ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2005

ПРОПОВЕДЬ

Молитвы на озере

       Святитель Николай (Велимирович; 1881–1956), епископ Охридский и Жичский, – выдающийся сербский архипастырь и богослов XX столетия, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 1991 году.
       Прожив долгую, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей по Бозе жизнь, святитель оставил богатейшее духовное и литературное наследие. Выдержки из его книги «Молитвы на озере», представляющей собой удивительно проникновенную, искреннюю беседу человеческой души с Богом, мы предлагаем вниманию наших читателей.

Господи, претвори заботы мои в моления!

       Рабы ленивые! Вот что говорит Господь живота и Победитель смерти: можете ли рост свой увеличить хотя бы на локоть? Можете ли хоть один волос свой белым или черным сделать? Если и сего не можете, что же о большем печетесь? Хозяин, рабов нанимающий, дает им ниву, и орудия, и пищу. Кольми же паче Отец ваш Небесный рабов Своих одаривает!
       Рабы ленивые, Господь вам дает силу служить, так что не вы служите, но Господь через вас служит. Если бы могли вы одну-единственную службу без Бога сослужить, были бы боги и Бога бы не было. Если бы могли, отняв жизнь одну-единственную, воскресить умершего без присутствия Божия, были бы вы боги и Бога бы не было. Когда завершите службу свою, это Господь завершил службу Свою, вы же – рабы ленивые.
       Сказал я ногам своим: не своей силой вы ходите, и рукам: не своей силой созидаете, нервам сказал: не своей силой чувствуете, и сказал уму своему: не своей силой мыслишь. Вся осторожность моя не может жизнь мне сохранить и в одной-единственной ночи непроглядной. И весь труд жизни моей не даст мне и на единый день пропитания.
       И хлебу сказал я: не ты питаешь меня, но Тот, Который соделал тебя питающим. И воде сказал: не ты поишь меня, но Тот, Который с тобою в меня входит незримо. И сказал свету: не ты светишь мне, но Тот, у Кого заимствуешь.
       Чада земные, все вы рабы ленивые. Стихии природные, все вы рабы ленивые. И вы, светила небесные, все вы рабы ленивые. Всуе служение ваше, если не служит Некто, Кто вас сильнее. Ложны обещания ваши, если не исполнит их Некто, Кто вас щедрее. Все заботы ваши словно терние, что сами на пути своем сеете. Не вызовут они ни капли дождевой, но сделают засуху засушливей. Не прибавляют они жизни, но множат немощи.
       Рабы ленивые, в молитвы обратите заботы свои, как лед обращается в воду бегущую, и пожнете жатву нежданную. Молитесь Господину жатвы и тогда познаете, сколь заботы ваши были напрасны и погибельны.
       Что пользы свирели беспокоиться о том, запоет ли? Не произведет забота ее ни звука единого, пока играющий не приложит ее к устам своим. Почитайте себя ничем, не ищите прав себе – и все вам приложится. И когда исполнять станете и познаете, будете уже не рабами ленивыми, а вестниками и сынами Отца и облечет вас Отец в злато и порфиру славы Своей.

Господи, избавь душу мою от самообольщения!

       Избавь от самообольщения душу мою, Господи, да и тело мое от греха избавится. Избавь душу мою от превозношения безумного и гнева жгучего, да и тело мое перестанет разжигаться и безумствовать.
       Дух плоть себе творит, как орган речи, как образ свой. Бессловесна и неподвижна плоть к добру и злу, если душа не заговорит. Не узнает тело прелюбодеяния, если душа ему не скажет. Прелюбодеяние в сердце совершается; тело видимым образом повторяет сотканное тончайшими нитями в тайниках сердца.
       Друзья мои, смотрите на женщину так, как она сама на себя смотрит, и, подобно струпьям, спадет пелена обольщения с очей ваших. На всякое существо его глазами смотрите и не с вожделением смотреть станете, а с состраданием.
       Господи, освятивший брак, освятил Ты и безбрачие. Имеющих мудрость и силу жизнь свою, от Тебя исшедшую, Тебе посвятить Ты благословил. И тех, кто вместить сего не может и не может жизнь свою в себе удержать, благословил Ты, дабы могли они поделиться ею и через жену дать жизнь новую.
       Самообольщение мужчины – в мысли, что влечет его женщина. Се, невостребованная жизнь в нем, она его толкает к женщине, ибо хочет быть востребованной.
       Ты – жизнь, Господи, Ты – жизнь и свет. Ты – свет, Господи, и не желаешь быть во тьме сокрытым и не светить. Блажен Тебя в себе познавший и дающий Тебе светить в душе и теле своих.
       Неважно, в плоти единой или в разделенной светить Ты будешь, Ты желаешь светить и землю освящать и наполнять ее жизнью Своей и светом Своим.
       Блаженна та жена, что от самообольщения очнулась, и, мужа узнав так, как он себя знает, вожделение оставила и исполнилась сострадания. И носит жизнь в себе с трепетом и достоинством, словно небо носит. Блажен познавший благовременно, что прелюбодейство оскверняет святыню и убивает жизнь.
       Опасны шутки с Богом, чада земные. Лучше вам с огнем играть, чем с Господом шутить. Жизнь, от Бога приходящая, не опиум для наслаждения мимолетного, после которого самообман открывается и стыд и унижение тяжкой глыбой ложатся на сердце, безумным желанием опустошенное. Избавь от самообольщения душу мою, Господи, да и тело мое от греха избавится.

Господи, научи мя прощать!

       Посмотрел Отец Небесный на землю и увидел меня, неправдой человеческой израненного, и сказал: не мсти. Кому мстить мне, Господи? Веренице стад, ведомых на заклание? Отомстит ли врач больному, проклинающему его с одра смертного? Кому мстить мне, Господи? Снегу тающему, траве увядающей? Отомстит ли гробовщик сошедшему во гроб? Кому мстить мне, Господи? Невеждам, думающим, что могут зло причинить кому-то, кроме самих себя? Отомстит ли учитель ребенку неграмотному за то, что писать не научился?
       Вечность да будет мне свидетелем, что все, кто скор на месть, медлителен в чтении и познании тайн ее. Время да будет мне свидетелем: все мстившие яд в себе копили и ядом этим стерли имена свои из Книги жизни.
       Мстители, чем похвалитесь перед противниками своими, как не тем, что умеете повторять их зло? Не говорите ли вы тем самым: и мы не лучше вас? Бог мне свидетель: вы и противники ваши в одной мере безбожны и на добро не способны.
       Видел я, как черешня, с которой дети содрали кору и сожгли, давала им сочные плоды. Видел я, как корова, которую люди обременяли непосильно, терпеливо давала им молоко. И слезы хлынули из глаз моих: почему природа более милосердна к людям, чем человек к человеку?
       Мстители, природа да будет мне свидетелем: тот лишь сильнее злодеев своих, кто бессилен повторить дела их. Но нет конца мести, и потомки продолжают дела предков своих и уходят, оставляя их незавершенными. Широкой дорогой спешит зло к битвам новым, от каждой получая силы и умножая свиту свою. Мудрый уклонится с дороги и даст мести промчаться мимо, пока она не обессилет и не упадет.
       Кусок хлеба скорее утихомирит лающих собак, чем камни, в них летящие. Учащий людей заповеди «око за око» учит их, как сделаться слепыми. Кому мстить мне, Господи, Отче мой Небесный? Веренице стад, ведомых на заклание? До чего жалки злодеи и мстители! Подобны они скоту, на заклание идущему, который, не зная, куда идет, бодает и забивает друг друга еще задолго до бойни.
       Не ищу мести, Отче мой, не ищу мести, но ищу, чтоб дал Ты мне слез море, которым мог бы я оплакать боль идущих на заклание и, куда идут, не знающих.

Господи, благослови врагов моих!

       Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
       Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
       Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои. Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
       Они мучили меня, когда я от мук бегал. Они поносили меня, когда я льстил себе. Oни плевали в меня, когда я был горд собой. Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем. Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом. Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним. Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь. Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна. Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
       Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих. Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня. Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным. Да истают надежды мои на земное, как паутина. Да воцарится смирение в душе моей. Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости. Да соберу на небесах все сокровища свои. Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной. Враги открыли мне то, что не многим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого. Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
       Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья. Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих. Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает. Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу. Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Господи, сожги мя на алтаре Твоем!

       Был я пастырем овец, и возвысил Ты меня быть пастырем человекам. Находил я овцам пастбище зеленое, и были они довольны. Людям в пищу предлагаю Тебя, и многие не хотят вкусить. Щемит сердце мое от скорби, Господи, глаза мои полны слез, ибо многие не вкушают Тебя, но ищут пищи на нивах голода.
       Не туда, братья мои, не туда грядете вы: то нивы глада и они только умножат голод ваш. И, обезумев от голода, друг на друга броситесь и поглотите, но не насытитесь. Овцы приходящим от Бога питаются, вы же для того люди, чтобы Богом питаться.
       Если люди станут питаться пищей овчей, для чего было Богу создавать и овец, и людей? Что есть овца, если не трава, которой она питается? А вы призваны богами быть, оттого Бог предлагает Себя в пищу вам.
       Господи мой, падаю на колени пред Тобою и молю о милости. Оскудели верой священники Твои, потому многие люди Тебя не хотят вкусить. И пустует пастбище Твое богатое. Хороший пастырь овец нехорош для людей. Зачем не оставил Ты меня быть хорошим в малом, но поставил быть негодным в большом?
       Когда был я пастырем овец, и тогда я был священником Твоим. Каждой травинки касался посох мой пастырский, и, припадая грудью к земле, вслушивался я в дыхание ее, и лежал на спине, глядя на грозное пламя небесное. И касался челом росистой листвы в горных лесах, и обнимал жалостливо ели высокие, грозой сломленные. И читал имя Твое, написанное пламенем по всей земле, и чувствовал, как горит подо мной каждая пядь и глаголет: я есмь алтарь Всевышнего. И величие Твое наполняло меня восхищением; и луга, и дубравы, все воды и суша наполнялись восхищением моим. А когда возрос, то познал до невыразимой дрожи, что Ты еще ближе мне, чем предчувствовал я в полях детства моего. Познал я, Господи, что я есмь земля, в которой Ты горишь и глаголешь. Познал я, Владыко мой, что странник я в самом себе, а Ты – Хозяин и Господин.
       И познание сие повергло меня в ужас, пронизавший до мозга костей. И сказал я себе: не свой дом осквернял ты, но чужой. И не на себя навлекал позор, но на Другого. И не себя оскорблял, но Хозяина, в Чьем доме ты гость. И бросал грязью не в свечу, а в солнце внутри себя.
       Какое крещение смоет позор мой пред Тобою? Какое покаяние грех мой пред Тобою изгладит? Помоги мне истребить себя, грешного, и родиться заново, словно чистому младенцу без прошлого. Помоги мне, Отче мой.
       Идолы языческие требуют от жрецов своих известной меры мудрости. Сколько же мудрости потребно священнику Бога Живаго! Идолы требуют известной меры чистоты. Сколько же чистоты солнечной потребно тому, кто служит Богу богов! Идолы требуют известной меры сил от служителей своих. Какой же силою должен быть препоясан служитель Вседержителя всесильного!
       Всевышний Отче мой, очисти жизнь мою и сотвори ее жертвой на Твоем жертвеннике. Когда был я пастырем овец, плакал я над каждым ягненком закланным. Сотвори мя невинным, подобно ягненку, и сожги на алтаре Твоем, Господи и Боже мой.

Господи, Мудрость моя, спаси меня от празднословия безумного!

       Праздные разговоры ведут люди, отпавшие от Тебя, Мудрость моя. Безверие о делах рассуждает, о вере – бездельники. И всякий высмеивает то, чего не имеет, а то, что имеет, до небес превозносит.
       Пока Ты, Господи, наполняешь мой дом дыханием Своим животворящим, забываю спросить Тебя, что важнее: дела или вера? Если же оскорбляю Тебя и отпадаю от Тебя, увлекаюсь разговорами праздными и горячо то одних, то других поддерживаю.
       Ибо без Тебя я флюгер на печной трубе, каждому ветру вторящий. Когда поднимется ветер веры в душе моей, вторю тем, кто оставил дела и стоит за веру; когда колыхнется во мне ветер делания, – тем, кто веру оставил и стоит за дела. Но в присутствии Твоем всесмиряющем не бывает ветров, колебаний и разделения вещей. Не чувствую тогда веры и дел не вижу, Тебя лишь одного вижу и чувствую. Поистине, Ты не вера моя, Ты – видение мое. И Ты – не мое делание, но я – Твое делание. И вновь говорю: не Ты моя вера, а я вера Твоя и Твое доверие.
       И говорю празднословящим: кто имеет веру правую в Бога Живаго, тот возлюбил молчание. И кто делает правое дело Божие, тот охотнее молчит. Кто создал веру себе из своего вымысла, тот спорит о вере. И делающий от себя восхваляет дела свои.
       У человека веры на душе тишина глубокая, глубже дна морского. Ибо мудрость Божия рождается и обитает в тишине глубокой. Делатель дела Божия хранит молчание глубокое, глубже молчания металла в недрах горы. Ибо прислушивается он к приказам и исполняет их, и снова прислушивается, и некогда говорить ему.
       Говорю в дела верящим: разве молитва моя не делание и изменение себя самого? Не во мне ли весь мир от сотворения и до конца времен, вся нищета и нечистота его? Воистину, несмь без дела: когда обливаюсь потом и слезами в молитве, несу я тяжкий крест милостыни нищим души моей, и врачевания больных ее, и изгнания духов нечистых.
       Говорю в веру верящим: разве не пробуждаю я веру в соседях своих добрыми делами, которые творю? Разве дело мое в мире – не дело песни моей, не псалом спасенного среди неспасенных? Кто остановит песнь мою в гортани души преисполненной? Кто остановит биение воды в источнике? Бранятся ли русалки из источника с русалками речными: чья вода полезнее? Воистину, не будь источника, и реки бы не было.
       Господи мой, не удаляйся от меня, да не умрет душа моя от препирательства праздного. Молчание в присутствии Твоем взращивает душу мою; празднословие в разлуке с Тобой раздирает и превращает ее в лен истрепанный.
       Прислушался я в последний раз к перебранкам людским и, махнув рукой, удалился. Се, не спор истинно верующих с истинными делателями дела Твоего. Нет, перебранка рабов маловерных и зловольных. То маловерные препираются с пустословами светскими. То иссякший источник бранится с ручьем пересохшим.
       Пока были полны, оба пели одну песнь радости и в радости окликали друг друга. Сие же перебранка праздноверующего с праздноделающим. Какой союз у меня с ними? Что привязывает меня к ним, кроме жалости, что отпали они от Твоего сияния?
       Преисполни храм души моей, Животворящий Душе, да ослепну к видению гневных лиц бранящихся и оглохну к речам их безумным. Отошли они от Тебя, Радость моя, потому и ведут разговоры безумные. Поклоняюсь и молюсь Тебе, привяжи душу мою к Себе тысячами лучей солнечных, да не отойдет от Тебя и не сорвется в пропасть холодную.

Господи, утверди во мне образ Твой, чтобы узнал Тебя, когда придешь!

       Приходил Желанный и снова придет, а вы говорите: кто нам докажет, что Он – Бог?
       Спрашиваю вас, братья мои, во тьме живущие, и ответьте мне на то, о чем спрашиваю. Если бы уговорили вы Бога сойти на землю, каким желали бы Его видеть?
       Человеком бы желали видеть Его, прекраснее всех сынов человеческих, всех сынов человеческих могущественнее и в слове, и в деле. Желали бы видеть Его прекрасным царевичем, не надменным, но, словно ягненок, кротким, входил бы Он под кров наш, пил с нами и ел и делил бы с нами все, кроме немощи нашей и грехов. Тогда, говорю вам, сами доказали вы, что Бог был посреди нас.
       Желали бы видеть Его человеком, хотя мог Он явиться в любом теле. Когда говорит, говорит как власть имеющий, как ни один человек говорить не может. Когда ходит по земле, ходит не как раб и наемник, но как господин. Ветер и вода подвластны Ему, люди за Ним следуют, бесы бегут от Него. Желали бы видеть, чтобы людям помогал изо дня в день: утешал скорбящих, исцелял больных, воскрешал умерших. Такого Бога желали бы мы видеть среди нас. Тогда, говорю вам, сами доказали вы, что Бог был посреди нас.
       Желали бы видеть в Нем не царя с богатством земным, преходящим, и преходящим воинством, и не в блеске, который померкнет, но желали, чтобы был Он выше, чем царь. И желали бы видеть Его не просто пророком, но Тем, о Котором от начала времен пророчествовали, Который бы смел сказать, что Он больше времени, Который пророчествовал бы нам о том, что будет в конце и после конца времен. И желали бы видеть Его не священником, но первосвященником, в Котором троих узрим – Бога, священника, жертву. Такого Бога мы желали видеть посреди нас. Тогда, говорю вам, сами доказали вы, что Бог был посреди нас.
       Желали бы мы, чтоб скоро пришел и быстро ушел, ибо не смогли бы долго выдержать присутствия Его. Но, когда уйдет, желали бы, чтобы слово Его разносилось во времени и пространстве, не зная границ и препятствий, и чтобы от стоп Его земля огнем небесным горела, до тех пор пока существует. Тогда, говорю вам, вы сами доказали, что Бог был посреди нас.
       Приходил Желанный, приходил таким, каким только люди желать могли, и лучше, чем могли желать, – лучше, сильней и прекрасней. А люди, люди и тогда говорили: кто докажет нам, что Он – Бог?
       Снова придет Желанный, душа моя. Как молния, пронесется Он и, если не узнаешь Его, улетит, и больше не увидишь Его. Восстань, душа моя, не спи, но бодрствуй. И укрепи в себе образ Желанного, образ истинный, чтобы узнать Его, когда придет.
       Извергни из себя мирские образы, вся исполнись Его образом, от востока до запада, от юга до севера, чтобы узнала ты Его, когда придет. Ибо, как молния, пронесется Он, а ты будешь повторять в полусне: кто докажет мне?.. Если не докажешь сама себе, никто не докажет тебе. Если не докажет жизнь твоя вечная, вечная смерть докажет.

Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия!

       Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают. Дети и святые – граница между царством бытия и тенью небытия. Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть глубокую. Вообразили попечители, что они родители, и управляют Твоими детьми, как своим имением. Воистину, не управляют, а калечат и уродуют.
       Чужих детей присвоили себе, попечители, и будете вы отвечать за кражу и разбой. И та жизнь, что в вас есть, – не ваша; не ваша и та, которая через вас родилась. Ничего не принадлежит вам, кроме зла, которое внутри вас, и будете вы отвечать за кражу и разбой. Будете отвечать за кражу, ибо чужое своим назвали, и за разбой, ибо чужое изувечили и разрушили.
       Нет на земле родителей. Родитель – на небесах. На земле одни попечители. Те, что назвали себя родителями, – воры и разбойники. На земле одни попечители, и это уже большая честь. Дал вам Бог на попечение драгоценнейшее из сокровищ Своих. И это большая честь.
       Блаженнее тот, кто не родился и не имел никого на попечении своем, нежели вы, если попечение ваше – соблазн душ и умерщвление. Зачем вы детям радуетесь, если не бодрствуете над ними как над небесными Ангелами? Зачем о них сокрушаетесь, когда рано оставляют вас и бегут к Ангелам? Чужому радуетесь и о чужом сокрушаетесь.
       Не пекитесь о благополучии тел детей ваших, ибо и лисицы для лисят сие делают. Пекитесь о Боге в душах детей ваших, а Господь Родитель об остальном постарается. И то, что в муках собираете детям своим, Он без муки соберет им быстро и легко.
       Не изгоняйте Бога из детей ваших, ибо изгоните из них счастье и покой, благоденствие и здравие. Если оставите всю землю богооставленным, алчущим ее оставите, которые поглотят все и от голода умрут.
       Старайтесь не о куске хлеба для детей своих, старайтесь о душе и совести. И не будут нуждаться дети ваши, и вы благословенны будете на земле и на небесах. Пекитесь о чужом имении более, чем о своем, и награда вам будет немеренной.
       Дети царские отданы вам в попечение. Воистину, велика награда тем, кто сбережет царевичей и не изгладит имени Родителя из их памяти. Через детей Царь глядит на вас вопросительно и ждет ответа вашего. Если ответ ваш смертоносным будет, Царь оставит детей и станете о трупах заботиться.
       Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные восстают на Тебя. Детьми и святыми испытываешь Ты мир, Господи. Трезвись душа моя, трезвись, да вовек не согрешишь.
       На Охридском озере, 1921–1922 годы

Святитель Николай (Велимирович; † 1956)

       Печатается по: Святитель Николай Сербский. Молитвы на озере / Пер. с сербского С. Луганской. М., 2002.