|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вера без дел мертва есть
К 25-летию основания
Художественно-производственного предприятия «Софрино»
В сентябре 2005 года Художественно-производственное предприятие «Софрино» отмечает свой двадцатипятилетний юбилей. Сегодня «Софрино» – это крупнейшее высокоразвитое современное производство, гордость России, главный поставщик предметов богослужебного назначения: икон, престолов, подсвечников, паникадил, потиров, ювелирных окладов богослужебных книг, свечей, облачений священнослужителей и другой продукции для православных приходов. В России, пожалуй, нет ни одного храма, где бы не было предметов, изготовленных софринскими мастерами. Каждый день в православных храмах возносится молитва за «благоустроителей», а значит, в том числе и за работающих на предприятии людей.
Страшные гонения на веру, которые принесла нашей стране Октябрьская революция, коснулись всех сторон жизни Русской Православной Церкви: были убиты сотни тысяч священнослужителей, разрушены тысячи храмов и монастырей, церковное имущество объявлено народным достоянием и разграблено. Были закрыты и все церковные предприятия. Только после Великой Отечественной войны, которая изменила отношение советской власти к Церкви, произошли перемены в различных сферах церковной жизни: было восстановлено Патриаршество, из лагерей и тюрем вышли на свободу многие священнослужители, были вновь открыты Духовные учебные заведения. Тогда же в подвалах Успенской церкви Новодевичьего монастыря открылись первые церковные мастерские. Даже в тех тяжелейших условиях из рук православных мастеров выходили уникальные произведения искусства, предметы высокой художественной ценности. Такова, например, серебряная чеканная икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому», изготовленная для восстанавливающейся Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона и по сей день находится над ракой со святыми мощами Преподобного Сергия в Троицком соборе Лавры.
Церковь нуждалась буквально во всем, в том числе в самых простых, но насущно необходимых вещах. В мастерских изготавливались свечи, нательные крестики, поминальные книжки... Это скромное производство и стало прообразом нынешнего «Софрино». В цехах трудились всего 80 человек.
Необходимого оборудования не было, не было и средств на его приобретение, а государственным предприятиям запрещалось помогать Церкви, поэтому приходилось оснащать цеха списанным оборудованием.
В то время Новодевичий монастырь принадлежал Государственному Историческому музею, и размещение цехов на его территории музейную администрацию не устраивало. Поэтому после десятилетнего пребывания в Новодевичьем все цеха, кроме иконного, были перенесены в село Алексеевское, в помещение при храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь тогда располагалась плодоовощная база. |
Территория, выделенная под строительство предприятия |
|
Строительство предприятия |
|
П. И. Булычев (5-й слева) и Е. А. Пархаев (3-й справа) с тружениками предприятия, начинавшими строительство |
|
Первый директор предприятия П. И. Булычев (слева) на стройке |
Несмотря на максимальную загрузку предприятия, количество выпускаемой утвари, свечей, икон не могло полностью удовлетворить потребности Церкви. Несколько раз на заседаниях Священного Синода поднимался вопрос о строительстве полноценного завода. В 1972 году государство выделило участок площадью около трех гектаров в поселке Софрино, приняв во внимание пожелание Святейшего Патриарха Пимена, чтобы завод находился неподалеку от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Выделенная территория представляла собой заброшенные, заполненные водой глиняные карьеры расположенного по соседству кирпичного завода. Прежде чем приняться за основное строительство, необходимо было осушить участок, засыпать его новым грунтом, обеспечить стройматериалами... Церковный завод не вписывался в плановую экономику советского государства, решать любые проблемы было крайне сложно. Атеистическое государство строило жизнь по своим законам: работа на предприятии не засчитывалась в трудовой стаж, его труженики были лишены социальной защиты... Работать сюда приходили только верующие, преданные Церкви люди. Завод строился энтузиастами, людьми, во всей полноте испытавшими гонения, презрение со стороны общества, где безбожие стало государственной религией.
В 1980 году была завершена постройка завода и оснащение его всем необходимым оборудованием. Все это стало возможным благодаря заботам устроителей, тружеников и первого директора «Софрино» – Павла Николаевича Булычева. В сентябре 1980 года состоялось торжественное открытие и освящение предприятия. В тот день Святейший Патриарх Пимен в присутствии членов Священного Синода, духовенства и многочисленных гостей передал труженикам «Софрино» свое первосвятительское благословение и патриарший завет: «В усердии не ослабевайте!» (Рим. 12, 11).
За несколько дней до торжественного открытия предприятия состоялось освящение домовой церкви во имя преподобного Серафима Саровского, и тогда же Святейший Патриарх передал храму частицу его святых мощей. Храм в «Софрино» стал первым в стране, освященным во имя Серафима Саровского после революции 1917 года.
Никакие крутые повороты истории не смогли помешать «Софрино» появиться на свет. И дальнейшее его развитие шло как бы вопреки обстоятельствам, предлагаемым временем. Как это ни парадоксально, но расцвет предприятия пришелся на труднейшие для отечественной экономики 1990-е годы. Празднование 1000-летия Крещения Руси стало поворотным моментом в истории Церкви, за которым последовало восстановление монастырей и храмов, открытие новых Духовных училищ, возрождение иконописи, архитектуры, церковного пения. Открылась новая, светлая страница жизни Церкви.
Необходимо было удовлетворить возрастающий спрос на продукцию предприятия, повысить ее качество, расширить ассортимент. В 1987 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена предприятие возглавил Евгений Алексеевич Пархаев, который трудился в мастерских с 1965 года. |
Святейший Патриарх Алексий с наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом (ныне епископ) и директором «Софрино» Е. А. Пархаевым в фирменном магазине предприятия на Пречистенке в Москве |
|
Настоятельница Покровского монастыря в Москве игумения Феофания (Мискина) в ювелирном салоне предприятия |
В начале 1990-х началась и успешно прошла реконструкция предприятия. Было закуплено современное оборудование, организованы новые участки и цеха, внедрены в производство новейшие технологии. В 1990–1992 годах построен шестиэтажный корпус. В кратчайшие сроки заасфальтировали территорию и подъездные пути к заводу, высадили более тысячи декоративных деревьев и кустарников. В настоящее время территория «Софрино» занимает 18 гектаров, построена типография и шесть больших ангаров под цеха и склады. В мастерских предприятия работают около трех тысяч человек. |
За изготовлением митры |
|
Закройный участок швейного цеха |
|
Швейный цех |
|
Роспись иконок для митры |
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил пожелание, чтобы храм предприятия был открыт не только для тружеников завода, но и для всех православных, желающих поклониться мощам преподобного Серафима Саровского. Новый храм был возведен за полтора года и освящен во имя преподобного Серафима Саровского 5 мая 1997 года Его Святейшеством Алексием II. Все в храме сделано руками заводчан.
Святейший Патриарх Алексий навещает предприятие, находит время лично общаться с тружениками «Софрино», благодарит за труды, благословляет. Многие сотрудники приходили к вере и принимали Крещение благодаря общению с воцерковленными коллегами и постоянной работе с церковными принадлежностями. Некоторые венчались, крестили детей в храме в «Софрино». При храме открыта воскресная школа, воспитанники которой имеют уникальную возможность прикоснуться к тайнам русских умельцев. |
В цеху церковной утвари |
|
Реставрация старинного ковчега |
|
За изготовлением царских врат |
|
За изготовлением иконостаса |
Налаживая производство, софринские художники и ювелиры брали за основу старинные образцы, изучали, разгадывали секреты древних мастеров. По крупицам собирали информацию о производстве церковной утвари. В середине 1980-х годов софринские мастера ездили в Грецию, где производство церковной утвари находится на высоком уровне, учились, перенимали опыт, советовались, как лучше организовать производство. Теперь софринская продукция известна далеко за пределами России, стала ярким явлением отечественного художественного и ювелирного искусства. «Софрино» принимает участие во многих выставках и ярмарках: в России, Германии, США, Франции, Испании, Финляндии, Израиле, Мексике. В Греции есть магазин с продукцией софринского предприятия. |
В ювелирном цеху |
|
Золочение деталей иконостаса сусальным золотом |
|
Участок реставрации икон |
|
Участок храмовых икон |
|
Участок художественного литья |
В «Софрино» была восстановлена технология сусального золочения, предприятие стало выпускать богато украшенные позолоченной резьбой иконостасы, отделанные ручной и машинной резьбой. Были освоены художественные промыслы, один из них – скань, который также называют филигранью.
Это сложное орнаментальное украшение из тончайшей проволоки, ажурное или напаянное на металлический фон. Сканью, как изящным кружевом, с вплетенными в нее жемчугом, бирюзой, стразами украшены оклады икон и богослужебных книг, пасхальные яйца, панагии, дарохранительницы. Широко используется сочетание техник: скань, расцвеченная эмалью, живопись по эмали, гравирование и золочение.
Крупнейшее производство завода – иконное. Здесь пишут большие храмовые иконы для иконостасов и киотов. Настольные иконы – миниатюры с образами святых, сценами из Священной истории – выполнены опытными профессиональными художниками и высококвалифицированными мастерами, в совершенстве владеющими техникой обработки дерева, всевозможными приемами резьбы и отделки, особыми секретами мастерства, возрожденными благодаря изучению лучших творений ХVI–XIX веков. Среди выпускаемых заводом икон и ювелирных изделий есть подлинные произведения искусства, которые невозможно повторить. Работы софринских ювелиров по красоте филигранных узоров, богатству красок горячей эмали не уступают лучшим образцам изделий ювелиров таких прославленных фирм, как фирмы Хлебникова и Фаберже.
|
За сборкой престола |
|
Участок монтировки изделий в литейно-сборочном цеху |
|
Сборка купели |
Мастера швейного цеха тоже возрождают традиционное русское художественное ремесло: шитье золотом, серебром, жемчугом, лицевое шитье – иконные изображения, вышитые по рисунку иконописцев. Шьются жемчугом оклады на иконы.
Новое высокотехнологичное оборудование типографии позволяет печатать иконы – старинные и новописанные, местные чтимые образы, образы святых с тиснением и серебряной фольгой. Печатаются настенные календари, буклеты, приглашения, свидетельства о венчании, крещении, открытки к православным праздникам: Рождеству, Крещению, Пасхе.
Неизменная жертва Господу – свеча. Софринский свечной цех сохранил приверженность старым принципам изготовления свечей, использует только первосортное сырье. В цехе производят требные свечи высочайшего качества, свечи венчальные, пасхальные, архиерейские. Последней разработкой предприятия стали цветные праздничные свечи, для производства которых завод приобрел специальные автоматы. В скором времени начнется выпуск ароматизированных и плавающих свечей. |
Свечной цех |
|
Сборка семисвечника |
|
Изготовление киотов к отреставрированным иконам |
|
Участок сувенирных свечей |
|
Золочение кресла-трона |
|
В литейно-сборочном цеху |
Выпуская весь ассортимент церковной продукции – от кисточки для елеопомазания до храмовых куполов, в «Софрино» стремятся достичь максимального качества, соответствия всем церковным канонам. Самое важное, чтобы все производимое на заводе органично вошло в богослужебную жизнь, могло приносить радость людям. На предприятии работает художественный совет, в который входят люди, хорошо знающие церковную историю, искусство, традиции: художники, священники, преподаватели Московских Духовных семинарии и академии. Мастера завода могут выполнить или воспроизвести практически любое изделие по сохранившимся эскизам. Так, в «Софрино» было заново сделано утраченное паникадило Спасо-Андроникова монастыря. Овладение древнерусскими техниками с их богатством декоративных возможностей не сделало мастеров простыми подражателями. У каждого свой подход к материалу, орнаменту, свои приемы. Лучшие их изделия не копируют древнерусские мотивы и формы, но вместе с тем глубоко национальны, только исполнены с помощью современных художественных приемов.
Вся продукция освящается настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в «Софрино» протоиереем Вадимом Поликопой. |
За просмотром тиража календарей в типографии |
|
Святейший Патриарх Алексий и архимандрит Феогност в типографии предприятия |
|
Директор ХПП «Софрино» Е. А. Пархаев с прихожанками храма преподобного Серафима Саровского |
Деятельность предприятия не ограничивается только выпуском продукции. Находясь на самофинансировании, «Софрино» отчисляет средства на благотворительность. Широко осуществляются социальные программы, в рамках которых финансируется восстановление и реставрация храмов Русской Православной Церкви. Под опекой Художественно-производственного предприятия «Софрино» находятся одинокие и престарелые жители поселка Софрино, обеспечивается питанием детский приют Стефано-Махрищского монастыря. На средства предприятия построена большая благоустроенная поликлиника, реконструируется железнодорожная станция «Софрино», проводятся ежегодные ремонты школ, интернатов и детских садов, перечисляются средства в управление социальной защиты населения, на нужды Общества многодетных семей, в управление культуры и образования, на строительство спортивных сооружений в подмосковном городе Пушкино.Т. Желевская
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Святейший Патриарх Сербский Павел на предприятии «Софрино», где была изготовлена икона преподобного Серафима Саровского в дар сербскому народу |
|
Участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года в выставочном зале предприятия |
Редакция «Журнала Московской Патриархии» поздравляет Художественно-производственное предприятие «Софрино» со славным юбилеем и желает успехов в деле благоукрашения православных храмов, восстановления православных святынь и духовного возрождения нашего отечества.