социалисты обещали русскому народу чудо интернационала. Но интернационал не наступил. И праздник первого мая, который должен был увековечить его торжество, вместо этого остался в памяти народной со знамением у Никольских ворот.
       Если кто сомневается в том, что для православного религиозного сознания в этот день произошло памятное событие, ему нужно только прочесть советские газеты, чтобы убедиться, что тогда нечто знаменательное в самом деле совершилось. Ведь не стали же бы большевики посвящать длинные статьи с рассуждениями тому, чего не было вовсе. Социалисты раньше относились к религии с бесконечным презрением. Теперь мы видим, что религиозные вопросы обсуждаются ими с величайшим интересом и страстью. Правда, в передовицах «Известий» с пеною у рта обрушиваются на верующую Россию. Но раз на нее обрушиваются, раз ее громят, значит, ее боятся, значит, ее признают, значит, она есть.
       И всякий, кто был на Красной площади вчера, должен сказать, что для русского сознания чудо в самом деле совершилось. Я не знаю, произошло ли именно то чудо с полотнищем, завесившим образ святого Николая, о котором говорят в народе. Но я знаю, что совершилось и совершается чудо преображения народной души. Я знаю, что на Красной площади была новая Россия – Россия возрождающегося в вере русского народа, воскрешающаяся в образе древнего единства и благочестия Святая Русь. Не в «контрреволюции», конечно, дело. То, что происходит, совершается в духовной области, куда не следует вносить политику. Обновляется сокровенная глубина русского миросозерцания.
       И пусть редакции официозов утешают себя и свое начальство уверениями, что идет за священными хоругвями «чистая публика» и «темный, невежественный сброд». Вся Москва и, вероятно, вся Россия, за исключением заинтересованных в благонамеренности, состоит теперь в этой публике и в этом сброде. И те из социалистов, кто был когда-то близок к народу, кто в самом деле владел массами, вероятно, понимают это и в глубине сердца ощущают действительную и основательную тревогу пастырей, теряющих свое стадо. Они понимают, что нечто совершилось новое, что душа народа для их идей безвозвратно потеряна. Веления Промысла неисповедимы, и их нельзя обойти никакой подтасовкой событий. Праздник первого мая должен был показать торжество интернационала – вместо этого оказался началом возрождения.
       И что бы ни говорили, что бы ни делали идейные властители русской действительности, они не в силах изменить направление народных помыслов. Они не в силах затемнить те духовные образы и идеи, что заменяют все явственнее материалистическую идеологию социализма. Она умирает и ее не оживить никакими декретами и репрессиями.
       Так же, как девятого мая, социалисты не могли помешать крестному ходу, они не могут помешать начавшемуся внутреннему воскресению великой России. Прошлое в виде обстрелянного Кремля с остатками красных флагов остается с ними. Но будущее с Кремлем колокольным, с Кремлем пасхальным, со свежими цветами, увенчавшими иконы, – это будущее им уже не подвластно.

В. Муравьев
Заря России. 1918. Четверг, 23 (10) мая

Всенародный крестный ход

       Вчерашний крестный ход из всех московских церквей на Красную площадь, к Никольским воротам, к образу святителя Николая принял грандиозные размеры.
       С утра у разбитых в октябрьские дни исторических ворот громадная толпа. Образ, уцелевший под свинцовыми ураганами, украшен полотнищем.
       В толпе читают надпись, как в 1812 году, во время неприятельского нашествия: «Твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля, но чудесною силою Божией святой образ святителя Николая, здесь начертанный на самом камени, и не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, и фонарь со свещою остались невредимы».
       В октябре фонарь не уцелел и упал, и лишь перед вчерашним торжеством фонарь с неугасимой лампадой реставрирован.
       На разбитых воротах ко вчерашнему дню прикрепили белое полотнище со словами величания: «Радуйся, великий благочестия столпе, радуйся, верных прибежища граде».
       Среди толпы снуют торговцы иконами, портретами Патриарха Тихона. Мальчишки продают листки – «Вразумление нечестивцам чудотворца Николая».
       Великое чудо Святителя Николая!
       Вокруг Красной площади, на Никольской улице, на Театральной площади, у здания Думы – везде посты красноармейцев. У «Метрополя» – грузовики с пулеметами. У «розария» – конный спешенный отряд. Кое-где летучие санитарные отряды. На кремлевской стене, между зубцами, толпится любопытствующий гарнизон Кремля.
       Вначале среди толпы на площади настроение в связи с принятыми военными мерами довольно тревожное. Затем толпа успокаивается, видя, что религиозной процессии никто не противодействует.
       В двенадцатом часу со стороны Спасских ворот раздалось пение пасхальных песнопений и показались первые золотые хоругви... Это шел крестный ход из Девичьего Воскресенского монастыря.
       – Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!.. – звучит в воздухе, пронизанном солнечными лучами, играющими на хоругвях и золотых парчовых ризах духовенства.
       Почти в то же время со стороны Балчуга, из замоскворечного сорока, вливается гигантский живой поток. Плывут над толпой бесчисленные хоругви... На голубых носилках, на поручах несут местные чтимые иконы в тяжелых ризах. Впереди – десятки мальчиков в золотых стихарях со свечами.
       Несется могучий хор:
       – На Тебя надеемся и Тобою хвалимся!..
       Впечатление сильное.
       В человеческом потоке богомольцы самых разнообразных положений: интеллигенты, женщины, дети, солдаты, мастеровые, мещане... Некоторые несут заветные сухие пальмовые ветви, привезенные из Палестины, хранимые в божницах. Многие идут с ветвями зелени и душистыми белыми ветками расцветшей черемухи. На многих иконах венки из живых цветов: синеют цинфарии, белеют левкои, пылают тюльпаны...
       Прошло минут десять, и с Никольской показался крестный ход, растянувшийся на версту. Хоругви, кресты, запрестольные иконы тянутся бесконечной лентой.
       На Красной площади к этому времени вырастает уже громадный золотой лес хоругвей.
       Если сравнить вчерашний крестный ход с крестными ходами прошлого, то приходится констатировать между теми и другими громадную разницу. В прошлом крестные ходы носили официозный характер, и среди шпалер войск полиции двигалось чинно исключительно духовенство, по особому наряду благочинных. Вчерашний крестный ход носил несомненно в значительной мере народный характер.

С-Ъ
«Свобода России». 1918. 23 (10) мая

Крестный ход

       Вчерашний крестный ход из всех приходов Москвы на Красную площадь к Никольским воротам был едва ли не самым многолюдным из крестных ходов, устраивавшихся в Москве со времени Октябрьского переворота. Лица, бывшие на Красной площади и участвовавшие также в предыдущих крестных ходах, утверждают, что вчера количество богомольцев во много раз превышало число молящихся в прежние разы. Красная площадь была буквально запружена народом, стояли плечо к плечу.
       Никольские ворота, к которым направлялись крестные ходы, были приведены в праздничный вид. У иконы Николая Чудотворца повешена новая лампада, сама икона убрана живыми цветами. Внизу на воротах, разбитых в октябрьские дни, повешен венок, в середине которого – небольшой образ Николая Угодника. Множество молящихся пришли с зеленью и цветами, чтобы украсить часовню и икону Николая Чудотворца.
       Крестные ходы из церквей Москвы стали прибывать на Красную площадь с 11–12 часов утра, когда еще шло торжественное богослужение в Казанском соборе, совершаемое Патриархом Тихоном. На площади колыхался золотой лес хоругвей, множество хоругвей было поставлено около Казанского собора в ожидании конца богослужения.
       В Казанский собор невозможно было проникнуть уже с 10 часов утра. Храм был переполнен, толпы молящихся стояли на тротуаре и мостовой около собора. Богослужение в соборе совершалось Патриархом вместе с высшим московским духовенством.
       К моменту выхода Патриарха из собора с главным крестным ходом вся площадь была уже заполнена крестными ходами из приходских храмов. Слышалось беспрерывное пение молитв. Из Казанского собора Патриарх Тихон прошел к Никольским воротам, где совершил молебствие. По совершении молебствия Патриарх Тихон благословлял проходившие мимо него крестные ходы.
       Торжество закончилось к 2 часам дня. В приходские храмы стало возвращаться духовенство с хоругвями.
       Советская власть, согласно обещанию, данному Н. Д. Кузнецову*, приняла все меры к поддержанию порядка, а также меры предосторожности на случай возможных эксцессов. Были приготовлены отряды войск Красной армии, расположившиеся вокруг Красной площади, Верхних и Средних торговых рядов, в Александровском саду и около здания городской Думы. Порядок не был нарушен. Никаких речей и проповедей произнесено не было.
       По окончании крестного хода Н. Д. Кузнецов беседовал с управляющим делами Совета народных комиссаров Бонч-Бруевичем, который выразил большую радость, что все обошлось благополучно.
       В крестном ходе приняли участие громадные массы народа самых разных сословий. Было много интеллигенции, рабочих и простонародья. Преобладали женщины.
       Судить о численности участников крестного хода можно по тому, что мимо Патриарха Тихона крестные ходы приходских церквей проходили мимо Никольских ворот беспрерывно в течение двух часов.
       После богослужения Патриарх Тихон отправился снова в Казанский собор, где разоблачился. При выходе Патриарха из Казанского собора народ не давал ему возможности сесть в экипаж. Богомольцы прикасались к его одежде, целовали ее. Духовенству с трудом удалось пронести Патриарха в экипаж.
       Во время крестного хода произошло несколько незначительных инцидентов из-за неснятия шапок или вообще неуважительного отношения к богослужению. С некоторых лиц богомольцы сорвали шапки. Во время самого богослужения в толпу у Никольских ворот пытались врезаться два мотоциклиста. Толпа не расступилась, и мотоциклисты были избиты. Точно так же толпа не пропустила большой грузовик, направлявшийся во время крестного хода на Красную площадь со стороны Москворецкой набережной.
      
       * Н. Д. Кузнецов (1863 - 1929) - присяжный поверенный, член Священного Собора 1917 - 1918 годов. Был уполномочен Священным Собором вести переговоры с народными комиссарами по защите прав Православной Церкви.

Свобода России. 1918. Четверг, 23 (10) мая

Крестный ход на Красной площади

       Вчера с утра на улицах Москвы царило праздничное оживление. После поздней Литургии из всех храмов столицы выступили крестные ходы по направлению к Красной площади, и уже к 12 часам дня Красная площадь представляла сплошное море голов. Здесь были сотни тысяч народа. Прекращено было трамвайное движение.
       От Казанского собора по направлению к памятнику Минину и Пожарскому от Никольских ворот вдоль Кремлевской стены – принесенные в крестных ходах святыни и духовенство в золотых парчовых облачениях. Блистали на солнце сотни золоченых хоругвей, возвышались убранные живыми цветами чтимые Москвой иконы. Всюду раздавалось пение пасхальных песнопений и тропарей Святителю Николаю. Пели народные хоры Варнавинского и Петровского братств. Пели и импровизированные хоры из публики. У Кремлевской стены расположились слепцы со своеобразным пением религиозных стихов.
       Взоры всех обращены на Никольские ворота и на образ Святителя Николая. Образ несколько поврежден во время гражданской войны. Совершенно уничтожен написанный на стене с левой стороны Святителя Николая предстоящий ангел. Общее внимание обращает на себя небольшая лампада, подвешенная к образу. Лампада помещена только утром, за несколько часов до крестного хода. Раньше перед образом Святителя Николая висел древний фонарь. Но в ночь на вчерашний день какой-то хулиган подпилил проволоку, на которой висел фонарь, фонарь упал на землю и разбился.
       Образ Святителя Николая убран цветами. На воротах протянуты белые полотнища со словами из Акафиста Святителю.
       В 12 часов дня перед Никольскими воротами отслужил молебствие епископ Ефрем при пении народных хоров. В это время в Казанском соборе шло торжественное служение. Там совершал Литургию Московский Патриарх Тихон в сослужении московских викариев – Димитрия Дмитровского, Арсения Серпуховского и другого духовенства. Храм был переполнен молящимися с утра, и во время служения войти в него не было возможности.
       Около часа дня Патриарх Тихон в предшествии многочисленного духовенства проследовал из собора к Никольским воротам. В сослужении митрополита Владимирского Сергия, архиепископов Коломенского и Можайского Иоасафа и Гродненского Михаила, епископов Димитрия, Арсения, Иннокентия, Нестора и другого духовенства, при архидиаконе К. В. Розове Патриарх Тихон отслужил молебствие Святителю Николаю. Площадь огласилась общим пением молебных и пасхальных пений. Чувствовался общий религиозный подъем.
       По окончании молебствия Патриарх Тихон оставался у Никольских ворот в течение двух часов, пропуская крестные ходы, благословляя и кропя святой водой духовенство и народ.
       Несмотря на огромное стечение народа, на Красной площади все время наблюдался порядок, хотя воинской охраны для поддержания порядка не было. Конные милиционеры во время крестного хода находились в Александровском саду у здания городской Думы. Только после крестного хода они появились на Красной площади. Толпа долго не расходилась. Особенно много было народа у Никольских ворот. Милиционеры пытались разогнать толпу, заявляя, что крестный ход уже кончился, но народ долго не расходился.

Наше слово. 1918. Четверг. 23 (10) мая

Николин день
9 мая

       Несмотря на декрет, признававший день 9 мая непраздничным и призывавший в этот день к работе, вчерашний день – «вешний Никола» вышел по обыкновению праздником.
       Не работали почти ни на одной из крупных фабрик, было закрыто большинство торгово-промышленных фирм.
       Однако и в большинстве казенных учреждений вся работа шла не в полном объеме, так как по просьбе служащих совершались молебны.
       С полудня почти все магазины были закрыты.

Свобода России. 1918. Четверг, 23 (10) мая

Святейший Патриарх Тихон за молебном в день памяти
Святителя и Чудотворца Николая. 22 (9) мая 1918 года