|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 06-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К 80-летию преставления святого Патриарха Тихона
Святитель Тихон во главе Ярославской епархии
|
Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Беллавин) |
Деятельность святителя Тихона в качестве архиепископа Ярославского и Ростовского – важный этап его биографии. Именно в эти семь лет (1907–1914) утвердились те взгляды на жизнь, те нравственные качества, которые впоследствии сделают его гордостью Русской Церкви, подобно святому митрополиту Филиппу.
29 января 1907 года указом Святейшего Синода архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков (Пятницкий, † 1922) был назначен архиепископом Симбирским и Сызранским. На его место Синод перевел архиепископа Алеутского и Северо-Американского Тихона.
Ярославская церковная общественность была поражена этой новостью. Преосвященный Иаков правил епархией относительно недавно, с августа 1904 года, но уже заслужил репутацию добросовестного и распорядительного пастыря. В 1905 году он успокаивал волнения ярославских семинаристов, захваченных всеобщим политическим возбуждением. Однако архиепископ Иаков, по-видимому, вызвал недовольство императорского двора своим активным участием в работе Предсоборного Присутствия, которое настойчиво требовало от Государя созыва Церковного Собора для избрания Патриарха.
Поводом к устранению архиепископа Иакова с Ярославской кафедры стали жалобы и доносы, которые писали на него царю местные черносотенцы. Опальному иерарху не помогли даже телеграммы, которые со своей стороны посылало императору Николаю II ярославское духовенство, умоляя оставить Владыку в Ярославле.
В своей прощальной речи Владыка Иаков высказался без обиняков: «Я старался делать все по правде; я никогда не назначал на места по протекции и не уступал сильным мира сего... И это, кажется, ускорило мой перевод отсюда...»1.
13 февраля 1907 года Преосвященный Иаков навсегда покинул Ярославль. За неделю до его отъезда на выборах во 2-ю Думу по Ярославской губернии победу одержали кадеты и левые. А через две недели после отъезда Владыки, 28 февраля 1907 года, эсеровский террорист Владимир Веселов совершил покушение на ярославского губернатора А. А. Римского-Корсакова. Лишь случайность, осечка браунинга, спасла губернатора от верной смерти.
Политические бури первой русской революции создавали новые проблемы и для духовенства. Его авторитет, как и престиж религии вообще, сильно упал. За примерами не нужно было далеко ходить. В сельской местности обычным явлением стало ограбление храмов. Каждый номер еженедельника «Ярославские Епархиальные ведомости» в специальном разделе «Церковные кражи» сообщал о случаях такого рода. В письмах сельских священников, публиковавшихся в «Епархиальных ведомостях», звучит настоящий ужас перед озлоблением и безверием крестьянских масс. В приходах все сложнее становилось собирать традиционные подношения Церкви, которые служили одним из основных источников существования клира. Десятки вакансий священников, диаконов и псаломщиков оставались свободными за неимением желающих их занять.
В этой тревожной обстановке святитель Тихон стал во главе Ярославской епархии. 11 апреля 1907 года он прибыл поездом из Петербурга и был встречен на вокзале всем ярославским духовенством, представителями властей и народом. В своем обращении к собравшимся в ярославском Успенском соборе святитель Тихон среди прочего сказал: «В настоящее время увлечения западноевропейской культурой мы, русские, слишком стремимся обезличить себя...»2. Слова эти звучат актуально и в наши дни.
Заметим, что характерной чертой святителя Тихона был истинный, глубокий патриотизм. Русский по крови, он вырос среди святынь древнего Пскова. Длительное пребывание за пределами исторической России – шесть лет в Польше, девять лет в Северной Америке – только усилило в нем эту привязанность к родной земле. Для русского человека, вынужденного долго жить вдали от родины, есть два пути: ассимиляция, стремление забыть в себе русского и стать приемным сыном другой нации – или, напротив, путь кристаллизации образа далекой России. Этим вторым путем шли Гоголь и Тургенев, Бунин и Деникин. Только пройдя искушение зарубежьем, святитель Тихон поднялся на такую высоту, с которой он увидел Россию как часть огромного и сложного мира. Этот широкий, вселенский взгляд в сочетании с обостренным национальным чувством выделял святителя Тихона из рядов тогдашнего русского епископата. Под обликом простодушного сельского батюшки скрывался мудрец и повидавший мир странник, несгибаемый борец за православное дело, за благо русского народа.
Первые недели пребывания Преосвященного Тихона на Ярославской кафедре были посвящены знакомству с делами епархии, а также посещению многочисленных храмов и монастырей древней столицы Верхневолжья. В «Ярославских Епархиальных ведомостях» стали регулярно печататься краткие отчеты о повседневной деятельности нового Владыки. И почти каждый день отмечен его личным участием в богослужении, посещением храмов и обителей, встречами с посетителями. Своим личным примером новый Владыка как бы задавал тон всему местному духовенству, требовал от него энергичной деятельности. Сам он был тогда в расцвете своих душевных и физических сил. В день назначения на Ярославскую кафедру ему едва минуло сорок два года.
Вскоре в «Епархиальных ведомостях» появилось следующее краткое сообщение: «Его Высокопреосвященство просителей и лиц, имеющих до него надобность по делам службы, принимает ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 10 часов утра до 1 часа дня»3.
Несколько дней спустя святитель Тихон вновь через «Епархиальные ведомости» обратился к пастве. 20 мая 1907 года газета опубликовала следующее обращение Владыки: «Его Высокопреосвященство просит: 1) анонимных доносов ему не присылать, ибо таковым не только не будет придаваться значения, но они не будут и читаться им; 2) в прошениях не писать кавалеру орденов (духовные лица лишь сопричисляются к орденам, а не состоят кавалерами оных); 3) при представлениях не делать ему земных поклонов»4.
Большое узнается и в малом. Для деятельности святителя Тихона по укреплению церковных порядков характерны распоряжения, сделанные им при посещении Толгского монастыря. «Здесь его Высокопреосвященство сделал распоряжение, чтобы номера в монастырской гостинице не отдавались в наем приезжающим более чем на трое суток и чтобы на монастырской кухне скоромной пищи по особому заказу господ дачников не изготовляли», – сообщали «Епархиальные ведомости»5.
Вызывает восхищение неистощимая энергия, которую проявил новый Владыка в знакомстве со своей епархией. О ней свидетельствует простой перечень пастырских разъездов святителя Тихона в 1907 и 1908 годах. В каждом из них он помимо городов посещал и многочисленные сельские приходы.
С 19 по 23 мая 1907 года святитель совершил поездку в Ростов Великий и расположенный в пятнадцати верстах от Ростова Борисоглебский монастырь. С 14 по 21 июня он ездил в Углич и Мышкин. С 24 по 30 июня святитель Тихон проехал по пути: Рыбинск – Молога – Рыбинск. С 27 по 29 июля он совершил поездку в Романов-Борисоглебск, где посетил все многочисленные храмы этого старинного волжского городка. С 23 по 28 августа святитель ездил в Рыбинск и Некоуз. (В Рыбинске он останавливался в красивом здании подворья Толгского монастыря, которое сохранилось и до наших дней.) С 8 по 13 октября он ездил в Углич, оттуда в Мышкин и опять в Рыбинск.
С 20 по 24 октября святитель Тихон «для обозрения» посетил Данилов и Любим. В Данилове побывал в расположенном вблизи города Казанском женском монастыре. Там в день храмового праздника он отслужил обедню и провел крестный ход. Заметим, что эта обитель пользовалась особым расположением святителя. Там вскоре началось строительство огромного каменного собора в неорусском стиле по проекту петербургского архитектора В. А. Косякова – автора проекта Никольского Морского собора в Кронштадте. Собор Казанского монастыря в Данилове был освящен в 1918 году. Кажется, это был последний православный храм, освященный при новой, атеистической власти. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие тогда на долю святителя, он нашел возможность приехать в Данилов на освящение этого собора. В даниловском музее сохранилась фотография, где Владыка Тихон запечатлен вместе с инокинями обители.
Примечательна и поездка святителя Тихона в затерянный в ярославских лесах городок Любим. До этого визита ярославский Владыка не бывал здесь уже восемнадцать лет. С 27 по 30 октября 1907 года святитель ездил в Ростов и обошел все его знаменитые монастыри.
Столь же напряженным оставался ритм его жизни и в следующем, 1908 году. Здесь хотелось бы сделать одно замечание. Мне приходилось много заниматься памятниками архитектуры Ярославской области. Могу сказать, что и сегодня эти дороги – испытание для путешественника. А что же было там сто лет назад, во времена святителя Тихона?! Каких трудов и бытовых неудобств стоила ему каждая такая поездка!
Пожалуй, самым трудным было путешествие по епархии, предпринятое Владыкой в период с 20 по 27 июня 1908 года. На сей раз он решил осмотреть самый глухой угол своих владений: северо-восточную часть Пошехонского уезда. Святитель начал свой объезд из Рыбинска. Путь его лежал через села, расположенные вдоль пошехонского тракта, – Александровское – Петровское на Шексне – Огарково – Троицкое в Подъяблонном погосте (здесь он переночевал в доме священника) – Покровское на Клину. В Пошехонье Владыка отслужил молебен в городском соборе и отправился в близлежащий Адрианов монастырь. Обозрев обитель и остановившись в ней на ночлег, он на следующий день вернулся в Пошехонье. Отсюда, по словам местного летописца, «Владыка проследовал далее по трудному пути в Севастианов женский монастырь, отстоящий от города Пошехонья в двадцати пяти верстах»6. Это была истинная глухомань. До ближайшего села от монастыря было тринадцать верст. Но и там, в глуши, Владыка не остановился. Он отправился в Успенский скит, расположенный в глухом лесу в трех с половиной верстах от обители.
Из Севастианова монастыря святитель 25 июня под непрерывным холодным дождем отправился далее на северо-восток, в сторону Исакова женского монастыря. Немного отдохнув в монастыре, Владыка Тихон продолжил свой путь к селам Захарьевщина и Кукобой. Там, в Кукобое, местный уроженец купец И. А. Воронин строил огромный Спасский храм в неорусском стиле. Осмотрев строительство и поговорив с инженерами, Владыка отправился далее, на станцию Бакланка Вологодской железной дороги. В память о пребывании святителя в Кукобое остался освященный им родник в парке. Уцелел и прекрасный Спасский храм, который он освятил в 1912 году7.
Перечень поездок святителя Тихона по ярославским проселкам можно продолжать долго. В итоге он узнал свою епархию так хорошо, как едва ли кто другой из тогдашних российских иерархов. Кажется, он хотел видеть каждый храм, говорить с каждым из своих клириков. И не заботами ли святителя Тихона в 1908 году в Ярославле была издана без имени автора уникальная по полноте справочная книга со скромным названием – «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии»? Она и доныне служит незаменимым пособием для историков и краеведов, реставраторов и архитекторов.
Заметим, что маршруты поездок святителя были далеко не случайны. Он стремился в первую очередь посетить, так сказать, проблемные приходы, где требовалась поддержка неопытному или вразумление нерадивому пастырю. Иногда он не мог уклониться от приглашения посетить имение кого-то из «сильных мира сего». Иногда ему приходилось участвовать в разного рода официальных церемониях – награждениях отличившихся представителей духовенства, закладке и освящении храмов и т. п.
Владыка Тихон не только сам показывал пример «хождения в народ». Взойдя на кафедру, он тотчас отправил на обозрение приходов и своего викария, епископа Угличского Евсевия.
Знакомясь с пастырскими трудами святителя Тихона на посту Ярославского Владыки, мы должны обратить внимание не только на то, сколько верст он проехал по разбитым сельским дорогам, в дождь и холод. Важно и то, как он вел себя, что говорил при встречах с клиром и прихожанами.
Один из спутников Владыки рассказывал, что он любил приезжать внезапно. Его тяготили торжественные встречи и долгий ритуал. Он хотел видеть повседневную жизнь своей паствы. Случалось, он делал выговор священнику за беспорядок, грязь и запустение в храме. Особое внимание святитель Тихон обращал на расположенные в церковной ограде кладбища. Его возмущало пренебрежение к памяти предков – покосившиеся или лишенные перекладин кресты, заброшенные могилы. Он требовал от священника убедить родственников умершего следить за могилой либо, при необходимости, позаботиться об этом самому. Святитель не любил, когда священники докучали ему просьбами о переводе на другой приход. Он считал, что пастырю следует долгое время прожить на одном месте, чтобы досконально узнать свою паству.
Поучая и наставляя сельских клириков, святитель Тихон прекрасно понимал их тяжелое положение. Задавленные бедностью, вынужденные унижаться перед прихожанами, они несли свой крест смиренно и терпеливо. И потому обращение святителя с ними было исполнено сочувствия и любви. Сохранился рассказ очевидца о посещении Владыкой села Крест на дальней окраине Ярославля. Прибыв внезапно, он застал священника за уборкой картофеля на огороде. Перепуганный батюшка кинулся встречать епископа. Но испуг его вскоре сменился радостью. Очевидец этого эпизода рассказывал: «Ласковое, а не начальнически строгое обращение Владыки, его веселый и добрый взгляд ободрили священника... Вообще, наставления и замечания Владыки имели характер не начальнический и делались они не в виде строгого приказания, а в виде совета или наставления отца сыну, из желания добра от всего любящего сердца»8.
При каждом удобном случае святитель Тихон говорил поучение или просто беседовал с народом на различные церковно-нравственные темы. Показателен рассказ о его пребывании в Угличе и беседе с собравшейся толпой: «С редким вниманием была выслушана простая, сердечная и убедительная речь Владыки, а как совершенно свободная речь талантливого оратора – и с особенным удовольствием»9.
К сожалению, мы не имеем возможности коснуться всех сторон многогранной и плодотворной деятельности святителя Тихона в Ярославской епархии. Однако отметим сюжет, который, на наш взгляд, заслуживает особого внимания исследователей. Это отношения святителя Тихона с отцом Иоанном Кронштадтским. Известно, что они были знакомы и питали друг к другу глубокое взаимное уважение. Приведем только два факта. 29 июня 1907 года, в день Апостола Петра и Павла, святитель служил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска. Помимо представителей местного духовенства Владыке Тихону сослужил «кронштадтского собора настоятель протоиерей Иоанн Сергиев»10.
Летом 1908 года отец Иоанн Кронштадтский жил в устроенном им Вауловском скиту в Романов-Борисоглебском уезде Ярославской губернии. 28 июля святитель Тихон лично отправился в село Ваулово, где был на Литургии, совершенной отцом Иоанном, и потом беседовал с ним. К сожалению, мы можем только догадываться о содержании этой знаменательной беседы двух великих мужей Русской Церкви. Их сближала прежде всего общая тревога за судьбу России, предчувствие близкой катастрофы. В своем поучении в день празднования в честь Толгской иконы Божией Матери в сентябре 1907 года архипастырь восклицал: «Разделились отцы и дети, восстает брат на брата, и чуть не каждый день приходится слышать об убийствах, о пролитии крови, часто невинной. И стоном стонет Русская земля от междоусобной вражды!»11.
А год спустя в своем Слове на новый, 1909 год отец Иоанн говорил почти то же самое: «Всюду убийства; нет безопасности ни для кого – злые времена! Люди обратились в зверей... Ослабела власть; она сама ложно поняла свободу, которую дала народу; сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы...»12.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что период пребывания святителя Тихона на Ярославской кафедре – важнейшая часть его духовного пути. Здесь он впервые глубоко узнал жизнь русского крестьянства, его материальные и духовные нужды. Здесь он проникся тем чувством национального достоинства, национальной святости, которым были исполнены ростовские и ярославские святыни, и это чувство помогло ему с достоинством пройти тот крестный путь, который уготовала ему судьба.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ярославские Епархиальные ведомости. 1907. Часть неофициальная. С. 183.
2 Там же. С. 240.
3 Там же. С. 245.
4 Там же. С. 278.
5 Там же. С. 285.
6 Ярославские Епархиальные ведомости. 1908. Часть неофициальная. С. 610.
7 Борисов Н. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 147–155.
8 Ярославские Епархиальные ведомости. 1907. Часть неофициальная. С. 698–699.
9 Там же. С. 696.
10 Там же. С. 461.
11 Там же. С. 545.
12 Ярославские Епархиальные ведомости. 1908. Часть неофициальная. С. 920.Н. С. Борисов,
доктор исторических наук, профессор МГУ
Доклад на конференции «Роль Патриаршества в России», состоявшейся в Москве 27 мая 2005 года.