ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2005

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония
архимандрита Панкратия (Жердева)
во епископа Троицкого, викария Московской епархии

Преосвященный Панкратий, епископ Троицкий

       В заседании Священного Синода 20 апреля 2005 года под председательством Патриарха архимандрит Панкратий (Жердев), игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, избран епископом Троицким, викарием Московской епархии.
      
       1 июня 2005 года, в день отдания праздника Преполовения Пятидесятницы и памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии.

Речь архимандрита Панкратия при наречении

Исповедание Символа веры

Во время чина наречения

       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк; епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк. При наречении во епископа архимандрит Панкратий произнес речь:
       «Христос воскресе!
       Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец!
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       В сей великий и священный для меня день предстою пред вами и в вашем лице пред всею Церковью Христовой и Самим Господом нашим, чтобы принести исповедание мое и дать подобающий ответ на призвание мое к служению архиерейскому.
       Этого призвания страшились и всячески уклонялись от него великие отцы, светильники Церкви Христовой, почитая себя недостойными вступить на путь святительского служения. В час сей взываю по немощи человеческой: Боже, да мимоидет от мене чаша сия, но обаче не якоже аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26, 39), и, преклоняя главу под руки ваши, хочу, смирив себя, быть послушным Отцу Небесному даже до смерти (Флп. 2, 8). Посему подаваемый мне ныне крест приемлю и ничтоже вопреки глаголю.
       И да запечатлеет Дух Божий в сердце моем непостижимый образ истинного Архиерея – преподобного, незлобивого, безскверного, отлученного от грешник и выше небес бывшаго (Евр. 7, 26). Да будет всегда предо мною сей образ Великого Архиерея – страждущего Бога и истинного Человека. Да будет Он источником терпения и вдохновения на всех путях служения моего. И поскольку несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его (Ин. 13, 16), хочу сейчас настроиться не на почести, торжества, знаки любви и почитания, которыми благочестивый народ наш окружает носителей архиерейского сана, но по слову Господа: болий в вас, да будет яко мний: и старей, яко служай (Лк. 22, 26), хочу углубиться в тайну жертвенной любви, открытой нам во Христе: Болше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Да укрепит и меня благодать Божия в стремлении отдать свою жизнь, свои силы, свой покой для блага паствы, ибо пастырь добрый... душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 14–15).
       Пример такого самоотверженного служения Церкви и отечеству явил нам великий светильник Церкви Русской – святитель Московский Алексий. Сего апостольских догмат опасна хранителя, Церкви Российския пастыря и учителя я издавна благоговейно почитал и любил, и сознание того, что у раки с его святыми мощами сегодня совершится моя епископская хиротония, служит для меня благословением и утешением.
       Однако даже самые великие подвиги святителей древних времен отделены от нас прошедшими столетиями и мы не можем воспринимать их так ярко и непосредственно, как подвиг, совершаемый на наших глазах. Поэтому так важен для нас пример самоотверженного служения, которое совершает наш Святейший Владыка и отец и которое для служителей Церкви Христовой служит неиссякаемым источником вдохновения. Благодаря великим трудам Его Святейшества, вопреки небывалому напору сил тьмы на наших глазах происходят благодатные перемены в духовной жизни отечества – лучшие представители современного общества возвращаются к Православию, в котором видят духовную основу возрождения России.
       В наше время «собирания камней» восстановление и созидание монастырей и храмов, порушенных святынь становится одной из главных забот современного архипастыря, и потому на него иногда смотрят только как на администратора, смотрителя и благоукрасителя. Разумеется, и эти качества ныне, когда Церковь наша восстает из пепла, нужны. Однако еще нужнее истинные отцы, утешители, печальники, добрые пастыри.
       Как говорил преподобный Серафим Саровский, «у игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце». Должен он совмещать строгость соблюдения церковных правил с мягкостью сердечною, отзывчивостью и сострадательностью, чтобы теплота лучей Христовой любви согревала сердца людей. Мы видим, с какой жаждой приникают люди к чистому источнику церковного Предания, и мы должны облегчить им путь к Православию, раскрыть красоту и глубину нашей веры.
       Современные люди приходят в церковь, и в частности в нашу обитель, с такими глубокими душевными, духовными и часто телесными недугами, что мы должны, подобно доброму самарянину, лечить их прежде всего елеем милосердия, сострадательной молитвы и вином целительного слова ободрения, утешения и наставления. Но мы знаем, что стяжать милующее, сострадательное сердце можно только путем глубочайшего покаяния, многими молитвами, терпением и скорбями, через которые вселяется в нас смиренный и кроткий Дух Христов, который делает наше сердце милостивым, способным воистину плакать с плачущими, по слову преподобного Силуана Афонского: «На епископов ложатся скорби всей земли и души их влекутся любовью Божией и непрестанно молятся, чтобы испросить людям утешение в скорбях и мир всему миру. За их смирение и любовь любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим... Епископам дана великая благодать Святого Духа... Они, как орлы, восходят на высоту и оттуда зрят бесконечное пространство и разумом богословия пасут стадо Христово» (слово XIII. О пастырях).
       Услышав эти слова, как мне не устрашиться и не считать дерзким самомнением брать на себя крест такого служения. Но вот, воистину я верую от всего сердца и устами исповедую, что если столь великое событие совершается помимо моей воли, в духе послушания, смиренного повиновения воле Отца Небесного, подаваемой через Священноначалие, через отцов и наставников наших духовных, то благодать Божия, немощное врачующая, может восполнить многие недостатки, исправить возможные ошибки и все привести в конце концов ко спасению нашему и спасению вверенных нам душ.
       Ибо Бог мне свидетель, что с первых шагов моей жизни в Церкви я никогда не помышлял ни о каких степенях священства, но душа моя стремилась к уединению и молитве, к совершению в безвестности монашеского подвига, к борьбе со страстями и очищению сердца. Но судьбы Божии бездна многа, и воистину непостижимы пути Промысла Божия. Когда произнесены были мною у мощей Преподобного аввы Сергия монашеские обеты, то вопреки моим чаяниям по прошествии недолгого времени я был призван к священству и к несению весьма ответственных и нелегких послушаний сначала в Лавре, а затем, на протяжении уже двенадцатии лет, на Валааме.
       Здесь, посильно трудясь с данными мне братиями под мудрым руководством Вашего Святейшества над духовным и материальным возрождением столь значимой для нашей страны и для всего мира великой Валаамской обители, я на опыте познал, что Господь дает Свои дары не за самочинное подвижничество, каким бы благовидным оно ни было, а за отречение от своей воли, за принесение в жертву своих собственных желаний в смиренном подвиге послушания, которое смягчает и утончает сердце и творит его способным воспринять и удержать благодать Божию. Потому в своем будущем служении желаю поставить краеугольным камнем послушание Богу, так чтобы заповеди Его стали законом всего бытия моего, а также послушание Церкви через неукоснительное исполнение ее священных канонов и правил и основанное на них послушание Вашему Святейшеству и Священноначалию.
       Апостол Павел повелевает нам: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие (Евр. 13, 7), и мне хочется в сей час помянуть благодарным словом всех, кто помогал мне в моем становлении как христианина, монаха и священнослужителя, и принести им дань смиренной любви. В первую очередь приношу благодарность почившей матери моей, монахине Сергии, давшей мне незабываемые уроки самоотверженной любви, благословившей меня на путь монашества. Благодарю духовно возрастившего меня старца, дорогого батюшку архимандрита Кирилла за любовь, за святые его молитвы, за преподанное ныне благословение и доброе напутствие на предстоящее мне служение.
       Приношу сердечную благодарность Владыке Феогносту и братии родной Лавры Сергиевой, братии моей любимой обители Валаамской и прежде всего и больше всего нашему Святейшему Владыке и отцу, который в течение вот уже стольких лет дарит меня своим благоволением, отеческой заботой, терпением и любовью, доверием и действенной поддержкой, без которых ничего из того, что сделано на Валааме за эти годы, не могло бы совершиться.
       То, что мне предоставляется возможность оставаться на Валааме, на месте, освященном подвигами многих поколений отцов, в труды которых мы вошли и предстательством которых мы живем, где молитвами святых за прошедшие годы уже много сделано и где милостью Божией преодолено немало искушений и разных напастей, и по-прежнему пребывать среди любимой и любящей братии моей монашеской и посвящать себя пастырскому служению и иноческому деланию, является для меня великим благодеянием и источником новой радости и вдохновения, за которое приношу Вашему Святейшеству смиренное и теплое благодарение.
       Теперь же смиренно прошу Ваше Святейшество и вас, богомудрые архипастыри, вознести обо мне усердную молитву и благословить на предстоящий мне подвиг, чтобы даруемую мне ныне благодать мог я сохранять и возгревать, чтобы мог совершать служение мое Церкви и отечеству неосужденно и непреткновенно, чтобы было оно Богу угодным, народу Божию полезным и мне спасительным».

Хиротония архимандрита Панкратия

       2 июня 2005 года, в день обретения мощей святителя Московского Алексия, в Богоявленском кафедральном соборе в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого, викария Московской епархии.
       Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент; архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, Хабаровский и Приамурский Марк; епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

Перед вручением архиерейского жезла

       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, вручая епископу Панкратию архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
       Христос воскресе!
       Преосвященный епископ Панкратий! Приветствую и с любовью поздравляю тебя с принятием благодати архиерейства. Думаю, ты знаешь о бремени той ответственности, которая ныне на тебя возлагается. Прими свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием, как волю Божию, ибо, как говорит святой Апостол, «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере» (1 Тим. 3, 13).
       Твердо верь в то, что вседетельная благодать Святого Духа через возложение святительских рук укрепит тебя на новое служение Церкви Божией, помогая поступать достойно звания, в которое ты призван (Еф. 4, 1).
       Чаще вспоминай слова пастырских посланий святого Апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив... справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7–9).
       В служении Богу и людям все делай с любовью, ибо, по словам Апостола Павла, «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 1–7).
       Мы живем в непростое время. Многие недугуют слепотой, многие погружены в сумрак неведения путей Божиих. Оттого человеческие души обуревают опасности, служа причиной разделения и вражды, оттого людям дано узнать многие скорби и испытания.
       Всей жизнью своей мы призваны напоминать о присутствии Христовом в мире. Мы должны быть способными открыть славу Божию людям: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Подвиг исповедничества веры православной ожидает тебя, как каждого призванного к архипастырскому служению. Утверждай веру, укрепляй благочестие, возвещай истину, воспитывай в пастве преданность Святой Церкви и деятельную, созидательную любовь к отечеству.
       Большим утешением для тебя пусть является то, что на высоту епископского служения ты призван из дорогого моему сердцу Валаамского Преображенского мужского монастыря.
       Впервые на Валаам я вступил еще в раннем детстве вместе со своими родителями. Обитель произвела на меня неизгладимое впечатление. Как радостно было насыщаться от сладостной духовной трапезы – бесед со старцами Валаама, исполненными глубокой мудрости, огромного жизненного опыта и высокого духовного авторитета. Я не раз говорил, что мои первые посещения Валаамского монастыря во многом определили мой жизненный путь служения Христовой Церкви от первого прихода до Всероссийского Патриаршего престола.
       За пятнадцать лет Патриаршества я много раз бывал на Валааме. Я видел, как постепенно, словно птица феникс, возрождалась святая обитель, как возвращалось ее былое благолепие и духовное значение для России. Должен сказать, что в этом твоя, Преосвященный епископ Панкратий, большая заслуга. Еще очень многое из намеченного предстоит сделать, ибо тебе поручается и далее нести высокое и ответственное послушание игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.
       Нас не могут не радовать те изменения, которые произошли на Валааме за двенадцать лет твоего игуменства. Восстанавливается то, что было разрушено, вновь как места подвигов возрождаются скиты обители, завершается реставрация величественного Спасо-Преображенского собора. Многое сделано и для духовного возрождения обители. Этому возрождению и далее следует уделять особое внимание, чтобы братия обители укреплялись духовно и были носителями духовной силы, как приснопамятные насельники первой половины ХХ века – схиигумен Иоанн, иеросхимонах Ефрем, схимонах Николай, монах Иувиан и многие другие подвижники, в смирении совершавшие свой подвиг и открытые для мира, паломникам которого они передавали свой богатый духовный опыт и служили примером глубокой веры и любви Христовой. Будь тверд, непоколебим, всегда преуспевай в деле Господнем, зная, что труд твой не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58).
       Долгое время твоя жизнь была тесно связана с Лаврой Преподобного Сергия. Для тебя это было время духовного возрастания и обретения радости, ощущаемой только иноками. Верь, что великий авва Сергий не лишит тебя своего предстательства и помощи в предстоящем тебе служении.
       На путях твоего епископского делания да вдохновляет тебя сознание того, что хиротония твоя совершена в Богоявленском кафедральном соборе, столь богатом святынями и воспоминаниями о радостных и горестных событиях недавнего прошлого и тех молитвах, которые возносились здесь Первоиерархами нашей Церкви вместе с московской паствой.
       Хочу обратить внимание и на знаменательный день твоей хиротонии, который совпал с празднованием памяти богомудрого чудотворца, святителя Московского Алексия, Первосвятителя Российского. Мы верим, что в твоей хиротонии принимали участие не только святители нашей земной Церкви, но своим предстательством пред Престолом Божиим и молитвой о тебе в ней участвовал и святитель Алексий.
       Мощи зде почивающего великого архипастыря Церкви да подадут благословение на твое епископское делание. В знамение твоего служения в епископском сане тебе вручается этот жезл, который да будет опорой в препобеждении трудностей архипастырского подвига.

Первое архипастырское благословение

       Архимандрит Панкратий (в миру Владислав Петрович Жердев) родился 21 июля 1955 года в Перми. С 1970-го по 1980 год обучался на архитектурном отделении Пермского строительного техникума, затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института в Душанбе, куда переехала семья. После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе в Душанбе.
       В 1986 году поступил в Московскую Духовную семинарию, осенью того же года, после страшного пожара в Московских Духовных школах, вступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пострижен в монашество 3 июля 1987 года с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского.
       18 июля 1987 года хиротонисан во иеродиакона, а 8 июня 1988 года – во иеромонаха. Нес послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой Лавре Юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси, затем послушания помощника эконома, а потом – эконома Троице-Сергиевой Лавры, руководил возобновлением издательской деятельности Лавры. 17 июля 1988 года возведен в сан игумена, 4 мая 1990 года – в сан архимандрита.
       18 января 1993 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 23 декабря 1997 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архимандрит Панкратий назначен игуменом обители.
       Во внимание к усердным трудам и в связи с 15-летием возобновления монашеской жизни в обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий в 2004 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени.

Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Панкратий)